Биохимия крови у детей норма и расшифровка результатов таблица: Биохимический анализ крови у детей: расшифровка, отклания от норм

Содержание

показатели нормы в таблице и расшифровка результатов

Показатель

Его значение

У новорожденных

У детей от 2 месяцев до года

У деток старше года

Общий белок

Показывает общее содержание белка в крови ребенка.

45-70 г/л

51-73 г/л

от 12 до 24 месяцев – 56-75 г/л;

старше 24 месяцев – 62-82 г/л

Альбумины

Являются одной из фракций белков крови, отвечают за перенос разных веществ (гормонов, лекарственных препаратов, билирубинов, жирных кислот и других), а также за поддержание давления.

30-45 г/л

35-50 г/л

37-55 г/л

Глобулины

Также являются белковой фракцией и представлены 4 типами. Они участвуют в транспортировке гормонов и микроэлементов, работе ферментов, функционировании иммунной системы.

25-35 г/л

25-35 г/л

25-35 г/л

С-реактивный белок

Один из показателей активности воспаления. Его учитывают при диагностике ревматизма.

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Билирубин общий

Пигмент, появляющийся вследствие распада гема в гемоглобине.

17-68 мкмоль/л

8,5-21,4 мкмоль/л

8,5-21,4 мкмоль/л

Билирубин связанный

Пигмент, который соединился в печеночных клетках с глюкуроновой кислотой. Его также называют прямым.

4,3-12,8 мкмоль/л

0,83-3,4 мкмоль/л

0,83-3,4 мкмоль/л

Билирубин свободный

Очень токсичная форма билирубина, которую также называют непрямым билирубином. Определение этих форм по отдельности важно для дифференциальной диагностики желтухи.

12,8-55,2 мкмоль/л

2,56-17,3 мкмоль/л

2,56-17,3 мкмоль/л

АЛТ

Фермент, который относят к аминотрансферазам. Его определение важно для диагностики заболеваний печени.

Менее 40 Ед/л

Менее 40 Ед/л

Менее 40 Ед/л

АСТ

Еще один фермент класса аминотрансфераз, количество которого определяют для оценки состояния печени.

Менее 40 Ед/л

Менее 40 Ед/л

Менее 40 Ед/л

Щелочная фосфатаза

Фермент, определение которого помогает на ранней стадии выявить острый лейкоз.

Менее 150 Ед/л

Менее 644 Ед/л

Менее 644 Ед/л

Глюкоза

Моносахарид, образующийся в организме в результате переваривания всех углеводов. Выступает источником энергии для клеток.

От 1,7 до 4,7 ммоль/л

От 3,3 до 6,1 ммоль/л

От 3,3 до 6,1 ммоль/л

Креатинин

Соединение, которое образуется в результате белкового обмена в мышечной ткани. Его уровень важен при диагностике состояния почек.

От 35 до 110 ммоль/л

От 35 до 110 ммоль/л

От 35 до 110 ммоль/л

Мочевина

Вещество, появляющееся в процессе распада молекул белка. Уровень мочевины учитывается при определении состояния почек.

2,5-4,5 ммоль/л

3,3-5,8 ммоль/л

4,3-7,3 ммоль/л

Липиды

Показывают общее количество жиров в крови ребенка.

4-5 г/л

5-7 г/л

5-7 г/л

Холестерин

Органическое вещество группы жиров, важное для клеточных мембран и синтеза гормонов.

1,6-3 ммоль/л

1,8-4,9 ммоль/л

3,7-6,5 ммоль/л

Триглицериды

Один из типов липидов, наиболее распространенный в организме.

0,2-0,86 ммоль/л

0,39-0,93 ммоль/л

0,4-1,86 ммоль/л

Бета-липопротеиды

Белковые вещества, отвечающие за транспорт липидов.

1,5-3,5 Г/л

1,4-4,5 Г/л

3,5-5,5 Г/л

Калий

Один из жизненно важных элементов, влияющий на кислотно-щелочной баланс, мышечные сокращения, транспорт веществ через клеточные мембраны, активацию ферментов.

4,5-6,5 ммоль/л

4-5,6 ммоль/л

3,6-5,1 ммоль/л

Кальций

Элемент, от которого зависит здоровье костей, работа сердечно-сосудистой системы, свертываемость крови, сокращение мышц и многие другие процессы.

2,2-2,5 ммоль/л

2,3-2,8 ммоль/л

2,3-2,8 ммоль/л

Натрий

Элемент, важный для образования желудочного сока, работы почек, щелочного равновесия крови.

135-155 ммоль/л

133-142 ммоль/л

132-156 ммоль/л

Фосфор

Элемент, участвующий в биохимических реакциях в организме, а также важный для зубов и костей.

1,8-2,7 ммоль/л

1,3-2,3 ммоль/л

1-1,8 ммоль/л

Биохимический анализ крови у детей, его расшифровка, показатели и подготовка

 

Биохимический анализ крови у детей — лабораторное исследование, которое используется с диагностическими целями. Его результаты помогают выявить воспалительные и дегенеративные заболевания, чтобы незамедлительно приступить к их лечению. Проведение процедуры также позволяет оценить состояние здоровья ребенка.

Биохимический анализ крови у детей помогает всего за сутки обнаружить заболевание и быстро начать лечение

Для чего нужно исследование

Биохимический анализ крови у детей — метод лабораторной диагностики, позволяющий оценить работу печени, почек, поджелудочной железы и других внутренних органов. Он информативен в выявлении аутоиммунных патологий, эндокринных и метаболических расстройств. Исследование помогает обнаружить видовую принадлежность патогенных микроорганизмов, установить их чувствительность к лекарственным средствам.

В процессе диагностики определяются параметры органических соединений — протеинов, сиаловых кислот, серомукоидов, С-реактивного белка, билирубина и других веществ из кровеносного русла ребенка. Если их показатели превышены или занижены, то требуется дальнейшее проведение инструментальных исследований.

В каких случаях необходимо обследование

Проведение биохимического анализа крови у детей практикуется в любом возрасте. Оно требуется сразу после появления ребенка на свет для исключения наличия врожденных или обусловленных генетически заболеваний. Лабораторное тестирование показано при жалобах на быструю утомляемость, слабость, боли любой локализации. Его показатели помогают вынести вердикт о готовности ребенка к посещению спортивной секции.

Что становится основанием для назначения столь развернутого обследования:

  • подозрения врача на протекающую в организме патологию, в том числе врожденную;
  • желтуха новорожденных;
  • предположение об инфицировании ребенка во время внутриутробного развития;
  • необходимость подтверждения предварительного диагноза;
  • повышение температуры тела на протяжении длительного времени в пределах 37,1—38,0°C;
  • боли в животе, лишь на время устраняемые медикаментозно;
  • выраженные расстройства пищеварения и перистальтики.

Норма того или иного значения лабораторного исследования указывает на хорошее состояние здоровья ребенка. Поэтому в педиатрии его часто используют для контроля эффективности лечения.

Биохимический анализ крови у детей проводится в условиях лаборатории в течение 1-3 дней

Подготовительный этап

Чтобы получить достоверные результаты лабораторного исследования с первого раза, требуется предварительная подготовка. Перед проведением диагностической процедуры нельзя принимать пищу в течение восьми часов. Для обследования ребенка нужно выбирать утренние часы, когда он еще не проголодался после сна, может легко отказаться от завтрака.

Какие меры следует еще предпринять родителям для получения точных показателей:

  • за сутки исключить из рациона питания продукты с высоким содержанием жиров, соли, пряностей;
  • поговорить с ребенком как со взрослым, объяснить необходимость процедуры, чтобы во время ее проведения он не нервничал, не волновался;
  • не давать препараты из групп антибиотиков, цитостатиков, глюкокортикостероидов, антимикотиков. Если их прием жизненно важен, оповестить врача, которым будет выполняться расшифровка.

На результаты исследований может повлиять чрезмерная двигательная активность ребенка. Поэтому накануне нужно отказаться от подвижных игр, занять его чтением книг или рисованием.

Как проводится процедура

При заборе крови лаборант просит ребенка выпрямить руку в локтевом суставе, а после накладывания жгута сжимать и разжимать кулачок. Для профилактики инфицирования прокола кожа предварительно обрабатывается спиртосодержащим антисептиком. При сборе материала могут использоваться исключительно стерильные шприцы. На завершающем этапе процедуры лаборант прикладывает к месту прокола кожи ватный тампон, смоченный в спирту.

Дальнейшие исследования и расшифровка результатов редко длятся более суток. Лаборатории оснащены всем необходимым оборудованием для осаждения кровяных телец, отделения фракций, выполнения качественных и количественных химических реакций. После получения бланка с данными нужно посетить лечащего врача, который выдаст окончательное заключение. Если он сомневается в результатах, то потребуется пересдача. В этом случае подготовка должна быть проведена особенно тщательно.

Перед проведением биохимического анализа у детей берется кровь из вены

Интерпретация результатов

Некоторые родители так тревожатся о здоровье ребенка, что пытаются самостоятельно расшифровать результаты и выставить диагноз. Смысла в этом нет. Врач обладает достаточным опытом, чтобы определить, почему была превышена норма или значение оказалось слишком низким. Он анализирует параметры сразу нескольких биологически активных веществ, взаимосвязанных между собой.

Какие органические соединения наиболее важны для оценки состояния здоровья:

  1. Блки: 57-73 г/л (1 месяц — 1 год), 62-82 г/л (1 год — 14 лет). Превышение этих значений указывает на снижение содержания жидкости в организме. Такое состояние характерно для респираторных и кишечных инфекций, расстройств пищеварения и перистальтики на фоне отравления или интоксикации, нарушений в работе почек и печени;
  2. С-реактивный белок: 0,5 г/л (1 месяц — 1 год), 0,5 г/л (1 год — 14 лет). Если норма этого параметра превышена, то в организме ребенка протекает острый, подострый или хронический воспалительный процесс.
  3. Альбумины: 35-48 г/л (1 месяц — 1 год), 36-55 г/л (1 год — 14 лет). Обычно опасение вызывает понижение в системном кровотоке этих протеинов. Оно может свидетельствовать об анемии из-за кровопотери, дефиците витаминов группы B, расстройствах в работе почек, мочеточников, мочевого пузыря, нарушениях обмена веществ.
  4. Серомукоиды: 0,13-0,2 г/л (1 месяц — 1 год), 0,13-0,2 г/л (1 год — 14 лет). Пониженные показатели — сигнал о поражении печени воспалительной патологией. Излишне высокие значения указывают на протекающие деструктивные процессы.
  5. Билирубин общий: 3,4 -12,7 г/л (1 месяц — 1 год), 3,4-12,7 г/л (1 год — 14 лет). Повышенный уровень этого желчного пигмента часто выявляется при сбоях в функционировании печени и желчного пузыря, развитии гепатита.
  6. Аланинаминотрансфераза: 10-40 г/л (1 месяц — 1 год), 10-40 г/л (1 год — 14 лет). Превышение нормы часто наблюдается у больных сердечно-сосудистыми и почечными хроническими патологиями.
  7. Липиды 1,8-4,9 г/л (1 месяц — 1 год), 3,7 6,5 г/л (1 год — 14 лет). Высокие значения биохимического анализа крови у детей указывают на плохое состояние крупных и мелких сосудов. Требуется дальнейшая инструментальная проверка работы сердца и почек.

Практикуется и целенаправленное исследование для обнаружения определенного органического вещества. Например, количественное содержание сиаловых кислот помогает обнаружить поражение опорно-двигательного аппарата.

Анализ крови биохимический — важнейшая диагностическая процедура. Точное определение уровня липидов, белков, микро- и макроэлементов позволяет своевременно обнаружить патологию и приступить к проведению терапии.

Также интересно почитать: общий анализ мочи у детей

Таблица расшифровки нормальных показателей биохимии у новорожденных

Чтобы проверить, здоров ли ребенок, первым делом назначают общий анализ крови. Далеко не всегда, если содержание лейкоцитов в норме, то пациент здоров. Иногда требуются дополнительные обследования. Если общий анализ крови берется у всех маленьких деток, то биохимический делается исключительно по показаниям. Когда подобное исследование назначают ребенку, родители вполне логично интересуются, для чего оно нужно, и что конкретно с его помощью может быть определено.

Кровь на биохимию у новорожденных берут только в крайних случаях

Кровь на биохимию у новорожденных берут только в крайних случаях

Цель исследования

Важно! Биохимический анализ крови у ребенка позволяет определить обмен углеводов, липидов, ферментов, электролитов и ряда других показателей, ответственных за те или иные процессы, происходящие в детском организме.

Список биохимических показателей, которые можно оценить, расшифровывая результат анализа крови малыша, достаточно обширный. Исследования большей части из них проводят исключительно при определенных объективных показаниях. Если говорить про стандартное исследование, оно обычно проверяет следующие показатели:

  • общий белок;
  • альбумины;
  • глобулины;
  • С-реактивный белок;
  • общий, связанный и свободный билирубин;
  • АЛТ;
  • АСТ;
  • щелочная фосфатаза;
  • глюкоза;
  • креатинин;
  • мочевина;
  • липиды;
  • холестерин;
  • триглицериды;
  • бета-липопротеиды;
  • калий;
  • кальций;
  • натрий;
  • фосфор.

В каких случаях назначают

Найдя ответ на вопрос, кровь на биохимию что показывает у ребенка, стоит разобраться и с тем, в каких случаях обследование необходимо, а в каких подойдет не биологический, а общий анализ.

Анализ обычно назначается в следующих случаях:

  1. При подозрении на наличие наследственных заболеваний.
  2. Для определения степени поражения внутренних органов малыша из-за различных заболеваний.
  3. Если новорожденный болеет желтухой, и требуется определить причину развития болезни.
  4. При подозрениях на внутриутробное инфицирование.
  5. С целью проверки эффективности проводимого лечения.
  6. Для уточнения предварительно поставленного диагноза.

Кровь из вены может рассказать многое о здоровье малыша

Кровь из вены может рассказать многое о здоровье малыша

Сколько ждать результат

Однозначного ответа на вопрос, сколько ждать результата анализа на биохимию, не существует. Конкретный временной промежуток зависит в первую очередь от того, какой результат требуется получить. Большое значение имеет количество определяемых компонентов. Влияет на скорость, с которой специалист сможет расшифровать результат, и используемое лабораторией оборудование – чем более современным и качественным оно будет, тем скорее можно ожидать готовых показателей.

Не стоит забывать и о том, что далеко не каждая клиника имеет собственную лабораторию. Часто анализы после сбора отправляют в другую организацию для расшифровки, что вполне естественно увеличивает временные затраты. Если говорить в среднем, на расшифровку результатов биохимии уходит не менее 4-5 дней.

Результаты биохимического анализа приходится ждать относительно долго

Результаты биохимического анализа приходится ждать относительно долго

Как берут кровь на биохимию

Поскольку для анализа крови на биохимию требуется вена, а нащупать ее у младенцев, которым еще не исполнился год, достаточно проблематично, врачам приходится изыскивать альтернативные варианты. Лучше всего получается брать кровь оттуда, откуда проще:

  • из вен предплечья;
  • из вен на голове;
  • с тыльной стороны ладони;
  • из вен на икрах ног и т.д.

Сама процедура такая же, как в случае со взрослыми. Если есть возможность, участок, откуда забирается кровь, плотно перетягивается жгутом, место укола обрабатывается спиртом, вена прокалывается, и производится сбор крови в пробирку. После процедуры к месту забора материала для исследования прикладывается намоченная спиртом ватка.

Любая новорожденная кроха воспринимает медицинские процедуры как стрессовую ситуацию, потому задача родителей заключается в том, чтобы свести возможный негатив к минимуму. Например, для отвлечения ребенка можно захватить с собой погремушку – она отвлечет грудничка от малоприятной процедуры.

Биохимический анализ: норма и расшифровка

Перечень показателей, которые способна выявить биохимия, очень длинный. Чаще всего для диагностики оказывается достаточно более сжатого списка.

Таблица, что означает тот или иной показатель, и как узнать, какова его норма

Показатель Значение показателя Норма от 0 до 2 мес. Норма от 2 мес. до года
Общий белок Определяет содержание в крови белка От 45 до 79 г/л От 51 до 73 г/л
Альбумины Белковая фракция, которая отвечает за перенос веществ в крови и поддержание давления на нужном уровне От 30 до 45 г/л От 35 до 50 г/л
Глобулины Белковая фракция, отвечающая за перенос гормонов и ферментов в крови и стимулирующая иммунитет От 25 до 35 г/л От 25 до 35 г/л
С-реактивный белок Показывает наличие в организме очагов воспаления Отсутствует Отсутствует
Общий билирубин Пигмент, демонстрирующий показатель распада гема в гемоглобине От 17 до 68 мкмоль/л От 8,5 до 21, мкмоль/л
Связанный билирубин Пигмент, демонстрирующий уровень печёночных клеток с глюкуроновой кислотой От 4,3 до 12,8 мкмоль/л От 0,83 до 3,4 мкмоль/л
Свободный билирубин Позволяет диагностировать желтуху От 12,8 до 55,2 мкмоль/л От 2,56 до 17 мкмоль/л
АЛТ, АСТ Выявляют болезни печени До 40 ед/л До 40 ед/л
Щелочная фосфатаза Выявляет острые формы лейкозов До 150 ед/л До 644 ед/л
Глюкоза Источник энергии для клеток От 1,4 до 4,7 От 3,3 до 6,1 ммоль/л
Креатинин Определяет состояние почек От 35 до 110 ммоль/л От 35 до 110 ммоль/л
Мочевина Определяет состояние почек От 2,5 до 4,5 ммоль/л От 3,3 до 5,8 ммоль/л
Липиды Показывает количество жиров в крови От 4 до 5 г/л От 5 до 7 г/л
Холестерин Участвует в синтезе гормонов От 1,6 до 3 ммоль/л От 1,8 до 4,9 ммоль/л
Кальций Участвует во многих процессах в организме От 2,2 до 2,5 ммоль/г От 2,3 до 2,8 ммоль/г
Натрий Формирует щелочное равновесие крови, необходим для работы почек От 135 до 155 ммоль/л От 133 до 142 ммоль/л
Фосфор Отвечает за биохимические реакции От 1,8 до 2,7 От 1,3 до 2,3

При заборе биохимического анализа крови у ребенка по расшифровке в таблице можно понять, все ли в норме, или имеются отклонения.

Взять кровь на анализ у малыша сложнее, чем у взрослого

Взять кровь на анализ у малыша сложнее, чем у взрослого

Кому доверить расшифровку

Поскольку детская реакция организма на многие заболевания намного более ярко выраженная, чем у взрослых, сдавать анализы и, соответственно, получать расшифровку результатов рекомендуется в надежных лабораториях, где работают опытные специалисты. Анализ должен показать, какие проблемы имеются у ребенка, а опытный врач должен выявить отклонения и назначить адекватное лечение.

Повышение и понижение показателей

Отклонения от нормы в сторону понижения или повышения отдельно взятых показателей свидетельствуют о нарушении функций внутренних органов малыша, гормональном сбое, аутоиммунном процессе, недостатке или переизбытке в организме витаминов и микроэлементов.

Родителем настоятельно не рекомендуется игнорировать направление педиатра на сдачу биохимического анализа. Да, это не самая приятная для ребенка процедура, но именно с ее помощью можно своевременно выявить серьезное заболевание и успешно его вылечить.

Видео

Расшифровка общего анализа крови у ребёнка самостоятельно. Советы.

Для начала запомним несколько важных вещей

Первое: не надо сдавать анализы «просто так». Для этого всегда должна быть веская причина — болезнь или период скрининга. Каждый прокол кожи — это стресс для ребёнка, особенно маленького. Любой стресс замедляет развитие малыша и приводит к нарушению метаболизма, пусть и на короткое время.

Второе: результаты анализов — это просто цифры, которые говорят вам и врачу, что в такой-то день и время кровь ребёнка выглядела именно таким образом. Всё. Сейчас, возможно, в крови у малыша всё совсем не так. Кровь — жидкость, не имеющая постоянного состава. Она меняется каждую минуту, если не секунду. Увидев результат, выходящий за пределы нормы, не паникуйте сразу. Возможно, это — случайность или ответ на какое-то кратковременное воздействие. К примеру, ребёнок сильно боялся сдавать кровь и плакал. В результате у него выработалось очень много стрессовых гормонов, которые повлияли на общий состав крови. Или накануне малыш съел приличную порцию сладкого, а может быть — жирного. Всё имеет значение. Поэтому врач, увидев отклонение анализов от нормы, обязательно назначит дообследование, хотя бы повторный анализ крови через 2-3 недели. И если ситуация не изменится, тогда будет думать, что делать.

Третье: проведите забор крови максимально комфортно для ребёнка. Чтобы не было испуга, слёз и криков. Подготовьте его к этому событию, приведите в пример мужество друзей и любимых киногероев, родственников. Тогда шансов на достоверность результатов будет больше.

А теперь познакомимся с показателями клинического анализа крови.

Гемоглобин

Гемоглобин захватывает из лёгких и переносит кислород к органам и тканям человека. Состоит из белка и железа. Если железа недостаточно, говорят о железодефицитной анемии и фиксируют снижение уровня гемоглобина в крови.

Гемоглобин в результатах может быть обозначен как:

Таблица № 1: Нормы гемоглобина у детей разного возраста по данным ВОЗ

Всемирная организация здравоохранения считает нормальным достаточно широкий диапазон данных для детей даже одного и того же возраста.

У детей, находящихся только на грудном вскармливании, гемоглобин обычно ниже, чем у их сверстников-искусственников. Природа этого явления до конца не изучена, однако патологией такое снижение уровня гемоглобина в крови у грудничков уже не считают.

Читаем результат:

Эритроциты

Эритроциты — клетки крови человека (красные кровяные тельца), напоминающие сильно сплюснутые с двух сторон шарики. В них содержится тот самый гемоглобин, который переносит кислород.

Эритроциты в результатах обозначают:

  • эр.
  • red blood cells,
  • RBC.

Таблица № 2: Содержание эритроцитов в норме

С двух месяцев и примерно до двух лет содержание эритроцитов несколько ниже в связи с особенностями детского организма.

Читаем результат:

Цветной (цветовой) показатель крови

Цветовой показатель (ЦП) крови показывает относительное содержание гемоглобина в эритроцитах. То есть, сколько гемоглобина находится в эритроците по сравнению с нормальными величинами.

Для определения ЦП используют формулу: 3х гемоглобин (г/л)/эри, где эри — три первые цифры в числе, показывающем количество эритроцитов в крови.

Пример: у ребёнка гемоглобин =100г/л, а эритроциты 3,0х1012/л, тогда его ЦП = 3х100/300 = 1,0.

Нормой считается ЦП от 0,85 до 1,15. Снижение ЦП говорит об анемии или наследственном заболевании.

Сейчас в крупных лабораториях этот показатель не определяют. Вместо него используют эритроцитарные индексы.

Эритроцитарные индексы

MCV

MCV (Mean Cell Volume) переводится как средний объём эритроцита. Это, фактически, величина эритроцита. Может измеряться в микрометрах (мкм), но чаще — в фемтолитрах (фл).

Таблица № 3: Нормы МСV

В зависимости от размеров, эритроциты называют:

  • нормоцитами — если размеры в пределах нормы;
  • микроцитами — меньше нормы;
  • макроцитами — больше нормы.

Читаем результат:

MCH

MCH (mean corpuscular hemoglobin) показывает сколько гемоглобина содержится в каждом усреднённом эритроците. Это современный более точный аналог цветового показателя. Разница одна: результаты цветового показателя определяются в условных единицах, а MCH — в пикограммах.

Таблица № 4: нормы MCH

Повышение МСН называют гиперхромией, а понижение — гипохромией.

Читаем результаты:


MCHC

MCHC показывает среднюю концентрацию гемоглобина во всех эритроцитах сразу. Показатель рассчитывает анализатор, который может быть неправильно настроен.

Таблица № 5: MCHC у детей

Внимание! Результаты определения этого индекса могут отличаться в разных лабораториях. Смотрите нормы именно вашей лаборатории!

Расшифровка:

Тромбоциты

Тромбоциты тоже относятся к красным клеткам крови. Они выглядят как небольшие пластинки. Их основная цель — нормальная свертываемость крови.

Тромбоциты в результатах анализов обозначают:

Таблица № 6: нормы тромбоцитов у детей

Различают:

  • Тромбоцитопению — когда тромбоцитов в крови меньше нормы;
  • Тромбоцитоз — если больше нормы.

Расшифровываем результаты:

В современных лабораториях определяют ещё и тромбоцитарные индексы.

Тромбоцитарные индексы

Тромбоцитарные индексы определяются только при заборе крови из вены в современных лабораториях.

MPV

MPV — от английского «mean platelet volume», что означает «средний объем тромбоцитов». Молодые тромбоциты более крупные. Они рождаются и живут не более двух недель, с возрастом становясь всё меньше. Нормальным считается, когда: 90% тромбоцитов имеют значения средние, а 10% — меньшие или большие. Анализатор строит кривую. Если она сдвигается влево — в крови преобладают незрелые тромбоциты (крупные), если вправо — старые (мелкие).

Нормальные показатели MPV 7,4 — 10,4 фл.

Что означает повышение и понижение MPV:

PDW

PDW — относительная ширина распределения тромбоцитов по объёму. То есть, измеряется объём тромбоцитов и их распределяют в группы. Абсолютное большинство тромбоцитов должны иметь стандартный объём.

Допускается «нестандарт» у 10-17%.

PDW выше и ниже нормы:


Pct

Pct, от английского platelet crit, означает «тромбокрит», то есть — сколько тромбоцитов находится в цельной крови. Результат получают в процентах.

Нормальные значения находятся в границах 0,15-0,35%.

Если есть отклонения:

P-LCR

P-LCR — это индекс, обозначающий число больших тромбоцитов в анализе крови. Определяется в процентах.

В норме его пределы 13-43%.

Имеет значение только вместе с анализом всех тромбоцитарных коэффициентов. Нормы зависят от конкретной лаборатории.

Лейкоциты

Лейкоциты это целая группа клеток, отличающихся по форме, размерам и по своим свойствам. Все они защищают наш организм от инфекций, вызванных бактериями, вирусами и другими чужеродными агентами. Поэтому общее количество лейкоцитов имеет существенное диагностическое значение.

Упрощённо лейкоциты можно считать солдатами, стоящими насмерть на страже границ нашего организма. Предотвращая проникновение врага, они гибнут, существуя всего 10-12 дней. Постоянно организм восполняет эти потери, производя новые клетки в костном мозге, селезёнке, лимфоузлах и миндалинах.

В анализах лейкоциты обозначают как:

  • лейкоциты;
  • лейк;
  • WBC;
  • white blood cells.

Нормы лейкоцитов у детей:

Что означает, если лейкоциты повышены или понижены:

Лейкоциты разнородны, поэтому врачи всегда учитывают не только их количество, но и показатели так называемой лейкоцитарной формулы, в которой различают: эозинофилы, нейтрофилы, базофилы, моноциты и лимфоциты.

Эозинофилы

Эозинофилы — разновидность лейкоцитов, по которым доктора судят о наличии или отсутствии аллергической реакции у ребёнка. Эозинофилы входят в состав лейкоцитарной формулы, а потому их считают в процентах. То есть, сколько процентов лейкоцитов (из всех) является эозинофилами.

Лаборатория обозначает так:

  • эозинофилы;
  • эоз.;
  • EO.

Нормы эозинофилов в крови ребёнка


Обычно врачи не считают эозинофилы до единиц, а рассуждают так:

  • до 5 — нормально;
  • 5-10 — сомнительно;
  • выше 10 — аллергия есть.

При каких заболеваниях повышаются эозинофилы у ребёнка?

Базофилы

Базофилы относятся к лейкоцитам и играют в организме человека важную роль. Они первыми реагируют на появление чужаков, пытаясь если не нейтрализовать их, то хотя бы остановить, пока не прибудет «подкрепление». Базофилы «набрасываются» на аллергены и яды, идут в места воспалительной реакции, помогая восстанавливать кровоток.

Лаборатории обозначают базофилы как:

  • базофилы;
  • баз.;
  • BA.

В норме количество базофилов у детей колеблется от 0,5 до 1% или, в абсолютных числах, 0,01 млрд/л.

Лимфоциты

Лимфоциты — это тоже разновидность лейкоцитов. Их много и они занимаются сразу несколькими делами:

  1. участвуют в синтезе антител, которые быстро справляются с инфекцией;
  2. уничтожают чужие и свои плохие (неполноценные, мутировавшие) клетки;
  3. скапливаются в местах травм: ран и порезов, чтобы преградить путь болезнетворным микробам.

Лимфоциты делятся на:

  • В-лимфоциты, которые, контактируя с микробами, запоминают их и формируют тот самый специфический иммунитет, который ребёнок может наработать переболев определённой инфекцией или вакцинировавшись против неё.
  • Т-лимфоциты занимаются непосредственным уничтожением неправильных или чужеродных клеток:
    • Т-киллеры уничтожают вредные клетки;
    • Т-хелперы помогают Т-киллерам;
    • Т-супрессоры следят за тем, чтобы случайно не пострадали собственные здоровые клетки.

Лимфоциты в лабораторном анализе обозначают как:

  • лимфоциты;
  • лим.;
  • LYM%;
  • LY%;
  • LYM;
  • LY.

Нормы лимфоцитов у детей разного возраста:

Лимфоциты считают в процентах от общего числа лейкоцитов, однако иногда можно увидеть в анализах и абсолютные числа. В этом случае нормой считают интервал от 1 до 4 млрд в литре.

Подсчитать абсолютное количество лимфоцитов можно самостоятельно (если вас тревожит тот факт, что процентное соотношение выше возрастной нормы). Для этого существует формула: ЛК х ЛФ% = ЛФ. То есть, вы смотрите — сколько у ребёнка в анализе лейкоцитов и умножаете это число на проценты лимфоцитов (умножаете на число лимфоцитов и делите на 100), получаете сколько лимфоцитов в абсолютных числах есть у ребенка сейчас. И если это значение укладывается в норму — беспокоиться сильно не надо.

Пример: у ребёнка 4,0 млрд лейкоцитов, а лимфоцитов 40%. Значит 4 млрд умножаем на 40 и делим на 100, получается 1,6 млрд. Это укладывается в норму.

Что означает, если лимфоцитов больше или меньше нормы?

В анализе могут быть указаны атипичные лимфоциты. В норме их должно быть не более 6%.

Моноциты

Моноциты — тоже представители группы лейкоцитов. Это очень интересные клетки, которые в крови живут всего 2-3 дня, а затем превращаются в тканевые макрофаги, где приобретают способность самостоятельно двигаться, напоминая крупных амёб. Они не просто двигаются, а, подобно дворникам, очищают ткани от вего ненужного и чужеродного — повреждённых и перерождённых (опухолевых) клеток, бактерий и вирусов. А ещё они вырабатывают интерферон — средство, помогающее справиться с возбудителями разных заболеваний.

В анализах моноциты обозначают как:

  • моноциты;
  • monocyte;
  • MON%;
  • MO%;
  • MON;
  • MO.

Чаще всего результаты анализов выдаются в процентах.

Нормы моноцитов у детей:

Причины повышения и понижения моноцитов у детей

Скорость оседания эритроцитов

Очень простой тест, который используют практически все лаборатории. Кровь набирается в узкую пробирку, которая устанавливается вертикально. Практически сразу жидкость разделяется на две фракции: тяжёлые эритроциты опускаются вниз. На сколько миллиметров они опустятся за час — такой результат и будет написан в анализе.

В анализе этот показатель обозначается как:

Нормы СОЭ у детей

СОЭ: причины понижения и повышения у детей

Это нужно знать обязательно!

Общий анализ крови — важный этап контроля здоровья ребёнка и верной диагностики. Однако кровь — динамическая, постоянно меняющаяся жидкость. Она чутко реагирует на все изменения питания, двигательной активности и даже самочувствия ребёнка. Поэтому сдавать кровь на анализ следует с соблюдением следующих правил:

  • накануне не давать ребёнку слишком жирную, острую или солёную пищу;
  • вечером и утром исключить активную физическую деятельность;
  • за 20-30 минут до сдачи анализа находиться в покое;
  • исключить влияние стресса;
  • грудного ребёнка обязательно кормить грудью по требованию;
  • не нервничать!

Что делать, если есть отклонения в общем анализе крови ребёнка?

  • Ни один показатель не рассматривается изолированно!
  • Врач анализирует все показатели в комплексе и то, что вам кажется патологией, может оказаться, именно для вашего ребёнка — нормой.
  • Результаты анализа из вены отличаются от анализа крови, взятой из пальца.
  • Результаты анализа взрослых отличаются от анализов детей.
  • У детей разных возрастов нормы разные.
  • У детей разной комплекции результаты разные.
  • По одному анализу крови никаких заключений не делается!
  • Анализ крови — вспомогательный метод диагностики, диагноз устанавливает только врач на основании комплексного обследования, осмотра и опроса.

Знаете ли вы, что в некоторых лабораториях специально устраиваются очереди на 20 минут, чтобы дети сидели спокойно и анализы были более достоверными?

Клинические рекомендации: интерпретация ЦСЖ

См. Также

Менингит и энцефалит
Менингококковая инфекция

Укол поясницы

Антибиотики

Это руководство призвано помочь в интерпретации результатов ЦСЖ с целью диагностики или исключения менингита. Использование спинномозговой жидкости для других целей (включая диагностику конкретных неврологических состояний, субарахноидального кровотечения или злокачественных новообразований) выходит за рамки его компетенции.

Ключевые моменты

  1. Нормальные параметры спинномозговой жидкости меняются с возрастом
  2. Присутствие нейтрофилов в спинномозговой жидкости необычно для нормальных детей и должно вызывать опасения по поводу бактериального менингита
  3. В случае травматического постукивания правила, основанные на «предсказанном» количестве лейкоцитов в CSF, не являются надежными.
  4. Если
    СМЖ не соответствует норме, безопаснее всего лечить, как если бы это был бактериальный менингит

Нормальные значения

Белый
количество ячеек
Биохимия
Возраст

нейтрофилов

(x 10 6 / л)

Лимфоциты

(x 10 6 / л)

Белок

(г / л)

Глюкоза

CSF: кровь
коэффициент (всего
)

<1 месяц 0 * <22 <1.0

≥0,6

(или ≥2.0 ммоль / л)

> 1 месяца 0 ≤5 <0,4

≥0.6

(или ≥2,5 ммоль / л)

* Некоторые исследования показали, что до 5% лейкоцитов у новорожденных без менингита содержат нейтрофилы.

Менингит может развиться у детей при нормальной микроскопии спинномозговой жидкости.

Если есть
высокое клиническое подозрение на менингит, у детей с нормальным СМЖ
все еще следует лечить внутривенными антибиотиками, в ожидании посева.

Количество лейкоцитов и уровень белка в спинномозговой жидкости выше при рождении и довольно быстро падают в первые 2 недели жизни.

Устный перевод
аномальных результатов

Количество лейкоцитов Биохимия

нейтрофилов

(x 10 6 / л)

Лимфоциты

(x 10 6 / л)

Белок

(г / л)

Глюкоза

(соотношение ЦСЖ: кровь)

Бактериальный менингит

100–10 000

(но может быть и нормально)

Обычно
<100

> 1.0

(но может быть и нормально)

<0,4

(но может быть нормальным)

Вирусный менингит Обычно
<100

10–1000

(но может быть и нормально)

0.4–1,0

(но может быть и нормально)

Обычно нормально
Туберкулезный менингит Обычно
<100

50–1000

(но может быть и нормально)

1.0–5,0

(но может быть и нормально)

<0,3

(но может быть нормальным)

  • Окраска по Граму может быть отрицательной в 60% случаев бактериального менингита, даже без предшествующих антибиотиков
  • Преобладание лимфоцитов не исключает бактериальный менингит
  • Нейтрофилы могут преобладать при вирусном менингите даже после первых 24 часов
  • Если СМЖ отклоняется от нормы, самым безопасным курсом является лечение бактериального
    менингит

Прочие факторы, влияющие на
результаты

Антибиотики до
люмбальная пункция

  • Антибиотики вряд ли существенно повлияют на количество клеток спинномозговой жидкости или биохимию в взятых образцах
    <24 часов после введения
  • Предыдущие антибиотики обычно предотвращают культивирование бактерий из спинномозговой жидкости

Изъятия

  • Приступы не вызывают увеличения количества ячеек CSF

Травматический (кровь
морилка) метчик

  • Самая безопасная интерпретация травматического постукивания — это подсчитать общее количество лейкоцитов и не учитывать количество красных кровяных телец .Если количество лейкоцитов превышает норму для возраста, то самым безопасным вариантом является лечение.
  • Некоторые рекомендации предполагают, что при травматических ударах количество лейкоцитов и белка можно «скорректировать» на основе следующего расчета: 1 лейкоцит на каждые 500–700 эритроцитов и 0,01 г / л белка на каждые 1000 эритроцитов. . Однако это ненадежно
  • Рассмотреть субарахноидальное кровоизлияние при наличии необъяснимых или стойких эритроцитов в спинномозговой жидкости.

Время между отбором пробы и
анализ

  • Задержки в лабораторном анализе спинномозговой жидкости могут изменить количество клеток в результате лизиса спинномозговой жидкости.Через 4 часа наблюдается прогрессирующее снижение нейтрофилов и лимфоцитов.

Дополнительные тесты

ПЦР

  • ПЦР обычно доступна для Neisseria meningitidis , Streptococcus
    pneumoniae
    , вирус простого герпеса (ВПГ), энтеровирус и пареховирус
  • Поскольку результаты не доступны сразу, они помогают только в принятии решения о прекращении лечения
  • Менингококковая ПЦР особенно полезна у пациентов с клинической картиной, соответствующей менингококковому менингиту, но которые ранее получали антибиотики
  • ПЦР на ВПГ следует запрашивать у пациентов с клиническими признаками энцефалита.Он может быть ложноотрицательным в первые 36–72 часа болезни. Рассмотрите возможность повторения люмбальной пункции и ПЦР спинномозговой жидкости по истечении этого времени, если имеется высокий индекс
    подозрение
  • Рассмотреть возможность запроса ПЦР на энтеровирус и пареховирус в спинномозговой жидкости у пациентов с клиническими и / или спинномозговыми признаками вирусного менингита

Бактериальные антигены

  • Тесты на бактериальный антиген в спинномозговой жидкости имеют низкую чувствительность и специфичность
  • Следовательно, они никогда не должны влиять на решения о лечении и играть небольшую роль в текущем менеджменте.

Последнее обновление август 2019 г.

.

Оценка артериального давления у детей: физический осмотр

Методика

Советы по обеспечению точных измерений

  • Отсрочка считывания АД, если пациент употреблял кофеин (повышает АД) или выполнял упражнения (снижает АД) в течение последних 30 минут
  • Убедитесь, что на руке нет одежды (закатывание рукава может привести к наложению жгута вокруг плеча)
  • Не надевайте манжету на конечность, используемую для внутривенных или внутриартериальных инфузий, на любую область, где потенциально нарушено кровообращение, есть артериовенозные свищи, лимфедема, неповрежденная или поврежденная кожа
    • Если двусторонний, используйте нижние конечности для измерения
  • Пальпируйте плечевую артерию, чтобы убедиться, что она имеет жизнеспособный пульс
  • Расположите руку так, чтобы плечевая артерия находилась на уровне сердца (если ниже значение будет выше, если выше, то значение будет ниже)
  • При измерении артериального давления ни пациент, ни лицо, измеряющее артериальное давление, не должны разговаривать.
  • Держите циферблат прямо к себе
  • Избегайте медленного или повторяющегося надувания манжеты (вызывает венозный застой, который может исказить показания)

Измерение АД вручную:

  1. Попросите пациента сесть или лечь (удобно, расслабленно, ноги не скрещены, ступни на полу; дети младшего возраста могут сидеть на коленях родителей) в течение 2-5 минут перед измерением
  2. Рука должна поддерживаться на уровне сердца и слегка согнута в локте
  3. Поместите манжету для измерения АД со средней линией мочевого пузыря над пульсацией плечевой артерии
    1. Нижний край манжеты должен быть примерно 2.На 5 см выше антекубитальной складки
  4. Чтобы определить уровень накачивания, пальпируйте лучевую артерию и быстро накачивайте манжету до исчезновения пульса, считайте это давление на манометре и добавьте к нему 30 мм рт.
  5. Выпустите воздух из манжеты и подождите 15-30 секунд
  6. Слегка поместите стетоскоп над плечевой артерией
    1. Звуки Короткова лучше всего слышны с колоколом стетоскопа, так как они относительно низкие по высоте.
    2. Убедитесь, что получено надлежащее уплотнение
  7. Быстро накачайте манжету до заданного уровня (см. Этап 4)
  8. Поверните винт груши против часовой стрелки для медленного выпуска воздуха со скоростью 2-3 мм рт. Ст. / Сек.
  9. Отметьте уровень, на котором вы слышите звуки, по крайней мере, двух последовательных долей (фаза Короткова I).Это представляет систолическое АД пациента
  10. Продолжайте выпускать воздух из манжеты, пока звуки не станут приглушенными и не исчезнут (фаза V Короткова). Представляет диастолическое артериальное давление пациента
    1. Чтобы убедиться в исчезновении звука, послушайте, как давление упадет еще на 10-20 мм рт. Ст.
  11. Быстро спустите воздух из манжеты
  12. Считайте систолический и диастолический уровни с точностью до 2 мм рт. Ст.
  13. Запишите АД, используемую руку, положение руки и размер используемой манжеты
  14. Если измерение повторяется, подождите Ú 2 минуты

Автоматизированное устройство:

  1. Посадите пациента (удобно, расслабленно, ноги не скрещены, ступни на полу; дети младшего возраста могут сидеть на коленях родителей) в течение 2-5 минут перед измерением
  2. Рука должна поддерживаться на уровне сердца
  3. Наденьте манжету для автоматизированного осциллометрического измерения на руку
    1. Убедитесь, что манжета подходящего размера
  4. Включите автоматическое устройство, заставляя его надуть, а затем сдуть
  5. Запишите АД, САД, используемую руку, положение руки и размер используемой манжеты
  6. Если измерение повторяется, подождите Ú 2 минуты

BP Классификация / интерпретация:

  • АД классифицируется по перцентилям систолического АД (САД) и диастолического АД (ДАД) по возрасту / полу / росту.Если САД или ДАД> 90-го процентиля, повторите дважды при посещении одного и того же кабинета перед интерпретацией результата
  • Нормальное АД: САД и ДАД <90-го процентиля
    • Повторная проверка через 1 год
  • Предгипертония: САД или ДАД от 90-го процентиля до <95-го процентиля или АД> 120/80 мм рт. Ст. До <95-го процентиля
    • Повторная проверка через 6 месяцев
    • Начать контроль веса (при необходимости)
  • Гипертония 1 стадии (АГ): САД и / или ДАД с 95-го процентиля до 99-го процентиля плюс 5 мм рт. Ст.
    • Повторная проверка через 1-2 недели
    • Если АД остается на этом уровне при повторной проверке, начните оценку и лечение, включая, при необходимости, контроль веса
  • АГ 2 стадии: САД и / или ДАД> 99-го процентиля плюс 5 мм рт. Ст.
    • Начать обследование и лечение в течение 1 недели, при появлении симптомов немедленно

.

крови | Определение, состав и функции

Путешествуйте вместе с эритроцитом, поскольку он переносит кислород и углекислый газ через сердце, легкие и ткани тела ткани тела обратно в легкие. Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотрите все видео по этой статье

Кровь , жидкость, которая переносит кислород и питательные вещества к клеткам и уносит углекислый газ и другие отходы.Технически кровь — это транспортная жидкость, перекачиваемая сердцем (или аналогичной структурой) ко всем частям тела, после чего она возвращается в сердце, чтобы повторить процесс. Кровь — это одновременно ткань и жидкость. Это ткань, потому что она представляет собой набор подобных специализированных клеток, которые выполняют определенные функции. Эти клетки взвешены в жидком матриксе (плазме), что делает кровь жидкостью. Если кровоток прекратится, смерть наступит в течение нескольких минут из-за воздействия неблагоприятной окружающей среды на высокочувствительные клетки.

Британская викторина

Тест на изучение человеческого тела

На какую часть тела влияет астигматизм?

Понаблюдайте, как красные кровяные тельца перемещаются от сердца к легким и другим тканям тела для обмена кислорода и углекислого газа. По контуру сердечно-сосудистой системы красные кровяные клетки транспортируют кислород из легких в ткани тела и переносят углекислый газ из ткани тела к легким. Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотреть все видео к этой статье

Постоянство состава крови стало возможным благодаря циркуляции, которая передает кровь через органы, регулирующие концентрацию ее компонентов. В легких кровь поглощает кислород и выделяет углекислый газ, переносимый тканями. Почки выводят лишнюю воду и растворенные продукты жизнедеятельности. Питательные вещества, получаемые с пищей, попадают в кровоток после всасывания в желудочно-кишечном тракте.Железы эндокринной системы выделяют свои секреты в кровь, которая переносит эти гормоны в ткани, в которых они проявляют свое действие. Многие вещества рециркулируются через кровь; например, железо, высвобождающееся во время разрушения старых эритроцитов, переносится плазмой к участкам производства новых эритроцитов, где оно повторно используется. Каждый из многочисленных компонентов крови поддерживается в соответствующих пределах концентрации с помощью эффективного регулирующего механизма. Во многих случаях действуют системы управления с обратной связью; таким образом, снижение уровня сахара в крови (глюкозы) приводит к ускоренному высвобождению глюкозы в кровь, так что потенциально опасное истощение глюкозы не происходит.

Одноклеточные организмы, примитивные многоклеточные животные и ранние эмбрионы высших форм жизни лишены кровеносной системы. Из-за своего небольшого размера эти организмы могут поглощать кислород и питательные вещества и сбрасывать отходы непосредственно в окружающую среду путем простой диффузии. Губки и кишечнополостные (например, медузы и гидры) также не имеют кровеносной системы; Средства для транспортировки пищевых продуктов и кислорода ко всем клеткам этих более крупных многоклеточных животных обеспечиваются водой, морской или пресной, прокачиваемой через пространства внутри организмов.У более крупных и сложных животных транспортировка достаточного количества кислорода и других веществ требует определенного типа кровообращения. У большинства таких животных кровь проходит через дыхательную обменную мембрану, которая находится в жабрах, легких или даже коже. Там кровь поглощает кислород и выделяет углекислый газ.

Клеточный состав крови варьируется от группы к группе в животном мире. У большинства беспозвоночных есть различные крупные клетки крови, способные к амебовидному движению.Некоторые из них помогают транспортировать вещества; другие способны окружать и переваривать инородные частицы или мусор (фагоцитоз). Однако по сравнению с кровью позвоночных в крови беспозвоночных относительно мало клеток. Среди позвоночных есть несколько классов амебоидных клеток (лейкоцитов или лейкоцитов) и клеток, которые помогают остановить кровотечение (тромбоциты или тромбоциты).

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня

Потребность в кислороде играет важную роль в определении как состава крови, так и архитектуры кровеносной системы.У некоторых простых животных, включая мелких червей и моллюсков, переносимый кислород просто растворяется в плазме. Более крупные и сложные животные, которые нуждаются в большем количестве кислорода, имеют пигменты, способные переносить относительно большие количества кислорода. Красный пигмент гемоглобин, содержащий железо, встречается у всех позвоночных и некоторых беспозвоночных. Почти у всех позвоночных, включая человека, гемоглобин содержится исключительно в эритроцитах (эритроцитах). Эритроциты низших позвоночных (например,g., птицы) имеют ядро, тогда как у эритроцитов млекопитающих ядро ​​отсутствует. У млекопитающих размер красных клеток заметно различается; у козла гораздо меньше, чем у людей, но коза компенсирует это за счет того, что на единицу объема крови приходится гораздо больше эритроцитов. Концентрация гемоглобина внутри красных клеток мало различается у разных видов. Гемоцианин, медьсодержащий белок, химически непохожий на гемоглобин, обнаружен у некоторых ракообразных. Гемоцианин имеет синий цвет при насыщении кислородом и бесцветный при удалении кислорода.У некоторых кольчатых червей есть железосодержащий зеленый пигмент хлорокруорин, у других железосодержащий красный пигмент гемеритрин. У многих беспозвоночных дыхательные пигменты переносятся в растворе в плазме, но у высших животных, включая всех позвоночных, пигменты заключены в клетках; если бы пигменты находились в растворе в свободном состоянии, требуемые концентрации пигмента привели бы к тому, что кровь стала бы настолько вязкой, что затрудняла бы кровообращение.

В этой статье рассматриваются основные компоненты и функции крови человека.Для полного лечения группы крови см. статья группы крови. Для получения информации о системе органов, которая передает кровь ко всем органам тела, см. сердечно-сосудистая система. Для получения дополнительной информации о крови в целом и сравнении крови и лимфы различных организмов, см. Циркуляр .

Компоненты крови

У человека кровь представляет собой непрозрачную жидкость красного цвета, свободно текущую, но более плотную и вязкую, чем вода. Характерный цвет придает гемоглобин — уникальный железосодержащий белок.Гемоглобин становится ярче при насыщении кислородом (оксигемоглобин) и темнеет при удалении кислорода (дезоксигемоглобин). По этой причине частично дезоксигенированная кровь из вены темнее, чем насыщенная кислородом кровь из артерии. Красные кровяные тельца (эритроциты) составляют около 45 процентов от объема крови, а остальные клетки (белые кровяные тельца или лейкоциты, тромбоциты или тромбоциты) менее 1 процента. Жидкая часть, плазма, представляет собой прозрачную слегка липкую жидкость желтоватого цвета.После жирной еды плазма временно мутнеет. Внутри тела кровь постоянно текучая, а турбулентный поток гарантирует, что клетки и плазма довольно однородно перемешаны.

Диаграмма крови Кровь состоит из нескольких компонентов, включая эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и плазму. Encyclopdia Britannica, Inc.

Общее количество крови у людей зависит от возраста, пола, веса, типа телосложения и других факторов, но приблизительное среднее значение для взрослых составляет около 60 миллилитров на килограмм веса тела.У среднего молодого мужчины объем плазмы составляет около 35 миллилитров, а объем эритроцитов — около 30 миллилитров на килограмм веса тела. Объем крови здорового человека в течение длительного периода времени мало изменяется, хотя каждый компонент крови находится в непрерывном состоянии потока. В частности, вода быстро входит и выходит из кровотока, достигая баланса с внесосудистыми жидкостями (находящимися вне кровеносных сосудов) в течение нескольких минут. Нормальный объем крови обеспечивает такой достаточный резерв, что заметная кровопотеря хорошо переносится.Забор 500 миллилитров (примерно пинты) крови у нормальных доноров — безвредная процедура. Объем крови быстро восстанавливается после кровопотери; в течение часов объем плазмы восстанавливается за счет движения внесосудистой жидкости в кровоток. Замена эритроцитов завершается в течение нескольких недель. Обширная площадь капиллярной мембраны, через которую вода проходит свободно, позволила бы мгновенно потерять плазму из кровотока, если бы не белки плазмы, в частности, сывороточный альбумин.Мембраны капилляров непроницаемы для сывороточного альбумина, они имеют наименьший вес и самую высокую концентрацию белков плазмы. Осмотический эффект сывороточного альбумина удерживает жидкость в кровотоке, противодействуя гидростатическим силам, которые имеют тенденцию выталкивать жидкость наружу в ткани.

.

Интерпретация результатов лабораторных исследований


Введение

В больницах из года в год заказывается все больше лабораторных исследований, и это расширение, похоже, еще не достигло своего верхнего предела. Учитывая большой объем лабораторных тестов, кажется, что их ценность становится все более очевидной для врачей и пациентов. Еще более важным является высокий уровень доверия врачей к лабораторным данным.

Выбор диагностических лабораторных параметров во многом зависит от рассматриваемой медицинской проблемы, но в лаборатории мы часто видим много различных тестов, заказываемых для каждого отдельного образца.Некритический заказ слишком большого количества тестов не обязательно предоставит клиницисту дополнительную информацию, а иногда может даже затруднить интерпретацию результатов.

Следовательно, при выборе теста важно, чтобы клиницист знал, насколько тест подходит для предполагаемого использования, и не в последнюю очередь знал, насколько надежным является результат теста. В этом отношении важной задачей лаборатории является предоставление необходимой информации о методах и результатах тестов, тем самым поддерживая клинициста в процессе принятия решений.

Рациональное использование клинического биохимического анализа требует понимания того, что фактически включают лабораторные результаты. Поэтому важно понимать следующие понятия:

  • Референтный интервал
  • Смещение (точность)
  • точность
  • Чувствительность
  • Специфичность
  • Прогнозируемое значение

Референтный интервал

Интерпретация лабораторного результата требует, чтобы результат мог быть связан с соответствующим эталонным значением.Это могут быть более ранние результаты того же пациента, если это возможно, или сравнение с данными из «нормальной» популяции. В последнем случае, чтобы использовать результат теста, необходимо указать контрольную область для рассматриваемого анализа.

Контрольная зона устанавливается путем сбора образца материала от нормального здорового населения, по крайней мере, 100 человек, предпочтительно нескольких сотен человек. Это могут быть собственные исследования лаборатории, основанные на образцах крови доноров или, например, от персонала больницы, или с использованием данных из литературы.Для установления четко определенного референтного интервала доступны протоколы IFCC [1].

Измерение образцов от разных людей, как и следовало ожидать, не даст точно одинаковых результатов. Это связано с естественной биологической изменчивостью и неопределенностью самого измерения. Таким образом, эталонный интервал, основанный на нормальной совокупности, будет группироваться вокруг среднего и часто показывает нормальное распределение или распределение Гаусса. Форма распределения зависит от биологической вариации рассматриваемого аналита, отбора проб и обработки материала, а также от неопределенности измерения.

Чтобы использовать это референтное распределение в клинической практике, вам необходимо ограничить площадь, введя референтный интервал. Если измеряемая переменная имеет нормальное распределение, статистически приблизительно 95% (95,6%) значений будут находиться в пределах диапазона, определяемого средним значением ± 2 стандартных отклонения. Измерения в этих пределах часто используются для описания тестовых значений, обычно наблюдаемых у здорового населения, и их часто называют «нормальным диапазоном». Аналогичным образом, приблизительно 99% будут в пределах среднего ± 3 стандартных отклонения.

Таким образом, эталонный интервал, включающий 95% значений, ограничен нижним и верхним эталонным пределом, соответствующим соответственно 2,5% и 97,5%. Значения по обе стороны от этих контрольных пределов, таким образом, не входят в «нормальный диапазон». Статистически это означает, что 5% населения или один из двадцати должны считаться ненормальными!

Если заказаны два теста, вероятность того, что второй тест будет в пределах нормальной популяции, также будет 95%, но вероятность того, что оба теста будут нормальными, равна 0.95 2 = 0,90. Если заказано 10 тестов, что часто происходит, вероятность того, что все они находятся в пределах 95% -ного интервала, составляет 0,60. С другой стороны, некоторые биохимические параметры демонстрируют значительные биологические вариации, поэтому для пациента с патологическим состоянием также возможно получение результата теста в пределах референтного интервала (рис. 1).

Нажмите для увеличения

Рис. 1: Нормальные распределения, со средним значением = 10 и средним значением = 18, стандартным отклонением = 2. 95% значений находятся в пределах ± 2 × SD.

Таким образом, аномальные результаты не всегда указывают на болезнь или патологическую ситуацию, а нормальный результат не всегда указывает на отсутствие болезни. Конечно, чем более ненормальный результат, тем больше вероятность того, что он связан с патологическим состоянием.

При установлении референтного интервала некоторые биохимические параметры не будут иметь нормального распределения. Часто встречаются так называемые асимметричные распределения, но данные часто можно преобразовать в нормальное распределение, применив логарифмическое преобразование.Без преобразования около 95% наблюдений по-прежнему будут находиться в пределах 2 стандартных отклонений, но эти 5% вне пределов вполне могут оказаться на одном конце.

Чтобы избежать этого, можно использовать непараметрическую статистику для определения 2,5-го и 97,5-го процентилей, или, проще говоря, вам может потребоваться определить контрольные пределы, чтобы 2,5% результатов было вырезано с каждой стороны распределения. Для некоторых параметров было решено использовать 99-й процентиль, чтобы 1% результатов находился в верхнем диапазоне.

Интервал может часто отличаться в зависимости от возраста, пола, размера или этнического происхождения, поэтому сбор данных из огромного количества лабораторных тестов для установления референтного интервала — трудоемкое и затратное дело. Для многих коммерческих аналитических методов производитель устанавливает референсный интервал. Чтобы использовать это, необходимо подчеркнуть, что интервал должен быть четко определен и подходить для демографического населения.

В последние годы в крупных проектах с участием нескольких лабораторий из разных стран принимались участие в сборе и измерении образцов с целью установления общих референсных интервалов.Таким образом, референсные интервалы для наиболее распространенных аналитов были установлены на основе большого количества данных, например Северный эталонный интервальный проект (NORIP).

ТАБЛИЦА I: Референсные интервалы для креатинина

Референтный интервал

Дети:

Женщины:
Мужчины:

0-1 неделя
1 неделя-1 месяц
1-12 месяцев
1-14 год
> 14 лет
> 14 лет

53-97 мкмоль / л
27-62 мкмоль / л
18-35 мкмоль / л
18-66 мкмоль / л
50-90 мкмоль / л
60-100 мкмоль / л

Таким образом, установление референсного интервала позволяет клиницисту сравнивать результаты, полученные от индивидуума, с результатами, полученными от популяции, и тем самым использовать тот факт, что внутрииндивидуальные биологические вариации, даже если они могут быть значительными, намного меньше, чем вариация для рассматриваемой популяции.


Внутрииндивидуальная биологическая изменчивость

Несмотря на то, что индивидуум может значительно отличаться от нормальной популяции, тем не менее важно учитывать внутрииндивидуальные вариации рассматриваемого биохимического параметра. Многие аналиты измеряются с более высоким или низким результатом, в зависимости от колебаний компонентов жидкости тела вокруг заданного гомеостатического значения. Таким образом, сезонные колебания, биологические циклы или ритмы, потребление пищи, упражнения или просто время суток могут повлиять на измеряемый параметр.

Это, конечно, представляет особый интерес при сравнении результатов теста пациента с предыдущим, например в связи с оценкой лечения. При этом клиницист должен принять во внимание биологические вариации и провести критическую оценку изменений, наблюдаемых в результатах.

Не всегда существует четкая граница между здоровьем и болезнью, но, тем не менее, существует тенденция интерпретировать лабораторные тесты как здоровье или болезнь. Таким образом, при использовании пределов эталонного интервала будут некоторые случаи, которые вызовут ненужную ложную тревогу.

Например, во время развития болезни, на первых стадиях или в процессе прогрессирования, биологическая изменчивость представляет собой потенциальный риск ложной интерпретации. Аналогичным образом, для некоторых количеств биологическая изменчивость в патологических состояниях выше, чем в здоровом состоянии, и диагностическая ценность теста снижается.

Биологическую вариацию можно оценить на основе измеренных значений аналитической вариации (CV):

CV всего 2 = CV аналитический 2 + CV биологический 2 и, следовательно:

CV биологический =

Биологическая вариация для биохимического параметра — это мера того, насколько большое увеличение / уменьшение, как можно ожидать, внесет вклад в аналитическую вариацию в нормальной ситуации.

Зная биологические и аналитические вариации (промежуточные) внутри индивидуума, можно определить, можно ли интерпретировать результат теста как существенно отличающийся от предыдущего, полученного пациентом, и можно учесть так называемое критическое различие. Определяя статистическую вероятность, критическую разницу (CD) можно рассчитать как:

CD =

CD = 2,77 *

Коэффициент 2,77 равен разности z-статистики, равной 1.96 для этого примера с вероятностью 0,05 (5%), что результат вызван случайным отклонением. Z-оценка зависит исключительно от вероятности, выбранной для значимости, и от того, являются ли изменения однонаправленными (рост ИЛИ падение) или двунаправленными. Примеры значений z можно найти у Фрейзера [2].

Чаще всего клинициста интересуют двунаправленные изменения с вероятностью 5%, что означает, что, как правило, мы будем искать различия, превышающие 2,8 * CV.

Таким образом, знание биологических вариаций внутри индивида имеет абсолютное значение для оценки лабораторных результатов.

Пример:

Глюкоза измеряется как в плазме, так и в глюкозе цельной крови. Внутрииндивидуальная биологическая вариация для глюкозы составляет CV биологическая ~ 6%, тогда как аналитическая вариация CV аналитическая ~ 2% для глюкозы в плазме и 3-4% для цельной крови. Тогда ежедневное изменение пациента будет:

CV глюкозы = =

6,3% для глюкозы плазмы

Теперь вычисляем критическую разность CD = 2.77 * = 18% означает, что два значения теста глюкозы, которые расходятся более чем на 18%, будут значительно отличаться.

При мониторинге диабета или нарушения толерантности к глюкозе (IGT) существуют рекомендуемые значения концентрации глюкозы в плазме натощак (FPG):

  • FPG
  • 7,0 ммоль / л> FPG ≥ 5,6 ммоль / л ~ IGT
  • FPG ≥ 7,0 ммоль / л ~ диабет.

При сравнении результатов испытаний с рекомендованными пределами необходимо учитывать биологические и аналитические ошибки.


Точность и прецизионность

Когда образец измеряется несколько раз, редко получают одинаковые результаты каждый раз. Вместо этого результаты будут более или менее отклоняться в зависимости от точности метода измерения. Точно так же измерение образца двумя разными методами редко дает точно такие же результаты, а различаются более или менее в зависимости от точности методов.

Таким образом, два основных фактора, влияющих на аналитическую неопределенность, — это точность (неточность) и точность (систематическая ошибка), каждая из которых вносит свой вклад в случайные и систематические ошибки.Точность определяется как степень, в которой повторные измерения в неизменных условиях показывают одинаковые результаты. В лаборатории термин неточность чаще используется для обозначения случайных аналитических ошибок, влияющих на результаты.

Точность определяется как степень близости измерений величины к ее фактическому или принятому значению. Однако чаще всего термин «систематическая ошибка», который соответствует степени погрешности, используется в лаборатории для описания систематических различий между методами измерения или между методом и эталонным значением.

При определении точности важно использовать концентрации аналита, близкие к пределам клинического решения. Для каждой концентрации рассчитывается среднее значение (M) и стандартное отклонение (SD):

SD =

Стандартное отклонение или так называемый коэффициент вариации (CV), который представляет собой стандартное отклонение в процентах от среднего, является мерой точности:

CV =

SD представляет собой сумму всех изменений, влияющих на анализ.Это, например, испытательный прибор, различные технологи, занимающиеся анализом, условия окружающей среды и просто повседневные изменения. Тогда SD является мерой межсерийной точности.

При определении систематической ошибки среднее значение серии измерений на образце сравнивается с известной концентрацией аналита в образце или с ожидаемым значением. Величину смещения можно определить с помощью соответствующего стандартного материала (например, сертифицированного стандартного материала), содержащего известную концентрацию аналита.

В лаборатории клинической химии систематическая ошибка метода обычно определяется путем сравнения результатов с результатами ряда других лабораторий, измеряющих тот же материал образца. Это межлабораторное сравнение, известное как проверка квалификации, подразумевает, что лаборатория регулярно получает пробы с неизвестной концентрацией аналита.

Обычно сравнение проводится с лабораториями, использующими ту же методологию, и сравнение затем показывает способность лаборатории достичь правильного результата теста.Как указано, смещение вызвано систематическими ошибками, такими как калибровка, изменение реагента (номер партии) и т. Д., И соответствующие неточности, SD или CV по отношению к эталонному значению или межлабораторное сравнение является мерой смещения метода. Эти типы ошибок независимы в том смысле, что вы можете проводить анализ с высокой точностью, но с низкой точностью, и наоборот.

Обычно в лаборатории, когда два или более прибора используются для одного анализа, регулярное сравнение методов и проверка систематической ошибки проводятся путем параллельного анализа.Оборудование, используемое для тестирования в местах оказания медицинской помощи (POCT), является хорошим примером с довольно большим количеством инструментов по всей больнице. Таким образом, для результата пациента не должно иметь значения, был ли образец проанализирован на приборе №1, приборе №2, №3 или №10.

Часто точность и необъективность иллюстрируются стрельбой в цель. Отклонение от центра соответствует смещению, а точность соответствует расширению пулевых отверстий.

Аналитическая вариация может значительно повлиять на надежность лабораторного теста, в частности, когда биологическая вариация мала по сравнению с аналитической ошибкой.При интерпретации результата теста врач должен иметь возможность знать систематическую ошибку и точность метода или общую ошибку (TE) для метода:

TE = B + 1.96 * I

B = систематическая ошибка, I = неточность, уровень значимости 95%). Это может быть сопроводительный или легко доступный метод или таблица данных (в лабораторной информационной системе или в Интернете). Для многих лабораторных тестов программы внешней оценки качества или правительственные постановления (например, CLIA) предоставляют значения для приемлемой аналитической вариации, так называемые общие допустимые ошибки (TE a ), которые включают неточность и смещение измерения.

Обратите внимание, что систематическая ошибка как систематическое различие между тестом и эталонным (истинным) значением не имеет отношения к тесту, который не стандартизирован; примером может служить тест D-димера.

Примером важности аналитической ошибки является измерение С-реактивного белка (СРБ) как реагента острой фазы и как тест на риск сердечно-сосудистых заболеваний. Как реагент острой фазы СРБ может резко увеличиваться в ответ, например, на инфекции, и тест измеряет более широкий диапазон уровней CRP.

Из-за высокой неточности в нижних диапазонах этот метод не подходит для проверки риска сердечно-сосудистых заболеваний. Для прогнозирования сердечно-сосудистых заболеваний анализ должен уметь различать значения CRP:

  • > 1,0 мг / л и
  • > 3,0 мг / л (высокий риск)

(Американская кардиологическая ассоциация и Центры США по контролю и профилактике заболеваний). Безусловно, очень важна точность выполнения аналитического метода.Однако несколько высокочувствительных анализов CRP показывают аналитическую погрешность в диапазоне 5-10%, и этого, вероятно, будет недостаточно. Согласно Westgard [3] допустимое значение CV действительно должно быть около нуля.


Чувствительность и специфичность

В терминологии клинической биохимии чувствительный метод обычно означает, что анализ способен измерять низкие концентрации аналита, а специфичность означает способность метода измерять сам аналит без вмешательства других веществ в исследуемой пробе.Таким образом, терминология здесь относится к аналитической чувствительности и аналитической специфичности.

При интерпретации лабораторных тестов мы говорим о клинической или диагностической чувствительности и специфичности, которые касаются возможности того, есть ли у пациента заболевание или нет. Для клинициста диагностическая чувствительность и специфичность являются важными вопросами, которые показывают, насколько надежен тест и насколько он подходит для предполагаемой цели.

Когда лабораторный результат показывает значение, соответствующее определенному болезненному состоянию, есть две возможности: болезнь может присутствовать или болезнь может отсутствовать.В первом случае мы имеем дело с истинно положительным (TP) результатом, а во втором — с ложноположительным (FP) результатом для заболевания. Точно так же, если результат показывает отсутствие болезни, человек может быть свободен от болезни или действительно болен. В этом случае у нас есть истинно отрицательные (TN) или ложноотрицательные (FN) соответственно.

Диагностическая чувствительность — это мера доли фактических положительных результатов, которые правильно определены как положительные. Таким образом, это мера способности аналитического метода идентифицировать конкретное заболевание.Чувствительность рассчитывается как процент истинно положительных результатов (TP) среди всех больных (рис.2):

Нажмите для увеличения

Рис. 2: Нормальные распределения, со средним значением = 10 и средним значением = 18, стандартным отклонением = 2. 95% значений находятся в пределах ± 2 × SD.
Для отсечки на 95% красный = ложноотрицательный, синий = ложноположительный

TP / (TP + FN)

Таким же образом диагностическая специфичность измеряет долю правильно идентифицированных негативов и, таким образом, является мерой способности метода исключить конкретное заболевание.Затем рассчитывается специфичность как процент истинно отрицательных результатов (TN) среди всех без заболевания:

TN / (TN + FP)

Тест, показывающий, что женщина не беременна, когда она на самом деле беременна, является примером теста с низкой чувствительностью, тогда как тест с низкой специфичностью — это тест, показывающий беременность, когда женщина не беременна.

Несмотря на то, что метод тестирования обладает высокой специфичностью и высокой чувствительностью, вы не обязательно получите правильный ответ для постановки диагноза.Это в значительной степени зависит от распространенности заболевания; это количество людей с заболеванием в данной популяции, особенно когда распространенность низкая.

Например, очень редкое заболевание и лабораторный тест на это заболевание с чувствительностью и специфичностью менее 100%. Вероятность ложноположительных результатов высока, и, следовательно, получается низкая прогностическая ценность.

Прогностическая ценность — это вероятность того, что заболевание присутствует, если результат теста положительный, или что болезнь отсутствует, если результат теста отрицательный.В формуле это можно отобразить так:

Прогнозирующая ценность положительного результата теста: PPV = TP / (TP + FP)

Прогнозирующая ценность отрицательного результата теста: NPV = TN / (TN + FN)

Таким образом, прогностические значения зависят от чувствительности, специфичности и распространенности и, таким образом, представляют вероятность того, что положительный тест отражает основное состояние, на которое проводится тестирование.


Заключение

Некоторые параметры важны при интерпретации лабораторных результатов, и, кроме того, интерпретация также зависит от причины, по которой запрашивается тест — будь то диагностическая цель, мониторинг или скрининг.Если тест запрашивается для исключения диагноза, то требуется высокочувствительный тест; если это необходимо для диагностики болезни высокого риска, то необходим высокоспецифичный параметр.

Интерпретация лабораторных результатов фактически начинается с того, что врач запрашивает правильный тест для клинической проблемы, с которой он / она сталкивается. Ожидается, что результат предоставит информацию, которая поддержит решение о последующем лечении. Какие действия будут предприняты, зависит от понимания врачом лабораторных результатов и от того, как реагировать на эту информацию.Этот круг от рассмотрения лабораторного анализа к интерпретации и к действию — это цикл от мозга к мозгу [4].

Цикл от мозга к мозгу включает в себя знание:

  • Преаналитические параметры
  • Биохимический тест
  • Биологическая вариация
  • Подходящее время для взятия соответствующих проб
  • Аналитические параметры
  • Точность
  • Неточность
  • Диагностическая чувствительность и специфичность
  • Постаналитические параметры
  • Пределы клинического решения
  • Количество отказов
  • Клиническая интерпретация

Многие исследования были сосредоточены на ошибках на преаналитической и аналитической фазах, но меньше на постаналитических ошибках.Можно предположить высокий уровень ошибок при сборе проб, идентификации и штрих-кодировании, анализе и отчетности, но эти ошибки кажутся менее частыми по сравнению с ошибками при выборе правильного теста и ошибками в интерпретации результата. Согласно Лапосате [5], исследование показало, что при нарушении свертываемости крови примерно 75% случаев связаны с неким уровнем неверной интерпретации результатов теста.

Согласно литературным данным, 70-80% решений в диагностике основываются на лабораторных данных.В лаборатории многое делается для помощи в интерпретации результатов, помимо контрольных значений, погрешности измерения, отмеченных результатов и т. Д.

Тем не менее, очевидно, что предстоит еще многое сделать для улучшения представления данных — и информации; информация, которая может помочь медицинскому персоналу в правильном применении лабораторной информации. Сетевые лабораторные информационные системы можно улучшить с помощью средств принятия решений и инструментов, учитывающих знания, основанные на фактах.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *