Рост и развитие — Студопедия
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».
Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка — Додди.
Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения.
Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. Человек наконец был признан частью природы, что потребовало изучения сходства и различия между ним и животными. Кроме того, теория Дарвина обратила внимание на биологические основы человеческой природы, генезис человеческого сознания.
В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» — первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению,— книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.
Наиболее крупные достижения в этой области цришлись на первую треть XX в., и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин Карл и Шарлотта Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, С. Холл, В. Штерн, Б. Аркин, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, А. П. Нечаев, Г. А. Фортунатов и др.
В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли как отечественные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев,
М. И. Лисина, А. Р. Лурия, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эль-конин, так и видные представители зарубежной психологии: А. Бандура, Д. Боулби, У. Бронфенбреннер, А. Валлон, X. Вернер, Л. Кольберг, Б. Скин-нер, Э. Эриксон и др.
Однако, несмотря на значительные результаты этих исследований, единого понимания психического развития не достигнуто. Вместо этого имеется множество теорий, концепций и моделей развития, прямо противоречащих друг другу. По мнению А. С. Асмолова, это говорит об отсутствии «единого логического стержня, который бы позволил рассматривать психологию как целостную систему знаний».
Нет и ни одной научной работы, где наряду с эмпирическими данными о ходе психического развития человека в разные возрастные периоды был бы систематически изложен весь понятийный аппарат психологии развития. Цель настоящей части книги состоит в рассмотрении основных понятий психологии развития, раскрытии его ведущих факторов, описании целей, принципов, механизмов и закономерностей, которым подчиняется процесс психического развития человека. Также будут рассмотрены основные теории развития и принципы его периодизации.
БАЗОВЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).
Генетическая психология — изучает проблемы возникновения и развития психических процессов, отвечая на вопрос, как происходит то или иное психическое движение, как происходят процессы, результатом которых является мысль.
Сравнительна психология — изучает процессы происхождения человека как вида Homo sapiens, происхождения человеческого сознания, общее и различное в психической деятельности человека и животных.
Психогенетика — изучает происхождение индивидуальных психологических особенностей человека, роль генотипа и среды в их формировании.
Психология развития — изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.
Акмеология — изучает объективные и субъективные факторы, психологические механизмы и закономерности достижения человеком вершин (успеха) в своей деятельности.
В психологии проблема развития интенсивно разрабатывается в рамках генетической психологии, сравнительной психологии, психогенетики, психологии развития и акмеологии.
Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).
Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль. В чем же состоит отличие этих понятий от понятия «развитие»?
СОЗРЕВАНИЕ И РОСТ
Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире — биологический) аспект психического развития. Созревание — это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума»,— писал К. Коффка (КоффкаК., 1934, с. 29). Этой точки зрения придерживаются и современные психологи. В частности, Г. Крайг дает следующее определение: «Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функции» (Крайг Г., 2000, с. 18).
Рост — это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост»,— уточняет Д. Б. Эльконин (Эльконин Д. В., 1989).
Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.
Рост — процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост — изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития; он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя» (Рубинштейн С. Л., 1940, с. 74).
Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.
Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психического развития возникают из-за смешения различных областей психического развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от другой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделением областей психического развития следует определить и их носителей.
Можно выделить следующие области развития:
— психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро- и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;
— психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я-концепции и самосознания личности;
— когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей.
Филогенез — процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.
Область (сфера) психического развития — психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.
Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека.
Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека.
Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.
Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.
Самосознание личности — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).
Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.
Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это:
1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека;
2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.
Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).
Структура индивида является носителем психофизических свойств человека. Носителем психосоциальных свойств является личность, а когнитивных — субъект деятельности. О возможности подобной «увязки» свидетельствуют данные о составе этих макрообразований в структуре человека (Ананьев Б. Г., 1969).
По мнению Б. Г. Ананьева, индивид является носителем биологического, поскольку человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза. В структуре индивида Б. Г. Ананьев выделял два класса свойств: первичные — возрастно-половые и индивидуально-типические (общесоматические, конституциональные, нейродинамические и билатеральные особенности), и вторичные — психофизиологические функции (сенсорные, мнемические, вербально-логические и др.) и органические потребности), результаты взаимодействия которых представлены в темпераменте и задатках.
1. Принцип развития в психологии
В психологии существует несколько методологических принципов, оказывающих большое влияние на задачи, решаемые ею, и на способы изучения духовной жизни людей. Важнейшими из них являются принципы детерминизма, системности и развития. Принцип развития — ведущий для той области психологической науки, которая описывает генезис психики. Однако прежде чем обратиться к анализу роли и способов влияния принципа развития, необходимо кратко остановиться на описании двух других методологических принципов и их места в психологии.
Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т. е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей.
Еще в античности ученые впервые заговорили о детерминизме, о существовании всеобщего закона, Логоса, который определяет, что должно произойти. С человеком, с природой в целом. Демокрит, который разработал развернутую концепцию детерминизма, писал, что люди выдумали идею случая, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять.
Позднее, в XVII в., Декарт ввел понятие механического детерминизма, доказывая, что все процессы в психике могут быть объяснены исходя из законов механики. Так появилась идея и о механической природе поведения человека, которое подчиняется закону рефлекса. Механический детерминизм просуществовал почти 200 лет. Его влияние можно увидеть и в теоретических положениях основателя ассоциативной психологии.
Д. Гартли, который считал, что ассоциации и в малом (психика) и в большом (поведение) кругах формируются и развиваются по законам механики Ньютона. Отголоски механического детерминизма можно найти даже в психологии начала ХХ в., например, в теории энергетизма, которую признавали многие известные психологи, а также в некоторых постулатах бихевиоризма, например в идее о том, что положительное подкрепление усиливает реакцию, а отрицательное ослабляет.
Но еще большее влияние на развитие психологии оказал биологический детерминизм, который возник с появлением теории эволюции. В этой теории развитие психики определяется стремлением к адаптации, т. е. все, что происходит в психике, направлено на то, чтобы живое существо как можно лучше приспособилось к тем условиям, в которых оно живет. Тот же закон распространялся на психику человека, и почти все психологические направления принимали этот вид детерминизма за аксиому.
Последний вид детерминизма, который можно назвать психологическим, исходит из того, что развитие психики объясняется и направляется определенной целью. Однако в отличие от понимания цели в античности, когда она считалась заданной внешней по отношению к человеку силой, в данном случае цель присуща самому содержанию души, психики конкретного живого существа и определяет его стремление к самовыражению и самореализации – в общении, познании, творческой деятельности. Психологический детерминизм также исходит из того, что среда является не просто условием, зоной обитания человека, но культурой, которая несет в себе важнейшие знания, переживания, во многом изменяющие процесс становления личности.
Таким образом, культура считается одним из самых значимых факторов, влияющих на развитие психики, помогающих осознанию себя как носителя уникальных духовных ценностей и качеств, а также как члена общества. Психологический детерминизм, кроме того, предполагает, что процессы, происходящие в душе, могут быть направлены не только на приспособление к среде, но и на противостояние ей — в том случае, если среда мешает раскрытию потенциальных способностей данного человека.
Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Однако, как и в исследовании детерминизма, изучение психологами этих связей и их свойств имеет длительную историю.
Первые исследователи тех связей, которые существуют между психическими явлениями, рассматривали психику как сенсорную мозаику, которая состоит из нескольких элементов — ощущений, представлений и чувств. По определенным законам, прежде всего по законам ассоциаций, эти элементы связываются между собой. Такой вид связи назвали элементаризмом..
Функциональный подход, в котором психику представляли как набор отдельных функций, направленных на реализацию различных психических актов и процессов (зрения, обучения и т.д.), появился, так же как и биологический детерминизм, в связи с теорией эволюции. Биологические исследования показали, что существует связь морфологии и функции, в том числе и психической функции. Таким образом было доказано, что психические процессы (память, восприятие и др.) и акты поведения могут быть представлены как функциональные блоки.
В зависимости от вида детерминации эти блоки действуют по законам механики (как отдельные части сложной машины) или по законам биологической адаптации, связывая в единое целое организм и среду. Однако этот принцип не объяснял, каким образом при дефекте какой-то функции происходит ее компенсация, т. е. каким образом недостатки в работе одних отделов могут компенсироваться нормальной работой других (например, плохой слух — развитием тактильных или вибрационных ощущений).
Именно это и объясняет принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит осознанию ее целостности, идее «холизма», так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.
Перейдем, наконец, к припципу развития, который утвержает, что психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром к одному из наиболее распространенных психологических методов относится именно генетический.
Выше уже говорилось о том, что идея развития пришла в психологию с теорией эволюции, доказывающей, что психика изменяется вместе со средой и служит для адаптации организма к ней. Английский психолог Г. Спенсер впервые выделил стадии развития психики. Он изучал генезис психики, исходя из того, что психика человека есть высшая ступень развития, которая появилась не сразу, а постепенно, в процессе усложнения условий жизни и деятельности живых существ.
Исходная форма психической жизни — ощущение, развилось из раздражимости, а затем из простейших ощущений появились многообразные формы психики, представляющие собой взаимосвязанные уровни становления сознания и поведения. Все они являются своеобразными инструментами выживания организма, частными формами адаптации к среде.
К ним относятся:
— сознание поведение;
— ощущение рефлекс;
— чувства инстинкт;
— память навык;
— разум волевое поведение.
Говоря о роли каждого этапа, Спенсер подчеркивал главное значение разума: он лишен тех ограничений, которые присущи низшим формам психики, и потому обеспечивает наиболее адекватное приспособление индивида к среде. Эта идея о связи психики, главным образом интеллекта, с адаптацией стала ведущей для психологии развития в первой половине ХХ в.
Принцип развития говорит, что существует два пути развития психики — филогенетический и онтогенетический, т. е. развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Исследования показали, что эти два вида развития имеют определенное соответствие между собой.
Как предположил американский психолог Г. С. Холл, это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, Т.е. краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития.
Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может ускоряться или замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития нелинеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка. В то же время невозможно игнорировать сходство, обнаруживаемое при сравнительном анализе процессов познавательного развития, становления самооценки, самосознания и т. д. У маленьких детей и первобытных народов.
Поэтому многие психологи (Э. Клапаред, П.П. Блонскuй и др.), изучавшие генезис психики детей, пришли к выводу о логическом соответствии, которое объяснятся тем, что логика становления психики, ее саморазвертывания, одинакова при развитии человеческого рода и развитии отдельного человека.
Что такое Психология развития? Психология развития — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру
Психология развития — это раздел общей психологии, изучающий развитие психики человека на протяжении всей его жизни. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста и геронтология. Психология развития исследует психику и человеческий организм во все возрастные периоды и на всех стадиях, принимая во внимание биологические, антропологические, социологические и психологические факторы, влияющие на его развитие
Официальным годом рождения психологии развития принято считать 1882 г. Её появление связано с выходом книги выдающегося немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка», посвящённой детской психологии. Однако официально термин «психология развития» утвердился в научном сообществе лишь в 60 — 70-е годы ХХ века.
Психология развития в России
Долгое время в нашей стране психология развития охватывала только период жизни человека от рождения до 18 лет и носила название возрастной психологии. Были описаны характеристики каждого из возрастов, основные новообразования и трудности на каждом этапе. Д.Б. Эльконин так формулирует закон периодичности: «К каждой точке своего развития ребёнок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек — человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек — предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идёт развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой». Каждый возраст характеризуется:
- своей социальной ситуацией развития;
- ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности;
- возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития.
Границами возрастов служат кризисы — переломные моменты в развитии ребенка. Периодизация Д.Б. Эльконина — наиболее распространённая в отечественной психологии. При этом выделяются следующие собственно возрастные этапы формирования личности:
- ранний детский (преддошкольный) возраст (0–3),
- дошкольное детство (3–7),
- младший школьный возраст (7–11),
- средний школьный возраст (11–15),
- старший школьный возраст (15–18).
Западный подход к психологии развития
Э. Эриксон проследил целостный жизненный путь личности, от рождения до глубокой старости. Развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала. Личность, созревая, проходит ряд следующих друг за другом стадий. На каждой стадии она приобретает определённое качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни. Кризисы присущи всем возрастным стадиям, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и регрессом. В каждом личностном качестве, которое появляется в определённом возрасте, заключено глубинное отношение к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии, его регресс. Приходится выбирать одно из двух полярных отношений — доверие или недоверие к миру, инициативу или пассивность, компетентность или неполноценность и т.д. Когда выбор сделан и закреплено соответствующее качество личности, скажем, положительное, противоположный полюс отношения продолжает скрыто существовать и может проявиться значительно позже, когда человек столкнётся с серьёзной жизненной неудачей.
Эриксон подразделяет весь жизненный цикл на восемь фаз, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может разрешиться благоприятно или неблагоприятно для будущего развития.
- Первая фаза — младенчество. Её главная задача — выработать у младенца бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру. Основным средством этого служат родительская забота и любовь. Если «базовое доверие» не возникает, у младенца появляется чувство «базового недоверия» к миру, тревожность, которая может проявиться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя и т.п.
- Во второй фазе — раннем детстве — у ребёнка формируется чувство своей автономии и личной ценности или их противоположность — стыд и сомнение. Рост самостоятельности ребёнка, начинающийся с управления своими телесными отправлениями, даёт ему возможность выбора, благодаря чему на этой стадии развития закладываются такие черты будущей личности, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку.
- Третья фаза — игровой возраст (приблизительно от 5 до 7 лет) — формирует чувство инициативы, желание сделать что-то. Если это желание блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребёнку примерять разные роли, развивать фантазию и т.д. На этом этапе закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
- Главное новообразование четвёртой фазы — школьного возраста — чувство, предприимчивости и эффективности, способность добиваться поставленной цели. Важнейшими ценностями становятся эффективность и компетентность. В отрицательном варианте развития у ребёнка появляется чувство неполноценности, которое первоначально возникает из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем распространяется на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.
- Пятая фаза — юность — характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других, в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопредёленность. Типичная черта этой фазы развития — «ролевой мораторий» (от лат. moratorium — отсрочка): диапазон выполняемых ролей расширяется, но юноша не усваивает эти роли всерьёз и окончательно, а как бы пробует, примеряет их к себе. Эриксон подробно анализирует механизмы формирования самосознания, новое чувство времени, психосексуальные интересы, а также патогенные процессы и варианты развития юности.
- Шестая фаза — молодость — характеризуется появлением потребности и способности к интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость. Её альтернатива — чувство изоляции и одиночества.
- Важнейшее приобретение седьмой фазы — взрослости — творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. В отрицательном варианте появляется чувство стагнации (застоя).
- Последняя, восьмая фаза — зрелый возраст, или старость, характеризуется появлением чувства удовлетворённости, полноты жизни, исполненного долга, а в отрицательном случае — отчаянием и разочарованием. Высшая добродетель этого возраста — отрешённость и мудрость, т. е. способность смотреть на дело своих и чужих рук с определённой высоты.
Психология развития охватывает жизнь человека как непрерывный процесс изменения личности. Данный раздел психологии позволяет отследить закономерности развития личности, помочь преодолеть основные возрастные кризисы и найти нужный вектор для дальнейшего движения вперед.
Определение и понятие развития в психологии
Для бездетного общества известно лишь одно будущее – это исчезновение, поэтому на нашей планете количество детей в общей структуре населения чуть больше, нежели взрослых. Стоит отметить, что понятие развития в психологии связано с развитием ребенка, ведь от правильного развития малыша зависит его духовная и практическая деятельность в будущем уже как состоявшегося взрослого индивида.
Понятие развития
В Декларации ООН указаны условия выживания, а также основные социальные права ребенка, такие как право на помощь, защиту, воспитание, опеку и образование. Современное мировое сообщество стало все больше обращать свое внимание не на материальные аспекты жизни маленького ребенка, а на вопросы, связанные с развитием психики человека. В такой ситуации возникает потребность обратиться к специалистам в области детской и возрастной психологии. Развитие подразумевает под собой необходимое и направленное, закономерное и качественное изменение духовной, а также материальной составляющей. Именно эти два свойства формируют определение развития и отличают его от иных происходящих изменений.
Психология рассматривает понятие развития с различных сторон и выделяет несколько подходов для определения данного понятия. Понятие развития в психологии подразумевает под собой онтогенез, то есть индивидуальное развитие организма, его физиологические и биохимические изменения. Предмет психологии развития — это особенности психического развития детей на протяжении их перехода от одного возраста к другому, а также изучение психологических особенностей детей в разном возрасте.
Что изучает психология развития
Опираясь на культурно-историческую теорию, которая была разработана и предложена отечественными психологами, именно среда, в которой обитает индивид, является источником его развития.
«Психология развития изучает борьбу противоречий, процесс обучения и собственные действия ребенка под воздействием и в результате которых протекает онтогенез».
«Зона ближайшего развития» — это определение, которое было введено Л.С. Выготским для определения различий между развитием ребенка в данный момент в отличие от его потенциально возможного развития. В основе разработки учеными новых образовательных стандартов лежала теория деятельности. До этого еще не было такого случая, чтобы Закон «Об образовании» и стандарты воспитания были настолько подвержены влиянию психологии. Зона актуального развития подразумевает под собой набор умений и знаний, которыми должен обладать ребенок, которые сформировались и развивались у ребенка без вмешательства взрослого. Если говорить о зоне ближайшего развития, то речь идет о
- достижениях;
- способностях;
- успехах обучающихся.
Деятельностный подход основывается на наличии у детей умения планировать свою деятельность, делать прогнозы, предполагает формирование контроля, наличие познавательной мотивации и самоконтроля. В зоне ближайшего развития взрослые играют роль помощника, помогая сформировать нужные навыки, дабы в будущем ребенок смог выполнять определенные задания уже без помощи старших товарищей.
Зона ближайшего развития характерна для детей в дошкольном возрасте, когда существуют благоприятные условия для формирования определенного поведения и психологических свойств. Большинство ученых считает, что ограничение самостоятельности ребенка, его развития методом проб и ошибок ведет к возможной задержке его развития.
Если взрослый будет каждый раз вместо ребенка (а не совместно с ним) выполнять те или иные действия, то возможен риск того, что определенные умения и навыки не будут сформированы, а момент их наиболее благоприятного формирования будет упущен.
Видео: Психология развития (2-5 лет)
Источник http://pro.stroisami.ru/
Высшее образование БГПУ
Лекция 1. Предмет и задачи психологии развития. Предмет, задачи и проблемы психологии развития. Понятие развития. Характеристики развития. Место психологии развития в системе психологических наук. Научные и прикладные задачи психологии развития.
1. Предмет психологии развития
Предметом психологии развития может быть только развитие. Почти все исследователи сходятся во мнении, что развитие можно определить как изменение во времени. Встает вопрос – какое изменение и чего именно изменение? Г.Крайг отмечает, что термин развитие указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Обычно эти изменения прогрессируют и накапливаются, приводя к усилению организации и усложнению функций. А.А.Реан определяет развитие как процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: «общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса» (Философский энциклопедический словарь. М., 1983, с. 561).
Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1997).
1. Определение развития через понятие роста (арх.). Под ростом понимается процесс количественного изменения (накопления) внешних признаков объекта. Рост может быть только количественной характеристикой развития.
2. Определение развития через созревание (арх.). Под созреванием понимается процесс развития, заключающийся в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.
3. Определение развития через совершенствование носит телеологический (цель) характер. Предполагается изначально наличие цели, в качестве которой выступает совершенная, т.е. самая лучшая форма развития.
4. Развитие как универсальное изменение. В качестве одного из критериев для определения развития выдвигается требование общности, универсальности происходящих изменений.
5. Развитие как качественное, структурное изменение связано с пониманием объекта как системы. За основу берется улучшение (или ухудшение) структуры объекта и это связывается с определением развития через совершенствование. В данном определении исключается количественная мера совершенствования и сохраняется качественная.
6. Развитие как количественно-качественное изменение. Во многих определениях существует идея связи количественных и качественных изменений.
7. Развитие как изменение, влекущее за собой новые изменения, пр
Психология развития
Определение 1
Психология развития представляет собой отрасль психологического знания, изучающую психологические изменения личности по мере взросления; исследующую психику и изменения человеческого организма во всех возрастных периодах, на всех стадиях во всей совокупности антропологических, биологических, психологических и социальных факторов, оказывающих влияние на личностные изменения.
Научное направление возникло в 1882 году в связи с выходом книги немецкого психолога и физиолога В. Прейера «Душа ребенка», посвященной изучению детской психологии. В прошлом столетии научная область оформилась как самостоятельная область психологических знаний. В 60-х годах прошлого века в мировой науке прочно утвердился термин «психология развития», «генетическая психология».
Цель и задачи психологии развития
Определение 2
Научной целью научного знания является постижение психологических феноменов путем выявления и анализа их происхождения, выявление сходств и различий функционирования личности на протяжении всего периода жизненного пути.
Готовые работы на аналогичную тему
Выделяют следующие задачи области научного знания:
- исследование движущих сил, механизмов, источников психического развития на протяжении жизненного пути личности;
- периодизация личностного психического развития;
- исследование возрастных особенностей, закономерностей протекания психических процессов;
- установление возрастных особенностей, возможностей, закономерностей реализации определенных видов деятельности, познавательных процессов;
- определение возрастных норм формирования и развития психических функций, выявление творческого потенциала, внутренних психологических ресурсов личности.
Предмет и объект психологии развития
Определение 3
Объектом психологии развития выступает сложная динамическая система взаимосвязанных явлений, процессов, изменяющихся в зависимости от возрастного этапа; изменяющийся в онтогенезе, развивающийся человек.
Предмет научного направления представлен следующими аспектами:
- условия, движущие причины онтогенеза психики личности;
- развитие психических процессов, включая когнитивные, волевые, эмоциональные и пр.;
- особенности развития различных видов активности, деятельности;
- особенности формирования личностных качеств;
- возрастные периоды личностного развития, механизмы, причины перехода личности от одного возрастного этапа к другому, закономерности возникновения определенных психических новообразований на различных этапах жизненного пути;
- индивидуальные и возрастные психологические особенности.
Функции психологии развития
Выделяют следующие функции научного направления:
- Дескриптивная – описание особенностей развития личности на различных возрастных периодах с позиций внешнего поведения, внутренних переживаний;
- Объяснение закономерностей, особенностей возрастного развития, выявление причин, факторов, условий изменений реализации поведенческих стратегий, переживаний личности в различных возрастных периодах;
- Прогнозирование возможных изменений, появление психических новообразований, обусловленное переходом на новую ступень возрастного развития;
- Коррекция психического развития, создание максимально оптимальных условий для личностного развития.
Структура психологии развития
В рамках области научного знания выделают следующие разделы:
- психология младенца;
- психология раннего возраста;
- психология дошкольника;
- психология младшего школьного возраста;
- психология подросткового возраста;
- психология юности, молодости;
- психология среднего возраста;
- геронтопсихология, психология старости.
Замечание 1
Таким образом, психология развития представляет собой область научного знания, обогащающую научное знание пониманием особенностей, закономерностей, механизмов личностного развития в онтологическом аспекте.
Психология развития — что изучает, принципы развития в психологии
Психология развития появилась в 1882 году. Считают, что это связано с выходом книги известного немецкого биолога и психолога В. Т. Прейера «Душа ребенка», в которой он описывал ежедневные наблюдения за развитием органов чувств, воли, языка и моторики собственного сына.
Психология развития осуществляет исследования психологических изменений человеческой личности на протяжении всех этапов существования. При этом учитываются антропологические, биологические, социологические и психологические причины, способствующие формированию или усовершенствованию психических процессов.
Никто не способен предсказать, каким образом будет развиваться психика конкретного человека, так как она построена на системе взаимоотношений с внешним миром и различных ценностных ориентирах.
При этом немалое влияние оказывает и отношение человека и его родителей к унаследованным особенностям. Ближайшее окружение может сильно повлиять на развитие, однако некоторый след может оставить и школа.
Психология развития и ее основные задачи
Объектом этого научного направления является человек, рассматриваемый во всех фазах своего психосоциального взросления. Исследователи выявляют все изменения в психической деятельности людей, связанных с возрастом, определяют наличие закономерностей и объясняют процессы, благодаря которым человек способен обучаться, приобретать опыт и знания.
Психология развития изучает разноуровневые и разнонаправленные процессы развития психики, их филогенез и онтогенез, а также особенности и закономерности возрастной динамики.
Причем современная наука уделяет больше внимания динамике процессов психической деятельности взрослых, а также проблемам старения человека, решает задачи, стоящие перед данным научным направлением:
- целенаправленно раскрывать закономерности психического развития индивида;
- выявлять причины, способствующие переходу с одного уровня на другой;
- анализировать особенности возрастных периодов;
- разработать психологическую картину, соответствующую каждому из периодов;
- исследовать основные факторы развития личности.
Для психологии развития характерны также и другие функции:
- прогнозирующая — предполагает возможность изменений в поведенческой деятельности и выражениях эмоций у человека;
- описательная — дает развернутую характеристику особенностям развития человека в какой-либо отдельный период жизни, рассматривает внешние проявления чувств и внутренние ;
- корректирующая — способствует созданию подходящих условий для управления развитием индивида;
- объяснительная — разъясняет изменения, происходящие в психике человека и причины, которые их вызывают.
К основным задачам психологии развития также относят клиническую диагностику. Раскрытые наукой закономерности становятся достоянием практических специалистов, которые используют их в своей работе наряду с достижениями в других направлениях — медицине, биологии, социологии.
Принцип развития в психологии человека
Более всего принцип развития актуален в исследовании психических процессов у взрослого человека. Особенно при выполнении генетического анализа. Требуется выявить все микроэтапы, которые проходят во время психических процессов, чтобы активизировать их функциональность. Принцип развития в мыслительной деятельности человека учитывает динамику на операциональном, смысловом и целевом уровнях, обусловливающую роль возможных предвосхищений.
Также, согласно принципу развития, человеческая психика имеет два пути: филогенетический и онтогенетический. В первом случае учитывается становление психики по мере распространения человеческого вида. А во втором имеется ввиду психика отдельного человека.
Психология развития изучает особенности человеческой психики
Психология развития делает основной упор на изучении объективных закономерностей в возрастных изменениях, связанных с психологическими процессами. Исследователи стараются принимать во внимания возможные проявления психики, описать, спрогнозировать и попытаться скорректировать их.
В качестве области исследования выступает психическое развитие человека, представленное за всю его жизнь. При этом в учет берется даже его поведение и все переживания. Немалый пласт информации в итоге остается лишь на описательном уровне.
Психологией развития может быть дан ответ на вопрос о развитии личности, чтобы понять, какие факторы способны определять поведение человека с его внутренними переживаниями.
Также должны быть установлены причинно-следственные связи. Они могут быть как одинарными, так и множественными.
Видео-лекция по психологии развития
Понятие психического развития и его характеристики. Психическое развитие и обучение
После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.
Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности
Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностии.
Обучение и развитие — Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.
Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.
Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществляет деятельность, которая заставляет его подыматься выше самого себя. Это, конечно, относится к здоровому школьному обучению.
Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но н для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.
Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов (восприятия, памяти и т. д.) не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством учителя активно включается в жизнь коллектива, осваивая правила и овладевая знаниями, добытыми в ходе исторического развития познавательной деятельности человечества.
Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя <внести> в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.
Формирующиеся в ходе развития, на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в холе ее не только проявляется, но и совершается.
Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем немало кратных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.
психологического развития | Определение, этапы, примеры и факты
Психологическое развитие , развитие когнитивных, эмоциональных, интеллектуальных и социальных способностей и функционирования людей на протяжении всей жизни, от младенчества до старости. Это предмет дисциплины, известной как психология развития. Детская психология была традиционным центром исследований, но с середины 20 века многое было изучено и о младенчестве, и о взрослой жизни.Далее следует краткое описание психологического развития. Для полного обращения: см. поведение человека.
Британская викторина
Человеческое тело
Какой из этих ферментов отвечает за регуляцию артериального давления?
Младенчество — это период между рождением и приобретением языка одним-двумя годами позже.Помимо набора унаследованных рефлексов, которые помогают им получать питание и реагировать на опасность, новорожденные обладают пристрастием к определенным визуальным образцам, в том числе к человеческому лицу, и к определенным звукам, в том числе к человеческому голосу. В течение нескольких месяцев они могут идентифицировать свою мать по внешнему виду и проявляют поразительную чувствительность к тонам, ритмическому потоку и отдельным звукам, из которых состоит человеческая речь. Даже маленькие дети способны к сложным перцепционным суждениям, включая расстояние, форму, направление и глубину, и вскоре они могут организовать свой опыт, создав категории для объектов и событий (например,g., люди, мебель, еда, животные) так же, как это делают пожилые люди.
Младенцы быстро развиваются как в узнавании, так и в вспоминании памяти, что, в свою очередь, увеличивает их способность понимать и предвидеть события в окружающей их среде. Фундаментальным достижением в настоящее время является признание постоянства объекта, то есть осознание того, что внешние объекты существуют независимо от их восприятия младенцем. Физическое взаимодействие младенца с окружающей его средой прогрессирует от простых нескоординированных рефлекторных движений к более скоординированным действиям, которые намеренно повторяются, потому что они интересны или потому, что их можно использовать для достижения внешней цели.Примерно в 18 месяцев ребенок начинает пытаться решать физические проблемы, мысленно представляя определенные события и результаты, а не с помощью простых экспериментов методом проб и ошибок.
Трехмесячные младенцы уже демонстрируют поведенческие реакции, указывающие на такие эмоциональные состояния, как удивление, дистресс, расслабление и возбуждение. К первому году жизни появляются новые эмоциональные состояния, включая гнев, печаль и страх. Эмоциональная жизнь младенцев сосредоточена на привязанностях, которые они формируют к матери или другому лицу, осуществляющему уход, и через эти взаимодействия младенцы учатся любить, доверять и зависеть от других людей.Младенцы начинают улыбаться другим людям примерно с двух месяцев, а к шести месяцам у них развивается привязанность к своей матери или другому опекуну. Эти привязанности составляют основу здорового эмоционального и социального развития в детстве.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня
Вторая важная фаза человеческого развития, детство, длится от одного или двух лет до наступления подросткового возраста в возрасте 12 или 13 лет.Ранние годы детства отмечены огромными успехами в понимании и использовании языка. Дети начинают понимать слова за несколько месяцев до того, как сами начинают говорить. В среднем младенец произносит первые слова к 12–14 месяцам, а к 18 месяцам его словарный запас составляет около 50 слов. Ребенок начинает использовать двух-, а затем и трехсловные комбинации и переходит от простых комбинаций существительного и глагола к более грамматически сложным последовательностям, используя союзы, предлоги, артикли и времена с растущей беглостью и точностью.К четвертому году большинство детей могут говорить предложениями, подобными взрослым, и начинают усваивать более сложные правила грамматики и значения.
В своих познавательных способностях дети переходят от опоры исключительно на конкретную материальную реальность к выполнению логических операций с абстрактным и символическим материалом. Даже двухлетний ребенок ведет себя так, как будто внешний мир — это постоянное место, независимо от его восприятия; и он демонстрирует экспериментальное или целенаправленное поведение, которое может быть творчески и спонтанно адаптировано для новых целей.В период от двух до семи лет ребенок начинает манипулировать окружающей средой с помощью символической мысли и языка; он становится способным решать новые типы логических задач и начинает использовать гибкие и полностью обратимые мыслительные операции в уме. В возрасте от 7 до 12 лет зарождение логики проявляется в форме классификаций идей, понимания времени и числа и большего признания последовательностей и других иерархических отношений.
Эмоционально дети развиваются в направлении большего самосознания — i.д., осознание своих собственных эмоциональных состояний, характеристик и потенциала к действию — и они становятся все более способными распознавать и интерпретировать эмоции других людей. Это способствует эмпатии или способности ценить чувства и восприятие других и понимать их точку зрения. Эти новые способности способствуют нравственному развитию ребенка, которое обычно начинается в раннем детстве с озабоченности и избегания действий, вызывающих боль и наказание, и переходит к более общему регулированию поведения, чтобы поддерживать внимание и одобрение родителей.Дальнейший сдвиг в моральных рассуждениях, основанный на избегании внутренней вины и самообвинения, знаменует переход от детства и юности к взрослой жизни. Все эти эмоциональные достижения улучшают социальные навыки и функционирование ребенка.
.
Что такое психология развития? — Изучите психологию
(Последнее обновление: 5 марта 2019 г.)
Как люди растут и меняются в течение жизни? Это один из многих вопросов, на которые пытается ответить психология развития . Развитие — это гораздо больше, чем просто физические изменения, которые происходят в течение жизни. Это также связано с когнитивными, социальными и эмоциональными изменениями, которые происходят в разном возрасте.
Психология развития: тогда и сейчас
Возможно, вы удивитесь, узнав, что когда-то развитие ребенка не было предметом особого внимания.На протяжении большей части истории человечества дети рассматривались просто как миниатюрные копии взрослых. Только после промышленной революции исследователи начали признавать и исследовать детство как уникальный, особый и важный период жизни.
Возможно, неудивительно, что некоторые из основных теорий развития сосредоточены на развитии, которое происходит в детстве. В конце концов, это время, когда изменения в развитии происходят наиболее быстро.
Ранние исследования развития детей начались в конце 1800-х годов с работ естествоиспытателя Чарльза Дарвина и физиолога Вильгельма Прейера.Только в 20-м веке, благодаря работам знаменитого психолога Жана Пиаже, всерьез начались сосредоточенные исследования теорий развития ребенка. Среди других исследователей, которые внесли большой вклад в исследования в этот период, были Джин Боулби, Лев Выготский и Эрик Эриксон.
Цели психологии развития
Как и другие области психологии, цели психологии развития заключаются не только в описании того, как происходит развитие, но также в объяснении, прогнозировании и даже контроле за ходом развития.Лучше понимая множество факторов, влияющих на нормативное развитие, психологи могут рекомендовать стратегии, подходы и меры вмешательства, которые приводят к лучшим результатам и более здоровым и счастливым детям.
Нормальный Vs. Аномальное развитие
Психология развития стремится понять как нормальное, так и ненормальное развитие. Чтобы описать развитие, исследователи должны отметить как наблюдаемые нормативные паттерны (т.е.как развивается большинство детей), так и индивидуальные различия, которые могут иметь место (т.е. возможные варианты).
Природа против. Воспитание
Объяснение развития часто включает определение того, какое влияние оказывают природа и воспитание. Споры о природе и воспитании — это классический психологический вопрос, который сосредоточен на том, играет ли генетика или окружающая среда большую роль в различных аспектах человеческого развития и поведения.
В прошлом нативисты утверждали, что развитие почти полностью контролируется генетической наследственностью.Из-за нашей общей ДНК определенные аспекты развития имеют тенденцию следовать довольно предсказуемой схеме с точки зрения времени и результата. Например, начало полового созревания происходит примерно в том же возрасте.
Однако, как вы уже могли догадаться, факторы окружающей среды также могут играть роль в развитии. Хотя эмпирики могли утверждать, что развитие было в значительной степени результатом влияния окружающей среды, сегодня эксперты признают, что природа и воспитание играют важную роль, и что взаимодействие между этими двумя силами также важно.В случае полового созревания генетика играет важную роль в определении того, когда оно начинается, но факторы окружающей среды, такие как получение адекватного питания, также имеют решающее значение.
Прогнозирование
Прогнозирование событий развития позволяет родителям, учителям, психологам и работникам здравоохранения предугадывать потребности детей и реагировать соответствующим образом. Это также относится к более поздним этапам жизни. Взрослые осознают, что они могут столкнуться с определенными проблемами со здоровьем в результате процесса старения, что позволяет им сегодня вносить изменения в образ жизни и поведение, которые окажут влияние на здоровье и развитие в будущем.
Внесение положительных изменений
Наконец, психология развития позволяет экспертам влиять на жизнь детей, взрослых и пожилых людей. Понимание проблем развития, с которыми люди сталкиваются на разных этапах жизни, позволяет разрабатывать образовательные программы, инициативы в области общественного здравоохранения и целевые меры, направленные на максимальное улучшение самочувствия и преодоление потенциальных проблем.
Например, психологи развития обнаружили, что социальные связи важны для когнитивного и психического здоровья в более поздние годы жизни.В результате сообщества могут поощрять такую социальную активность, создавая центры для пожилых людей, где пожилые люди могут найти связь и сети социальной поддержки.
Важные теории психологии развития
Современное исследование психологии развития появилось в истории лишь относительно недавно, чтобы рассмотреть различные аспекты того, как люди меняются и растут с течением времени. Некоторые из этих теорий сосредотачиваются на том, как развивается личность, в то время как другие сосредотачиваются на когнитивных изменениях, которые происходят в течение детства.
Теория психологии развития Фрейда
Теория психосексуального развития Фрейда была ранней теорией, которая фокусировалась на том, как личность развивается в раннем детстве. Зигмунд Фрейд считал, что психосексуальная энергия сосредотачивается на различных эрогенных зонах на разных этапах развития. Он также предположил, что неспособность успешно справиться с первичным кризисом на каждой стадии может привести к психологической фиксации на этом этапе развития.
Теория психологии развития Эриксона
Теория психосоциального развития Эриксона была похожа на теорию Фрейда в том, что она разбивала развитие на стадии и включала в себя определенный тип кризиса развития на каждой стадии.Однако теория Эриксона отличалась тем, что рассматривала развитие на протяжении всего жизненного цикла, от рождения до смерти.
Теория психологии развития Пиаже
Теория когнитивного развития Пиаже предполагает, что существуют фундаментальные различия в том, как думают дети и как думают взрослые. Пиаже разделил это развитие на четыре отдельных этапа, которые обычно происходят на разных этапах развития. Самый ранний этап сосредоточен на познании себя и мира, в то время как более поздние этапы основываются на этом знании, поскольку дети получают все более сложное понимание себя, других и мира вокруг них.
Теория психологии развития Боулби
Теория привязанности Боулби предполагала, что дети рождаются предрасположенными к формированию привязанностей, которые помогают в их защите, выживании, воспитании и развитии. Ранние паттерны привязанности к опекунам могут повлиять на состояние детей с возрастом. Те, кто в детстве может сформировать надежную привязанность, как правило, вырастают счастливее и здоровее, когда становятся взрослыми.
Теория психологии развития Выготского
Социокультурная теория Выготского подчеркивала важность социальных влияний и культуры для когнитивного развития детей.В то время как другие теории, такие как Пиаже, предполагают, что существуют универсальные стадии развития, подход Выготского предполагает, что способ обучения детей зависит от культуры их воспитания.
Некоторые из основных дискуссий в психологии развития
На протяжении всей истории психологии развития был ряд важных дебатов и проблем.
Некоторые из основных вопросов, которые задают психологи и исследователи, касаются относительного вклада генетики по сравнению с окружающей средой, процессов, посредством которых происходит развитие, и общей важности раннего опыта по сравнению с более поздними событиями.
Как упоминалось ранее, классической проблемой в исследованиях развития детей является дискуссия «природа против воспитания». Иногда это называют дебатами о нативизме и эмпиризме. Он сосредоточен на вопросе, играет ли генетическая наследственность большую роль в влиянии на развитие и поведение или окружающая среда оказывает более сильное влияние?
Сегодня большинство психологов признают, что оба элемента играют важную роль, но споры продолжаются по многим вопросам развития, затрагивающим самые разные темы, от академических способностей до сексуальной ориентации.
Практическое применение психологии развития
Психология развития также играет важную роль в формировании подхода психологов, педагогов и медицинских работников к различным проблемам реального мира. Психология развития может улучшить жизнь детей и семей, рассматривая проблемы, влияющие на социальные проблемы, проблемы воспитания детей, образовательную практику, а также физическое и психическое здоровье.
Психология развития и воспитание детей
Исследования человеческого развития внесли большой вклад в наше понимание родительских подходов, которые приводят к наиболее успешным результатам для детей.
Например, психолог Дайана Баумринд предположила, что существуют некоторые важные аспекты воспитания, отмеченные дисциплинарными подходами, теплотой, стилями общения и родительскими ожиданиями. Сегодня исследователи часто выделяют четыре различных стиля воспитания, которые характеризуются тем, как родители взаимодействуют и воспитывают своих детей. Это авторитетный стиль, характеризующийся высокими ожиданиями, сильным общением, теплотой и широкой поддержкой, который, по мнению экспертов, является лучшим подходом к воспитанию детей.Дети, воспитанные такими родителями, как правило, более счастливы, демонстрируют лучшую саморегуляцию и обладают более сильными социальными навыками.
Психология развития и образование
Психология развития предоставила обширные данные о когнитивном росте детей, которые оказали явное влияние на методы и стратегии обучения. Теории конструктивизма, например, помогают учителям и педагогам лучше понять, как дети активно создают смысл окружающего мира.
Психология развития и здравоохранение
Лица, работающие в сфере здравоохранения, обычно должны пройти по крайней мере один курс психологии развития в рамках своего образования. Благодаря лучшему пониманию основ человеческого развития поставщики медицинских услуг могут быть лучше оснащены, чтобы помогать своим пациентам и улучшать показатели здоровья.
Неонатальные медсестры, например, могут использовать свое понимание здоровья и безопасности младенцев, чтобы обучать молодых родителей тому, как лучше всего заботиться о своих новорожденных.Те, кто работает с пожилыми пациентами, способны сопереживать психологическим и физическим проблемам своих пациентов и предоставлять услуги, которые способствуют наилучшему возможному паллиативному уходу, поскольку эти люди сталкиваются с серьезными проблемами со здоровьем.
Последние мысли
Психология развития — это не просто тема, волнующая психологов и исследователей, это тема, которая затрагивает многие другие области, от образования до здравоохранения. Узнавая больше о том, как растут дети и как стареют взрослые, мы можем лучше понять людей и проблемы, с которыми они сталкиваются на всех этапах жизни.
Список литературы
Баумринд Д. (1967). Практика ухода за детьми предшествует трем образцам дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии, 75 (1), 43-88.
Эриксон, Э. (1963). Детство и общество. (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон.
Выготский, Л.С. (1978). Разум в обществе. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Изображение: Skitter Photo / https://stocksnap.io/photo/FF29114102
.
Психология развития — Мир психологов
Психология развития
Психология развития — это раздел психологии, который пытается объяснить развитие человека с течением времени, как в микро-смысле, когда они развиваются от младенцев до зрелых взрослых, так и в макро-смысле, поскольку сама культура развивается на протяжении многих лет и десятилетий. .
Следует отметить, что сложно делать широкие заявления о психологии развития, потому что это фактически обобщающий термин, используемый для описания ряда дисциплин, направленных на достижение одной и той же цели.Однако эти дисциплины часто весьма разнообразны и могут показаться довольно непохожими друг на друга во всех отношениях, за исключением их общей цели.
В таком случае хорошее понимание психологии развития должно учитывать обзор различных уникальных дисциплин, составляющих отрасль в целом.
Теория сцены Пиаже
Жан Пиаже — одна из выдающихся фигур в области психологии развития. Ему приписывают то, что он первым разработал «теорию стадии» и доказал, что все люди развиваются по схожему пути, проходя через узнаваемые «стадии», каждая из которых имеет определенные характеристики и психосоциальные цели, которые должны быть достигнуты, если кто-то хочет переход к следующему.
Одним из наиболее интересных аспектов теории сцены является ее положение о том, что дети учатся, конструируя знания посредством опыта, в отличие от того, что они напрямую передаются окружающей средой или являются врожденными и инстинктивными. Благодаря этому теория Пиаже нашла широкую поддержку со стороны тех, кто считает, что она способствует успешному педагогическому подходу. Действительно, многие начальные школы и дошкольные учреждения по всей стране придерживаются теории Пиаже и применяют ее на практике в своих учебных программах.
Эксперименты, проведенные Пиаже, помогают подтвердить его точку зрения и установить определенную ответственность со стороны взрослых в руководстве обучением развивающихся детей (в отличие, например, от подхода Ватсона). Эти эксперименты обычно включали использование Сократовских вопросов, чтобы побудить детей к более глубокому пониманию своих действий. Как известно, он расположил конфеты в две строки; длинная линия с меньшим количеством частей и короткая линия с большим количеством частей. Когда дети говорили, что в более длинной линии было «больше», потому что она больше, использовались вопросы Сократа, чтобы направить их назад через процесс принятия решений, после чего они смогли применить это рассуждение к другим ситуациям. 1
Лев Выготский и социальный контекст
Другой исследователь психологии развития, Лев Выготский, также считал, что взрослые несут ответственность за помощь в развитии детей. Однако вместо прямого дидактического подхода он предпочитал, чтобы взрослые вмешивались в развитие только на критических стадиях, известных как «зоны ближайшего развития», когда ребенок приближается к переходу от одной стадии развития к другой.
Важно отметить, что Выготский продолжил расширять эту теорию, чтобы охватить более широкую перспективу общества в целом.Точно так же, как Пиаже чувствовал, что обучение и развитие передаются от взрослого к ребенку, Выготский утверждал, что развитие начинается на социальном уровне и с течением времени переходит на индивидуальный уровень. Другими словами, преобладающая культура, в которой родился человек, оказывает глубокое влияние на его ценности и, следовательно, на их развитие. Утверждая это, он продолжал утверждать, что сама культура должна играть в личностном развитии.
Выготский впервые высказал эти взгляды в эссе 1929 года под названием «Проблема культурного развития ребенка», в котором он изложил свои экспериментальные методы.По большей части эти эксперименты были сосредоточены на целенаправленном поведении, например, когда ребенок учится пинать мобильный телефон, чтобы заставить его вращаться. Подразумевалось, что стимулы и среда, выдвигаемые культурой, будут определять возможности, которые у ребенка есть для приобретения навыков, и способы включения этих навыков в общую иерархию ценностей. Если рассматривать с широкой точки зрения, последствия могут быть ошеломляющими: подумайте, насколько, например, ребенок, выросший в бедности, может отличаться от ребенка, воспитанного в изолированном богатстве и роскоши. 2
Теория социального обучения Бандуры
Альберт Бандура — один из самых последних исследователей, добившихся успехов в области психологии развития. Первоначально сочувствуя убеждениям бихевиористов, Бандура несколько отошел от своих ранних убеждений после серии экспериментов, получивших известное название «эксперименты с куклой Бобо». «Кукла Бобо» — это надувная игрушка, предназначенная для самостоятельного подъема с отягощениями после падения.После просмотра видео, на котором коллега жестоко нападает на такую куклу, выяснилось, что дети очень восприимчивы к повторению такого поведения, даже без обещания вознаграждения или угрозы негативного подкрепления. Это, по крайней мере, немного расходилось с утверждениями бихевиоризма о том, что обусловленность ответственна почти за все наблюдаемое поведение.
Так что именно здесь происходило? Бандура в конечном итоге разработал теорию, согласно которой развитие происходит в процессе «социального обучения», при котором поведение наблюдается, сохраняется и в конечном итоге воспроизводится детьми после наблюдения за поведением взрослых.Эта теория социального обучения оказала большое влияние на западное общество до такой степени, что большинство людей теперь чувствуют, что наблюдаемое поведение оказывает глубокое влияние на развитие ребенка. Посмотрите, например, на систему рейтинга, которая не позволяет детям получать доступ к фильмам или видеоиграм с чрезмерным насилием.
Бандура и более поздние последователи также пытались применить теорию социального обучения к сфере ненормальной психологии как способ объяснения преступного поведения. Они объяснили девиантность как усвоенное поведение, которое данный девиант выполняет в надежде, что каким-то образом сможет избежать боли или унижения.Утверждается, что почти во всех случаях девиантное поведение развивается как стратегия избегания после того, как кто-то переживает травмирующий опыт, связанный с болью или унижением. Они подкрепили эти утверждения подробным анализом американских серийных убийц, который оказался весьма убедительным. 3
Оценка
- Психология развития — это общий термин, который относится к изучению того, как люди развиваются с течением времени как индивидуумы, так и с точки зрения общества в целом.
- Поскольку не существует единой теории, которая бы на 100% объясняла человеческое развитие, эту ветвь лучше всего понять, рассматривая различные теории, каждая из которых пытается ответить на основной вопрос.
- «Теория стадии» Жана Пиаже утверждает, что все люди проходят общее развитие через стадии с определенными началом и концом, и что взрослые обязаны помогать детям в продвижении через эти стадии с помощью таких инструментов, как сократовский опрос.
- Лев Выготский расширил сценическую теорию Пиаже, чтобы предположить, что культура сама по себе является генератором человеческого развития, и что дети развиваются по-разному в разных культурах именно из-за этого. Таким образом, помимо помощи детям в их развитии, взрослые также должны работать над поддержанием культуры ответственности и поддержки.
- Альберт Бандура разработал свою теорию развития социального обучения после того, как обнаружил, что дети имитируют определенное поведение независимо от вознаграждения или наказания.Это привело к широко распространенному мнению о том, что ранние травмы могут привести к аберрантному девиантному поведению в более позднем возрасте.
Список литературы
- Пиаже, Дж. Память и интеллект. Лондон: Рутледж и Кеган Пол, 1973.
- Выготский Л. «Проблема культурного развития ребенка». 1929.
- Хейл, Роберт. «Применение теории обучения к серийным убийствам». Американский журнал уголовного правосудия 17: 2 37-45, 1993.
.
Психологическое развитие — определение психологического развития The Free Dictionary
Но когда он впервые начал еще раз прокомментировать задержку молодого архитектора с появлением, он обнаружил, что столкнулся с небольшой загадкой и психологическим развитием совершенно неожиданного типа. Крама-йога начала проводить уроки йоги для частные школы в Пномпене в рамках своих внешкольных программ и программ физического воспитания, поскольку все больше и больше школ видят важность йоги в физическом и психологическом развитии своих юных учеников.«Мы стремились создать сплоченную программу, которую каждый сможет понять и принять, чтобы мы могли улучшить психологическое развитие наших игроков». «Стажировка дала мне огромные знания, знания и опыт общения, которые необходимы для улучшения мое образовательное, социальное и психологическое развитие. Практический аспект этой стажировки превзошел мои ожидания, что, несомненно, отражало теоретические основы, полученные в классе », — сказала она. Будут представлены программы спортивного и психологического развития.Преимущества внедрения искусства и культурных практик в учебную среду демонстрируют сбалансированное интеллектуальное, эмоциональное и психологическое развитие людей и обществ «. Психологическое развитие на этом уровне требует немного времени; игрокам требуется немного больше времени, чтобы это понять. Кратко представлены психологические теории, используемые для определения и понимания психологического развития Джона, и обсуждаются его этнические и религиозные влияния. Центр предоставит ряд образовательных, культурных и психологических программ развития для детей с особыми потребностями в возрастная группа от 1 до 14 лет.На семинаре будут рассмотрены преимущества совместного обучения, разработки учебных программ, последних тенденций, концепций и идей на различных этапах умственного и психологического развития молодых учащихся ». Наши результаты пополняют все больше литературы о том, что может случиться с долгосрочное психологическое развитие ребенка, когда он переживает разлуку с основным опекуном на раннем этапе развития », — говорит Уэйд.
.