Marc Jacobs - история бренда
Marc Jacobs - история бренда
В первой «коллекции» Якобса были свитеры ручной вязки, созданные им ещё в школьные годы, когда он подрабатывал в популярном нью-йоркском бутике Charivari. Именно эти свитеры и принесли ему первую в его жизни награду – Золотой напёрсток, которую он получил уже во время учёбы в Парсоновской школе дизайна. Марку был 21 год, когда в 1984 он закончил это престижное учебное заведение и устроился в фирму Ruben Thomas Inc., для которой, осенью 1985 года, разработал успешную коллекцию «Sketchbook».
В том же году Марк создаёт потрясающую коллекцию, основанную на кинофильме «Амадеус», а уже в 1986 начинает разрабатывать модели для своей собственной именной торговой марки. При этом он опирается на финансовую поддержку Онвара Кашиямы (Onward Kashiyama), известного японского производителя и дистрибьютора лицензионной одежды от Сони Рикель (Sonia Rykiel), Келвина Кляйна (Calvin Klein), Жана-Поля Готье (Jean Paul Gaultier), также работающего и под собственными брендами.
В конце 1988 года Марк получает должность вице-президента по женской одежде в компании Perry Ellis, а уже через год поднимается до уровня креативного директора. Пережив кражу своих моделей из мастерской в Ruben Thomas и пожар в студии Кашиямы, который уничтожил его готовую коллекцию за два месяца до показа, 25-летний дизайнер сталкивается теперь со сложностями другого порядка. Ему предстоит помериться силами с конкурирующим Домом Келвина Кляйна, одним из ведущих брендов в сфере производства спортивной одежды и аксессуаров.
К удивлению многих, Якобс демонстрирует энергию, вдохновение и работы, которые сдали бы честь и самому создателю компании, легендарному американскому дизайнеру Пери Эллису (Perry Ellis). Марк не повторяет Эллиса, но раскрывает с неожиданной стороны характерные особенности его стиля. Своеобразная палитра Эллиса снова оживает в моделях Марка, а его сенсационные подборки тканей находят своё новое преломление в коллекциях талантливого последователя.
Он снова и снова возвращается к базовому словарю дизайна, пытаясь дать новое толкование американскому звёздно-полосатому флагу или шотландскому клетчатому пледу, с точки зрения современных представлений о роскоши. Его мастерство совершенствуется, производя на свет собственные интерпретации таких классических вещей, как куртка «Норфолк» (Norfolk jacket) или двубортный фланелевый костюм из верблюжьей шерсти, который осенью 1990 года появился на обложке популярнейшего журнала «Women's Wear Daily».
На творчество Марка, несомненно, повлияло его искреннее восхищение работами классиков модного жанра. Например, его «блестящее» платье 1985 года создавалось, как память об Эльзе Шиапарелли (Elsa Schiaparelli), которая, наряду с Коко Шанель, доминировала в дизайне в период между двумя мировыми войнами. Якобс был увлечён шестидесятыми и его мохеровые «дутые» свитеры 1989 года – это, несомненно, дань уважения давнему увлечению.
Коренной житель Нью-Йорка, впитавший дух его улиц, Марк Якобс в своих работах воссоздавал живой и остроумный цинизм этого города. Он мог поместить лицо Зигмунда Фрейда на женское платье или афоризмы основоположницы интерьерного дизайна Элси де Вольф (Elsie de Wolfe) на мужской трикотаж. Его весенняя коллекция 1992 года, вдохновлённая темами Дикого Запада и южной Калифорнии, была изящным и находчивым синтезом голливудского гламура и деревенского ковбойского шика, идеальной комбинацией родео и Родео-драйв (шоппинг-центр в Беверли-Хиллз).
Весной 1993 Якобс представляет, теперь уже легендарную, женскую «гранж»-коллекцию, в которой комбинирует легкомысленные «цветочные» платья с армейскими ботинками и демонстрирует трёхсотдолларовые шёлковые рубашки с рисунком, благодаря которому они выглядят так, будто сделаны из фланели. Несмотря на уважительные отзывы прессы, рассмотревшей в Якобсе нового конструктора модных трендов, его немедленно увольняют из Perry Ellis, в попытке удержать от падения, пошатнувшуюся было репутацию традиционного бренда.
Впрочем, такое развитие событий играет на руку Марку и вскоре он, вместе со своим давним другом, бизнесменом Робертом Даффи (Robert Duffy), открывает собственную компанию Marc Jacobs International. Этот шаг проложил ему прямую дорогу к должности креативного директора в Louis Vuitton – компании с мировым именем, являющейся, помимо всего прочего, краеугольным камнем в фундаменте LVMH – крупнейшей бизнес-группы на рынке роскоши и красоты.
Однако, прежде чем занять столь престижный пост, Марк Якобс был вынужден эволюционировать от нетрадиционно-нахального дизайна к городскому шику. «Если его ранние работы походили на высококонцептуальные причуды, то в последние годы они стали гладкими и утончёнными», – писал журнал «New Yorker» незадолго до того, как председатель правления LVMH Бернар Арно (Bernard Arnault), пригласил Якобса в свою компанию.
И действительно, уже в весенней, насквозь пропитанной духом 70х, коллекции 1994 года, озадаченный Нью-Йорк увидел на удивление хорошо пошитые костюмы в полоску, пуританские юбки до колена и двубортные почти классические пальто по щиколотку. Хорошо подогнанные шерстяные жакеты весьма успешной весенней коллекции 1996 года мирно соседствовали с шёлковыми платьями и в меру украшенными кашемировыми кардиганами.
Марк созрел для повышения и Louis Vuitton – бренд со 150-летним стажем поручил ему, для начала, разработать полную линию готовой одежды. Работа Якобса началась с дизайна секретных логотипов LV на рубцах костюмов, подошвах ботинок и «фирменных» пуговицах. Затем последовало творческое переосмысление всей символики Louis Vuitton, которое, впрочем, пошло на пользу классическому бренду.
Осенью 2001 года мужская коллекция Марка снова прорвала все тренды, когда он, полностью проигнорировав широко распространённый стиль «милитари», вывел на подиум экипированных в неоромантическом духе джентльменов в чёрных кожаных бушлатах и полосатых рубашках. Его осенне-зимняя коллекция 2001-2002, по утверждению редакторов модных изданий, была «абсолютным совершенством».
«Мистер Якобс – обладатель совершенно незаурядного таланта», – резюмировала «New York Times». «Это самый последовательный, индивидуалистичный, живой и неподдельный дизайнер Нью-Йорка». Уже ни у кого не вызывает сомнений, что Марк Якобс – один из самых вдохновенных гуру современной моды, способный, по собственному желанию, чудесным образом перевоплощаться из хиппи в истинного денди.
Параллельно со своей работой в Louis Vuitton, Марк Якобс продолжает создавать коллекции и для компании Marc Jacobs International, управляющей его собственными брендами: The Marc Jacobs Collection, Marc by Marc Jacobs, и Little Marc (детская одежда). По лицензии Marc Jacobs выпускаются парфюмерные изделия шести наименований, две коллекции очков, «часовая» линия и коллекция столовых принадлежностей. Компании принадлежат шестьдесят, разбросанных по всему миру, монобрендовых бутиков. Гений продолжает творить.
В 2005 году Джейкобс получает премию CFDA Award в номинации "Лучший дизайн аксессуаров года" за линию одежды Marc by Marc Jacobs.
На сегодняшний день бренд является одним из самых популярных среди молодежи. Бутики этой марки открываются с головокружительной скоростью: в 2005 году – 3 бутика в Лос-Анджелесе, в 2006 - в Париже, в Лондоне в 2007, в Мадриде, Чикаго, Стамбуле и Афинах в 2008 и, наконец, в 2009 году марка порадовала нас открытием бутика в Милане, Сан-Паулу и новым бутиком в Лондоне.