Для развитие памяти детей: Топ методов развития памяти и внимания у детей

Содержание

Топ методов развития памяти и внимания у детей

Тема довольно глубокая и важная. Как сказал кто-то из известных психологов: «самое важное время для развития памяти — это время до школы». И действительно, развитие памяти и внимания у детей — процесс одновременно и развивающий, и интересный. А если есть интересные программы и компьютер, то можно обучение превратить в увлекательную игру. Давайте посмотрим, что можно предложить нашим детям для развития этих основных навыков, которые очень пригодятся в школе, да и в жизни будут нелишними.

Оглавление:

Диагностика памяти и внимания 

Определяем уровень развития всех видов памяти у младшего школьника

 

Тема, диагностики памяти у младших школьников довольно обширна и сложна, поэтому мы рассмотрим лишь одну из методик.

  1. Слуховая память. Вы читаете ребёнку ряд из 10 слов, которые он должен запомнить и записать.

Слова: дерево, собака, книга, стол, окно, трава, машина, фломастер, гриб, утюг.

  1. Зрительная. Предложите ребёнку прочитать ряд из 10 слов, а затем записать те, которые удалось запомнить.

Слова: барабан, пряник, ложка, мотоцикл, коробка, яблоня, фотография, журнал, цветок, медведь.

  1. Моторно-слуховая. Взрослый читает слова, а ученик повторяет за ним шёпотом и «записывает» в воздухе. Потом, он должен записать на листе бумаги все слова, которые запомнил.

Слова: корзина, гора, мост, лужа, кошка, вилка, чемодан, гусь, вишня, карандаш.

  1. Комбинированная. Ребёнок читает слова вместе со взрослым, проговаривает их шёпотом, «записывает» в воздухе, а затем на лист бумаги.

Слова: морковь, чашка, попугай, стул, дорога, солнце, мыло, сумка, лампа, озеро.

Вывод, насколько развита каждая из видов памяти, можно сделать по количеству баллов, которые набрал ученик.

10 – развита хорошо.

9 – 5 развита на среднем уровне.

5 – 1 низкий уровень.

Возможно, вам будет интересно Шуточный тест на сообразительность

Узнаем уровень развития памяти у дошкольника

Прежде чем начинать развивать уже имеющиеся навыки, необходимо сначала понять, а на каком же уровне наш ребенок? Для этого можно провести с ним несколько игр.

 

  1. Найти игрушку. Эта игра позволит понять, на каком уровне находится память, а также внимание и способность понять инструкцию или просьбу взрослого. Перед малышом необходимо положить несколько игрушек, которые он хорошо знает и предложить закрыть ему глаза. Убрать 2 игрушки, попросить малыша назвать отсутствующие.
  2. Если ребенок назвал 2 и правильно, значит, память и внимание у него развиваются достаточно хорошо: он внимателен и прекрасно понимает просьбу взрослого.
  3. Если малыш назвал только одну игрушку верно, то уровень развития памяти средний, возможно, не хватает внимания, но просьбу он понимает.
  4. В третьем случае, ребенок не называет верно ни одну игрушку и не понимает смысла задания. Значит, дела не так хороши, и маме или папе необходимо всерьез задуматься о подключении дополнительных материалов для развития этих навыков у своего крохи.
  5. Карточки с нарисованными предметами. Их должно быть 10 и на них можно нарисовать или найти картинки и приклеить различные предметы, такие как клоун, цветок, машина, девочка, мальчик, солнце, кошка, собака, дерево, дом. Затем показывать карточки малышу на протяжении 5 — 6 секунд и затем спрятать. Потом он должен назвать и вспомнить в произвольном порядке названия предметов.
  6. Если 8 — 10 карточек ребенок назвал правильно, значит, память в отличном состоянии. Когда названы 5 и меньше карточек, тогда нужно всерьез заниматься развитием малыша.

Более взрослым детям можно придумать задачки посложнее, например, с цифрами и буквами.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению

Тест «Проверь свою память». Для детей школьного возраста

10 интересных методов развития памяти и внимания у детей разного возраста

Как развить зрительную память

Этот вид памяти, который называют еще фотографической позволяет воспринимать информацию через образы и окружающий мир. Именно через достоверное восприятие и запоминание у ребенка тренируется и впоследствии формируется необходимый уровень памяти и внимания.

 

Способы тренировки зрительной памяти

После предварительного исследования, которое провели, нужно, учитывая уровень ребенка, знать пошаговый алгоритм обучения. То есть как именно вводить упражнения, чтобы эффект был максимальным.

  • Обязательно учитывайте уровень развития, и внедряйте задачи и упражнения по мере сложности постепенно.
  • Иногда малыш не очень хочет заниматься, поэтому продумайте призы, соревновательные и игровые моменты.
  • Продумайте, чтобы задания и инструкции были понятны ребенку, не слишком усложняйте в первое время.
  • чтобы улучшить эффект старайтесь задействовать слух и моторику.

 

Возможно, вам будет интересно Почему современные дети плохо говорят — страшная правда

Основные методики развития памяти

Рассмотрим в качестве примера несколько самых интересных и эффективных. При регулярных занятиях они обязательно помогут достичь хороших результатов, да и ребенку будет интересно заниматься.

 

Пазлы

 

  1. Их можно приобрести в любом магазине игрушек или изготовить самостоятельно.
  2. Такая игра не только развивает внимание, усидчивость, но и задействует моторику и, естественно, память.
  3. Часто собирать пазлы любят не только маленькие дети, но и взрослые школьники, и сами родители.
  4. Прекрасный вариант провести вместе вечер. Только продумайте, чтобы уровень пазлов соответствовал возрасту.

 

Перепутанные картинки

 

Такая игра вызывает бурю эмоций у маленьких детей. На картинках рисуем сказочных героев в несвойственном им виде (например: волк, но в Красной Шапочке, крокодил Гена, но с ушами чебурашки), а также неправильные действия: мышка бежит за кошкой и так далее. Попросите ребенка «навести порядок». Необходимо, чтобы он не только указал, что неправильно изображено, но и как это исправить.

 

Метод Цицерона

  • Назван так в честь римского оратора.
  • Ту информацию, которую необходимо запомнить, следует расположить в воображаемой комнате по порядку и по часовой стрелке: на столе, стуле, диване. Помогайте в первое время.

 

Можно найти в интернете много очень интересных и ярких занятий, которые увлекут ребенка. На экране появляются картинки, а потом смешиваются. Необходимо поставить их в первоначальную цепочку. Только следует помнить, что такие занятия перед экраном необходимо строго дозировать и делать перерывы, чтобы у ребенка отдохнули глаза и спина.

Возможно, вам будет интересно Виды памяти в психологии — Загадки человеческой природы

Как развить слуховую память

Она не менее важна, чем зрительная, а иногда даже больше необходима. В старших классах нужно не только конспектировать материал, но и воспринимать на слух. Поэтому развивать слуховую память можно и нужно не меньше, чем зрительную.

 

Как проверить?

  1. Способ достаточно прост: назовите ребенку 4 числа, а потом попросите повторить их в обратном порядке.
  2. Потом увеличивайте количество чисел. Хорошим уровнем будет тот, когда ученик повторит 6 и более чисел.

С более младшим ребенком можно провести аналогичное исследование: только вместо чисел используйте знакомые песенки из кинофильмов (строчки или названия из них) или звуки и голоса животных, просто гласные или согласные буквы.

 

Развиваем слуховую память

Нужно заниматься этим педагогически правильно и целенаправленно. Если начали, то выработайте системность, занимайтесь с ребенком регулярно.

 

Аудиокнига

Возьмите за правило слушать вместе с ребенком хотя бы несколько раз в неделю сказки, интересные рассказы. Поинтересуйтесь, на какие темы хотелось бы послушать произведение и какие жанры интересны вашему сыну или дочери. С маленькими детьми можно слушать песенки или коротенькие стихотворения, возможно, небольшие сказки.

 

Снежный ком

Это упражнение можно проводить как в паре, с двумя детьми, так и с большим количеством детей. Один называет слово, второй ребенок повторяет уже названное и добавляет второе слово. Далее добавляется третье и так далее. Последний шаг, когда ребенок повторяет все слова и добавляет свое. Таких слов должно быть 10, потом можно увеличивать количество. Можно придумать призы или мотивировать чем — то другим.

 

Правильно разукрашиваем

Подойдет обыкновенная раскраска и карандаши. Взрослый выбирает рисунок и дает задание, что каким цветом разукрасить. По памяти ребенок должен выполнить задание. Упражнение хорошо тем, что многие дети любят рисовать и с удовольствием включатся в игру.

Интересные уроки (4 урока), по развитию памяти, от кандидата психологических наук Антона Сорина

Как развить внимание у детей

Многие часто жалуются, что ребенок невнимателен и рассеян. Есть определенные рекомендации, которые нелишними будут для всех родителей. Так как простые соблюдение некоторых правил в жизни позволят хорошо развить внимание вашему ребенку. А внимательный ребенок — это самостоятельный ребенок.

Порядок в доме

Самостоятельность можно развивать, предлагая малышу просто убирать свои игрушки или приучиться складывать учебники и тетради по местам. Пусть он четко отслеживает, где у него находятся носочки, носовые платки, у девочек — заколки. Определите место, куда ставить обувь и класть испачканную одежду.

 

Убираем телевизор как фон

Ребенку будет намного легче концентрировать свое внимание, если телевизор, компьютер или музыка будут выключены во время принятия пищи и выполнения уроков.

 

Найти отличия на картинках

Предлагаем 2 одинаковых изображения, на которых необходимо найти, допустим, 5 — 10 отличий

Почему так важно развивать память и внимание у школьников

Очень важно, еще до поступления ребёнка в школу, заниматься с ним развитием, таких важных психических функций, как памяти и внимания. Если же эти процессы не развились в полной мере и не соответствуют возрасту школьника, то это напрямую отражается на его успеваемости. Которая, в свою очередь, напрямую зависит, оттого, насколько точно и полно усваивается материал.

Причиной низкой успеваемости и плохого восприятия, могут стать:

  • Недостаток речевого развития
  • Ослабленное здоровье ребёнка
  • Низкий уровень запоминания и объёма памяти

Эти и другие причины приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы и способности. Ему кажется, что проблемы с учёбой, которые возникают у него из-за недостаточно развитых процессов памяти и внимания, это следствие чего-то другого. Например, плохой учитель или одноклассники, которые не дают сосредоточиться. При этом, если не уделить должного внимания развитию важных психических функций, то ситуация с каждым учебным годом, будет только ухудшаться.

Заключение

Развитие памяти и внимания у детей не должно быть нудным и надоедливым занятием. Старайтесь все представить в игровой форме. Дети обожают играть. Придумайте занятия, где будут задействованы все члены семьи.

Развивая внимание, вы будете развивать и различные виды памяти. Все взаимосвязано. Подключайте моторику, тогда ребенку будет вдвойне интересно.

Если малыш что-то не умеет, не отчаивайтесь и не тревожьтесь, просто начните заниматься, учитывайте настроение и состояние детей. Наблюдайте, что им больше нравится, добавляйте новые упражнения.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

 

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

 

 

 

развитие помяти и внимания детей, игры на развитие

«В одно ухо влетело, в другое вылетело» – так часто говорят о детях, которые плохо запоминают новую информацию. И таких малышей — огромное количество. Естественно, родители задаются вопросом, как улучшить память ребенка, ведь она очень поможет ему не только в детском саду, но и потом, во время обучения в школе. На помощь мамам и папам придут простые способы и методики, которые помогут не только сделать процесс запоминания более легким, но и положительно скажутся на всем интеллектуальном развитии ребенка.

Как происходит процесс запоминания?

Память, как способность, дана всем живым существам, которые наделены высшей нервной деятельностью. Но дальше всех в способности запоминать образы, информацию, обучаться продвинулся человек. Исследователи, которые изучали процессы памяти, признаются, что в этом вопросе еще много «белых» пятен, однако механизм запоминания с более ли менее высокой точностью им все-таки удалось воспроизвести:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение при узнавании;
  • Забывание.

Ребенок может запоминать информацию двумя способами — произвольно и непроизвольно. В первом случае идет речь о заучивании стихов, которые, к примеру, нужно будет прочитать на утреннике в детском саду. В произвольном запоминании огромную роль играет мотивация. Если она есть у малыша, то запоминание будет проходить быстрее и легче.

Непроизвольное запоминание — штука непредсказуемая. Ребенок запоминает все, что видит, слышит, с чем соприкасается. Однако одна информация остается в памяти надолго, другая быстро исчезает, как правило, за ненадобностью, если человек не обращается к этому фрагменту памяти, не пользуется им. Малыш может надолго запомнить человека, увиденного в автобусе, только потому, что он оказался похож на персонажа любимого мультфильма. А ваши объяснения, как работает водопровод, которые последовали на вопрос «почему», он забудет достаточно быстро, если вопрос был задан «мимоходом» и информация чаду оказалась ненужной.

При запоминании информация фиксируется специальными «клетками памяти», механизмами – энграммами головного мозга, которые еще называют «следом памяти».

После запоминания происходит второй процесс — сохранение. Он может быть динамическим и статическим. В первом случае речь идет о кратковременной памяти (услышал-запомнил-забыл). Статическое сохранение — гарантия памяти долговременной (услышал-запомнил-сохранил-вернулся к сохраненному-переработал-запомнил -вернулся). Этот механизм важен для процесса обучения, так как ребенок, первоначально запомнив что-то важное, потом может снова и снова возвращаться к этой информации, которую бережно хранят энграммы, и под воздействием новой поступающей информации «корректировать» данные, менять их, дополнять и расширять. Именно это и будет являться механизмом усвоения материала, важного для успешного обучения чему-либо.

Третий важный этап работы памяти заключается в узнавании и воспроизведении сохраненных ранее фрагментов. Узнавать то, что уже есть в памяти, значительно проще. Ребенку показали иллюстрации к стишку, который он учил в садике, – малыш начинает вспоминать сам стишок. Но если мама просто попросит его рассказать стихи, которые учились более полугода назад, воспроизвести информацию крохе будет не так-то просто. На помощь ему придет еще один «трюк» памяти — ассоциации, они сопровождают и запоминание, и сохранение. Если ребенок сможет воспроизвести собственные ассоциации, он в большой вероятностью, вспомнит текст стихотворения.

Забывание — это процесс освобождения энграмм он ненужной информации, которая хранится и не используется. Этот процесс разрушения нейронных связей очень важен для психики ребенка, которая может оказаться слишком перегруженной, если малыш не будет забывать что-то. Ученые считают, что в процессе «стирания» информации участвует и кора головного мозга, «включая» торможение.

Все эти процессы протекают на физиологическом, биохимическом, нервном уровне, в нем задействованы различные участки коры головного мозга.

Виды памяти

Память делится на несколько видов. По степени интенсивности психических процессов, она может быть эмоциональная, двигательная, образная (зрительная), словесно-логическая. По типу запоминания — произвольная и механическая (непроизвольная), по длительности хранения информации — кратковременная, долговременная, оперативная.

Первая память, которая начинает развиваться у новорожденного — двигательная. Моторное запоминание дает крохе возможность научиться сидеть, ходить, держать в руках игрушку, ложку. Эмоциональная память в самом начале жизни носит рефлекторный характер — мама рядом, малыш спокоен, мама далеко — малышу одиноко. Лишь к 6 месяцам запоминание эмоций становится более осознанным, и малыш уже может расплакаться, если ему показать игрушку, которой накануне он очень больно ударил себя по лицу. В этом возрасте кроха отлично знает членов своей семьи и эмоциональная память делает возможным это узнавание — он видит маму и улыбается, посторонним людям улыбаться он не станет.

Образная память формируется у детей ближе к 1 году. Это не только запоминание вкусового, осязательного, зрительного плана, но и создание ассоциаций, связанных с ним. Ребенок именно через эту память формирует свои представления о мире. Словесно-логическая память даст возможность ребенку формулировать и воспроизводить свои мысли. Это станет возможным, когда малыш научится говорить хотя бы 10-20 слов.

Кратковременная память у каждого отдельного ребенка имеет свой объем, поскольку это очень индивидуальная способность, данная природой, и сохраняющаяся на всю жизнь практически без изменений. Она позволяет воспринимать новую информацию, сразу сортировать ее и оставлять только нужно. Далее дело за долговременной памятью. У детей долговременное запоминание развивается в возрасте около года, у кого-то — чуть позже. Оперативная память нужна для хранения временной информации, как это происходит, когда мы складываем два числа в уме (промежуточный результат после сложения десятков, например, мы оставляем «в уме»).

Все виды памяти очень тесно взаимодействуют друг с другом, без одного невозможны или очень затруднены функции других.

Особенности у детей

У детей все виды памяти развиваются постепенно, и эта последовательность имеет огромное значение. Новорожденный на уровне моторной памяти прекрасно помнит, как нужно совершать сосательные движения. К 5-6 месяцам «включается» эмоциональная память, а к году — образная. С года начинает формироваться долговременная память, и малыш уже сможет вспомнить, где они с мамой гуляли вчера. Высокой степени развития долговременная память достигнет к 2-2,5 годам. Свои познания о мире малыш будет строить, непроизвольно получая информацию в процессе игры.

В 5-6 лет дети обычно уже владеют достаточно развитой произвольной памятью, и могут специально заучивать что-то, например, стихи или басни, если у них будет мотивация.

Есть и очень интересные особенности детской памяти:

  • Зрительная память лучше развита у девочек, чем у мальчиков.
  • Моторная память быстрее развивается у мальчиков.
  • Долговременная память раньше формируется у девочек, причем, преимущественно она носит эмоциональный характер.
  • Мальчики легче запоминают числа.

С какого возраста ее развивать?

Развивать память ребенка можно с самого рождения. Сначала это будут движения, а затем — эмоции и слова. Непроизвольную память крохи (ведь он не старается что-то запомнить, у него это получается само по себе) лучше тренировать в игровой форме, именно так увеличивается вероятность, что наибольшее количество информации будет проанализировано кратковременной памятью.

Кроме того, важно помнить, что повторение — мать учения, без повторений ребенок быстро будет забывать то, чему вы его научили.

Способы «тренировки»

Улучшение памяти — не совсем подходящий термин, если речь идет о ребенке. Плохой память у здоровых детей практически никогда не бывает, она может быть недостаточно развитой, и над этим предстоит потрудиться родителям.

В рацион ребенка следует обязательно ввести витамины, в состав которых входят аминокислоты. Очень полезен рыбий жир, который содержит ненасыщенные жирные кислоты (Омега 3 и Омега 6), если нет аллергии, можно давать орехи. Ребенок должен много гулять на свежем воздухе, так как его мозг нуждается в достаточном количестве кислорода.

Есть несколько простых способов развить память малыша, которые будут полезны и его родителям, поскольку их память будет тоже тренироваться:

  • Что ты делал? Возьмите за правило рассказывать ребенку, как прошел ваше день, описывайте все подробности, а потом просите чадо сделать то же самое.
  • Книга — лучший друг. Читайте ему книги каждый день, пусть даже в силу нехватки времени, это будет 1-2 страницы, но чтение должно стать ежедневной традицией.
  • Игра поможет. Каждый день играйте с ребенком в слова. Это можно делать дома, можно по дороге в детский сад. Назовите ему 10 слов, и попросите назвать те из них, которые он может видеть вокруг себя (улицы, фонарь, автобус, люди, магазин, собака, лужа). Зрительную память хорошо тренировать с помощью картинок. Положите несколько изображений, обсудите их, опишите, а потом уберите 2-3 картинки и попросите чадо сказать, чего или кого не хватает. Тренировать внимательность помогут задания с одинаковыми картинками, в которых нужно найти отличия, их для любого возраста можно найти в интернете.
  • Стройте ассоциации. Чтобы малыш лучше запоминал, помогите ему подобрать к слову или явлению понятную для него ассоциацию. Он довольно быстро начнет оперировать этим навыком.
  • Музыка и иностранные языки. Очень хорошо тренируют память занятия на музыкальных инструментах, пение, а также изучение иностранного языка.
  • Гаджетам — бой. Интернет, развитие компьютерных технологий уже сейчас отрицательно сказываются на памяти людей, она стремительно ухудшается, ведь нет необходимости запоминать информацию, если ее всегда можно найти в поисковой системе. Это не призыв отказаться от использования гаджетов, но родители, которые хотят тренировать память своего ребенка, должны как можно меньше давать ему общаться с планшетом и компьютером, и как можно больше общаться с ним лично.

Эффективные игры и упражнения

В любом возрасте можно использовать различные игры и методики развития памяти. Их даже можно придумывать самостоятельно, опираясь на область интересов растущего малыша. Вот лишь некоторые игры, которые вполне могут стать основой для ваших, индивидуальных:

  • Для детей до 3 лет. В этом возрасте очень полезны игры, направленные на развитие двигательной памяти. Собирайте с ребенком цветные кубики и называйте цвета, пирамидки. Детям с 2 лет можно доверить поиск отличий в двух одинаковых на первых взгляд предметах или картинках. После 2 лет важно начать пересказывать прочитанные сказки и стихи, задавайте малышу как можно больше вопросов, это будет не только развивать память, но и речь малыша. В возрасте от 1,5 лет можно начинать играть в мини-прятки. Для этого покажите ему три игрушки, две оставьте, а одну уберите. Он должен назвать, какой игрушки не хватает.
  • Для детей 3-4 лет. В этом возрасте особое внимание нужно уделить развитию образной и словесно-логической памяти. Чаще просите описать словами картинку, охарактеризовать персонажа сказки или мультфильма, рассказать, что он делает, что с ним будет потом. Полезно учить ребенка фантазировать. Покажите ему картинки животных, а затем уберите их и попросите представить, что он идет по зоопарку. Называйте животных, которых малыш увидел на картинках до этого, но одного-двух «забудьте» назвать. Пусть малыш ответит на вопрос, кого не хватает в зоопарке. С каждым днем количество карточек-картинок с животными должно увеличиваться.

В этом возрасте ребенку также нужно развивать связь между разными видами памяти. Попросите его представить лимон. Пусть кроха расскажет, какого он цвета, каков он на вкус. Затем попросите описать яблоко, апельсин, грушу и т. д.

  • Для дошкольников. В этом возрасте важно практиковать игры, тренирующие кратковременную память. Для этого прекрасно подходят логические ряды. Покажите ребенку изображение нескольких предметов в ряд, а затем перемешайте изображения и попросите его вернуть картинки в исходное положение. Очень хорошо, если ваш дошкольник научится быстро собирать картинки по частям. Возьмите просто изображение и разрежьте на несколько частей, пусть чадо постарается как можно быстрее собрать эти «пазлы».
  • Для младших школьников. Для успешной учебы у ребенка в достаточной степени должна быть развита память, ведь объем информации, который каждый день обрушивается на него в школе, велик. Не стоит требовать от вчерашнего детсадовца заучивать все наизусть, так будет тренироваться его кратковременная память, но не долгосрочная. Занятия лучше всего проводить в игровой форме, она по-прежнему остается для ребенка наиболее приемлемой. В этом возрасте уже можно поручать ребенку разгадывать ребусы и кроссворды, а также составлять слова в логические цепочки, например, лес-пенек-грибы-грибник-корзинка-пирожок с грибами.
  • Для детей старше 12 лет. В этом возрасте у ребенка максимально высокие способности к обучению. Он все еще довольно легко воспринимает новую информацию, но уже умеет выстраивать логические связи, создавать образы, закреплять их в памяти. Этим нужно воспользоваться, чтобы дать толчок к новому развитию подростка. Будет хорошо, если вечером он подробно расскажет, как он провел день в школе, с обязательным описанием своего класса (какого цвета шторы, что на них нарисовано, какие цветы растут на окнах. В описании людей, с которыми встречался ребенок, важно, чтобы родители расспрашивали как можно больше деталей о внешности и одежде, о чертах лица, о том, каков он, по мнению подростка, – добр или не очень (это развивает эмоционально-ассоциативную память).

Память подростка станет лучше, если он будет много читать, изучать иностранные языки и заниматься спортом. А логические способности возрастут в достаточно короткие сроки, если ребенок будет играть с папой или мамой в шахматы, шашки.

Какие способы лучше выбрать для запоминания стихов?

Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам. Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном. На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:

  • Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
  • Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
  • Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день — утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» – красивой лирической песней.
  • Учим на бумаге. Можете продиктовать ребенку стихотворение, чтобы он записал его на слух на лист бумаги. Потом разбейте произведение на несколько частей, лучше по смыслу, и попросите ребенка запомнить первые слова каждой части, это поможет ему вовремя вспомнить, с чего начинается очередной «кусок» произведения. Этот способ, несмотря на самые длительные приготовления, считается одним из самых быстрых и эффективных способов запомнить не только стихи, но и прозу.

Советы родителям

Занятия лучше проводить не каждый день, так как это может наскучить ребенку. Оптимальной частотой психологи считают — 2 раза в неделю по 20-30 минут (в зависимости от возраста ребенка).

Не нужно ругать ребенка, если он что-то забыл, не может запомнить. Такая ситуация говорит о том, что какой-то из этапов процесса запоминания оказался нарушенным, следует вернуться к самому началу и попробовать еще раз.

У каждого ребенка преобладает какой-то один (максимум два) вида памяти. Один малыш легче запоминает картинки, другому сложно помнить образы, но у него отлично развита тактильная и вкусовая память, а также память на запахи. Найдите эту способность, и процесс заучивания или «тренировки» памяти проводите через его основную способность — слова в стихотворении могут иметь «запах», цвет. Если это помогает ребенку запоминать быстрее, почему бы и нет!

Если у ребенка младшего школьного возраста возникли проблемы с запоминанием, учителя жалуются, что он рассеян, не может сконцентрироваться, пересмотрите режим дня чада. Будьте настойчивы, просите убирать вещи на отведенные для них места, а также неукоснительно соблюдать расписание дня.

Чтобы ребенок как можно скорее достиг хорошего уровня владения долговременной памятью, спрашивайте его о выученном сначала раз в неделю, потом в раз в месяц.

Ваши занятия должны приносить удовольствие и взрослому, и ребенку. Ничего не нужно делать «из-под палки». Если ребенок не хочет заниматься в этот раз, не настаивайте. Когда чадо дает правильный ответ, обязательно поощряйте его, улыбайтесь, искреннее радуйтесь его успехам.

Как развивать память у ребенка, смотрие в видео ниже.

Игры и упражнения для развития памяти детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это время, когда активно развиваются все познавательные процессы. Каждый день малыш узнает что-то новое и важное, поэтому необходимо уделять достаточно внимания развитию его памяти. С помощью простых игр и упражнений Вы сможете научить малыша легко запоминать и воспроизводить информацию.

Виды памяти

Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.

Критерий

Виды памяти

По сроку хранения информации

  1. Мгновенная (0,1 – 3 сек.)

  2. Кратковременная (3 -30 сек)

  3. Долговременная (может храниться годами)

По объекту запоминания

  1. Зрительная

  2. Слуховая

  3. Тактильная

  4. Вкусовая

  5. Обонятельная

  6. Двигательная

  7. Эмоциональная

По форме хранения информации в памяти

  1. Образная

  2. Словесно-логическая

По участию воли в процессах памяти

  1. Произвольная (необходимы усилия)

  2. Непроизвольная (информация запоминается сама по себе)

По участию мышления в процессах памяти

  1. Механическая (простое заучивание)

  2. Логическая (запоминание смысла)

У каждого из нас одни виды памяти развиты лучше, а другие хуже. Например, кто-то хорошо воспринимает информацию на слух, а у кого-то фотографическая память. Занимаясь с малышом, нужно стараться уделять внимание всем видам памяти, так как в дошкольном возрасте психические процессы пластичны и развиваются легче, чем у взрослых.

Особенности памяти дошкольников

У детей младшего дошкольного возраста преобладает образная память. Малыши могут запоминать лица людей, голоса, мелодии, вкусы и запахи. Информация запоминается ими, в основном, механически, непроизвольно. То есть маленький ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи информации. С развитием речи увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. В дошкольном возрасте также активно развивается двигательная память. Многократно повторяя одни и те же действия (например, разучивая танец или работая с ножницами), ребенок постепенно запоминает их.

Не стоит забывать, что ведущей деятельностью дошкольников является игра. Поэтому информацию, которую необходимо запомнить, лучше преподносить малышу в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Однако для этого необходима мотивация, то есть ребенок должен понимать, зачем ему нужно что-то запоминать. Произвольная память развивается активнее, если побуждать малыша воспроизводить накопленный опыт: спрашивайте у ребенка, что происходило в течение дня, просите его рассказывать сказки по картинкам и так далее.

Игры для развития зрительной памяти

  • «Что изменилось?» Разложите на столе перед ребенком несколько предметов (или карточек). Дайте малышу время их запомнить. После этого попросите ребенка закрыть глаза или отвернуться, а сами поменяйте предметы местами или уберите один их них. Открыв глаза, ребенок должен сказать, что поменялось.
  • «Вспомни и нарисуй». На 1 минуту покажите крохе картинку (чем больше на ней мелких деталей, тем задание сложнее), а затем попросите нарисовать то, что он запомнил.
  • «Опиши соседа». Эта игра подходит для группы детей. Малышам дается задание запомнить, как выглядит сосед. После этого его просят отвернуться и по памяти описать внешность и одежду товарища.

Чтобы ребенку было интересней, в этой и других подобных играх можно предложить ему «побыть фотоаппаратом». Малыш может жестами изображать, как он делает снимки, а также озвучивать щелчок затвора. Игровая ситуация должным образом мотивирует ребенка и мобилизует его способности.

  • «Дорога домой». Во время прогулки с малышом, находясь довольно далеко от дома, попросите ребенка показать Вам, как вернуться к дому. По дороге обращайте внимание крохи на места, по которым можно ориентироваться, например, магазины, деревья, детские площадки.
  • «Мемори». Эта игра состоит из парных карточек или фишек. Перед началом они все перемешиваются и кладутся на стол «рубашкой» вверх. Игроки поочередно переворачивают по две фишки, и если они одинаковые, забирают их себе и открывают следующие. Если фишки не совпали, то ход переход к сопернику. Цель игры — набрать как можно больше парных фишек.

Упражнения для развития слуховой памяти

  • «Слова». Эта игра очень похожа на всем известную игру «Города». Она не только развивает память ребенка, но и способствует переходу слов из пассивного словаря в активный, а также улучшает фонематический слух. Итак, назовите слово и попросите малыша придумать слово на его последнюю букву. Затем уже это делаете Вы, и так по кругу. Другой вариант этой игры – называть слова на одну заранее выбранную букву.
  • «10 слов». Предложите малышу запомнить 10 слов, которые не связаны по смыслу. Читайте слова в умеренном темпе, делая между ними небольшую паузу.
  • Пересказы.
  • Заучивание песен и стихотворений.
  • «Вспомни, как прошел день».

Развиваем ассоциативную память малыша

  • «Я знаю пять…». Игра заключается в том, чтобы повторять названия чего-либо, отбивая мяч. Например: «Я – знаю – пять – городов: Москва – раз, Санкт-Петербург – два, Вологда – три… и так далее».
  • «Назови пару». Назовите ребенку 5-6 пар слов, связанных друг с другом по смыслу (например, суп – ложка, зима – снег, телевизор – мультики). Затем попросите малыша вспомнить второе слово из каждой пары в ответ на первое. Постепенно количество пар слов можно увеличивать.

Игры для развития двигательной и тактильной памяти

  • «Руки помнят». Положите в непрозрачный мешочек несколько предметов, которые отличаются по фактуре (это могут быть фигурки животных или геометрические фигуры). Заранее подготовьте фотографии этих предметов или нарисуйте их, а также добавьте изображения вещей, которых нет в мешочке. Попросите малыша пощупать все предметы в мешочке, а затем сказать, какие из предложенных на картинках предметов там были.
  • «Графический диктант». Нарисуйте на листе в клеточке несложный узор, попросите ребенка его продолжить. Затем дайте малышу чистый лист и предложите воспроизвести узор, который он рисовал ранее.
  • «Марионетки». Попросите ребенка закрыть глаза, встаньте сзади и, держа его за плечи, проведите малыша по определенному маршруту, например, два шага вперед, один шаг вправо и три шага назад. Открыв глаза, ребенок должен повторить этот маршрут.

Подробно о развитии двигательной памяти смотрите на видео:

Общие рекомендации по развитию памяти у дошкольников

Перечисленные нами игры и упражнения, безусловно, приносят большую пользу малышу. Но не стоит забывать о простых жизненных правилах, которые следует регулярно соблюдать:

  • Правильное питание;
  • Прогулки на свежем воздухе;
  • Физическая активность;
  • Соблюдение режима дня;
  • Здоровый сон.

Эти факторы благотворно влияют не только на развитие памяти детей дошкольного возраста, но и на их познавательные способности в целом.

Выводы

Память ребенка на протяжении всего дошкольного возраста постоянно совершенствуется. Первоначально непроизвольное и механическое запоминание постепенно становится осознанным процессом, увеличивается объем памяти. Задача взрослого – в игровой форме помочь малышу максимально раскрыть свои способности. Используя описанные нами игры, Вы сможете развить у ребенка слуховую, зрительную, тактильную и моторную память. Но не стоит забывать, что детство – это беззаботная счастливая пора, и перегружать ребенка постоянными упражнениями не нужно.

Заключение

В детском Монтессори-клубе «Созвездие» к каждому малышу относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Наши педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия 

детей могут иметь лучшую память, чем взрослые (по крайней мере, иногда) — ScienceDaily

КОЛУМБУС, Огайо — Хотите верьте, хотите нет, но пятилетний ребенок может победить большинство взрослых в тесте на распознавание памяти, по крайней мере, при определенных условиях , согласно новому исследованию.

Эти результаты противоречат тому, что было известно на протяжении многих лет из исследований памяти, а именно, что память развивается с раннего детства до юношеского возраста, причем молодые люди имеют гораздо лучшую память, чем дети.

В одном исследовании дети были точны 31 процент времени при идентификации изображений животных, которых они видели ранее, в то время как взрослые были точны только в 7 процентах случаев.

И разница в памяти заключалась не в том, что взрослые уже мысленно заняты встречами, списками дел и другими различными взрослыми проблемами.

Точность памяти взрослых ухудшается из-за того, что они знают больше, чем дети, и склонны применять эти знания при изучении новой информации, как показали исследования.

«Это тот случай, когда знания могут снизить точность памяти», — сказал Владимир Слуцкий, соавтор исследования, профессор и директор Центра когнитивных наук в Университете штата Огайо.

Слуцкий, который также является заместителем декана по исследованиям в университетском колледже экологии человека, был соавтором исследования с Анной Фишер, аспирантом штата Огайо. Их исследование будет опубликовано в августовском номере журнала Psychological Science за 2004 год.

Проблема в том, как люди проводят рассуждение, называемое индукцией, в котором человек использует конкретные факты для достижения общих принципов. Один из способов проведения индукции — по категориям. Например, если человек узнает, что у конкретной кошки большой мозг, он может предположить, что другие животные той же категории — в данном случае «кошки» — также имеют большой мозг.Так проводят индукцию большинство взрослых.

Но вы также можете провести индукцию и другими способами, например, по подобию. Используя тот же пример, человек может предположить, что любое животное, похожее на кошку с большим мозгом, также должно иметь большой мозг. Результаты этого исследования показали, что именно так дети чаще всего проводят индукцию.

В одном исследовании ученые показали 77 маленьким детям (средний возраст 5 лет) и 71 студенту колледжа 30 изображений кошек, медведей и птиц.В некоторых случаях испытуемым сначала показывали изображение кошки и сообщали, что у нее есть «бета-клетки внутри ее тела». Затем им были представлены 30 изображений животных, по одному, и их спросили, есть ли у каждого из животных бета-клетки.

После того, как эта фаза исследования была завершена, участникам показали 28 изображений и спросили, была ли каждая из них «старой» — точно такая же картинка, показанная ранее, — или новой. Никто из участников не знал, что их собираются проверять на память о фотографиях.

Здесь дети были в четыре раза лучше взрослых — 31 процент точности по сравнению с 7 процентами у взрослых. Причина, по словам Слуцкого, заключалась в том, что дети использовали индукцию на основе сходства, когда рассматривали картинки в первый раз. Когда их спросили, есть ли у каждого изображенного животного «бета-клетки», как у первой кошки, которую им показали, они внимательно посмотрели, похоже ли животное на оригинальную кошку.

С другой стороны, взрослые использовали индукцию на основе категорий: как только они определили, было ли изображенное животное кошкой или нет, они больше не обращали внимания на детали изображения.Поэтому, когда их позже проверили, взрослые не знали картинки так же хорошо, как дети.

«Когда люди используют информацию о категориях, они отфильтровывают несвязанную информацию», — сказал Слуцкий. «Взрослых не интересовала конкретная кошка — все, что они хотели знать, это было ли животное кошкой или нет.

«Однако дети сравнивали сходство — похожи ли животные на ту первую кошку, у которой были бета-клетки. Таким образом, они запоминали конкретные элементы каждой фотографии, которые помогали им вспомнить ее позже.”

В исследование также входила группа сравнения, в которой участникам просто показали изображения 30 животных и попросили их запомнить их для теста распознавания. В этом случае, в котором не использовалось индуктивное рассуждение, взрослые были точны в 42 процентах случаев по сравнению с 27 процентами у детей.

Во втором эксперименте исследователи научили 5-летних детей использовать индукцию на основе категорий, как это делают взрослые. Когда они это сделали, точность памяти детей упала до уровня взрослых.Это является дополнительным свидетельством того, что именно тот тип индуктивных рассуждений, который использовали участники, определил их точность, сказал Слуцкий. Это также убедительно свидетельствует о том, что дети обычно используют индукцию на основе сходства, а не на основе категорий.

В то время как некоторые исследователи полагают, что дети используют индукцию на основе сходства, другие выступают за так называемую «наивную теорию», которая утверждает, что дети используют индукцию на основе категорий, как и взрослые.

«Наше исследование поддерживает подход, основанный на сходстве у детей, и представляет доказательства, которые было бы очень трудно объяснить в рамках наивной теории», — сказал Слуцкий.«Если бы дети использовали индукцию на основе категорий, они не должны были иметь более высокую точность памяти, чем взрослые».

Исследование поддержано грантом Национального научного фонда.

Физическое развитие в раннем детстве: развитие крупной и мелкой моторики

Термин «развитие крупной моторики» относится к физическим навыкам, которые используют большие движения тела, обычно задействующие все тело. В том смысле, как здесь используется, «грубый» означает «большой», а не «отвратительный».

В возрасте от 2 до 3 лет маленькие дети перестают «бодрствовать» или использовать неуклюжую стойку, похожую на роботов с широкими ногами, которая является отличительной чертой новичков.По мере того, как они развивают более плавную походку, они также развивают способность бегать, прыгать и прыгать. Дети этого возраста могут участвовать в играх с броском и ловлей мячом большего размера. Они также могут передвигаться ногами, сидя на игрушке для верховой езды.

Дети от 3 до 4 лет могут подниматься по лестнице, сводя обе ноги вместе на каждой ступеньке перед переходом к следующей ступени (для сравнения, взрослые ставят одну ногу на каждую ступеньку последовательно). Однако маленьким детям может потребоваться некоторая «дополнительная» помощь, чтобы предотвратить падения, если они потеряют устойчивость в этом новом навыке.Дети этого возраста тоже будут озадачены, когда пора будет спускаться обратно по лестнице; они имеют тенденцию разворачиваться и спускаться по лестнице назад. Дети от 3 до 4 лет могут прыгать и прыгать выше, поскольку их мышцы ног становятся сильнее. Многие могут даже непродолжительное время прыгать на одной ноге.

Также в этом возрасте (от 3 до 4 лет) у детей развивается подвижность верхней части тела. В результате их ловля и метание улучшаются в скорости и точности. Кроме того, они обычно могут ударить битой по неподвижному мячу с мишени.По мере того как координация всего тела улучшается, дети этого возраста теперь могут водить педали и управлять трехколесным велосипедом. Они также могут ударить по большому мячу, помещенному прямо перед их телом.

В возрасте от 4 до 5 лет дети могут подниматься и спускаться по лестнице в одиночку, как взрослые (то есть, делая по одному шагу за раз). Их бег продолжает сглаживаться и увеличиваться в скорости. Дети этого возраста также могут пропускать и добавлять вращение в свои броски. У них также больше контроля при езде на трехколесном велосипеде (или велосипеде), и они могут ехать быстрее.

В возрасте от 5 до 6 лет маленькие дети продолжают совершенствовать ранее приобретенные навыки. Они бегают еще быстрее и могут начать ездить на велосипедах с тренировочными колесами для дополнительной устойчивости. Кроме того, они могут шагать боком. Дети этого возраста начинают осваивать новые формы физической игры, такие как тренажерный зал в джунглях, и начинают самостоятельно использовать качели, горки и качели. Они часто начинают прыгать через скакалку, кататься на коньках, отбивать мячи битами и так далее. Многим детям этого возраста нравится учиться организованным видам спорта, таким как футбол, баскетбол, футбол или плавание.Кроме того, дети от 5 до 6 лет часто любят участвовать во внешкольных занятиях, таких как карате, гимнастика или танцы. Дети продолжают совершенствовать и улучшать свои основные моторные навыки в возрасте 7 лет и старше.

Физическое развитие: мелкая моторика

Мелкая моторика необходима для выполнения более мелких и точных движений, обычно с использованием рук и пальцев. Мелкая моторика отличается от крупной моторики, для выполнения которой требуется меньшая точность.

В возрасте от 2 до 3 лет дети могут создавать вещи своими руками. Они могут строить башни из блоков, лепить из глины грубые формы и писать карандашом или ручкой. Дети этого возраста также могут вставлять предметы в соответствующие места, например вставлять круглые колышки в круглые отверстия. Дети от 2 до 3 лет часто начинают отдавать предпочтение одной руке чаще, чем другой, что является началом становления левшей или правшей.

Примерно в возрасте от 3 до 4 лет дети начинают манипулировать застежками на одежде, такими как молнии и кнопки, и продолжают приобретать независимость в одевании и раздевании.Перед тем, как пойти в школу, большинство детей научатся полностью одеваться и раздеваться (даже если на выполнение задания у них может уйти много времени). В этом возрасте дети также могут начать резать бумагу ножницами. Воспитатели должны обязательно давать детям тупые ножницы с закругленными краями из соображений безопасности!

Дети от 3 до 4 лет продолжают совершенствовать свои навыки приема пищи и могут пользоваться такой посудой, как вилки и ложки. Маленькие дети в этом возрасте также могут использовать большие пишущие инструменты, например толстые мелки, в захвате, а не просто сжимать их кулаком.Они также могут вращать руками, что полезно для открывания дверных ручек или откручивания крышек контейнеров. Поскольку дети теперь могут открывать контейнеры с крышками, воспитатели должны следить за тем, чтобы вредные вещества, такие как чистящие средства и лекарства, хранились вне досягаемости в закрытых помещениях, чтобы предотвратить случайные отравления.

В возрасте от 4 до 5 лет дети продолжают совершенствовать мелкую моторику и развивать ранее приобретенные навыки. Например, теперь они могут сами застегивать и расстегивать одежду.Их художественные навыки улучшаются, и они могут рисовать простые фигурки из палочек и копировать такие фигуры, как круги, квадраты и большие буквы. Однако рисование более сложных форм может занять больше времени.

Дети 5–7 лет начинают демонстрировать навыки, необходимые для начала или преуспевания в школе, такие как печать букв и цифр и создание фигур, таких как треугольники. Они могут лучше владеть красками, карандашами и мелками. Дети также могут выполнять другие задачи по уходу за собой, помимо одевания и раздевания, например чистить зубы и расчесывать волосы.Дети этого возраста также могут самостоятельно кормить себя без непосредственного присмотра или помощи взрослых.

Развитие зрения: детство — Американская академия офтальмологии

Зрение ребенка с каждым годом становится сильнее. Это улучшенное зрение необходимо, когда ребенок более полно исследует мир и пойдет в школу.

Развивающийся глаз учится делать многие вещи лучше, например:

  • аккомодация или фокусировка глаза. Это позволяет глазу быстро менять фокус между расстояниями.
  • видит вещи в 3D (трех измерениях). Это известно как восприятие глубины.
  • слежение, которое помогает глазам следить за движущейся целью.
  • конвергенция, которая помогает обоим глазам одновременно фокусироваться на объекте.

Наблюдая за ростом вашего ребенка, обратите внимание на следующие этапы развития зрения:

От 3 до 4 лет

  • Улучшение зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Это очевидно, когда ребенок становится сильнее с головоломками или строительными игрушками.
  • Улучшенная зрительная память помогает детям копировать фигуры, такие как круг, при рисовании. Они могут вспомнить определенные воспоминания, чтобы визуально рассказать историю.
  • Может читать большинство линий глазковой диаграммы.

В возрасте 4-6 лет

  • Распознавание букв и предметов. Ребенок начинает читать алфавит и называть разные виды денег.
  • Навыки чтения. Улучшенная конвергенция (глаза движутся вместе) помогает ребенку следить за словами слева направо по странице.
  • Когда оба глаза хорошо работают вместе, восприятие глубины полностью развито. Это помогает ребенку определять расстояние между объектами и собой. Ребенок с хорошим восприятием глубины чувствует себя комфортно, занимаясь спортом или просто уверенно перемещаясь по миру.

Следите за вехами, но помните, что дети развиваются с разной скоростью. Хотя задержки могут быть нормальным явлением, когда вы их увидите, обсудите это со своим врачом. Следите за признаками проблем со зрением, такими как наклон головы, моргание, частое прищуривание или отказ от чтения.

Распространенные проблемы со зрением у детей

Ошибки рефракции очень распространены. Они вызывают нечеткое зрение и корректируются очками. Есть три основных ошибки рефракции:

  • Дальнозоркость (дальнозоркость). Близкие объекты для ребенка нечеткие (например, при чтении), а удаленные объекты видны более четко. Большинство детей имеют минимальную или среднюю дальнозоркость.
  • Близорукость (миопия). Ребенок видит близкие предметы более отчетливо, чем далекие.Детям с миопией следует проверять глаза до и во время терапии гормоном роста.
  • Астигматизм. При астигматизме зрение вблизи и вдали нечеткое. Это почти как смотреть в забавное домашнее зеркало, в котором вы кажетесь слишком высоким, слишком широким или слишком худым.

Возможно одновременное наличие двух или более ошибок рефракции. Без лечения аномалии рефракции могут привести к более серьезным проблемам со зрением.

Косоглазие

Косоглазие — это когда глаза смещены и смотрят в разные стороны.Чтобы здоровое зрение превратилось во взрослую жизнь, оба глаза должны работать вместе.

Амблиопия

Амблиопия (ленивый глаз) — это когда один или оба глаза не развивают нормальное зрение в детстве. Проблемы со зрением, такие как косоглазие или аномалии рефракции, мешают зрению правильно. Это приводит к ленивому взгляду.

Ребенок вряд ли скажет вам, что его зрение нечеткое. И часто родитель не видит признаков косоглазия, амблиопии или аномалий рефракции. Вот почему так важно проводить скрининг на глазные болезни в эти критические годы.

Советы, как улучшить зрение вашего ребенка по мере его роста

Оттачивайте зрение вашего ребенка с помощью этих игрушек и занятий:

  • Пазлы, строительные блоки, колышки и аналогичные игрушки для координации рук и глаз
  • Изготовление украшений / нанизывание бус
  • Живопись и графика
  • Игра в мяч с мягким безопасным для детей мячом

Защитите зрение вашего ребенка с помощью:

Игры на открытом воздухе и близорукость

Больше времени на открытом воздухе может снизить риск близорукости у ребенка.В исследовании изучались дети, проводящие 40 дополнительных минут на открытом воздухе каждый день. У этих детей снизился риск развития миопии или более тяжелой миопии (более сильные рецепты / очки). Дети, которые проводят больше времени в помещении (читают или используют свои компьютерные устройства), чаще страдают миопией или тяжелой миопией.

Хотя прямой связи нет, исследование поддерживает идею о том, что совмещение времени на открытом воздухе с временем в помещении полезно для здоровья и благополучия ребенка.

этапов физического развития: школьный возраст | VLS

Знать

Вехи развития — это набор критериев, состоящих из навыков и способностей, которых дети достигают на протяжении всей своей жизни.Педагоги и медицинские работники используют эти вехи, чтобы контролировать развитие ребенка. Хотя каждая веха соответствует возрасту или уровню обучения, важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Для членов группы сверстников нормально достигать вех в разном возрасте, даже если они охватывают несколько лет в любом направлении.

Вехи физического развития детей школьного возраста

Дети школьного возраста в возрасте от 5 до 12 лет имеют широкий диапазон умственного развития.То же самое и с их физическим развитием. Ниже приведены общие рекомендации по этапам физического развития детей школьного возраста:

  • Дети школьного возраста будут набирать от четырех до семи фунтов каждый год и продолжать увеличивать рост. Рост может быть разным, и разница в росте от трех до шести дюймов в возрастной группе является типичной.
  • У детей школьного возраста часто бывают скачки роста, а также периоды медленного роста. Детям со скачком роста обычно требуется больше калорий.Резкие скачки роста также могут привести к нарушению пропорций частей тела. Например, ребенок может оставаться на одной высоте, пока его или ее ноги продолжают расти. Это может привести к тому, что дети школьного возраста будут чувствовать себя неловко или неуклюже. Это чувство неловкости или неуклюжести обычно проходит по окончании полового созревания.
  • У детей школьного возраста начнется улучшение моторики. У них будет лучший контроль, координация и баланс.
  • У детей школьного возраста увеличивается мышечная масса, делая их сильнее.

Взгляните на приведенную ниже таблицу, чтобы лучше понять, как дети школьного возраста развиваются в своих возрастных группах. Эти вехи никогда не следует рассматривать как контрольный список для оценки ребенка, вместо этого используйте их как руководство к тому, чего ожидать в типичном развитии.

Развитие мозга у детей школьного возраста

Мозг ребенка быстро развивается в течение первых нескольких лет жизни. Из-за быстрых изменений и всплесков роста мозг детей уделяется большое внимание от рождения до пятилетнего возраста.Мозг ребенка школьного возраста все еще развивается, поскольку он учится делать новые вещи и думать по-другому. Дети школьного возраста способны понимать логику и конкретную информацию, особенно в их собственной жизни. Им все еще может быть трудно понять абстрактные концепции, особенно события, которые произойдут в долгосрочном будущем. Дети школьного возраста становятся менее эгоцентричными, могут думать и понимать разные точки зрения. Другие функции мозга начинают улучшаться, например:

  • Концентрация : Дети школьного возраста могут сосредоточиться на задаче или теме.Они также начинают разрабатывать методы игнорирования отвлекающих факторов, когда у них есть задача, на которой нужно сосредоточиться.
  • Память : У детей школьного возраста улучшаются навыки как долговременной, так и кратковременной памяти. Они могут вспомнить важные вещи из прошедших месяцев или даже лет и вспомнить, где они оставили свою куртку после отдыха на природе.
  • Интервал внимания : Дети школьного возраста могут дольше сосредотачиваться на важных задачах. Они начинают читать длинные книги, интересуются темами в школе и могут участвовать в долгосрочных проектах.

Развитие мозга — это форма физического развития, это часть тела ребенка, которая растет и изменяется. Три основные функции мозга, упомянутые выше, позволяют детям школьного возраста развивать свои моторные навыки и заниматься спортом и другими видами физической активности.

Половое созревание: чего ожидать

Эта возрастная группа испытает изменения тела, которые происходят с началом полового созревания. Это происходит, когда определенные гормоны появляются и начинают создавать изменения в частях нашего тела.Иногда эти изменения могут быть радикальными и, кажется, произойти в мгновение ока, а иногда — постепенно, в течение нескольких лет. Изменения, сопровождающие начало полового созревания, часто могут сбивать с толку и даже пугать детей школьного возраста. Средний возраст начала полового созревания — около 12 лет; однако у детей начинают проявляться признаки этих изменений в гораздо более раннем возрасте. Для вас важно знать, через какие изменения могут пройти дети школьного возраста. Это поможет вам подготовиться к ответам на вопросы детей или их семей, а также к пониманию и сочувствию к детям, о которых вы заботитесь.

Типичные изменения для мальчиков
  • Выработка гормона тестостерона вызывает физические изменения в мужских репродуктивных органах.
  • Рост волос может начаться в области подмышек, лобка, груди и лица.
  • Плечи расширяются.
  • Голос начинает меняться или становиться глубже. Обычно это происходит в период, когда голос «трескается», когда начинает становиться более глубоким.
Типичные изменения для девочек
  • Гормоны начинают работать вместе, вырабатывая эстроген, который подготавливает тело девочки к началу менструального цикла.
  • Может начаться рост волос в подмышечных и лобковых областях.
  • Тела начинают изменяться и становятся более пышными с расширением бедер и увеличением груди.
Другие изменения
  • Все гормональные изменения в организме могут вызвать жирность кожи, что может вызвать прыщи или прыщи. Прыщи могут присутствовать на любом участке тела, но чаще всего встречаются на лице, верхней части спины и груди.
  • Распространенный запах тела. Новые гормоны стимулируют железы кожи, в том числе потовые железы, расположенные под мышками.Эти потовые железы смешиваются с бактериями, вызывая неприятный запах тела.
  • Гормональные изменения могут вызывать перепады настроения и сильные эмоции. Иногда дети расстраиваются или грустят и не могут объяснить, почему. Во многих случаях причиной могут быть гормоны.

Эти изменения также могут привести к проблемам с самооценкой, поскольку детям трудно чувствовать себя комфортно в своем меняющемся теле.

Поддержка всех учащихся

Наступят времена, когда члены семьи будут беспокоиться о развитии своего ребенка.Как поставщик услуг по уходу за детьми в семье, вы также можете заметить ребенка, который, кажется, не развивается, как его или ее сверстники. Очень важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Это особенно верно для детей школьного возраста и в разновозрастной среде. Если вы обнаружите, что двигательные навыки не развиваются или рост не происходит должным образом, сначала обсудите свои проблемы с семьей ребенка.

Семья может поделиться с вами информацией о развитии своего ребенка.У сотрудников школ и медицинских работников есть ресурсы о физическом росте детей школьного возраста. Держите доступной информацию о ресурсах местного сообщества (например, консультационном центре, программах парков, программах изящных искусств), чтобы вы могли направить к ним родителей.

При поддержке всех учащихся в школьной среде необходимо помнить несколько ключевых моментов:

  • Дети развиваются в своем собственном темпе. Никогда не сравнивайте детей и их способности. Если член семьи сравнивает своего ребенка с одним из сверстников, посоветуйте им этого не делать.Это может нанести вред развитию ребенка, если он чувствует, что он «не такой умный», как его сверстники.
  • Большинство детей будут догонять и идти в ногу с этапами развития.
  • Если вы начинаете беспокоиться о том, что ребенок не может нормально развиваться, сделайте наблюдения и запишите поведение, которое вас беспокоит. Всегда делитесь своими наблюдениями с родителями ребенка.

Если у ребенка школьного возраста, участвующего в вашей программе, диагностирована потребность, которая влияет на физическое развитие или физические способности, он или она должны иметь индивидуальный план обучения, или IEP.Вам следует обсудить с семьей ребенка, как лучше всего поддержать его развитие.

В этом видео вы увидите различные способы вовлечения всех учащихся в планирование физических упражнений.

Видео недоступно Методы поддержки всех учащихся в физической активности.

Влияния и факторы, влияющие на рост в школьном возрасте

Существует множество внешних факторов и влияний, которые могут повлиять на развитие детей. Важно быть чутким к этим факторам и влияниям и помнить, что все дети будут развиваться в своем собственном темпе.Основными факторами, способствующими развитию детей школьного возраста, являются:

Окружающая среда : Жизнь и обучение в позитивной среде, где человек чувствует себя ценным, любимым и испытывающим трудности, как дома, так и в школе, будет способствовать положительному росту. и чувство собственного достоинства. Такие факторы, как загрязнение окружающей среды и отсутствие чистоты, могут отрицательно сказаться на физическом развитии ребенка.

Культура : Культура ребенка может быть одним из важнейших факторов, способствующих общему развитию.Культура семьи или религиозные взгляды могут влиять на питание, занятия и распорядок дня ребенка.

Питание : Недоедание возникает, когда определенные питательные вещества отсутствуют или превышаются в детском рационе. Ребенок, который не получает достаточного количества питательных веществ, может быть подвержен риску задержки или задержки роста. Ребенок, у которого избыток определенных питательных веществ или продуктов, может быть подвержен риску ожирения. Оба типа недоедания могут привести к другим рискам, заболеваниям и расстройствам.

Генетика : Некоторые физические характеристики, такие как рост и телосложение, могут быть результатом генетики семьи. Генетика также может влиять на начало полового созревания и этапы развития, а также на определенные заболевания, расстройства и особые потребности.

Социоэкономика : Финансовое положение семьи может повлиять на типы доступной пищи, а также на виды деятельности, в которой ребенок может участвовать. Семьи, испытывающие финансовые проблемы, также могут быть не в состоянии обеспечить надлежащую медицинскую помощь.

См.

Посмотрите это видео, в котором объясняется основная информация об этапах физического развития детей школьного возраста.

Видео недоступно Введение в этапы развития детей школьного возраста.

Do

Изменения, через которые проходят дети школьного возраста по мере своего развития и роста, могут быть трудными для понимания детьми и семьями. Важно, чтобы вы предоставили все необходимые ресурсы, чтобы ответить на вопросы о развитии ребенка.

  • Признайте, что для всех детей нормально развиваться в своем собственном темпе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.