Узи головного мозга для детей что показывает: УЗИ головного мозга для детей: показания, выявление заболеваний

Содержание

Нейросонография – ультразвуковое исследование мозга

Наблюдение за ребенком, особенно на первом году жизни — дело хлопотное.

Педиатр, невролог, окулист, ортопед – вот только минимальный перечень тех докторов, которые должны регулярно осматривать вашего ребенка.

Но даже самый хороший и высококлассный специалист не может обойтись без ультразвуковых исследований, которые оказывают неоценимую помощь в наблюдении за малышом. А иногда ультразвуковое исследование, в частности нейросонография (НСГ), является единственным методом, позволяющим своевременно выявить патологию, например пороки развития головного мозга. Ультразвуковые волны — это механические колебания высокой частоты. Пациент при ультразвуковом исследовании не получает никакой лучевой нагрузки. Единственное действие, оказываемое ультразвуком на ткани, — тепловое, причем совершенно незначительное. На практике не отмечалось ни одного осложнения или ухудшения состояния ребенка, связанного с НСГ. Самочувствие малыша, как во время, так и после исследования, не меняется. А дети, которым нейросонография проводится во время сна, даже не просыпаются.

Для чего необходимо это исследование?

Малыш проходит множество испытаний, как во время беременности, так и во время родов. Внешние факторы, не способные причинить вред взрослому человеку – банальные инфекции, лекарства, бытовые и профессиональные вредности могут стать катастрофой для зарождающейся жизни. И, естественно, головной мозг, как самая сложная и уязвимая структура человеческого организма, максимально подвержена этим воздействиям. В течение первого года жизни малыша врачи имеют возможность предотвратить последствия, которые могут возникнуть в связи теми или иными неполадками в головном мозге. Чем раньше будет начато лечение, тем больше вероятность, что ребенок вырастет здоровым.

Что выявляет нейросоногафия?

Прежде всего, на нейросонографии могут быть выявлены врожденные аномалии развития мозга, опухоли, а также поражение мозга в результате нарушения кровообращения как перед, так и в процессе родов (кровоизлияния, гидроцефалия).

Кому проводят нейросонографию?

Обязательно показано проведение нейросонографии всем недоношенным детям. Детям, которые после рождения требовали проведение интенсивной терапии или реанимации, с родовой травмой или после травматичных акушерских пособий, крупным новорожденным, и малышам с задержкой внутриутробного развития. Кроме того, исследование назначают детям с пороками и аномалиями других органов и систем. Но, вообще хотя бы один раз сделать нейросонграфию нужно каждому ребенку. Чтобы исключить изменения, которые могут проявить себя только после года, когда родничок уже закроется.

Как часто проводят нейросонографию?

Если в родильном доме вашему малышу не провели такое исследование, то необходимо провести его в 1 месяц. При отсутствии патологии, повторные ультразвуковые исследования производятся только по назначению врача. При необходимости нейросонография дополняется допплерографическим исследованием, позволяющим оценить состояние мозгового кровотока. Данная методика должна проводится в состоянии сна или покоя; плач и беспокойство искажают данные.

Как проводят нейросонографию?

Словно предусмотрев изобретение нейросонографии, природа оставила на своде детского черепа 6 неокостеневших участков – родничков, которые, в отличие от костей не препятствуют прохождению ультразвука. В основном, исследование проводится через большой родничок — ромбовидный участок головы в теменной области, а также височную область. Закрывается большой родничок к концу первого года, а у некоторых детей и к 3 -4 месяцам. Вот почему так важно провести нейросонографию в раннем грудном возрасте. После закрытия родничка проведение нейросонографии становится невозможным. Перед нейросонографией кожу над родничком смазывают специальным звукопроводящим гелем: ведь между ней и датчиком не должно быть воздуха, прерывающего путь ультразвуковых волн. Учитывая возраст ребенка, мы стараемся сократить время исследования до 10 минут.Одно из главных преимуществ нейросонографии является отсутствие какой-либо специальной подготовки, проведение обследования, как во время сна, так и в период бодрствования, в присутствии родителей. Если ребенок не спит или беспокоится, можно предложить ему бутылочку с питьем или отвлечь пустышкой. Обязательно покажите результат нейросонографии Вашему педиатру и невропатологу. Не стоит забывать, что нейросонография — дополнительный метод, и результат не является диагнозом. В любом случае установить окончательный диагноз и назначить лечение может только детский невролог.

Процедура УЗИ сосудов мозга и шеи для детей

Головной мозг отвечает за координацию работы всего организма. Надежный способ получить сведения о строении и функционировании мозговых структур младенца, провести НСГ / нейросонография/ головного мозга с определением характера кровотока в сосудах / УЗДГ/

В настоящее время практически всем детям проводится НСГ в родильном доме, как скриннинговый метод.

Для контроля за динамикой развития малыша и нарушений развития головного мозга, рекомендуется повторное исследование в целях исключения врожденных или приобретенных отклонений. Особенно это касается детей из группы недоношенных, маловесных, незрелых к сроку гестации.

Показания для проведения НСГ и УЗДГ :

  • внутриутробная гипотрофия;
  • внутриутробные инфекции;
  • пороки головного мозга, выявленные ранее;
  • патология при гипоксических, ишемических, токсических и метаболических нарушениях головного мозга;
  • родовые травмы головного и спинного мозга;
  • судороги и прочие симптомы неврологических болезней;
  • множественные пороки развития органов и систем;
  • генетические заболевания.

Для оценки кровообращения головного мозга у детей после «закрытия» родничка использутся современная ультразвуковая методика-транскраниальная допплерография. В некоторых случаях эта методика позволяет уточнить причину головной боли у детей (ангиоспазм, повышение внутричерепного давления) . Транскраниальная допплерография позволяет исследовать крупные сосуды головы, шеи, увидеть просвет сосуда, степень проходимости вен и артерий.Этот метод абсолютно безболезненный и не имеет противопоказаний, что делает возможным проведение этой процедуры маленьким детям.

Приглашаем вас сделать исследование в нашем мед.центре.

Как проводится?

Сделать УЗИ головного мозга ребенку возможно только до того возраста, когда закрываются роднички. Исследование осуществляется через передний, боковые роднички или затылочное отверстие у основания шеи ребенка.

В ходе проведения УЗИ диагност водит специальным датчиком по головке младенца. Полученные при этом импульсы направляются в аппарат и отображаются на мониторе в виде изображений. Это комфортная процедура, которую можно сделать в клинике, даже пока ребенок спит.

Записаться на УЗ-диагностику можно по телефонам регистратуры (495) 951 87 63 или (495) 953 16 34

В нашем центре грудным детям проводится комплексная диагностика (НСГ, УЗИ тазобедренных суставов, ЭЭГ/видео-ЭЭГмониторинг) и консультации невролога, ортопеда, генетика, офтальмолога.

УЗИ головного мозга у новорожденных: показания, расшифровка результатов

Проведение УЗИ головного мозга у новорожденного ребенка является безопасной и высокоинформативной процедурой. Безвредная ультразвуковая волна позволяет визуализировать все отделы сложного мозгового вещества и мельчайшие сосуды, питающие его. Она отражается от различных структур мозга и формирует целостное изображение, передающееся на монитор. Иное название процедуры – нейросонография – методика безболезненной оценки ликворо- и гемодинамики головного мозга.

Подготовка и показания

Достоверная информация о состоянии мозга передается на специальное устройство через датчики, которые устанавливаются на определенные анатомические структуры, имеющиеся только у детей – роднички. Они представляют собой плотную мембрану между костными основами, что позволяет голове ребенка несколько уменьшиться при прохождении через естественные пути при родах. К году жизни мембрана полностью осифицируется и становится неотделимой от всего костного черепа.

Наличие родничков делает возможным произвести УЗИ головного мозга у грудничка с максимальной оценкой мозговой деятельности. Если давление в полости черепа повышается, структуры помогают несколько убивать избыточный объем жидкости через пропотевание.

Но большинство родничков практически сразу зарастают после выполнения своей основной физиологической функции, и каждый доношенный младенец имеет только одно большое костное незаращение. Несколько реже остается еще один малый родничок в небольшом удалении от большого. Они вполне ощущаются пальпаторно, если провести рукой от темени малыша ко лбу. Обычно они мягкие, могут пульсировать или быть заметными при осмотре ребенка как небольшие синяки.

УЗИ НСГ с проведением через роднички не требует подготовительного этапа у грудничков. Подготовительные нюансы заключаются лишь в следующем:

  1. Осуществляется данная процедура детям в любом состоянии: во сне или активном бодрствовании, когда ребенок засыпает или даже плачет. Результаты исследования это не искажает и не затрудняет их расшифровку.
  2. Рекомендуется проводить обследование ультразвуком спустя полтора часа от момента кормления. От режима питания нет необходимости отходить, а также кормить ребенка или питаться матери самостоятельно определенными продуктами или заменителями молока.

Осуществляется УЗИ головы ребенку по строгим показаниям. Исследование назначает педиатр или другой узкий детский специалист при некоторых состояниях младенцев для исключения или подтверждения того или иного диагноза.

Ультразвуковой диагностике на головном мозге подвергаются следующие категории детей:

  1. Младенцы, появившиеся на свет в ходе преждевременных родов, а именно до 36 недели гестации.
  2. Младенцам, родившимся в срок или ранее, по некоторым причинам получившие по шкале Апгар менее 7/7 баллов. Профилактическое УЗИ проводится и у детей, которые закричали после некоторого времени от непосредственного рождения.
  3. Доношенным детям, масса тела при рождении которых не достигла 2800 грамм.
  4. УЗИ головы новорожденного показано в тех случаях, когда имеются признаки поражения центральной нервной системы или периферических ганглиев, приобретенных в ходе родов или при фетальном развитии. Уточнить причину возникновения мозговых грыж или выпячиваний черепа с мозговыми оболочками возможно также с помощью ультразвуковой волны.
  5. При выраженных пороках внешнего строения, особенно при наличии дополнительного пальца или нескольких рудиментарных копчиковых отростков, при аномальной форме ушей.
  6. При внезапно возникшем у младенца судорожном синдроме сразу после родов или в течение суток после них.
  7. При некоторых патологических состояниях со стороны матери: в частности, при стремительных или наоборот затянувшихся родах, долгом безводном периоде, при хронической или острой инфекции в течение беременности, при резус-несовместимости.

Эти показания рекомендуют проведение УЗИ головного мозга новорожденных сразу при их стабилизации от момента того или иного вида родоразрешения. Существуют и рекомендации по проведению процедуры несколько позже: детям в 1 месяц жизни и позднее 3 месяцев.

УЗИ у грудных детей, достигших возраста 1 месяца, проводится при:

  1. Проведении родов искусственным путем (в ходе кесарева сечения) или при применении любого пособия для извлечения ребенка (использование вакуум-экстрактора, акушерских щипцов).
  2. Установлении у ребенка нестандартной формы головы, обнаружение родителями чрезмерного роста головы относительно тела.
  3. В 1 месяц жизни подлежат повторному УЗИ головы дети, получившие диагноз родовой травмы, ДЦП, судорожного синдрома.
  4. При иных пороках фетального развития: косоглазии, парезах конечностей, недоразвитии внутренних органов.
  5. При неустановленной плаксивости или беспокойстве ребенка, при частом срыгивании и невозможности подобрать вид питания.
  6. Рекомендуется повторить УЗИ в первый месяц жизни недоношенным при рождении детям, а также малышам, набравшим к моменту родов 2800 грамм.

Проведение УЗИ головы является возможным до одного года жизни ребенка, пока не произошло полное заращение родничков. После 3 месяцев процедура выполняется:

  1. Для контроля различных неврологических отклонений, установления эффекта от лечения родовой травмы, внутриутробной инфекции.
  2. После перенесенного ребенком менингита или прочего воспаления мозговых оболочек.
  3. Детям с неполноценным набором хромосом, при другом генетическом дефиците.
  4. При случившихся в возрасте до года травмах головы, внутричерепных кровоизлияниях, возникновении кист и абсцессов в веществе мозга.

Если УЗИ у новорожденных детей и младенцев до года не позволяет установить диагноз, рекомендуется проведение МРТ под общим наркозом.

Диагностическая информация

УЗИ головного мозга, как описывалось выше, малышам проводится через большой и малый роднички. Если есть подозрение на патологический процесс в задних отделах органа, допускается проведение исследования через большое затылочное отверстие.

В ходе ультразвуковой диагностики ребенка располагают на кушетке и слегка придерживают голову. Датчик устанавливается на обработанную гелем кожную поверхность. Врач одновременно перемещает датчик на протяжении родничка и с небольшим усилием на глубину для визуализации всех структур мозга. Тонкая височная кость на время младенчества также позволяет осмотреть соответствующие отделы мозга, если патологический очаг расположен с их стороны.

Расшифровку полученной информации врач может проводить уже в ходе исследования и оповещать об этом родителей и персонал. Норма различных параметров для каждого ребенка зависит от того, на каком сроке гестации произошло родоразрешение. Наиболее общими физиологическими параметрами являются:

  1. Симметричность мозговых структур обоих полушарий.
  2. Наличие четко выраженных борозд и извилин.
  3. Однородными по эхогенности должны быть таламус и мозговые ядра.
  4. Гиперэхогенными участками должны выделяться сплетения артерий и вен.
  5. Для каждого возраста установлены рекомендуемые глубина и протяженность передних и боковых желудочков мозга, определенные параметры третьего желудочка и большой цистерны.
  6. Щель, разделяющая полушария, также должна иметь определенную ширину и не содержать жидкости.
  7. Ствол головного мозга должен размещаться согласно установленной оси.
  8. Вещество мозга осматривается на предмет наличия кист, внутримозговых кровоизлияний, зон ишемии и опухолей, а питающие сосуды мозг – на предмет врожденных аневризм, мальформаций, патологических несовершенств.
  9. Отдельно измеряется толщина мозговых оболочек и пространств между ними.

Расшифровка найденных отклонений от норм производится с участием дополнительных специалистов, в частности, детского невролога и педиатра. Их деятельность определяет нужное лечение, необходимость дополнительных методов диагностики, наличие динамики с момента предшествующей нейросонографии. Важно сопоставить полученную УЗИ-информацию с клинической картиной и общим состоянием ребенка.

Наиболее частые диагнозы

Статистические данные отражают следующие наиболее частые заболевания, выявляемые с помощью УЗИ-аппарата:

  1. Атипичное расширение желудочков мозга. Картина, получаемая на УЗИ, дает информацию об увеличении одного или нескольких глубинных параметров мозговых желудочков. Обычно это соответствует диагнозу гидроцефалии и внешним его проявлениям: большой голове по всей окружности или только одном полушарии, некоторых отделах; могут выбухать роднички. Основной этиологией избыточного образования ликвора, что лежит в основе патологического процесса, считается внутриутробная инфекция. Токсоплазма, цитомегаловирус и другие бактерии опосредуют плохое всасывание спинномозговой жидкости, вызывая характерные симптомы и внешние проявления. Дети с данным диагнозом страдают от головных болей, могут отставать в психомоторном развитии от сверстников, быть адинамичными и вялыми.
  1. Субарахноидальное расширение имеет клиническую ценность только с определенными симптомами. Высокая температура, отказ от еды или частые срыгивания в совокупности с расширением субарахноидального промежутка говорят о менингите или смежном воспалении. Без описанных признаков несколько увеличенное пространство между мозговыми оболочками рассматривается как норма.
  2. Сосудистые кисты. Спинномозговая жидкость вырабатывается в нескольких структурах, одним из которых является сосудистое сплетение в желудочке мозга. По неустановленным причинам в них возникают кисты с заполненными жидкостью полостями. В их клиническом течении отмечается тенденция к саморассасыванию, и они чаще всего не проявляются симптоматически.
  1. В отличие от сосудистых кист арахноидальные схожие образования создают угрозу жизни и общему состоянию ребенка. При их увеличении до 3 мм они способны сдавливать участки головного мозга и вызывать приступы эпилепсии и другой неврологический дефицит. Такие кисты обязательны к хирургическому устранению, так как не способны пройти самостоятельно.
  2. Очаг ишемии в мозговом веществе. Зоны мозговой ишемии возникают при дисфункциональной работе сосудов, которые перестают питать определенные участки мозга. Ишемизированные отделы могут приводить к размягчению мозга и дальнейшему формированию распространенного неврологического дефицита. В данном случае необходима экстренная терапия или хирургическое вмешательство.

По статистике абсолютная норма строения головного мозга наблюдается довольно редко. Мелкие образования и патологические отклонения склонны к самоустранению по мере роста ребенка. Если не требуется уточняющей или повторной диагностики аномалий головного мозга, помочь окостенению мягких мембран костного черепа могут препараты витамина Д. Назначение его противопоказано при гидроцефалии и ее подвидах.

Наличие отклонений, выявленных в ходе нейросонографии, диктует и особый график проведения прививок. При малоинформативном исследовании с помощью ультразвука прибегают к магнитно-резонанстному обследованию с применением седации и искусственного сна.

Однако обследование мозга новорожденных и малышей до года с помощью УЗИ имеет только положительные отзывы благодаря безопасности, достоверности данных и низкой стоимости. Даже сочетание нейросонографии с доплеровским исследованием не превышает по времени 10 минут.

Обычно родители положительно отзываются о методике обследования, но пугают их сами вынесенные диагнозы. И все же своевременная и качественная диагностика повышает шансы на устранение заболевания и выздоровление, тем более что головной мозг маленьких детей проходит долгий путь к ступени полного развития. Родителям же важно не пропустить первый сигнал наличия у ребенка патологического процесса, заболевания или отклонения.

Загрузка…

УЗИ головного мозга: что показывает, показания, подготовка

Головной мозг и структуры черепа всегда представляли немалую сложность для врачей и исследователей. Головной мозг надежно защищен костями черепа и мозговыми оболочками, поэтому еще несколько десятилетий назад диагнозы о поражении головного мозга ставились лишь по косвенным признакам: неврологическим симптомам и тестам, характеру болевого синдрома и другим неспецифическим признакам. Относительно недавно неврологи и нейрохирурги стали использовать в своей практике рентген, компьютерную томографию, магнитно-резонансную терапию и даже ультразвуковые исследования. Поговорим о таком исследовании, как УЗИ головного мозга.

Что такое УЗИ мозга

УЗИ головного мозга – нейросонография – это исследование структур головного мозга с помощью ультразвуковых волн, которые определенным образом отражаясь от рельефа мозговой ткани, формируют картину на экране аппарата. Нейросонография – это великолепный и безопасный метод диагностики различных заболеваний и состояний головного мозга.

Что показывает УЗИ головного мозга:

  1. Объемные образования вещества мозга – кисты, опухоли, инородные тела.
  2. Травматические поражения – гематомы, смещения различных симметричных структур, скопления крови в полости мозговых желудочков.
  3. Нарушения обмена спинно-мозговой жидкости – ликвора. К таким довольно частым проблемам относят гидроцефалию и различные варианты аномалий желудочков головного мозга.
  4. Врожденные аномалии головного мозга.

Достоинства и недостатки

Метод обладает огромным количеством достоинств:

  • Безопасность. Ультразвуковые волны медицинского диапазона не имеют никаких доказанных вредных влияний на человеческий организм, поэтому широко используются для диагностики как у беременных женщин, так и у совсем маленьких детей.
  • Доступность. УЗИ – это значительно более доступный и дешевый метод исследования головы по сравнению с, например, компьютерной или магнитно-резонансной томографией.
  • Быстрота. При хорошей классификации специалиста и адекватном поведении пациента исследование занимает не более 15 минут.
  • Возможность многократного повторения. Учитывая быстроту и безопасность метода, обследование головного мозга с помощью ультразвука можно проводить столько раз, сколько это необходимо в данной клинической ситуации.

Разумеется, у нейросонографии существуют и свои недостатки:

  • Ограниченный диапазон возможностей. Основное ограничение этого прекрасного исследования – это возраст пациента. Все дело в том, что ультразвуковая волна (необходимой для создания адекватного изображения частоты и длины) не в состоянии проникнуть сквозь плотные кости черепа. Поэтому основным контингентом для ультразвукового исследования головного мозга являются дети до года, в крайнем случае – до двух. Возможность исследования маленького пациента зависит от размеров и степени открытости естественного дефекта в детском черепе – большого родничка, расположенного на стыке лобных и теменных костей. Как правило, к году, реже позже, дефект закрывается костной пластиной, и ультразвук встречает на своем пути непреодолимое препятствие. Именно поэтому УЗИ головного мозга взрослым при сохраненных костях черепа невозможно провести.

Существует немного видоизмененный вариант УЗИ головы – транскраниальная нейросонография. При этом датчик ставится на самые тонкие кости черепа – височные. Этот метод используется у детей с закрытым родничком. Теоретически возможно такое исследование и у взрослых людей с тонкими костями черепа, например, у женщин, однако качество картинки будет намного хуже. В таком случае гораздо информативнее будет компьютерная томография или магнитный резонанс.

  • Вторым недостатком метода является необходимость осмотра пациента здесь и сейчас. Это означает, что врач должен оценивать картинку в движении, постоянно наклоняя датчик и получая разнообразные срезы исследуемого участка. Поэтому результаты УЗИ трудно оценивать другим специалистам, в отличие от, например, компьютерной томографии, где снимки можно записать на диск и даже отправить по электронной почте. В случае нейросонографии необходимость такой консультации вынуждает исследовать пациента повторно.

Показания к проведению УЗИ головного мозга

Чаще всего такое исследование назначают ребенку врач-педиатр или невролог по следующим показаниям:

  1. Родовая травма – кефалогематома, кровоизлияния в полость черепа.
  2. После родовспомогающих методик: вакуум-экстракции плода или наложения акушерских щипцов.
  3. При длительной гипоксии плода в родах.
  4. У недоношенных детей.
  5. У детей после перенесенной внутриутробной инфекции или резус-конфликта.
  6. При установленных на перинатальном скрининге – УЗИ плода – различных аномалиях головного мозга или подозрении на них.
  7. Доказанные или подозреваемые генетические пороки.
  8. При различных аномалиях формы и размера головы ребенка.
  9. При отставании ребенка в психическом и физическом развитии, появлении у малыша неврологической симптоматики: частого беспричинного крика, нарушений сна, частом и обильном срыгивании, гипер- или гипотонусе конечностей, ассиметричном развитии.
  10. После травм головного мозга – например, столько частой проблеме, как падение ребенка с дивана или кроватки.
  11. При наличии судорожного синдрома.
  12. При подозрении на ДЦП – детский церебральный паралич.
  13. У детей старшего возраста – при жалобах на головные боли, головокружение, нарушения зрения и слуха, потери сознания, судороги, отставание в умственном развитии.

 Как проводится нейросонография

Рассмотрим методику процедуры на примере УЗИ головного мозга ребенку до года. Такому малышу исследование будет проводиться через большой родничок.

  1. Малыша укладывают на кушетку. Особо непоседливых или капризных детей может держать на руках мама.
  2. Врач смазывает специальный детский датчик УЗИ акустическим гелем и ставит его на область большого родничка. На экране появляются очертания структур головного мозга.
  3. Врач изучает строение коры головного мозга, вещества его отделов, желудочки мозга. Врач оценивает симметричность половин головного мозга, боковых рогов желудочков, отмечает наличие патологических включений: кист, образований или гематом.
  4. Дополнительно врач проводит процедуру допплерометрии. Это обследование сосудов головного мозга с помощью специальных приставок к аппарату УЗИ. Врач оценивает характер кровотока и его скорость в крупных сосудистых стволах и сплетениях.
  5. Врач выдает родителям заключение. Расшифровка этого заключения – это прямая задача детского невролога или нейрохирурга. Окончательный диагноз выносится совокупно, основываясь на анализе жалоб и клиники ребенка, тестов и функциональных проб, результатов нейросонографии и других инструментальных исследований. Лишь после окончательного диагноза ребенку может назначаться то или иное лечение. Недопустимо назначать какие-либо лечебные мероприятия, основываясь только на «вердикте» ультразвукового исследования.

Полезные советы по подготовке к УЗИ

Поскольку основные пациенты, направляемые на УЗИ головного мозга – это маленькие дети, существуют определенные технические трудности проведения процедуры. Маленькие пациенты кричат, вертятся, извиваются и категорически отказываются сотрудничать с врачом. Это создает технические препятствия для исследования.

Есть несколько секретов, как облегчить проведение УЗИ:

  1. Совсем маленькие дети основную часть своей жизни проводят во сне. С такими малышами проходить исследование легче – достаточно подгадать время, когда ребенок уснул или постараться укачать его за некоторое время до начала процедуры. Само исследование совершенно безболезненно для ребенка, поэтому в фазе глубокого сна ребенок продолжает спать.
  2. Перед исследованием ребенка нужно хорошо покормить – сытые дети ведут себя значительно спокойнее.
  3. С собой в кабинет врача можно и нужно взять любимую пустышку малыша, погремушку, бутылочку со смесью или сладкой водичкой – это поможет отвлечь ребенка от процедуры.
  4. С детьми постарше можно пробовать заранее договориться: подробно рассказать ребенку, что с ним будет делать доктор. Можно на примере игрушек показать, как будет проходить процедура. Также с собой лучше взять любимую игрушку, книжку или даже включить любимый мультик на телефоне или планшете.

Даже если ребенок все равно кричит, не расстраивайтесь. Поверьте, специалисты, работающие с детьми, прекрасно понимают все эти нюансы. Если врач не может увидеть необходимый ему минимум, он попросит вас прийти еще раз.

Загрузка…

какие надо делать в 1 месяц и до года

На современном этапе развития медицины УЗИ детям проводится начиная с периода новорожденности, даже в первые дни после рождения. Связано это с тем, что метод ультразвуковой диагностики предоставляет врачу достаточно точные данные об исследуемой области и не наносит никакого вреда или дискомфорта малышу.

Виды ультразвукового исследования

Врачу-неонатологу или педиатру предоставляется возможность самостоятельно принять решение о необходимости проведения УЗИ. Однако для некоторых исследований существуют определённые рекомендации по срокам их назначения.

Виды УЗИ младенца:

Это перечень наиболее часто проводимых исследований. Однако детское УЗИ фактически ничем не отличается от такового у взрослых, поэтому также можно осмотреть щитовидную и молочные железы, мягкие ткани, органы репродуктивной системы и другие области.

Отличие заключается лишь в структурных особенностях детского организма.

Нейросонография

Это сканирование головного мозга малыша, часто проводимое на третьи сутки после рождения и повторяющееся через 1-2 месяца при необходимости.

Показания к проведению УЗИ:

  • Недоношенность.
  • Подозрение на порок развития.
  • Неврологические симптомы, которые могут свидетельствовать о поражении головного мозга.
  • Травматическое повреждение мозга.
  • Признаки поражения мозга воспалительного характера.
  • Кислородное голодание (ишемия).

Однако всё чаще это исследование проводят рутинно всем малышам, что связано с возможностью выявления или исключения скрытой патологии.

Маме нужно быть особенно внимательной и при появлении следующих симптомов у малыша следует записаться на нейросонографию:

  • изменение поведения ребёнка: необычная чрезмерная возбудимость или вялость;
  • частое или обильное срыгивание, не связанное с пищеварением;
  • быстрое непропорциональное увеличение головки ребёнка.

Осмотр начинается из области переднего родничка, так как в этом месте кости черепа ребёнка ещё не срослись. При постепенном уменьшении его размеров исследование становится невозможным, поэтому нейросонографию проводят в период новорожденности.

При сканировании врач оценивает расположение отделов мозга, их структуру и зрелость, наличие дополнительных образований (например, кист), отёка ткани и выносит своё заключение.

Обязательным этапом УЗИ головного мозга является анализ кровотока в сосудах, благодаря чему можно судить о достаточности мозгового кровообращения.

УЗИ органов брюшной полости и почек

Исследование внутренних органов проводится по показаниям, то есть при возникновении симптомов, характерных для ненормальной их работы. Это УЗИ не является обязательным для всех детей, однако многие детские врачи склоняются к тому, что все дети в возрасте 1 месяца должны быть исследованы.

При УЗИ ОБП и почек врач анализирует структуру и размеры:

  • печени и желчевыделительной системы;
  • поджелудочной железы;
  • селезёнки;
  • почек и надпочечников;
  • аорты;
  • лимфатических узлов брюшной полости.

При хорошей визуализации врач оценит желудок и кишечник.

Показаниями к проведению УЗИ ОБП могут быть различные состояния и жалобы, среди которых:

  1. Жалобы: боль или дискомфорт в животе, проблемы с пищеварением или стулом и другие.
  2. Клинические проявления: вздутие или увеличение живота, жидкий стул или запор, снижение аппетита, пожелтение кожи, увеличение печени.
  3. Изменения в общем или биохимическом анализе крови, в анализе мочи.

Специальная подготовка к проведению УЗИ брюшной полости и почек грудных детей не требуется, поэтому не стоит заставлять малыша голодать.

Дети старше 5 лет могут приходить на исследование голодными, но с собой нужно обязательно взять поесть. При необходимости определения функции желчного пузыря у детей постарше нужно постараться привести ребёнка натощак и захватить с собой баночку жирного творожка или йогурта. Все остальные инструкции мама получит во время УЗИ.

УЗИ тазобедренных суставов

Необходимость проведения УЗИ тазобедренных суставов грудному ребенку чаще всего связана с вероятной дисплазией этих сочленений.

К предрасполагающим факторам развития данной патологии относят:

  • аналогичную патологию у родителей малыша;
  • тазовое предлежание;
  • маловодие и многоплодие;
  • внешние причины, такие как плохое питание, проживание в неблагополучной зоне;
  • инфекционные заболевания, нарушающие правильное формирование поверхностей сустава.

Однако точная причина, из-за которой развивается данная патология, не установлена. При наличии любого из предрасполагающих факторов следует посоветоваться с врачом и провести УЗИ ТБС.

Симптомы, по которым можно заподозрить дисплазию:

  • повышенный тонус ножек и ограничение при разведении бедер;
  • укорочение ноги;
  • щелканье при движении в тазобедренном суставе;
  • различные по глубине и асимметричные складки на ягодицах.

Показаниями к проведению ультразвукового исследования тазобедренных суставов в первый месяц жизни являются:

  1. Клиническая симптоматика.
  2. Особенности течения беременности и родов.
  3. Наследственные факторы.

Проводится осмотр специальным линейным датчиком в положении малыша лёжа на боку. В ходе осмотра врач визуально оценивает положение головки бедренной кости относительно вертлужной впадины. После выведения структур сустава в нужном положении врач делает снимок и проводит оценку состояния ТБС при помощи измерения специальных углов.

Только после этого возможно проанализировать результат исследования и вынести заключение, в котором будет указан тип сустава или степень дисплазии.

Эхо КГ сердца

Функциональное ультразвуковое исследование сердца грудного ребёнка поможет не только своевременно выявить какие-либо изменения, но и выбрать правильную тактику лечения и наблюдения за малышом.

Показаниями к исследованию сердца могут быть:

  • Подозрение на патологию при прослушивании тонов сердца на приеме у педиатра.
  • Наличие такого симптома, как посинение носогубного треугольника. Чаще всего он проявляется при сосании или плаче ребёнка.
  • Понижение температуры ножек или ручек без видимой на то причины.
  • Вялость, отказ от молока или затруднение при сосании груди. Эти симптомы расцениваются при отсутствии других болезней, например, пищеварительной системы.
  • Малыш плохо набирает в весе без явных причин.
  • Наследственные факторы, когда врождённая патология сердца диагностирована у близких родственников.

Когда ребёнок становится старше, то он может пожаловаться на боль или неприятные ощущения в области сердца, также могут возникать потери сознания, одышка.

Рекомендуемым возрастом для проведения Эхо-КГ с профилактической целью является 1 и 12 месяцев, 14 лет.

В ходе осмотра врач оценивает:

  1. Структурное состояние сердца и сосудов, отходящих от него: клапаны, камеры и их объём, толщину стенок, наличие дополнительных образований или дефектов.
  2. Функциональное состояние сердца: правильное сокращение, работа клапанов, скоростные показатели тока крови и его направление.

Специальная подготовка к исследованию не проводится.

Для грудного ребёнка следует не забыть любимые игрушки, которые помогут отвлечь малыша от непонятной процедуры. Непосредственно перед осмотром его можно покормить грудью, чтобы грудничок спал во время УЗИ. Это уменьшит переживания и беспокойство, а также облегчит работу врача.

Ультразвуковая диагностика является главным методом в детской практике, так как является безопасной и информативной процедурой, позволяющей выявить заболевание на ранней стадии.

Загрузка…

УЗИ головного мозга младенцев и детей

Программа скрининговых исследований детей такое обследование как УЗИ головного мозга у младенцев часто назначается детским неврологом. Второе название этого метода — нейросонография. Родители малышей часто задаются вопросом: насколько это исследование безопасно и почему его назначает врач?

Мозг координирует работу всех органов и систем, так как его здоровье и самочувствие напрямую зависят от функционирования организма.Значительный скачок в развитии детей в первые месяцы их жизни требует отлаженного выполнения своих функций центральной нервной системой, которая контролирует мозг. В неонатальном периоде очень важно не упустить отличное от нормы состояние головного мозга, чтобы произвести необходимую коррекцию.

Немного нейросонографии и УЗИ Допплера

Кость защищает мозг человека от самых возможных повреждений, в том числе от воздействия электромагнитного излучения.Для УЗИ необходимо, чтобы датчик улавливал отражение звуковых волн от более плотных тканей, а устройство с экраном преобразовывало информацию на изображении. Однако костная ткань не пропускает через себя ультразвук, и для того, чтобы провести исследование головного мозга новорожденного, необходимо использовать так называемые «акустические окна», или родничок.

Пружина — неклассифицированная костная область черепа, позволяющая костям во время родов немного перемещаться относительно друг друга.Нормальным является у новорожденного двухсторонняя теменная, которая закрывается к году и шести месяцам, и затылочная, разрастающаяся до трех-четырех месяцев. Теменный родничок ромбовидной формы размером 20-25х20-25 мм, затылочный — треугольной формы.

Чем больше «акустическое окно», тем большую область мозга можно исследовать и получить более объективную информацию.

Еще одно исследование, которое невролог может порекомендовать сделать новорожденному, — это допплерография или УЗИ сосудов головного мозга и шеи (Doppler ultrasound).При допплеровском исследовании устройство определяет движение крови по сосудам, которое отражает ультразвуковое исследование. Скорость потока влияет на частоту сигнала датчика, которая сравнивается в компьютере с нормой или эталоном. Метод ультразвуковой диагностики позволяет оценить, есть ли нарушение кровотока в головном мозге, и в какой степени оно выражено, он сочетает в себе традиционное ультразвуковое исследование и допплеровское исследование.

В некоторых случаях врач назначает такое исследование

УЗИ сосудов головного мозга и шеи проводится по определенным показаниям.Ограничений по минимальному возрасту нет, допплер-УЗИ делают даже груднички, лишь бы вес малышки был больше килограмма. Основные показания к ультразвуковой допплерографии сосудов головы и шеи новорожденного сразу после рождения:

  • Глубокая недоношенность (от двух месяцев).
  • Вес ребенка при рождении менее 2800 г.
  • Есть признаки поражения и пороков развития ЦНС.
  • Есть подозрение на внутриутробную инфекцию.
  • Роды были внезапными или продолжительными.
  • Родовая травма.
  • Резус-конфликт.
  • Потребность в реанимации новорожденных и после родов.
  • Подозрение на патологию головного мозга плода при беременности.

Показания к ультразвуковой допплерографии сосудов головы и шеи у детей до 1 месяца:

  • Роды с применением щипцов.
  • Повторное допплеровское исследование недоношенных и недоношенных детей.
  • Пороки развития и необычная форма головы, парез, косоглазие, кривошея.
  • Повторное допплеровское исследование у детей с родовой травмой.
  • Частые срыгивания, беспокойное поведение младенцев.

Допплерография сосудов головы и шеи проводится детям старше одного месяца в следующих случаях:

  • Генетические болезни.
  • Травмы головы.
  • При патологиях головного мозга (гидроцефалия, внутримозговый абсцесс, ишемия вещества головного мозга).
  • При патологиях нервной системы, после энцефалитов и менингитов.

Основным преимуществом ультразвуковой допплерографии сосудов головного мозга и шеи является его невысокая стоимость, простота выполнения и безопасность.

Если диагноз требует уточнения, новорожденным делают МРТ под общим наркозом, чтобы убедиться в неподвижности во время исследования.

Подготовка к диагностике

Если вашему ребенку назначено ультразвуковое или допплеровское исследование, родителей интересует, какие меры они могут предпринять для подготовки к обследованию.Эта процедура не требует тренировок, достаточно, чтобы малыш был в хорошем настроении. Он может спать или бодрствовать — для эффективности исследования это не имеет значения, главное, чтобы ребенок вел себя спокойно.

Единственный нюанс, соблюдение которого требуется при ультразвуковой допплерографии сосудов головы и шеи — детей нужно кормить за полчаса до исследования. Допплерография занимает около двадцати минут, чтобы сделать нейросонографию за пять-десять минут.

Что происходит во время исследования

Данные для исследования были подготовлены с помощью датчика, часто через родничок и теменную височную область.На сенсор нанесен специальный гель без цвета и запаха. Врач проводит ультразвуковые измерения 12 стандартных показателей сосудов головного мозга и шеи. Они сверяются с нормальными эталонными значениями, на основании этого анализа делается предварительный диагноз.

Назначить дальнейшее лечение и наблюдать за динамикой развития в дальнейшем будет детский невролог. Лечение может длиться несколько месяцев, в контрольный период придется повторить обследование. К сожалению, часто у грудных детей серьезная проблема ЦНС может иметь очень незначительные симптомы.

Учтите, что через 12 месяцев нейросонография может оказаться невозможной из-за того, что родник зарос костной тканью.

Методы исследования головного мозга с помощью ультразвука безопасны, информативны и удобны для проведения у новорожденных. Анализирует результаты и назначает лечение детский невролог. В сложных случаях необходимо повторять этот процесс каждый месяц, чтобы оценить динамику развития патологии.

Как экранное время влияет на детский мозг?

Первые результаты крупного исследования показывают, что экранное время может повлиять на мозг и обучение детей.

Поделиться на Pinterest Эксперты обеспокоены тем, как экраны планшетов и смартфонов влияют на мозг детей. Getty Images

Целое поколение детей растет со смартфонами, планшетами и другими электронными устройствами с доступом в Интернет.

Это беспокоит многих родителей. Но это также дает ученым возможность ответить на вопрос: какое влияние экранное время оказывает на развивающийся мозг детей?

Исследователи из Национального института здоровья недавно предложили проблеск ответа, основываясь на предварительных данных исследования когнитивного развития мозга подростков (ABCD).

В этом исследовании приняли участие более 11 000 детей в возрасте 9 и 10 лет в 21 учреждении по всей территории Соединенных Штатов. Результаты были представлены в декабре руководителем исследования Гайой Доулинг, доктором философии, на канале CBS «60 минут».

Два важных вывода из исходных данных:

  • МРТ-сканирование выявило значительные различия в мозге некоторых детей, которые сообщили об использовании смартфонов, планшетов и видеоигр более семи часов в день.
  • Дети, которые проводили у экрана более двух часов в день, получили более низкие баллы по тестам на мышление и язык.

Сканирование мозга показало, что у детей, много времени проводящих перед экраном, происходит преждевременное истончение коры головного мозга. Этот внешний слой мозга обрабатывает различные типы информации от органов чувств.

«Обычно это считается процессом созревания», — сказал Доулинг в интервью CBS. «Так что то, что мы ожидали увидеть позже, происходит немного раньше».

Виновато ли время экрана в этих различиях в мозге и обучении?

Доктор Эллен Селки, врач подростковой медицины из Мичиганского университета К.Детская больница С. Мотта сообщила Healthline, что «единственный вывод, который мы можем сделать прямо сейчас, — это то, что две вещи происходят одновременно. Но трудно сказать, вызвало ли одно другое «.

Например, чрезмерное экранное время может снизить успеваемость детей. Но также может быть, что дети, у которых есть трудности с определенными умственными задачами, по какой-то причине могут больше тянуться к экранам.

То же самое верно и в отношении различий, наблюдаемых при сканировании головного мозга некоторых детей — вызывает ли эти изменения время экрана или детей с истончением коры головного мозга больше привлекают экраны?

Селки не принимал участия в исследовании.

Доулинг сказал «60 Minutes», что, хотя на некоторые вопросы о влиянии экранного времени будут даны ответы в течение следующих нескольких лет, долгосрочные эффекты не будут известны в течение многих лет — возможно, ответ будет больше.

«Мы сможем увидеть не только, сколько времени они тратят, как они воспринимают это как влияние на них, но и каковы некоторые результаты», — сказал Даулинг в интервью CBS. «И это решит вопрос о том, есть ли зависимость или нет».

Другие исследования показали, что чрезмерное время просмотра экрана может нанести вред здоровью детей, например, привести к ожирению и нарушению сна.

Предыдущее исследование было сосредоточено на телевизионных и консольных видеоиграх, потому что это было то, что было в то время. Но с тех пор, как в 2007 году был представлен iPhone, ландшафт экрана резко изменился.

Многие новые исследования теперь включают Facebook, Instagram, Snapchat и другие способы использования электронных устройств.

Сюда входят исследования, упомянутые в сегменте «60 минут». В одном исследовании доктор Кара Багот из Калифорнийского университета в Сан-Диего и ее коллеги сканировали мозг подростков, пока они проверяли свою ленту в Instagram.

Они обнаружили, что, когда подростки просматривали ленту в Instagram, в их мозгу активировалась система вознаграждения. Багот и другие считают, что электронные устройства могут стимулировать выброс дофамина, химического вещества мозга, участвующего в пристрастиях и желаниях.

Другое недавнее исследование показало, что подростки, использующие электронные носители в ночное время, больше подвержены риску нарушений сна и симптомов депрессии.

Сокращение экранного времени может облегчить некоторые из этих симптомов. Исследователи из Пенсильванского университета обнаружили, что студенты колледжей, которые ограничивали свое экранное время менее 30 минутами в день, были менее одинокими и подавленными даже через три недели.

Это исследование и исследование ABCD дополняют наше растущее понимание того, как экранное время влияет на детей, хотя Селки предостерегает от мысли, что «электронные устройства плавят мозг каждого».

«Понятно, что существует взаимосвязь между медиа и развитием ребенка, — сказала она, — но я не думаю, что отобрать все электронные устройства реально».

Американская академия педиатрии пару лет назад обновила свои правила в отношении СМИ, основанные на недавнем исследовании, для родителей, обеспокоенных тем, как их ребенок проводит у экрана.Их предложения включают:

  • Для детей до 18 месяцев, без экранного времени.
  • Для детей от 18 до 24 месяцев родители должны выбирать только качественные медиа и смотреть их вместе с ребенком.
  • Для детей от 2 до 5 лет рекомендуется менее одного часа в день высококачественных программ под присмотром родителей.

Исследователи из Национального института здоровья недавно представили предварительные данные исследования когнитивного развития мозга подростков (ABCD).

Они сделали два первых вывода из данных:

  • МРТ-сканирование выявило значительные различия в мозге некоторых детей, которые сообщили, что используют смартфоны, планшеты и видеоигры более семи часов в день.
  • Дети, которые проводили у экрана более двух часов в день, получили более низкие баллы по тестам на мышление и язык.

Преимущества двуязычного мозга

Обучение маленьких детей второму языку полезно во многих отношениях.

Почему мы хотим, чтобы маленькие дети изучали второй язык, в то время как они сосредоточены на изучении своего основного? Похоже, это будет перегрузкой в ​​обучении в то время, когда они также учатся дружить, считать, играть на детской площадке и многое другое.Тем не менее, это время в нашей жизни, когда изучение второго языка дается очень естественно.

В возрасте от 0 до 3 лет мозг маленьких детей уникально приспособлен для изучения второго языка, поскольку мозг находится в наиболее гибкой стадии. Фактически, двуязычные младенцы преуспели в обнаружении смены языка уже в 6 месяцев. Они могут выучить второй язык так же легко, как научились ходить и выучить свой основной язык. По данным Вашингтонского университета, U.S. census показывает, что 27 процентов детей в возрасте до 6 лет изучают не английский язык. Изучение второго языка не влияет отрицательно на родной язык ребенка.

Как взрослые, мы должны учитывать грамматические правила и практику, но маленькие дети очень легко усваивают звуки, структуры, интонационные образцы и правила второго языка. До 8 лет молодые учащиеся получают пользу от гибких слуховых и речевых мышц, которые могут обнаруживать различия между звуками второго языка.

Если молодежь может изучать несколько языков, почему бы не научить их? Согласно «Что происходит в мозгу двуязычного ребенка?» Из новостей KQED, знание двух языков по сравнению с одним имеет много преимуществ. гибкость ». Обе эти черты требуют самоконтроля, что является очень желательной чертой как в классе дошкольников, так и в жизни.Когда двуязычный малыш пытается общаться, языки в его мозгу «соревнуются» за активацию и выбор.Ребенок должен выбрать одно и подавить другое, что требует внимания и способности мозга быть гибкими, что возможно в этом раннем возрасте. Вмешательство заставляет мозг разрешать внутренний конфликт, давая разуму тренировку, которая укрепляет его когнитивные мышцы.

Двуязычные дети также более искусны в решении определенных видов умственных головоломок. Исследование 2004 года, проведенное психологами Эллен Белосток и Мишель Мартин-Ри, показало, что двуязычная молодежь была более успешной в делении предметов по форме и цвету, чем их одноязычные сверстники, которые испытывали трудности, когда добавлялась вторая характеристика (сортировка по форме).Это говорит о том, что двуязычный опыт улучшает командный центр мозга, давая ему возможность планировать, решать проблемы и выполнять другие умственно сложные задачи. Эти задачи включают в себя переключение внимания с одного дела на другое и удержание информации в памяти, например, запоминание последовательности указаний, когда вы собираетесь в школу утром или, для взрослых, вождение автомобиля.

Хотя маленьким детям может быть легче выучить второй язык, есть преимущества и для взрослых.Исследователи обнаружили, что молодые люди, знавшие два языка, лучше справлялись с тестами на внимание и имели лучшую концентрацию по сравнению с теми, кто говорил только на одном языке. По словам Капы и Коломбо, 2013 г., они также реагируют быстрее или точнее, чем их одноязычные сверстники. Во многом это связано с тренировкой, которую наш мозг получает при переключении между одним языком и другим, когда решает, как общаться. Это позволяет нам лучше сосредоточиться во время лекции и запомнить актуальную информацию.

Изучение второго языка также может защитить от болезни Альцгеймера. Недавние исследования мозга показали, что мозг двуязычных людей функционирует лучше и дольше после развития болезни. В среднем болезнь откладывается на четыре года по сравнению с моноязычными.

Не бойтесь, что изучение двух языков запутает или отвлечет вашего ребенка. Помните, что их мозг гибок, а навыки, которые развиваются помимо изучения второго языка, неизмеримы. Двуязычные дети узнают, что объект остается неизменным, даже если объект имеет другое имя на другом языке (постоянство объекта).Например, ступня остается ступней как на английском, так и на французском языке. Исследования также неоднократно показали, что изучение иностранного языка улучшает навыки критического мышления, творческие способности и гибкость ума.

Michigan State University Extension предлагает следующие статьи для получения дополнительной информации о преимуществах изучения второго языка, а также полезные советы по поддержке вашего ребенка:

Дополнительные статьи о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков можно найти на веб-сайте расширения Мичиганского государственного университета.

Вы нашли эту статью полезной?