Алалия лечение у детей: Алалия у детей симптомы и лечение в домашних условиях

Содержание

Алалия у детей симптомы и лечение в домашних условиях

Симптомы алалии у детей, методы лечения в домашних условиях

Ваш ребенок уже давно должен начать разговаривать, но упорно молчит? Этот тревожный симптом нельзя оставлять без внимания. Причиной нарушения речи у ребенка может быть сенсорная или моторная алалия. Такое заболевание, как правило, развивается на фоне недостаточного развития речевого центра в коре головного мозга малыша. Чтобы доктор мог назначить эффективное лечение алалии у малыша, очень важно распознать патологию на ранней стадии.

Основные типы и симптомы заболевания

Симптомы алалии у ребенка могут быть разными. Все зависит от типа патологии и степени ее прогрессирования. Если вы заметите у своего малыша несколько тревожных признаков, обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Медики выделяют несколько типов алалии у детей, каждый из которых имеет свои особенности, степень развития и механизм действия. По системе В. А. Ковшикова заболевание бывает:

  • Сенсорным;
  • Моторным;
  • Смешанным.

Рассмотрим более подробно симптомы и особенности каждого типа патологии. Эта информация обязательно пригодится молодым родителям.

Сенсорная алалия

Если ваш малыш уже достиг возраста 3 лет, но его речь недостаточно развита, нужно незамедлительно обратиться к врачу. Сенсорная алалия – это опасное заболевание, которое поражает часть коры головного мозга, отвечающую за правильный анализ речи. При такой патологии ребенок не может правильно сопоставить визуальный образ и его звуковое обозначение. Проще говоря, малыш вас прекрасно слышит, но не может понять. Этот вид заболевания дополнительно сопровождается следующими симптомами:

  • У ребенка наблюдается расторможенность речи. Он постоянно болтает, но окружающие не понимают, о чем он рассказывает;
  • Развивается интеллектуальная недоразвитость;
  • Плохое восприятие речи на слух;
  • Подмена некоторых букв в простых ловах;
  • Произношение двух-трех слов, как одно;
  • Чрезмерная активность и импульсивность, в сочетании с замкнутостью и подавленностью;
  • Ребенок не может мысленно связать образ предмета и его название.

Моторная алалия

Вторым типом патологии речевого аппарата у детей является моторная алалия. При такой патологии нарушается развитие центра Брока и проводящих путей этой области. Это приводит к тому, что речь у ребенка развивается очень медленно, малышу трудно в полной мере овладеть навыками речи. В отличие от сенсорной, при моторной алалии кроха хорошо понимает, что ему говорят взрослые.

Главные признаки и симптомы этого типа патологии являются:

  • Очень позднее формирование речи у ребенка. Первые слова малыш может произнести только после достижения возраста 4 лет;
  • Неправильное грамматическое построение предложения. В разговоре ребенок использует слова в неправильном падеже, роде, числе. Ребенок путает слова, сходные по звучанию;
  • Словарный запас очень скудный;
  • Наблюдается плохая координация движений;
  • Ребенок очень невнимательный, гиперактивный или, наоборот, малоподвижный;
  • Малыш часто отказывается разговаривать, становится агрессивным и замкнутым.

Лечение алалии необходимо, так как прогрессирование этого заболевания может сделать вашего ребенка умственно отсталым.

Смешанная алалия

Симптомы и лечение смешанной алалии очень серьезные. При такой патологии вся сенсомоторная область коры головного мозга поражена. Больные дети не только не понимают, что говорят родители, но также не могут разговаривать. Эту форму патологии лечить сложнее всего, и даже комплексный подход не гарантирует положительный прогноз.
Недуг может проявляться постепенно. Если в 1,5 -2 года отсутствие связной речи у ребенка не вызывает у родителей сильных опасений, то такой же дефект в 3-4 года должен вас насторожить. Патология оказывает непосредственное воздействие на кору головного мозга. Чтобы лечение оказалось максимально эффективным, постарайтесь выявить недуг на самой ранней стадии развития.

Из-за чего возникает алалия у ребенка?

Причины развития алалии у детей могут быть разные. Все зависит от того, на каком этапе формирования организма ребенка возникла эта патология. Болезнь может поразить плод еще на этапе внутриутробного развития. В этом случае алалия у детей возникает из-за:

  • Заражения внутриутробной инфекцией;
  • Гипоксии;
  • Сильного токсикоза, вирусных или хронических заболеваний будущей матери;
  • Механических травм плода, которые привели к возникновению угрозы выкидыша.

Нормальное протекание беременности не гарантирует вам рождение здорового ребенка. Причинами возникновения алалии у новорожденного младенца могут быть:

Преждевременные роды;
Асфиксия пуповиной;
Внутричерепные повреждения из-за неправильного применения медицинских инструментов во время родов.

Чаще всего патология развития речи у ребенка возникает в возрасте от 1 до 3 лет. В этом случае провоцирующим фактором заболевания может быть:

  • Менингит, энцефалит;
  • Всевозможные соматические заболевания;
  • Травмы головы;
  • Тяжелые вирусные заболевания;
  • Рахит;
  • Операции, проведенные под наркозом.

У некоторых детей с алалией наблюдается врожденная предрасположенность к этой патологии. Если один из родителей в детстве страдал от такого недуга, в семье значительно увеличиваются шансы рождения малыша с алалией. Чтобы малыш рос здоровым, нормально развивался, ему нужен правильный уход, забота, внимание родителей. Несмотря на постоянную занятость на работе, не забывайте разговаривать с крохой – рассказывайте ему интересные истории, интересуйтесь его делами, читайте сказки перед сном.Чтобы вовремя обнаружить патологию и начать лечение алалии, нужно регулярно посещать врачей, проходить плановое медицинское обследование.

Методы диагностики алалии

Лечение алаллии

Если вы заметили тревожные симптомы алалии у своего ребенка, нужно незамедлительно обратиться за помощью к докторам. Крохе понадобится консультация сразу нескольких специалистов – педиатра, логопеда, психолога, невролога и отоларинтолога. Такие медики смогут провести осмотр, изучить особенности развития речи у крохи, и поставить правильный диагноз. Специалист обязательно должен внимательно изучить состояние не только ребенка, но и матери в период беременности. Диагноз алалия может окончательно подтвердиться только после проведения полного обследования:

  • Рентгена головы;
  • МРТ, ЭЭГ;
  • Эхоэнцефалографии.

Все эти методы диагностики абсолютно безболезненные. Ждать результатов вам придется совсем не долго. Каждый тип алалии имеет свои особенности, поэтому методы диагностики могут незначительно отличаться. К примеру, сенсорную патологию можно легко спутать с тугоухостью. Если малыш не понимает, что вы ему говорите, не отзывается на ваш голос, первым делом нужно провести аудиометрию или отоскопию.

Как избавиться от патологии?

Лечение алалии у ребенка обязательно должно быть комплексным. Врач выбирает способ лечения, в зависимости от типа патологии и степени ее развития. Не стоит ожидать, что малыш сможет быстро справиться с дефектами речи. Алалия плохо поддается лечению, но шанс полного выздоровления есть. Существует несколько способов лечения патологии, а именно:

  • Прием медикаментов. Невролог или логопед может назначить прием метаболических и ноотропных препаратов (Кортексин, Нейроксон и пр.).Использовать такие медикаменты без предварительной консультации с врачом строго запрещено.
  • Развивающие занятия с логопедом. Эта методика считается наиболее эффективной. Чтобы улучшить развитие речевого аппарата у ребенка, нужно не только водить его на занятия к специалисту, но и тренировать его речь в домашних условиях. Выполнение простых упражнений позволит значительно увеличить словарный запас, улучшить связную речь крохи, научить его понимать простые выражения.
  • Микротоковая рефлексотерапия. При помощи специального оборудования, излучающего электрические импульсы, стимулируется работа пораженной зоны коры головного мозга. Такая процедура не доставит больному ребенку никакого дискомфорта, разрешена с 6 месяцев.
  • Лечебный массаж – улучшает функционирование мышц речевого аппарата.
  • Физиотерапия – процедуры с использованием специального медицинского оборудования (лазерная, магнитная, электростимуляция).

Занятия с логопедом отличаются высокой эффективностью. Специалист хорошо знает, какие упражнения нужно выполнять для всестороннего развития речевого аппарата. Они должны стимулировать речевую активность и способствовать формированию большого словарного запаса у ребенка. Регулярные посещения логопеда позволят вашему малышу в кратчайшие сроки развить логоритмику, связную фразовую речь.

Чтобы ребенок быстрее избавился от патологии и догнал своих сверстников в развитии речи очень важно одновременно использовать все методики лечения, рекомендованные врачом.

Домашняя терапия

Хотите, чтобы ваше чадо как можно быстрее избавилось от недуга? Тогда нужно приложить максимум усилий для его выздоровления. Не игнорируйте лечение алалии в домашних условиях, ведь оно очень часто бывает самым действенным. Воспользуйтесь эффективными советами логопедов, чтобы разработать индивидуальную систему домашних занятий с больным алалией ребенком.

  • Малыш должен воспринимать вашу речь на слух. Назовите предмет и попросите кроху показать его. Если он делает это неправильно, покажите верный вариант и повторите упражнение. Одновременно он должен произносить вслух название предмета (хотя бы с ошибками). Для занятий вам понадобятся разные игрушки, фигурки и прочие предметы. Чем больше названий выучит малыш, тем быстрее пополнится его словарный запас.
  • Если ребенок уже успел выучить довольно много слов, поработайте над их произношением.
  • Старайтесь разговаривать с больным ребенком как можно больше. Речь родителей должна быть понятной, правильной и не слишком быстрой. Если кроха страдает от сенсорной алалии, слова нужно сопровождать демонстрацией соответствующих картинок.
  • Показывайте ребенку буквы. А затем говорите слова, начинающиеся на эти буквы. Просите, чтобы малыш показывал букву с которой начинается слово и проговаривал слово целиком.

 


Купите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Также могут помочь развивающие компьютерные игры. Можно предложить поиграть в цветоопределение, «Определи цвет», «Собери картинку». С обязательным проговаривание получившихся предметов на картинке.

Профилактика алалии

Молодая мама должна заботиться о здоровье своего малыша еще до его рождения. Доказано, что патология может поражать кору головного мозга детей еще на этапе внутриутробного развития. Беременной важно в точности соблюдать все рекомендации гинеколога, быть предельно осторожной, избегать падений и травмирования плода.

Обязательно придерживайтесь следующих советов медиков, чтобы максимально обезопасить своего ребенка от опасного недуга.

  • Во время беременности регулярно посещайте врачей, проводите обследования, сдавайте все необходимые анализы.
  • Бережно относитесь к своему здоровью и заботьтесь о самочувствии и гармоничном развитии крохи.
  • Если доктор назначает беременной дополнительный прием витаминов и лекарственных препаратов, следовать его советам нужно неукоснительно.
  • Родовая деятельность должна начинаться точно в поставленные сроки. Если есть значительная задержка, нужно настоять на медикаментозной стимуляции родов.

После рождения крохи нужно создать максимально комфортные и благоприятные условия для его гармоничного развития. Если вы будете четко следовать всем вышеперечисленным правилам, поводов для беспокойства за здоровье малыша у вас не возникнет.

Дигностика алалии на ранней стадии позволит сделать лечение патологии максимально эффективным. Именно поэтому родители должны внимательно следить за развитием речи у своего чада, и незамедлительно обращаться к врачу при обнаружении малейших отклонений от нормы. От сенсорного типа недуга ребенок может избавиться намного быстрее, чем от моторного. Если врачи в обычной поликлинике не могут установить точную причину неправильного развития речи у ребенка, обратитесь в платную частную клинику. Чаще всего в таких медицинских учреждениях есть инновационное оборудование для диагностики алалии. Не нужно пытаться экономить свое время и деньги, если вы хотите, чтобы ваш малыш вырос полноценной личностью.

Алалия у детей: виды, лечение: причины появления и симптомы

Алалией называеют стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга (центра Брока). Эти изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.


Алалия — это стойкое специфическое недоразвитие речи, вызванное поражением корковых отделов обоих полушарий головного мозга. Часть авторов называет эту патологию детского возраста «врождённой афазией», или «афазией развития» по аналогии с такой же речевой патологией взрослых. Здесь имеется существенное отличие – у взрослых происходит распад уже сформировавшейся речи, а у детей имеется речевое недоразвитие из-за поражения речевых зон коры головного мозга (зоны Брока). Подобные изменения происходят во время внутриутробного развития или в раннем детстве.


Выделяют следующие виды алалии: моторная, сенсорная и сенсомоторная. Остановимся на них чуть подробнее ниже.

Причины алалии


Тяжесть патологии зависит от времени поражения мозга. Наиболее тяжёлое поражение происходит во время внутриутробного развития, на 3–4 месяце беременности. Причины поражения речевых зон:

  • интоксикация матери;
  • токсикоз беременности;
  • несовместимость матери и малыша по группе крови и резус-фактору;
  • родовая травма, асфиксия во время внутриутробного развития и при рождении;
  • нейроинфекции;
  • глубокая недоношенность;
  • черепно-мозговые травмы в раннем возрасте;
  • употребление беременной женщиной алкоголя и никотина;
  • наследственная предрасположенность.


Суть заключается в том, что при органическом повреждении головного мозга замедляется процесс созревания нервных клеток. Этот фактор способствует снижению возбудимости нейронов и снижению проводимости нервных импульсов.

Моторная алалия


О том, что при моторной алалии поражены оба полушария головного мозга, говорит следующее обстоятельство – эта патология не компенсируется спонтанно, без специальной коррекционной работы и медицинского сопровождения. В онтогенезе нарушения лежат сложные энцефалопатические нарушения коры головного мозга и подкорковых структур.


Заболевание относится к третьей группе клинических видов общего недоразвития речи, встречается примерно у 1% дошкольников, у 0,6% детей школьного возраста. Официально зафиксированный диагноз — основание для получения инвалидности.


Характерные признаки алалии – это недоразвитие абсолютно всех сторон речи:

  • фонетики;
  • лексики;
  • синтаксиса;
  • морфологии.


Своё название моторная (экспрессивная) алалия у ребенка получила потому, что в основе этого дефекта лежит недостаточность моторного звена речи. Электроэнцефалопатическое исследование детей с моторной алалией диагностирует у них локальные поражения тканей коры, а также гипоталамуса, подкорковых ганглиев, зрительного бугра, ствола головного мозга. В большинстве случаев наблюдается дисфункция срединных мозговых структур.

Клиническая картина и особенности поведения детей


При моторной алалии ребёнок может иметь объёмный пассивный словарь, но затрудняется в назывании даже хорошо знакомых слов. Дети не могут повторить за взрослым даже простых слов, имея при этом развитый артикуляционный аппарат. В словах они переставляют и заменяют слоги, опускают звуки. Эти замены не стойки, в одних обстоятельствах дети осуществляют замену слогов, в других — замену звуков в одном и том же слове.


Особенно трудно им произносить слова, выражающие абстрактные понятия, и слова-обобщения. Дети с алалией осознают свой недостаток. Ребёнок с высоким интеллектом более критично относится к своей речи, общаясь с окружающими он заменяет слова мимикой и жестами. При завышенных требованиях родителей к произношению, при попытках логопеда «ставить» звуки, притом что окружающие не понимают его, он проявляет негативизм.


Очень сильно заметна скудность фразовой речи – дети говорят простыми предложениями или предложениями, состоящими из одних подлежащих. Если с малышом не заниматься, он не сможет усвоить грамматический строй речи. Дети допускают ошибки в согласовании существительных с предлогами, неправильно употребляют падежные окончания.


С возрастом требуется всё большая автоматизация речи, и афферентная моторная алалия у детей только увеличивает проблемы малыша. У детей, страдающих от этой патологии, диагностируются нарушения внимания, памяти, мышления, анализа и синтеза слов и явлений, эмоций, воли, поведения.


Симптоматика алалии исключает уравновешенное поведение — оно нечасто встречается у детей с этим речевым нарушением, обычно они или заторможены или слишком возбуждены. У большинства детей страдает мелкая и крупная моторика, они неуклюжи, движения расторможены или замедлены.

Ребёнок с алалией слабо стремится к познанию окружающей действительности, он невнимателен, часто отвлекается. Зрительная и слуховая память у таких детей снижена, к интеллектуальной деятельности такие дети не стремятся. В процессе выполнения заданий они неточно соблюдают инструкции и поэтому часто ошибаются.

Сенсорная алалия


При сенсорной алалии нарушается восприятие речи других людей из-за повреждения речеслухового анализатора. Сенсорная алалия встречается очень редко, может быть, причиной этого служит несовершенство диагностики.


Особенности патологии:

  • Многие дети с такой патологией не реагируют даже на собственное имя, не понимают обращённую к ним речь.
  • Дети могут понимать отдельные слова, но терять смысл высказывания с теми же словами.
  • В других случаях они понимают инструкцию для выполнения задания, но вне этой ситуации задание понять не могут.
  • Иногда он бессвязно повторяет известные ему слова – развивается логоррея.


Информация достигает мозга детей фрагментами, потому что они очень плохо воспринимают её на слух. Отсюда следует малопонятная искажённая речь, хотя речевая активность таких детей достаточно велика.


Осознавая свой дефект, многие дети становятся стеснительными, хотя не теряют желания общаться. Другие алалики возбудимы и раздражительны, могут проявлять негативизм, аффективные вспышки.


В ряде случаев диагностируется комплексное нарушение — сенсомоторная алалия.

Методы диагностики и лечения


Дети с любой формой алалии нуждаются в помощи логопеда, невролога и психолога. Неврологическая диагностика помогает выявить степень повреждения головного мозга при помощи электроэнцефалограммы, проведения МРТ. Чтобы исключить тугоухость, проводятся отоскопия и аудиометрия, а чтобы дифференцировать симптоматика алалииалалию от сходных по симптоматике патологий, таких как задержка развития речи, дизартрия, аутизм подключаются к работе невропатолога логопеды и психологи.


Сенсомоторная алалия требует проведения логопедического обследования. Логопед определяет следующие параметры:

  • уровень понимания речи;
  • определение количества слов в словаре, включая все речевые проявления;
  • выявление возможностей речевого подражания;
  • выявление возможности употребления предлогов;
  • выявление состояния органов артикуляции и звукопроизношения;
  • определение максимального объёма употребляемых предложений;
  • исследование возможности изменения слов по числам.


У детей-алаликов, имеющих минимальные повреждения речевого развития, определяют возможность пересказывать простую сказку и отвечать на вопросы по её содержанию, умение составить рассказ по серии картинок. Диагностика проводится в присутствии родителей, с использованием большого количества стимульного материала (игрушек, картинок). Логопед стремится к установлению тесного контакта с ребёнком.


Коррекция дефекта проводится в комплексе. Лечение алалии у детей требует назначения медикаментов, стимулирующих созревание структур мозга:

  • витамины В5 и В12;
  • Когитум;
  • Гаммалон.

{gallery-0}


Чтобы устранить сенсорную и моторную алалию, назначается физиотерапия, микротоковая рефлексотерапия. Медикаментозное лечение моторной алалии будет более эффективным, если вместе с ним проводить коррекционные занятия с логопедом, дефектологом, психологом. Специалисты работают над развитием речи и других высших психических функций: вниманием, памятью, мышлением.

Методика выполнение массажа


При лечении алалии очень эффективен логопедический массаж, стимулирующий речевые зоны. Полноценный массаж нельзя проводить без квалификации и использования специальных зондов. Под руководством специалиста родители могут освоить простейшие приёмы массажа лица, рук, губ, языка и проводить их в домашних условиях самостоятельно. Для этого можно использовать чайные ложки с гладкими краями, чистые тёплые руки мамы. Элементы массажа выполняются по 5 раз, все упражнения начинаются и заканчиваются поглаживаниями.


Последовательность массажных движений:

  • поглаживание лба от центра к вискам, висков по часовой стрелке с помощью выпуклой стороны ложки или рук;
  • аналогично гладятся глазные впадины;
  • по кругу гладятся щёчки;
  • затем массажируется межбровное пространство;
  • растирается нос, массажируется губа, язык.


Массаж рук и лица проводится в теплом помещении. Руки массажиста предварительно обрабатываются антисептиком.


С помощью массажа рук ребёнка у него развивается мелкая моторика, связанная с работой мозга и речью. Его можно выполнять не только руками, но и резиновыми мячами, колючими бигуди, Су джок. Разминка рук начинается с мизинца, сначала с его внешней стороны. Затем рекомендуется подниматься вдоль пальца вверх, плавно нажимая на подушечки, затем растирая их. После разминки ладони массажируется её внутренняя сторона.

Коррекционная работа логопеда


Логопед проводит поэтапную работу по формированию устной речи. Каждый новый этап работы строится на базе достижений предыдущего этапа.


Последовательность обучения:

  1. Стимулирование подражательной деятельности, расширение объёма понимаемой речи, формирование однословного предложения из аморфных слов-корней.
  2. Появление первых форм слов, обучение детей умению строить двухсловные предложения, расширение объёма понимания речи окружающих.
  3. Обучение построению грамматически правильного предложения из 2–3 слов, воспроизведение 3-сложных слов.
  4. Построение предложений из 3–5 слов, формирование простейших навыков связной речи, формирование правильного звукопроизношения.
  5. Расширение объёма предложения, обучение словоизменению, умению строить сложные предложения.


Если не имеется сложных поражений коры головного мозга, по окончании коррекционной работы дети овладевают грамматически правильной разговорной речью. При любой форме алалии необходимо раннее обучение грамоте, так как чтение и письмо способствуют закреплению усвоенного материала и контролю устной речи.

Режим тишины при коррекции сенсорной алалии


Логопед рекомендует родителям, как правильно организовать речевой и звуковой режимы малыша. Временно взрослым предлагается как можно меньше разговаривать с ребёнком, организовывая тихий час или день отдыха слуха. На это время в детской комнате нужно устранить лишние звуки: играющий телевизор, компьютер, планшет, иногда рекомендуется убрать звучащие зрительные раздражители (игрушки, книжки). Подобный звуковой режим способствует повышению у детей восприимчивости к звукам.


Следующий этап — пробуждение интереса к звукам, окружающим ребёнка, появление интереса к подражанию и восприятию

причины, симптомы, диагностика и лечение

Алалия – это грубое недоразвитие или полное отсутствие речи, вызванное органическими поражениями корковых речевых центров головного мозга, произошедшими внутриутробно или в первые 3 года жизни ребенка. При алалии отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы, нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов. Ребенок с алалией нуждается в неврологическом и логопедическом обследовании. Психолого-медико-педагогическое воздействие при алалии включает медикаментозную терапию, развитие психических функций, лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов, связной речи.

Общие сведения

Алалия – глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга. При алалии недоразвитие речи носит системный характер, т. е. имеет место нарушение всех ее компонентов – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. В отличие от афазии, при которой имеет место утрата ранее наличествовавшей речи, алалия характеризуется изначальным отсутствием или резким ограничением экспрессивной или импрессивной речи. Таким образом, об алалии говорят в том случае, если органическое повреждение речевых центров произошло во внутриутробном, интранатальном или раннем (до 3-х лет) периоде развития ребенка.

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще данное нарушение речи встречается у мальчиков. Алалия является клиническим диагнозом, которому в логопедии соответствует речевое заключение ОНР (общее недоразвитие речи).

Алалия

Причины алалии

В основе алалии лежит органическое поражение речевых центров коры головного мозга, произошедшее во внутриутробном периоде или после рождения до формирования у ребенка связной речи. Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза:

  1. Антенатальный период. К повреждению речевых зон могут приводить гипоксия плода, внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности, токсикозы, падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия, сер­дечная или легочная недостаточность).

  2. Интранатальный период. Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

  3. Постнатальный период. Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ, пневмонии, эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность, дефицит речевых контактов, синдром госпитализма) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Патогенез

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Классификация

За долгие годы изучения проблемы было предложено множество классификаций алалии в зависимости от механизмов, проявлений и степени выраженности недоразвития речи. В настоящее время в логопедии пользуется классификация алалии по В.А. Ковшикову, согласно которой выделяют:

  • Экспрессивную (моторную) алалию. В основе ее возникновения алалии лежит раннее органическое поражение коркового отдела речедвигательного анализатора. В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным. В зависимости от поврежденной зоны различают афферентную моторную и эфферентную моторную алалию. При афферентной моторной алалии имеет место поражение постцентральной извилины (нижних теменных отделов левого полушария), что сопровождается кинестетической артикуляторной апраксией. Эфферентная моторная алалия возникает при поражении премоторной коры (центра Брока, задней трети нижней лобной извилины) и выражается в кинетической артикуляторной апраксии.

  • Импрессивную (сенсорную) алалию. Сенсорная алалия возникает при поражении коркового отдела речеслухового анализатора (центра Вернике, задней трети верхней височной извилины). При этом нарушается высший корковый анализ и синтез звуков речи и, несмотря на сохранный физический слух, ребенок не понимает речь окружающих.

  • Смешанную алалию (сенсомоторную или мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или экспрессивной речи)

Симптомы моторной алалии

Неврологический статус

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Психологический статус

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

Речевой статус

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Симптомы сенсорной алалии

Речевой статус

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Психологический статус

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Диагностика

Дети с алалией нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, детского психолога.

  1. Неврологическое обследование. Необходимо для выявления и оценки характера и степени повреждения головного мозга. С этой целью ребенку могут быть рекомендованы ЭЭГ, эхоэнцефалография, рентгенография черепа, МРТ головного мозга. Для исключения тугоухости при сенсорной алалии необходимо проведение отоскопии, аудиометрии и др. исследований слуховой функции. Нейропсихологическое обследование включает диагностику слухоречевой памяти.

  2. Логопедическое обследование. Начинается с выяснения перинатального анамнеза и особенностей раннего развития ребенка. Особое внимание обращается на сроки психомоторного и речевого развития. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.

Дифференциальная диагностика алалии осуществляется с ЗРР, дизартрией, тугоухостью, аутизмом, олигофренией.

Коррекция алалии

Общее лечение

Методика коррекционного воздействия при любых формах алалии должна носить комплексный психолого-медико-педагогический характер. Дети с алалией получают необходимую помощь в специализированных ДОУ, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.

Работа над речью ведется на фоне медикаментозной терапии, направленной на стимуляцию созревания мозговых структур; физиотерапии (лазеротерапии, магнитотерапии, электрофореза, ДМВ, водолечения, ИРТ, электропунктуры; транскраниальной электростимуляции и др.). При алалии важно работать над развитием общей и ручной моторики, психических функций (памяти, внимания, представлений, мышления).

Коррекция моторной алалии

Учитывая системный характер нарушения, логопедические занятия по коррекции алалии предполагают работу над всеми сторонами речи. При моторной алалии у ребенка ведется работа над:

  • стимуляцией речевой активности;

  • формированием активного и пассивного словаря,

  • фразовой речью,

  • грамматическим оформлением высказывания;

  • развитием связной речи,

  • звукопроизношением.

В канву логопедических занятий включаются логоритмика и логопедический массаж.

Коррекция сенсорной алалии

При сенсорной алалии ставятся задачи овладеть:

  • различением неречевых и речевых звуков,

  • дифференциацией слов, соотнесением их с конкретными предметами и действиями,

  • пониманием фраз и речевых инструкций,

  • грамматическим строем речи.

По мере накопления словаря, формирования тонких акустических дифференцировок и фонематического восприятия становится возможным развитие собственной речи ребенка. При различных формах алалии рекомендуется сравнительно раннее обучение детей грамоте, поскольку письмо и чтение позволяет лучше закрепить усвоенный материал, а также контролировать устную речь.

Прогноз и профилактика

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций. При моторной алалии речевой прогноз более благоприятный; при сенсорной и сенсомотрной алалии – неопределенный. В значительной степени на прогноз влияет степень органического поражения головного мозга. В процессе школьного обучения у детей с алалией могут появиться нарушения письменной речи (дисграфия и дислексия).

Предупреждение алалии у детей включает обеспечение условий для благоприятного протекания беременности и родов, раннего физического развития ребенка. Коррекционная работа по преодолению алалии позволяет предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

симптомы, лечение в домашних условиях, занятия в 3-4 года

Многие мамы с недоверием относятся к советам родных и знакомых сводить ребенка к врачу на предмет задержки речи, видя долгое молчание малыша. Другие родители уверены, что первые слова малыша – верный признак правильного развития речи, но это ошибочное суждение. Отмахиваясь таким образом от проблем, можно не заметить алалию – нарушение развития речи.

Природа заболевания

Алалия у детей – болезнь, возникающая при повреждении зон коры головного мозга, отвечающих за речь, что приводит к плохому и неправильному формированию речевой деятельности.

shutterstock_48208105shutterstock_48208105Алалия сопровождается нарушением сразу всех компонентов речи – фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Нарушение речевых центров могло быть обусловлено повреждениями в период внутриутробного развития или же в раннем развитии ребенка (до трех лет).

Алалия имеет свои предпосылки. Скорее всего, имело место органическое повреждение головного мозга в одной из его частей: Вернике – центр, отвечающий за восприятие речи, или Брока – центр, отвечающий за речевую моторику.

Исходя из источника повреждения, алалию классифицируют на два вида: сенсорную и моторную. Рассмотрим каждый вид в отдельности.

Алалия: виды и признаки

Моторная

Центр Брока отвечает за правильное развитие речи. Нарушение его функций проводит к моторной алалии. Из-за чрезмерной опеки родителей ребенок наиболее подвержен такому состоянию: усиленная забота часто связана с болезнью в младенчестве или проблемами при родах. Ребенок становится упрямым, капризным и раздражительным. Сложности с самообслуживанием у таких детей – явная внешняя характеристика. Им сложно одеться или завязать шнурки, завязать бант, и застегнуть пуговицы – задачи подчас невыполнимые для ребенка с нарушением моторной функции. Координация движений также нарушена: дети не могут держать равновесие, прыгать на одной ноге, часто падают и не улавливают музыкальный ритм в танце. Бывают заметны и другие нарушения движений.

Моторная алалия часто соседствует с несамостоятельностью ребенка соответственно его возрасту

Развитие речи при моторной алалии подразделяется на несколько уровней: от неспособности ребенка произносить слова до небольших отклонений при умении построить развернутую фразу (см. также: что делать с задержкой речи у ребенка 3-х лет?). Уровни классифицируются, исходя из индивидуальных особенностей ребенка.

Ребенок с моторной алалией понимает слова, которые ему говорят (рекомендуем прочитать: когда ребенок в норме начинает говорить?). Среди множества картинок он без труда указывает на ту, которую его просили показать. Сложности начинаются при понимании падежей и количества: ребенок не может показать на примерах, где «висит картина», а где «висят картины». Таким образом, он воспринимает слово, а не форму. Вне восприятия остаются также предлоги или приставки. Специализированные сады и школы призваны исправить подобные дефекты, а вот обычные школы не подходят для детей с таким заболеванием.

Сенсорная

Сенсорная алалия – нарушение понимания речи, которое связано с повреждением центра Вернике коры головного мозга. Ребенок не говорит, потому что ему непонятны слова, он не в состоянии связать их с предметами (подробнее в статье: как можно научить ребенка говорить в 3 года?). В подобных ситуациях зачастую ребенку ставят неправильный диагноз с причислением его к слабослышащим, при абсолютном здоровье слухового аппарата.

Сенсорная алалия характеризуется явлением – эхолалией. Ребенок с легкостью повторяет только что услышанные слова. К примеру, вопрос, адресованный ему, ребенок воспроизводит в виде повторения этого самого вопроса.

Данный вид заболевания трудноизлечим, при том что дети с сенсорной алалией – явление редкое. Небольшой прогресс в лечении достигается за счет обучения таких деток в специализированных школах.

Ребенок с сенсорной алалией может показаться слабослышащим, однако первое же обследование у специалиста опровергает это предположение

Как заметить неладное?

Распознать недуг поможет знакомство с нормами развития речи, хотя каждый отдельный случай алалии индивидуален. Среднестатистический малыш должен осваивать речевую деятельность в следующем порядке:

  • в два месяца у ребенка появляется характерное гуление;
  • в 3-4 – лепет;
  • 6-8 месяцев – первые слова;
  • к году ребенок должен уметь строить целые фразы.

В случае ограниченности словарного запаса ребенка до двух лет несколькими словами, нужно задуматься. Заметившим серьезные отклонения от норм родителям стоит обратиться к специалистам за консультацией.

Обследование слухаОбследование слуха

Недоразвитая речь – характерная черта алалии. Произнесение только первых или только последних слогов (па – в слове папа, ко – в слове молоко), а также слабое развитие речи в целом и отсутствие положительной динамики относятся сюда же. Указанные симптомы дают сигнал родителям начать обследование, чтобы в максимально короткие сроки излечить любимое дитя.

Методы лечения

Медико-педагогические способы

Положительные результаты в лечении сенсорной и моторной алалии достигаются только комплексными методиками, в которых участвуют врачи-психологи, медики и опытные педагоги. Дети с подобными заболеваниями лечатся в специализированных санаториях, стационарах, детских садах и коррекционных центрах.

Лечение лекарственными средствами, которое способствует активному и успешному созреванию мозговых клеток и связей, сопровождается дополнительными процедурами, способствующими исправлению нарушений мозговых центров: магнитотерапия, электрофорез, ИРТ и другие. Комбинированное развитие общей и ручной моторики, а также развитие памяти, внимания и мышления – важные условия для успешного лечения.

Системность самого заболевания обуславливает и соответствующее развитие всех навыков речи.

  • При моторной алалии врачи помогают увеличить активность речи, формируют активный и пассивный словарь, развивают связную речь. Логоритмика, включенная в программу, как и логопедический массаж, направлена на стимуляцию развития речевых навыков (рекомендуем прочитать: как делать логопедический массаж для детей в домашних условиях?).
  • При сенсорной алалии основными достижениями будут различение слов и словоформ, умение сопоставлять их с действиями и предметами, восприятие речевых фраз. Педагоги активно формируют понимание грамматического строя речи. При правильном развитии акустического и фонематического восприятия возможно улучшение качества речи и дальнейшая самостоятельная речевая активность (см. также: фонетико-фонематическое недоразвитие речи: что это такое?).

Обе формы алалии лечатся более успешно, если параллельно ребенка обучают писать и читать. Такая форма помогает лучше запоминать пройденное и улучшает контроль за устной речью.

Упомянем, что своевременная диагностика и постановка диагноза гарантируют максимальную результативность лечения. Не стоит откладывать визит к специалистам, при обнаружении характерных симптомов.

Самостоятельные занятия с ребенком

Необыкновенная пластичность детского мозга и его навыки быстрой адаптации в большинстве даже самых тяжелых случаев, обеспечивает полное излечение от болезни. Способность отдельных здоровых мозговых клеток взять на себя функции нерабочих участков и делает излечение возможным.

Лучшее, что родитель ребенка с алалией может сделать самостоятельно – развивать мелкую моторику малыша, напрямую связанную с деятельностью речевых зон мозга

Каждый ребенок с алалией проходит лечение под тщательным присмотром врачей, и методика в каждом отдельном случае будет индивидуальной. В домашней обстановке родители тоже могут оказать посильную помощь в лечении любимого малыша.

  • Давно известно и врачам, и родителям, что развитие мелкой моторики напрямую связано с речевой активностью. Чем чаще родители будут заниматься с детскими пальчиками, помогая сделать их ловкими и умелыми, тем быстрее и качественнее будет развиваться и речь у малыша.
  • Массаж пальчиков в игровой форме будет иметь огромную пользу для организма.
  • Пальчиковые игры и гимнастика помогут стимулировать развитие мелкой моторики. Простые занятия – например, сортировка круп и бобовых, складывание пазлов и мозаики, нанизывание бусин будут способствовать активной работе мозга и тренировке маленьких пальчиков.

Сегодня можно найти большое количество видеоматериалов с обучением и занятиями при алалии, которые родители могут применить дома. Необходимо использовать все возможные способы, чтобы вылечить ребенка как можно быстрее.

Врач-педиатр 2 категории, аллерголог-иммунолог, окончила БГМУ Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию. Подробнее »

Поделитесь с друьями!

классификация, симптомы, причины, диагностика, лечение

Алалия у детей – это нарушение речи. При этом развитие слуховых данных и интеллекта остается нормальным. На поздних стадиях развития патологии речь может полностью отсутствовать, что влечет за собой трудности с изучением письма и чтения. Поэтому важно принять меры сразу, как только вы заподозрили это заболевание.

Симптомы алалии у детей

 

Признаки и способы коррекции заболевания различаются в зависимости от его вида. Классификация выделяет 3 вида патологии: моторная, смешанная и сенсорная. При моторном заболевании клиническая картина связана с двигательными навыками. У ребенка плохая моторика рук и координация движений, он чрезмерно неловкий для своих лет. Заметить заболевание можно, наблюдая за ребенком: он плохо завязывает шнурки, застегивает пуговицы и не любит складывать пазлы.

Алалия у детей выражается в нарушении речи

 

Кроме очевидных симптомов, моторный вид заболевания сопровождается следующими признаками:

  • отсутствие внимания;
  • очень маленький словарный запас;
  • плохая обучаемость;
  • нарушение произношения звуков;
  • эмоциональная нестабильность;
  • гиперактивность или полная пассивность.

Обычно такие дети очень поздно начинают говорить, и у них это получается достаточно плохо. Они говорят максимально короткими предложениями и иногда не умеют согласовывать между собой слова.

Сенсорная алалия у детей определяется всего двумя признаками – нарушением восприятия и отсутствием желания понимать речь других людей. Такие дети очень резко относятся к различным звукам, шорохам, скрипам. Даже звук дождя и хруст снега может вызывать у них неоднозначные эмоции. Давление оказывается не только на эмоциональную составляющую – дети могут чувствовать сильный дискомфорт и головные боли. На сеансах с логопедом дети могут начать говорить бессвязными потоками слов, а их речь сопровождается активной жестикуляцией.

Смешанный тип заболевания сочетает в себе признаки этих двух видов. Как правило, именно он встречается в большинстве случаев.

Почему развивается сенсорная и моторная аллалия

 

Причины заболевания могут быть как генетическими, так и приобретенными. Часто имеют место внутриутробные причины: гипоксия, недоношенность, асфиксия, перинатальные заболевания. Также любые соматические патологии у женщины во время беременности могут спровоцировать алалию.

Иногда заболевание возникает внезапно из-за генетической предрасположенности. В этом случае спрогнозировать его практически нереально, но необходимо взяться за активное лечение.

К предпосылкам возникновения патологии также относятся:

  • рахит;
  • менингит;
  • гипотрофия;
  • энцефалит;
  • эндокринопатия;
  • повреждения мозга;

Недостаток внимания к развитию малыша со стороны родителей тоже нередко приводит к нарушениям в речи.

Какой бы ни была причина, ребенок нуждается в оказании своевременной комплексной врачебной помощи.

Диагностика алалии

 

Если у ребенка заподозрили развитие алалии, ему предстоит пройти множество врачей и исследований. Терапевт направит к логопеду, неврологу, психологу и лору. Каждый из этих врачей назначит список исследований для постановки достоверного диагноза. В ходе диагностики необходимо определить уровень речевого развития, степень понимания грамматического строя, умение правильно произносить звуки.

Важно определить первопричину патологии, что возможно только с помощью исследования нервной системы. На этом этапе определяется, имеют ли место генетические мутации. Психологическое развитие ребенка нужно изучить, чтобы проанализировать его память, психомоторное развитие и артикуляционную моторику.

 

В дополнение к основным методам исследования могут быть назначены: ЭЭГ, отоскопия, аудиометрия, МРТ и энцефалография.

 

Возможно, что причиной алалии стало отклонение в слуховой системе. Чтобы исключить или подтвердить этот факт, необходимо пройти исследование у отоларинголога.

Коррекция и лечение алалии

 

Лечение заболевания состоит из большого комплекса мер, который направлен не только на терапию основного недуга, но и на устранение сопутствующих диагнозов. Терапия состоит из приема медикаментозных препаратов, занятий с логопедом, психологом и педагогом.

Также нельзя недооценивать роль физиологических процедур при комплексном лечении. Обычно практикуются:

  • ДМВ;
  • ИРТ;
  • водотерапия;
  • лазерное воздействие;
  • электрофорез;
  • терапия магнитом;
  • электропунктура;
  • транскраниальная электростимуляция.

Параллельно много времени и усилий уходит на улучшение памяти, развитие моторики, стимулирование активного мышления. Логопед с ребенком проходят целый лечебный курс, не упуская даже малозначительных деталей.

Симптомы заболевания могут заметить родители

 

Обучение таких пациентов важно начинать как можно раньше. Оно помогает малышам развиваться, лучше говорить, связно выражать свои мысли, накапливать достаточный словарный запас, выражаться правильно с грамматической точки зрения.

Если у ребенка заметно выделяются признаки сенсорного вида заболевания, терапия должна быть направлена в том числе на обучение малыша отличиям речевых и неречевых звуков, а также пониманию речевых конструкций.

Кто входит в группу риска

 

Чем раньше будет поставлен верный диагноз и начата грамотная терапия, тем меньший риск интенсивного развития патологии. Есть возможность вернуть утраченные речевые навыки и восстановить психические функции, предупредив всевозможные последствия, в том числе интеллектуальное отставание от сверстников.

Однако есть группа риска, к детям из которой необходимо повышенное внимание. К этой группе относятся малыши, перенесшие асфиксию, дети с травмами головы и дети, которые еще в утробе матери переболели менингитом, энцефалитом или интоксикацией.

 

 

Попадание в группу риска не гарантирует наличия заболевания в будущем.

 

За ребенком необходимо пристальное наблюдение и оперативная реакция на любые отклонения от нормы. Своевременное обследование у разных специалистов поможет вовремя диагностировать и устранить патологию в самом зачатке, когда она еще не успеет существенно навредить.

Прогноз и профилактика

 

Если вовремя начать мероприятия по устранению моторной алалии, можно ожидать благоприятного прогноза практически во всех случаях. Что касается других типов заболевания, результат терапии зависит от совокупности факторов, в частности:

  • стадия патологии;
  • первопричина возникновения болезни;
  • наличие сопутствующих заболеваний;
  • наличие психологических и психосоматических заболеваний.

Гораздо проще не вылечить, а предупредить развитие алалии. Для этого нужно выполнять правила профилактики, к которым относятся регулярное обследование у врача во время вынашивания ребенка, кормление грудью не менее полугода, регулярное обследование малыша в поликлинике, достаточное внимание интеллектуальному и физическому развитию малыша.

Алалия – патология, связанная с нарушением речевого развития. В большинстве случаев она связана с генетическими заболеваниями или перенесенными в детстве болезнями. Своевременно поставленный диагноз практически всегда гарантирует полное выздоровление без последствий для здоровья ребенка. Важно, чтобы родители уделяли малышу достаточно внимания и выполняли все указания врача.

Также рекомендуем почитать: виды нарушения речи у детей

Как лечить алалию у детей?

Под названием «алалия» таится серьезное заболевание, которое поражает организм детей. Оно отображается в полном отсутствии речи или в грубых ее дефектах.

Причиной недуга служит поражение корковых речевых центров головного мозга, которое происходит либо во время внутриутробного развития, либо в первые три года жизни ребенка.

Проявляется болезнь в очень скудном и ограниченном словарном запасе, а иногда, и в полном отсутствии речевых навыков у ребенка соответствующего возраста.

Какие еще симптомы характерны для алалии, что может спровоцировать болезнь, и как с ней бороться, разберемся в статье.

Содержание статьи:

Алалия у детей: коротко о патологии

Алалия представляет собой глубокую несформированость речевой функции, спровоцированную повреждениями некоторых отделов головного мозга ребенка. Заболевание носит системный характер, поскольку нарушаются все компоненты речи – и фонетико-фонематический, и лексико-грамматический. Это значит, что ребенок имеет очень ограниченный словарный запас, и имеющиеся у него слова даются достаточно трудно.

Алалию диагностируют примерно у 1% детей дошкольного возраста. После того, как ребенок пошел в школу этот процент уменьшается еще в половину.

В зависимости от того, какая именно речевая часть мозга была повреждена изначально, различают две разновидности алалии:

  1. Сенсорная алалия. В таком случае ребенку очень тяжело понимать и воспринимать устную речь, при условии, что со слухом у малыша проблем нет. Это значит, что был поврежден слухоречевой анализатор.
  2. Моторная алалия появляется при нарушениях работы коры головного мозга, где замыкаются нервные пути речедвигательного анализатора. В таком случае ребенок отлично понимает информацию, которую говорят окружающие люди, но вот слить знакомые звуки в слоги ему достаточно тяжело. Именно потому, вместо привычных слов он издает нечленораздельное мычание или простые и примитивные звуки.

Среди причин, которые провоцируют заболевание часто выделяют нехватку кислорода ребенку во время внутриутробного развития, заражение беременной различными инфекциями, токсикоз на поздних сроках, различные угрозы прерывания беременности, хронические соматические заболевания беременной, падения женщины во время вынашивания ребенка, или другие виды травматизации плода в следствие ушиба.

Лечение моторной алалии: прогноз

Во время поставленный диагноз — залог успешного лечения

Для того, чтобы скорее избавиться от моторной алалии, нужно чтобы лечение было комплексным и включало в себя ряд манипуляций.

Обязательно применяется медикаментозная терапия. Как ни крути, причина болезни – повреждение некоторых отделов головного мозга. Чтобы избавиться от заболевания необходимо применение  медикаментов. Чаще всего больным назначают: Гаммалон, Когитум, витаминные комплексы, где преобладает витамины В12 и В15.

Рекомендуются и систематические логопедические занятия. Они должны состоять не только из постоянных занятий с врачом-специалистом, но и домашнюю гимнастику, которую придется делать с малышом родителям.

Очень эффективны сеансы массажа, которые направленны на нормализацию тонуса мускулатуры лица.

Лечение моторной алалии занимает несколько больше времени, чем сенсорного типа заболевания, поэтому родителям нужно набраться терпения и постоянно работать с собственным ребенком для достижения результата.

Результат лечения зависит от степени поражения мозга.

Если она легкой или средней тяжести, то при постоянных занятиях и при условии выполнения всех рекомендаций врача, речь восстановится полностью.

В тяжелых случаях алалии состояние ребенка значительно улучшится.

Сенсорная алалия: особенности лечения

Сенсорная алалия относится к менее изученной форме болезни, которая появляется крайне редко, в следствие поражения левого полушария мозга. Особенность лечения болезни в том, что оно включает в себя несколько этапов.

Прежде всего — это правильная диагностика. Перед тем, как приступить к лечению, очень важно поставить правильный диагноз. Существует достаточно много заболеваний речевого аппарата, нужно определить правильно болезнь, и только потом приступать к ее лечению.

Важны занятия с логопедом, которые производятся систематически. Специалист знает, с помощью каких именно упражнений заставить речевые центры работать в нормальном режиме. Но, к выздоровлению ребенка должны приложить руку и родители. Оптимально хотя бы раз в день выполнять рекомендованные упражнения, тогда вы увидите результат значительно быстрее.

Обязателен прием лекарственных препаратов. Обычно такая терапия включает в себя витаминные комплексы, Цераксон, Кортексин. Эти препараты смогут заставить пораженные части мозга работать активнее и восстанавливать свои функции.

Только постоянная, систематическая и продолжительная работа даст плоды. Выздоровление не произойдет за несколько дней, поэтому родителям следует запастись терпением.

Можно ли вылечить алалию?

То, насколько легко вы избавитесь от алалии, во многом зависит от стадии заболевания во время обращения к специалисту. Чем раньше родители вместе с ребенком обратятся за помощью, тем проще и быстрее будет лечение.

Чтобы поставить правильный диагноз, врачу потребуются результаты постоянного изучения анамнеза пациента и изменений в нем. Так лучше всего прослеживается динамика заболевания.

Также необходимы результаты прохождения электроэнцефалограммы и диагностики уровня слуха, которая может производится несколько раз, для получения более точного результата.

Занятия с логопедом — эффективный метод лечения патологии

Специалистом также осуществляется проверка развития ребенка. В некоторых случаях, задержка речевого развития — это следствие общей задержки в развитии ребенка. В раннем возрасте это может быть не очень заметно, но дальше отставание будет прогрессировать.

На основании всех описанных выше манипуляций и осмотра ребенка, ставится соответствующий диагноз, назначается лечение.

Как только диагноз будет поставлен, нужно приступать к лечению. Оно будет включать в себя прием медикаментов и постоянные занятия с логопедом, на которых ребенка научат:

  • Правильно, четко и разборчиво произносить слова, начиная с самых простых
  • Правильно выполнять разные речевые операции
  • Делать артикуляционную гимнастику, в которой задействованы губы, щеки, язык
  • Акцентировать и удерживать внимание на окружающих ребенка предметах

При данных занятиях значительно расширится словарный запас малыша, что влечет за собой еще и общее умственное развитие.

Кроме регулярного посещения врача, важно так же заниматься с ребенком дома. Здесь, среди родных людей и в привычной обстановке, он более расслаблен и открыт. Этим обязательно нужно пользоваться.

Кроме специальной гимнастики, основные моменты которой покажет логопед, важно постоянно разговаривать с ребенком, провоцируя его повторять слова за вами.

Не стоит использовать для этого какие либо трудные или непонятные слова. Называйте предметы, которые вас окружают и просите повторить за вами. Конечно, сначала это будет получаться очень тяжело, но со временем ребенок привыкнет к такой «работе», увидит свои первые успехи и будет стараться еще больше.

Важно, после каждого, даже небольшого успеха хвалить ребенка, возможно, как-то поощрять его.

При условии, что поражения отделов головного мозга были не критическими и при выполнении всех требований и рекомендаций врача, спустя некоторое время вы полностью забудете об алалии, а ребенок начнет говорить красиво, членораздельно и правильно. Кроме того, значительно увеличится активный словарь малыша, что скажется на его возможности правильно и грамотно формулировать собственные мысли.

Помните, алалия это вовсе не приговор, это только болезнь, при которой ребенок нуждается в дополнительных манипуляциях, процедурах и лечении, а так же в любви, заботе и терпении его родителей и близких людей.

Смотрите познавательное видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.