Процент детей в россии: Росстат назвал число мужчин и женщин, проживающих в России на начало года

Росстат назвал число мужчин и женщин, проживающих в России на начало года

https://ria.ru/20190911/1558551419.html

Росстат назвал число мужчин и женщин, проживающих в России на начало года

Росстат назвал число мужчин и женщин, проживающих в России на начало года

Людей в возрасте от 60 лет и старше в России проживает больше 32 миллионов, а в возрасте 30-39 лет — 24,4 миллиона, сообщает Росстат. Как пояснил РИА Новости… РИА Новости, 03.03.2020

2019-09-11T03:32

2019-09-11T03:32

2020-03-03T16:02

россия

федеральная служба государственной статистики (росстат)

общество

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdn22.img.ria.ru/images/150474/32/1504743288_0:157:3039:1866_1920x0_80_0_0_0a5d17756b149561b9f929850715c0f1.jpg

МОСКВА, 11 сен — РИА Новости. Людей в возрасте от 60 лет и старше в России проживает больше 32 миллионов, а в возрасте 30-39 лет — 24,4 миллиона, сообщает Росстат. Как пояснил РИА Новости генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, с одной стороны — это связано с повышением качества медицины, а с другой стороны — «удорожанием» рождения и воспитания детей.Всего на начало 2019 года в России проживало 146,781 миллиона человек, из них 68,097 миллиона мужчин и 78,684 миллиона женщин. Детей в возрасте от 0 до 9 лет — свыше 18 миллионов, подростков от 10 до 19 лет — больше 14,7 миллиона человек, молодых людей от 20 до 29 лет — более 17,3 миллиона человек, 40-летних (40-49 лет) — почти 20,3 миллиона человек, подсчитал Росстат. Предпенсионеров от 50 до 59 лет в России живет 19,8 миллиона человек.По словам Журавлева, в развитых странах у коренного населения ситуация похожая — так, во Франции людей старше 65 лет — 17% населения (в России 60-летних и старше — 22%). «Но демографические показатели Запада во многом определяются мигрантами из стран, где переход ещё не произошел. И поэтому они молоды и у них много детей. А у коренного населения ситуация скорее всего хуже, чем в России», — пояснил директор института. Журавлев отметил, что такое количество людей старшего возраста в России дает основную бюджетную нагрузку на здравоохранение и социальных работников. «В старости людей надо лечить и за ними надо ухаживать, в первичном звене здравоохранения, наверное, половина обращений — это старики. Но я бы предостерег от потребительского отношения к старости – желания оптимизировать расходы за счет стариков. У стариков важнейшая функция — они хранители традиций устоев общества», — заключил эксперт.

https://ria.ru/20190903/1558187145.html

россия

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2019

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn22.img.ria.ru/images/150474/32/1504743288_171:0:2867:2022_1920x0_80_0_0_25becf8b5a0c24465fb808cfb4488931.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

россия, федеральная служба государственной статистики (росстат), общество

МОСКВА, 11 сен — РИА Новости. Людей в возрасте от 60 лет и старше в России проживает больше 32 миллионов, а в возрасте 30-39 лет — 24,4 миллиона, сообщает Росстат. Как пояснил РИА Новости генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, с одной стороны — это связано с повышением качества медицины, а с другой стороны — «удорожанием» рождения и воспитания детей.

Всего на начало 2019 года в России проживало 146,781 миллиона человек, из них 68,097 миллиона мужчин и 78,684 миллиона женщин. Детей в возрасте от 0 до 9 лет — свыше 18 миллионов, подростков от 10 до 19 лет — больше 14,7 миллиона человек, молодых людей от 20 до 29 лет — более 17,3 миллиона человек, 40-летних (40-49 лет) — почти 20,3 миллиона человек, подсчитал Росстат. Предпенсионеров от 50 до 59 лет в России живет 19,8 миллиона человек.

«Любая из развитых стран прошла переход, когда на место равновесия большой рождаемости и большой смертности (в этом случае население молодо) приходит равновесие малой рождаемости и малой смертности (то есть население стареет). Подобный переход — неизбежное следствие развития страны: улучшение медицины снижает смертность, а изменение стиля жизни и потребностей делает детей слишком «дорогим удовольствием», — объяснил Журавлев. Он добавил, что СССР прошел этот переход в 1960-е годы.

По словам Журавлева, в развитых странах у коренного населения ситуация похожая — так, во Франции людей старше 65 лет — 17% населения (в России 60-летних и старше — 22%). «Но демографические показатели Запада во многом определяются мигрантами из стран, где переход ещё не произошел. И поэтому они молоды и у них много детей. А у коренного населения ситуация скорее всего хуже, чем в России», — пояснил директор института.

Журавлев отметил, что такое количество людей старшего возраста в России дает основную бюджетную нагрузку на здравоохранение и социальных работников. «В старости людей надо лечить и за ними надо ухаживать, в первичном звене здравоохранения, наверное, половина обращений — это старики. Но я бы предостерег от потребительского отношения к старости – желания оптимизировать расходы за счет стариков. У стариков важнейшая функция — они хранители традиций устоев общества», — заключил эксперт.

3 сентября 2019, 03:17

Росстат подсчитал, сколько женщин работает в России

Численность детей в России составила 27374 тысячи человек — Российская газета

В России растет количество детей. На первое января 2014 года численность детей и подростков в возрасте до 18 лет, постоянно проживающих в России, составила 27 374 тысячи человек. В том числе 8 999 тысяч человек в возрасте от 0 до 5 лет, 3 259 тысяч человек — 5-6 лет, 12 559 тысяч человек — 7-15 лет, 2 657 тысяч человек — 16-17 лет. По сравнению с началом 2012 года, численность детей выросла на 460 тысяч человек, или 1,1 процента. Доля детей в общей численности населения увеличилась с 18,8 процента до 19,1 процента.Такие цифры приводятся в государственном докладе «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» за 2013 год, подготовленном Министерством труда и соцзащиты (имеется в распоряжении редакции).

Такую позитивную статистику эксперты объясняют ростом абсолютного числа рождений, который продолжается, несмотря на начавшееся в 2010 году снижение числа женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), а также сохранением здоровья населения и снижением смертности, в том числе смертности детей всех возрастных групп. В 2013 году родилось 1 896 тысяч детей (2012 год — 1 902 тысячи детей, 2011 год — 1 797 тысяч детей). За период с 2010 по 2013 год число родившихся выросло на шесть процентов. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных одной женщиной репродуктивного возраста) продолжает расти и в 2013 году составил 1,707 детей (в 2012 году — 1,691 детей, в 2011 году — 1,582 детей). Однако коэффициент рождаемости все-таки пока ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения (2,13 детей).

На протяжении последних лет стабильно снижается младенческая смертность. В связи с переходом на новые, более жесткие, критерии регистрации живорождения, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения, в 2012 году произошел рост младенческой смертности по сравнению с 2011 годом на 3,1 тыс. детей. Но с 2013 года тенденция снижения младенческой смертности продолжилась.

В 2013 году по сравнению с предыдущим годом несколько увеличилось число зарегистрированных браков (1 225,5 тысячи браков против 1 213,6 тысячи браков). Отчасти поэтому сокращается доля детей, родившихся в не зарегистрированном браке (в 2013 году — 23,0 процента, в 2012 году — 23,8 процента; в 2011 году — 24,6 процента). Около половины детей, рожденных вне брака, добровольно признаются отцами — их рождения регистрируются на основании совместного заявления родителей, не являющихся законными супругами. Стабильно сокращается число детей, родившихся у несовершеннолетних матерей. В 2013 году таких детей родилось 20,7 тысячи, в 2012 году — 22,3 тысячи, в 2011 году — 22,5 тысячи.

Миграционный приток населения из зарубежных стран (в основном из стран СНГ) также влияет на численность детей, постоянно проживающих в Российской Федерации, говорится в докладе. В течение 2011 — 2013 годов при некотором снижении общей численности миграционного прироста несколько увеличилось число детей и подростков в возрасте до 18 лет. В 2013 году гражданство Российской Федерации приобрели 40 131 ребенок, что составляет приблизительно 30 процентов от общей численности иностранцев, принятых в российское гражданство.

В докладе представлена исчерпывающая информация о положении детей и семей с детьми в нашей стране: уровень жизни, меры социальной поддержки (в том числе материальной), проблемы охраны здоровья детей, образования, спорта, досуга. Дан анализ семейного неблагополучия, сиротства, преступности среди несовершеннолетних.

Сколько детей у России

О проблемах российской демографии говорят уже довольно давно. И одной из наиболее острых и обсуждаемых ее проблем является рождаемость.

Около 20 лет Россия пыталась победить так называемый «русский крест», описывающий ситуацию, сложившуюся в 1990-е годы, когда смертность впервые превысила рождаемость. Разрыв был максимальным в начале нулевых, и лишь в 2013 году рождаемость впервые за долгое время превысила смертность. Сейчас показатель рождаемости снова снижается, и оценки ее динамики неутешительны.

Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Телеканал «Царьград»

Так, по прогнозам Росстата, к 2030 году на одну женщину будет приходиться условно 1,5 ребенка – это в худшем случае, в лучшем – 1,99. Что это значит? Население продолжит сокращаться. Так как, по оценкам экспертов, для простого воспроизводства населения необходимо около 2,15 условных детей на одну женщину.

Мы вымираем. Это связано с низким суммарным коэффициентом рождаемости, то есть условным количеством детей на одну женщину, способную к деторождению. Сегодня у нас этот показатель равен 1,6, но математически, чтобы было хотя бы простое воспроизводство, нужно 2,15, а с учетом нашей деформированной демографии необходимо 2,4 условных ребенка»,

– считает председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Фото: www.globallookpress.com

Он описывает сегодняшнюю ситуацию как «запрограммированное вымирание», исправить которую можно только увеличением доли многодетных семей до 50% от их общего количества в стране.

При этом малодетность, по словам эксперта, не является исключительно российской проблемой, или, скажем, бедой только развитых европейских стран. Она уже затрагивает даже страны Азии и Африки, где рождаемость традиционно всегда была высокой.

Малодетность – это чума 21-го века, всемирный феномен. И здесь Россия, к сожалению, ничем не отличается от других стран. Такая ситуация сложилась впервые во всемирной истории, и вообще непонятно, что с этим делать»,

– заявил Крупнов Царьграду.

Спасение российской семьи – в многодетности и финансовой поддержке

Фото: www.globallookpress.com

Таким образом, малодетность, увы, является общемировым трендом. Однако в России на общую тенденцию накладывается другая проблема – низкая материальная обеспеченность семей. По мнению Юрия Крупнова, двумя главными факторами нашей демографической проблемы являются общемировой геокультурный слом и катастрофическая недофинансированность семьи. Поэтому необходимо повышать уровень жизни, поднимать родительские зарплаты, увеличивать пособия и различные выплаты многодетным семьям.  

Из уже существующих мер господдержки семьи эксперт особо отметил материнский (семейный) капитал:

Это абсолютно российская новация. Она внесла очень серьезный вклад в рост числа рождений в предыдущие годы – около 10-15%. Это фантастическая цифра. И нам надо продолжать усиливать и наращивать материнский капитал и начинать переводить его на третьего и последующих детей. Все остальные меры — достаточно лукавые и малодейственные».

Об абортах

Когда мы говорим о рождаемости, автоматически вплывает и проблема абортов. Наша страна в 1920 году стала первым государством мира, где детоубийство было узаконено. Сейчас эта проблема также существует и вызывает в обществе довольно болезненные дискуссии. Однако по статистическим данным последние семь лет число внутриутробных убийств детей неуклонно сокращается. Так, согласно данным Росстата, оно снизилось с 1186 в 2010 году до 600 в 2017-м, то есть практически в два раза. Это, конечно же, не может не радовать.

Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Инфографика Телеканал «Царьград»

Однако, по мнению Юрия Крупнова, это снижение может быть вызвано не сознательностью общества или его духовно-нравственным уровнем, а распространением контрацепции.

Современные средства контрацепции могут полностью ликвидировать проблему абортов. Или гормональные препараты – если их будут систематически принимать, не будет зачатий и, соответственно, не будет абортов. То есть проблема абортов может быть решена не только нравственным путем, но и таким – химически-потребительским», – досадует эксперт.

К сожалению, одним отказом от абортов рождаемость не повысишь. Слова эксперта наглядно подтверждает статистика: в то время как число абортов уменьшается с каждым годом, рождаемость тоже падает.

«Мы находимся в состоянии демографической шизофрении»

Есть в российском обществе и еще одна специфическая тенденция, которую Крупнов назвал «демографической шизофренией». Это одновременный рост числа двух типов семей.

С одной стороны – семей многодетных. За последние 7 лет их количество в России возросло на четверть. Это уникальное и, безусловно, положительное явление, которое, по мнению эксперта, мы обязаны «холить и лелеять». С другой стороны – в два раза увеличилось число так называемых чайлд-фри – семей, добровольно отказывающихся от детей. По их мнению, дети мешают жить. Кроме того, как отмечает Крупнов, в нашем обществе появились «чайлд-хейтеры», то есть, буквально, «ненавистники детей».

Данные предоставлены Федеральной службой государственной статистики. Инфографика Телеканал «Царьград»

В такой ситуации двойное воздействие оказывается и на подрастающее поколение. С одной стороны, они видят большие семьи, где детей любят и все друг друга поддерживают, с другой – бездетные, для которых дети, в лучшем случае, ненужная роскошь, а в худшем – нечто неприятное и безобразное.

И в такой ситуации особенно важно усиливать положительный образ многодетной семьи и сохранять ее материальную поддержку. Без этого наша страна просто не выживет.

Дети, оставшиеся без попечения родителей: прошлое и настоящее

Ребенок, у которого нет ни мамы, ни папы — катастрофа. Это катастрофа и для ребенка, и для общества, и для государства. Зрелый, независимый и ответственный человек вырастет только в атмосфере любви и заботы. Человек, лишенный в детстве этого необходимого условия для роста, будет затронут на всю жизнь. В настоящее время почти 80% детей, оставшихся без попечения родителей в России, — это дети, рожденные теми, кто сам был лишен семейного воспитания.Человек, не имеющий опыта жизни в семье, обычно не может жить позже в своей собственной семье. Семейный кризис — это следствие морального кризиса. Свидетельство этого факта приводит наших современников к все большему пониманию того, что преодолеть подобные кризисы без благотворной помощи Церкви невозможно. Со своей стороны, Церковь также приходит на помощь всем, кто страдает, в первую очередь детям. С каждым годом все большее число приходских общин и монастырей откликались на боль детей-сирот.Основная помощь этим детям заключается в предоставлении им возможности участвовать в церковных таинствах, таких как Крещение, Помазание и Евхаристия, а также возможность получить религиозное образование. Подарки в детские дома и приюты, акции и мероприятия, организованные для детей-сирот и, наконец, приюты и приюты, созданные для них и находящиеся под патронажем церковных общин и монастырей, — это еще один вклад, который Церковь внесла в заботу о детях, лишенных родительской опеки.По мере того как Церковь возрождает покровительство сиротам, становится все более актуальным сравнивать способы и методы заботы о детях в истории России и анализировать, какие элементы российского и мирового опыта необходимо принимать во внимание сегодня.

История ухода за детьми в России

Дооктябрьский период 1917 г.

Забота о детях в России развивалась как история появления и развития идей об уходе за детьми, родители которых отказывались их воспитывать.Случаев, когда дети-сироты, родители которых умерли, приходилось принимать на воспитание, немного, потому что в такой трагической ситуации сироту забрали его ближайшие родственники, взявшие на себя ответственность за его воспитание. Воспитание коснулось прежде всего подкидышей и внебрачных детей. Общество также взяло на себя ответственность за профессиональное обучение детей-сирот. Заботу о них разделяли Церковь и государство.

В 996 году именно князь Владимир доверил духовенству заботу о детях-сиротах.В то же время он сам проявил заботу о них, раздав большую благотворительность.

Во времена «Русского Правосудия» (1072 г.) — основного закона Древнерусского государства — опеку над сиротами взяли на себя князь Ярослав Мудрый и его сыновья. Великий князь Ярослав на собственные средства основал школу для детей-сирот, в которой воспитывалось и обучалось около 300 молодых людей.

При Иване Грозном забота о детях-сиротах была сделана частью обязанностей государственных управлений в целом и церковно-патриархального ведомства в частности, которое осуществляло юрисдикцию над детскими домами.

Помощь бедным и сиротам была оказана при Борисе Годунове (1598–1605), Василии Шуйском (1606–1610), Алексее Михайловиче (1646–1676), особенно в тяжелые времена и в неурочные годы.

При Алексее Михайловиче идея постепенной концентрации заботы в руках гражданской власти получила дальнейшее развитие. Таким образом, Соборный кодекс предусматривает определенные правовые отношения между детьми, «рожденными от наложниц» и детьми, «законно рожденными», при этом права незаконнорожденных имеют более низкий статус, чем права законнорожденных.

В середине 17 века были созданы государственные департаменты по опеке, которые осуществляли юрисдикцию над «сиротами и бедными». Царь предоставил патриарху Никону право принимать их прошения и выступать за них перед царем.

В 1682 г. был составлен указ, впервые в истории ставивший вопрос об открытии специальных домов для детей из бедных семей (незаконнорожденных сирот). В этих домах их должны были обучать чтению и письму и обучать различным профессиям и навыкам, «необходимым и необходимым во всех ситуациях».Именно этим проектом завершился период зарождения идей церковно-государственной заботы.

Сравнивая историю церковно-государственной заботы о детях в разных странах, можно отметить существенную разницу в способах заботы о «незаконнорожденных» детях. Европейские страны с устоявшимися католическими традициями, такие как Италия, Испания, Португалия, Бельгия и Австрия, разработали более или менее развитую систему приемных учреждений для детей, оставшихся без родителей. В то же время протестантские страны, такие как Англия, Германия и Швейцария, отказались централизовать уход за детьми, поскольку считали аморальным для общества создание приютов для незаконнорожденных детей, поскольку считалось, что эти приюты исполняют родительский долг.В протестантских странах муниципальные, общественные или благотворительные учреждения довольствовались заботой о детях, родители которых умерли, или о детях, родители которых находились в тюрьмах, больницах и т. Д. Что касается внебрачных детей, ответственность за их воспитание возлагалась на мать и отца, и если они бедны, то на родителей матери или отца. Муниципальные и общественные учреждения брали на себя заботу о внебрачном ребенке только во время (легального) поиска отца, если мать не могла реально воспитать ребенка у себя из-за бедности. Эта система ухода стоит намного дешевле, чем создание приемных домов.

Парадоксально, но государственная финансовая поддержка ребенка, рожденного вне брака, при отсутствии какой-либо финансовой выгоды для ребенка, рожденного в браке, по-видимому, снижает ценность семейного союза и косвенно способствует незаконному рождению детей. Частично эти соображения объясняют тенденцию к созданию системы приемных домов в католических странах и в России. Учитывая конечную цель любого воспитательного воздействия — спасение души приемного ребенка, российская система заботы о детях строилась на иных основах, чем те, на которых строилась протестантская забота.Помещение внебрачного ребенка в детский дом было во всех отношениях приемлемым как для Церкви, так и для общества.

Первое в России учреждение для детей-сирот и внебрачных детей было основано по личной инициативе и на личные средства Новгородского митрополита Иова в 1707 году. Детский дом, основанный при Успенском монастыре в Холмах под Новгородом. личное участие митрополита Иова, названного «кормилицей сирот», было первым из девяти других, учрежденных вскоре после этого.Эти десять «воспитателей сирот» воспитали около 3000 детей. Митрополит Иов руководствовался идеей, высказанной итальянским архиепископом Датеусом, устроившим в 787 г. в Милане приемный дом для внебрачных детей. Возмущенный матерями, которые бросали своих внебрачных детей, бросая их в канавы, навозные кучи, реки и т. Д., Он купил дом возле церкви. Он призвал своих сограждан «спасти свои души», помогая превратить купленный им дом в приют для незаконнорожденных детей.Для этих детей были наняты кормилицы, позже дети обучались различным профессиям. Аналогичным образом были устроены кормушки для детей-сирот митрополита Иова. В 1715 году его инициативу подхватил Петр Великий, издавший указ об учреждении при церквях «приемных больниц», в которых практиковалось тайное приемление подкидышей. Больницы были поддержаны городскими и частными пожертвованиями. Как церковное учреждение, каждым приютом руководила матрона, которая отвечала за уход за детьми и их воспитание. По мере того, как дети росли, их отправляли на службу или в ученичество.

Приемные больницы, созданные по личной инициативе Петра Первого, начали закрываться одна за другой после его смерти. Никаких указаний на существование каких-либо благотворительных организаций для внебрачных детей, подкидышей или сирот в России до 1763 г. не обнаружено.

Следующий этап становления церковной и общественной заботы о детях в России связан с именами Екатерины II и Ивана Бецкого, государственного деятеля того времени.Иван Бецкой, сын русского дворянина И. Трубецкого, был человеком высокообразованным и много путешествующим. Как человек, которому доверяла императрица Екатерина II, он был тайным советником и президентом Академии наук. Он чувствовал необходимость радикальных реформ в системе народного образования в России и вместе с Екатериной II разработал государственный план развития новой идеальной породы русских людей, отражающий романтические устремления, характерные для философии того времени. Он изложил принципы и руководящие принципы этого грандиозного проекта в «Всеобщей конституции для воспитания молодежи обоих полов», которая была одобрена императрицей в марте 1764 года и получила статус закона. Однако некоторые положения этого кодекса были закреплены в серии «планов» и «статутов», представленных Бецким до и после принятия Всеобщей конституции в 1764 году. В этом проекте преобразования российского общества важную роль отводила производству «через образование новой породы или новые отцы и матери, которые передадут свои добрые принципы своим детям, а их дети, в свою очередь, своим детям и так из поколения в поколение в грядущие века ».Таким образом, образование не только незаконнорожденных детей и подкидышей, но и детей из неблагополучных семей должно было стать делом государства и церкви. Более того, общественное и семейное окружение было представлено как совершенно недостаточное в моральном отношении. Их разлагающее влияние, безусловно вредное для развития детей, необходимо было устранить, чтобы можно было вырастить новую породу людей. Воспитание незаконнорожденных детей, подкидышей и сирот в государственных учреждениях имело целью воспитать их как так называемое «третье сословие», промежуточное между привилегированными и облагаемыми налогами.Граждане, которые обязаны своим образованием государству, были призваны «служить отечеству делами своих рук в различных искусствах и ремеслах». Еще до вступления в силу Общей конституции был принят Генеральный план приемного дома для приемных детей и бедных матерей в Москве, также разработанный И. Бецким с помощью профессора Московского университета Барсова, авторитета в области современного образования. . Представляя этот план, Бецкой написал: «Я имею в виду тех невинных детей, которые брошены их злыми матерями или, что еще более нечестиво, унижены; которые, хотя и рождены в законном браке, но в крайней нищете, остаются слепыми, удачливыми, чтобы их родители могли освободиться от бремени их воспитания и, таким образом, с большей пользой пропить свое имущество ».В сентябре того же года Екатерина II издала манифест о строительстве «на общественное пожертвование приемного дома для воспитанников как государственного учреждения под непрекращающимся монархическим покровительством и заботой». Синод разослал обращения с просьбой собрать средства на строительство этого дома. Эти призывы должны были зачитываться в церквях по всей империи и побуждать местные власти строить собственные кормушки для сирот и приютов. Построенные в разных городах кормушки для сирот предназначались для того, чтобы кормить брошенных детей до трех лет, а затем отправлять их в московский приемный дом для воспитания и обучения по плану Бецкого.

21 октября 1764 г., в день закладки Московского приемного дома, 19 младенцев были приняты в дом графа Чернышева, служивший временным учреждением. При крещении им были даны имена Екатерина и Павел. Таким образом, начал реализовываться общий теоретический план воспитания брошенных детей. Обеспокоенный нехваткой детей в доме, Бецкой объявил вознаграждение в размере 2 рублей за каждого приведенного в него ребенка. Открыты приемные комиссии в селе Красный и в местах почетных покровителей.Второй приемный дом императрица Екатерина II открыла в 1771 году в Санкт-Петербурге. Кормушки для детей-сирот открыты в десятках городов России. В Москве же задача государственной заботы о младенцах выглядела плохо, а в отделениях приемных домов еще хуже. Таким образом, более 82 процентов из 3,147 детей, рожденных в первые четыре года жизни, умерли. В отдельные годы младенческая смертность достигала 98 процентов. Например, из 1089 детей, рожденных в 1767 году, выжили только 16 детей. Аналогичная тяжелая ситуация сложилась в частных кормлениях сирот.В Архангельске умерло 377 младенцев из 417 в возрасте до одного года; в Белозерске из 21 ребенка, рожденного в 1768 году, умерло 19; в Енисейске из 37 новорожденных в 1767-68 умерло 34. Несмотря на подробные правила, введенные Бецкой для кормилиц и врачей, работающих в приемном доме, и кормления грудных детей коровьим молоком в загородном имении, детская смертность не снизилась. Бецкой вынужден был отказаться от своей главной задачи — воспитывать всех детей под строгим присмотром.По примеру приемных домов в других странах он решил раздать детей деревенским семьям. Сначала это касалось только детей до 9 месяцев, потом детей до 5 лет, а потом и 7 лет. После этого дети должны были быть возвращены в приемный дом. План воспитания содержал подробные инструкции относительно кормления, физического развития и воспитания детей. «В инструкции есть интересный параграф, запрещающий раннее обучение (детей до 5 лет — Т.С.) о детях в молитве и приобщении их к сказкам и дьявольскому колдовству, ибо все это сбивает с толку детские умы, омрачает их ложными представлениями ». Рекомендуется прививать им знание о Боге (им рано молиться, хотя — Т.С.), любовь к животным и т. Д. Чтобы натренировать зрение, рекомендуется немного научить их рисовать и читать. Поскольку найти хороших и умных наставников было сложно, рекомендовалось нанять хотя бы тех, кто не будет учить детей чему-либо плохому и не навредит их здоровью.

Мальчики были разлучены с девочками с семи лет. В возрасте от 7 до 11 лет дети ходили в школу по часу в день, чтобы выучить молитву «Отче наш» и Символ веры, а также две специальные молитвы для приемных детей. В школе их также учили читать, писать и считать. В остальное время они занимались различными работами и рукоделием. По достижении 11 лет приемные дети были отданы в ученики мастерам «трезвого поведения», обращение с которыми контролировалось.После ученичества дети могли оставаться в мастерских мастерами, особенно те, кто женился на приемной девушке. Такие молодожены были обеспечены всем необходимым для семейной жизни. Самые способные ребята были отправлены в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.

Бецкой считал, что создание нового поколения людей, которые станут хорошими христианами и лояльными гражданами, неотделимо от создания соответствующей моральной и этической атмосферы. С этой целью зрение и слух приемных детей должны были быть очищены от всего, что имеет даже тень порока.Во-вторых, они должны были учиться добродетели у добродетельных учителей и наставников, которых можно было «поставить в пример». Стремясь создать для детей атмосферу любви, свободы, мягкости и радости, Бецкой рассуждает о качествах наставников: «Наставники должны быть совершенными отцами и матерями и постоянно быть с детьми . .. Воспользовавшись любой возможностью, они будут наставлять их в праведности. и честность, внимательно относясь ко всем их разговорам, действиям и ссорам, и объясняя им, насколько отвратительны и невыносимы пороки, гнев и несправедливость; другими словами, они привьют им привычку к послушанию и труду ».

Однако практика противоречила теории, разработанной Бецким и его соратниками. «Генеральный план приемного дома…» не оправдал огромных материальных и интеллектуальных затрат, вложенных в его реализацию. Поэтому все приемные дома и детские дома, за исключением московских и петербургских, были переданы в 1775 году в ведение департаментов по опеке, которые теперь должны были заботиться о внебрачных детях. После смерти Бецкого в 1795 году императрица Мария Федоровна приняла на себя патронат обоих приемных домов в двух столицах.Как человек, много сделавший для развития благотворительности в России, Мария Федоровна смогла критически оценить эффективность общественной заботы о детях. Так, оценивая плоды работы Дома Форстеров, она писала: «Воспитание привело к почти полному исчезновению тех, кто находился под опекой, в то время как воспитательное значение проявилось в полной непригодности взрослых приемных детей к самостоятельности в трудовой жизни. … Они оказались наименее полезными для своего отечества и достигли следующей степени деградации », добавив, что« младенца берут на руки и растят, тратя огромные расходы, и как только он вступает в молодость, когда формируется его характер и когда самый сложный вопрос для него — выбрать реальность, которую он выбрасывает из детского дома; чиновники и общество перестают интересоваться им, и долгая история заботы может лишь плохо различить шаги и опыт, которые были предприняты для реализации средств и усилий, затраченных на его образование ».

Разработанная Бецким теоретическая система приемных домов потерпела неудачу по многим причинам. Рассматривая естественность и свободу в развитии детской души, Бецкой фактически начинает с насилия в отношении ее лучших и самых естественных чувств, а именно любви и привязанности детей к своим родителям и своему гнезду. Он отрывает ребенка в нежном возрасте от того мощного источника тепла и жизни, который является для него семьей, и стремится заменить его своей фантастической и искусственной детской. Но возможно ли это? Каким бы красивым ни был хостел, он никогда не сможет заменить даже самую несчастную семью. Замена живой реальности искусственным окружением в конечном итоге приведет к столь же ложным плодам воспитания. Наибольший результат, который может дать атмосфера беспочвенности и искусственности в развитии детей, — это особая нежность приемного ребенка, по словам российского педагогического исследователя К. Маккавейского, его «унесение в царство беспочвенного». и сентиментальная любовь к несуществующим идеальным объектам и разочарование при первом прикосновении к реальности ».Это неестественное чувство мешает ребенку развивать сильную волю и мотивы для достижения высоких нравственных идеалов, потому что система образования направлена ​​исключительно на воспитание в нем пассивного подражания и слепого приспособления. Построенная на принципе, что приемные дети естественным образом будут вести добродетельную жизнь, система Бецкого поощряла приемных детей использовать доброту окружающей их атмосферы односторонним образом. В этой ситуации можно ожидать, что ребенок приобретет хорошие привычки и расположение в лучшем случае неосознанно.«Не следует ожидать ни твердых моральных убеждений, ни сильной моральной воли там, где работает только этот фактор. Напротив, этот путь будет только поощрять моральную гибкость, привычную моральную эластичность, тенденцию приспосабливаться к окружающей среде — характеристика, которая далеко не положительна. Без твердой убежденности сами нравственные привычки, как бы часто они ни практиковались, не могут быть прочными и со временем вообще потеряют свою моральную ценность », — писал К. Маккавейский в своей книге« Педагогические мечты Екатерины Великой и Бецкого «»: Из истории образования » в России (Киев, 1904).Подчеркивая, что приемный ребенок не вырастет сильным характером и истинной моральной ценностью без независимости в своем мышлении и свободы в деятельности, Маккавейский указывает на важнейшее условие воспитания: «Для этого нужна жизнь, простая, естественная. Как бы то ни было », а не те« инструкции по ходьбе », которыми окружали приемных детей Бецкого. Идеальные надежды на возделывание «нового сословия» потерпели неудачу по многим причинам, прежде всего из-за искусственности теоретических построений.

После смерти императрицы Марии Федоровны в 1828 году идея возделывания особого поместья, получившего образование государству, была отвергнута как нежелательная. В этих нелегитимных, необеспеченных гражданах правительство увидело пролетариат. чуждый государственному устройству. Указ 1837 года предписывал, чтобы приемные дети не возвращались из деревень в приемные дома и навсегда оставались в крестьянских семьях, чтобы составить сельское имение, тесно связанное с семьями, в которых они были воспитаны в первые годы их жизни.В начале 20 века принципы содержания приемных детей в деревенских семьях, прописанные в Указе 1837 г., были признаны неизменными и проверены несколькими десятилетиями его существования. Так, Н. Яблоков, руководитель областного здравоохранения начала ХХ века, в своем докладе заявил: «Воспитание ремесленников, фабричных рабочих или пахарников в крестьянских семьях является нынешней задачей всех детских домов, принимающих детей. Отправляя приемного ребенка в крестьянскую семью, приемный дом надеется на установление постоянной связи между этим приемным ребенком и семьей его кормилицы.Насколько достижима эта связь, показывает бесконечный ряд примеров, побуждающих преклоняться перед теплотой и добродушием русского крестьянина. Довольно часто старый дедушка забывает, кто из двух его внуков — его собственный, а кто — приемный ребенок; нередко старая бабушка, приемная мать, беспокоится, вернутся ли ее приемные новобранцы из армии. Тесная близость между семьей и приемным ребенком такова, что приемный мальчик никогда не женится на дочери своих приемных родителей или приемной девочке — их сыне; потому что они считаются братьями и сестрами по молоку, по семье.Семья дает брошенному родителями сироте, «государственному ребенку» эту форму опеки, в которой он становится членом семьи, разделяя с ней свои радости и печали и тем самым забывая о своем одиночестве. Это не может быть предоставлено никаким другим видом лечения ».

Таким образом, к началу ХХ века в России утвердилось твердое представление о том, какой должна быть система ухода за детьми. Необходимость приемных домов была очевидна. Но в их основные функции входила забота о внебрачных детях, их передача в крестьянские семьи на воспитание и последующее попечительство над приемными детьми, проживающими в приемных семьях.Кроме того, еще одной острой проблемой считалось временное помещение законнорожденных детей из бедных семей в детские дома. В крупных городах эти два типа приютов были разделены. Также были предприняты усилия по децентрализации приемных домов в столицах и, таким образом, к созданию сети таких учреждений в провинциях.

Советский период

До 1917 года в России было 583 детских дома с 29 650 детьми. Гражданская война и последующие годы разрухи привели к увеличению числа детей, нуждавшихся в государственной опеке.В этой изменившейся ситуации незаконнорожденные дети, от которых отказались родители, больше не составляли большинства среди приемных детей. Молодое Советское государство в лице своих руководителей заявило о своем намерении установить особый тип государственного образования детей в отличие от семейного и религиозного образования. П. Лепешинский, реформатор образования в первые послереволюционные годы, определил стратегию образования следующим образом: «Ни семья, ни отдельные лица, ни группы не могут поставить и выполнить огромную задачу образования так же рационально, как все общество, все государство. мочь».В декабре 1917 года Народный комиссариат по делам населения принял постановление «Об упразднении Управления детских домов, находящихся в ведении императрицы Марии». Отныне маленьких детей-сирот возили в дома ребенка, а дошкольников и школьников — в детские дома. Эти учреждения представляли собой новый тип детского общественного образования, который должен был реализовать основную идею коммунистического воспитания всех детей за счет государства. Постановлением об охране здоровья матери и ребенка за подписью В.И. Ленин в январе 1918 г. материнство было признано социальной функцией женщины — утверждением, подрывающим не только семейные традиции, но и духовно-психологическую основу материнства. Объявленное новой властью систематическое разрушение семьи привело большевика Бадаева к типичному заявлению: «Так или иначе мы заставим матерей согласиться на национализацию детей». Несколько иное отношение было у А. Луначарского. Говоря в 1918 году об идеалах социального воспитания, он утверждал, что «мы должны думать не о том, как отобрать детей у тех, кто стремится воспитать их в семье, а о том, как обеспечить тех, кто оказался вне семьи.Тем более, что их будет больше ». Уже к январю 1919 года количество детей, находящихся на государственной опеке, увеличилось вдвое по сравнению с количеством детей, воспитываемых в детских домах до революции, и этот рост продолжался со временем:

  • До 1917 г. — 583 детских дома с 29 650 детьми
  • Январь 1919 г. — 1.279 детских домов на 75000 детей
  • июль 1919 г. — 1734 детских дома с 124,627 детьми

Государство признало семейное воспитание временным, которое должно быть заменено государственным или социальным воспитанием.Поэтому помещение ребенка в какое-либо социальное учреждение считалось приоритетом по сравнению с поиском семьи, готовой взять на себя его воспитание. Созданные к тому времени детские дома не могли принять всех детей, лишенных родительской опеки. Поэтому Комиссия по улучшению жизни детей начала в 1922-1923 годах присоединять детские учреждения к советским учреждениям, таким как профсоюзы, воинские части, промышленные и торговые предприятия и т. Д. Бессмысленные эксперименты и быстрое изменение методов работы только для защиты прав детей. Обострилась проблема беспризорников.Таким образом, в начале 20-х годов, когда дети, покинувшие голодные районы, начали возвращаться домой, общенациональная кампания по реэвакуации детей стала обернуться трагедией для тех детей, которых взяли в новые семьи. и привык к ним. Например, после того, как десятки детей из голодающих регионов были помещены в разные семьи в Чехословакии, их возвращение домой оказалось проблемой, потому что они почти забыли свой родной русский язык. Поэтому большинство приемных семей просили усыновить этих детей, но Советское правительство отклонило эту просьбу.Среди тяжелых ударов по семейным традициям был и пресловутый «Закон о колосках». В августе 1932 года ВЦИК и СНК приняли Постановление «Об охране собственности государственных предприятий и консолидации государственной (социалистической) собственности». Согласно этому закону любое лицо, посягающее на государственную собственность, считалось врагом народа и подлежало расстрелу. Это свойство включало урожай. Первыми жертвами этого закона стали голодающие семьи и дети.Массовые политические репрессии коснулись также семейных отношений между детьми-сиротами и их родственниками. Дети так называемых «врагов народа» попали в разряд социальных изгоев. Сознательно пресекались все попытки родственников забрать ребенка-сироту в семью. Единственным местом, куда можно было поместить несовершеннолетнего ребенка «врага народа» для дальнейшего воспитания, был детский дом, в котором даже братья и сестры почти всегда были разлучены. Графы «мать» и «отец» в свидетельствах о рождении детей, родители которых репрессированы, остались незаполненными.До Великой Отечественной войны в Российской Социалистической Республике насчитывалось уже 1700 детских домов, в которых воспитывалось 187000 детей. Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней наших соотечественников, стала причиной сиротства тысяч детей. Как и в предвоенные годы, Советское государство признало детские дома самой желанной формой ухода за бездомными детьми. К концу 1945 года было открыто более 120 детских домов для детей солдат, погибших в боях.Были открыты многочисленные детские дома при колхозах, промышленных предприятиях, органах внутренних дел, профессиональных училищах, профсоюзах и молодежных коммунистических организациях. В 1950 году в стране было уже 6,5 тысячи детских домов, в которых воспитывалось 635,9 тысячи детей.

В тоталитарном государстве не может быть места для крепких семейных отношений. Человек, выросший в дружной семье, надежно защищен от всех видов социальных вирусов и, будучи свободным и независимым, представляет потенциальную угрозу для любого реформатора. Следовательно, атеистическое государство стремится максимально расширить систему несемейного ухода за детьми. В 1956 году на XX съезде Коммунистической партии СССР были введены школы-интернаты, предназначенные не только для детей-сирот, но и для детей из неполных семей, инвалидов войны и труда, пенсионеров, а также для детей, родители которых по разным причинам нуждались поддержка со стороны государства в сфере занятости, здравоохранения, жилищных условий и т. д. Разрушенная таким образом социальная структура не могла не сказаться на росте населения.Быстрый рост числа брошенных детей в России в настоящее время можно объяснить длительной историей искусственного отчуждения детей от семьи в стране.

Период после 1990 г.

Ратифицировав Конвенцию о правах ребенка в 1990 году, Россия признала приоритетное право ребенка на воспитание в семье. Тем не менее, количество детей, лишенных родительской опеки, продолжает расти. Если в 1992 году в России было 426 тысяч таких детей, то в 1997 году их было 572 человека. 400, в 1998 году — 520 тысяч, в 2000 году — 639 тысяч. В 2005 году была озвучена цифра 780 тысяч. В то время как рождаемость в России стремительно снижается, количество детей, лишенных нормального для развития семейного окружения, с каждым годом увеличивается. Исследование, проведенное г-жой И. Назаровой на тему «Дети-сироты: характеристика проблемы последних лет», дает следующие цифры: с 1990 по 1998 год количество детей до 14 лет в России уменьшилось на 5 миллионов. , а доля безнадзорных детей и подростков в детском населении увеличилась.Так, если в 1990 году безнадзорных детей было 49 105, то в 1998 году их было 110 930. Утверждая, что государство несет ответственность за систему заботы о детях-сиротах, автор исследования отмечает, что государство в одиночку не способно решить все проблемы в этой сфере. Изменившееся социально-политическое устройство Российского государства выявило новые силы (в первую очередь, религиозные и общественные организации), которые готовы взять на себя или уже взяли на себя значительную часть заботы о детях и усилить свое влияние на образование. обучение, способ размещения детей, а также контроль и управление.Г-жа Назарова пишет: «Можно констатировать, что в последние годы в России появились некоторые признаки перехода от государственно-общественного размещения детей к государственному, общественному и церковному».

Основными законодательно установленными формами помещения детей, лишенных родительской опеки, в современной России являются: усыновление, опека, патронаж, помещение детей в специальные учреждения, такие как дом ребенка, детский дом или школа-интернат. В последние годы все большее число православных приходов и монастырей начали открывать собственные приюты и детские дома.Разница между приютом и детским домом заключается в том, что по российскому законодательству ребенок может быть помещен в приют на срок до 6 месяцев до выяснения вопроса о его дальнейшем размещении. Позже он может быть помещен в приют, или ему следует найти другую форму ухода за ним. Многие специалисты считают, что детальная разработка специальной правовой основы церковной заботы о безнадзорных детях является важным средством преодоления беспризорности среди детей в современной России. Так, в своем обращении к XIII Международным рождественским чтениям министр образования А.Фурсенко отметил, что детские дома и приюты при церквях и монастырях оказались очень эффективными в социальном и педагогическом отношении. Многие общины и монастыри заботились о детях, рожденных алкоголиками и наркоманами и брошенных ими. Созданная система заботы о таких детях имеет много ценных аспектов, в первую очередь, атмосферу искренней заботы о том, чтобы дети росли не только достойными гражданами России, но и верными чадами Православной Церкви. Это, безусловно, положительно сказывается на воспитании сегодняшних детей-сирот.

Однако проблемы, с которыми приходится сталкиваться Церкви при организации институционального ухода за сиротами, типичны для любого детского учреждения. Организационные, финансовые и правовые проблемы, как правило, решаются более эффективно, чем сложные психолого-педагогические. Психолого-педагогические проблемы имеют существенную особенность в том, что искажения в воспитании прекращаются. Неправильно организованный образовательный процесс в полной мере отразится на ребенке, когда он вступит в отрочество и юность.В связи с этим достойное поведение воспитанников детских домов в присутствии посторонних людей, их послушание взрослым, их участие в массовых мероприятиях, таких как концерты, и другие атрибуты счастливого детства не рассматриваются специалистами как свидетельства того, что формирование этих детей был успешным. Существуют принципиально другие критерии оценки эффективности ухода за детьми.

Некоторые особенности развития детей, воспитанных вне семьи

Постоянное пребывание ребенка вне семьи, даже в хорошем детском доме или школе-интернате, оказывает влияние на его развитие, что многие специалисты считают определенной инвалидностью.Семейная атмосфера, будь то в его собственной семье или вне ее, определяет качественно иной тип развития его растущей личности. Таким образом, изучение развития детей в учреждении и особенностей их поведения, проводимое А. Прихожаном и Н. Толстых на протяжении многих лет, позволило сделать вывод о наличии у сиротства специфических психологических особенностей. Они интерпретируют их не как просто задержку психологического развития, а как качественно иной характер развития ребенка.Современная психология и педагогика предлагают достаточно целостную картину, описывающую особенности психического развития ребенка, растущего вне семьи — его эмоции, мышление, речь, особенности его поведения и отношений с близкими и взрослыми. Каждый возрастной этап развития ребенка отмечен формированием определенных психических качеств, характерных для этого возраста. Психологическое формирование воспитанника в учреждении качественно отличается от воспитания ребенка в семье.Человек, далекий от реалий жизни в учреждении, не будет знать ни одного запаха или в лучшем случае нескольких запахов, таких как хлор, лекарства или еда, приготовленная для большого количества людей, которая пронизывает «государственный дом». Отсутствие семейных запахов, которые могут быть сезонными, праздничными, повседневными, ситуативными или регулярными, — это лишь один второстепенный аспект, характеризующий глобальную непохожесть атмосферы в приюте или школе-интернате. Поэтому специалисты используют понятие «обедневшая среда» применительно к детям, оставшимся вне попечения родителей.Обнищавшая среда также является одним из многих факторов, влияющих на формирование личностных качеств сироты. Отношения со взрослыми, которые в каждом детском возрасте по-своему определяют формирование у ребенка базового мировоззрения, поведения и общения с другими, являются институциональными в учреждении, поскольку они обусловлены институциональными правилами, тогда как в семье отношения ребенок и взрослый личны и интимны. Этот фактор приводит к деформации умственных качеств, жизненно важных для любого человека, таких как интеллектуальное любопытство, познавательная активность, избирательность в отношениях с близкими и людьми моложе или старше, а также с людьми своего и противоположного пола и многими другими.

Различия между семейным и институциональным воспитанием можно перечислить в нескольких томах. Эти особенности тщательно изучены российскими психологами и педагогами. Общая тенденция в описании психологических характеристик воспитанника интерната такова: эмоциональный фон его развития очень плохой, что препятствует формированию у ребенка жизненно важных личностных качеств, которые развиваются в непосредственной и самостоятельной деятельности самого ребенка.Воспитанники детских домов должны приспосабливаться к требованиям окружающей среды, в то время как дети из семей активно реагируют на нее, творчески усваивая ее, независимо от того, благоприятна она для их роста или нет. Другой опыт жизни и воспитания ребенка в учреждении приводит к неразвитости эмоций и воли, что подтверждается многочисленными примерами. Так, И. Залысина сравнила способность к эмпатии у старшеклассников, живущих в семье, с таковой у тех, кто живет вне семьи.Воспитанные в детском доме старшеклассники оказались почти неспособными сочувствовать окружающим. При этом им были чужды и реактивная эмпатия как реакция на чужие эмоции, и инициативная эмпатия как желание ребенка поделиться своими эмоциями с другими людьми, заставить их сочувствовать ему. Семейные дети в кабинете И. Залысиной не только искали сострадания взрослых и своих близких, но и сами активно откликались на эмоции своих партнеров и сказочных героев.Потребность в сочувствии развивается в детстве и достигает своего пика в старшем возрасте. Чтобы удовлетворить эту потребность, необходимо, чтобы между ребенком и взрослым были такие отношения, которые давали бы ребенку возможность высказаться и раскрыть себя перед другим человеком.

Воспитанники детских домов не могут дать оценку самостоятельно. Даже если у ребенка есть такие, он не будет стремиться подстраивать свое отношение к поведению взрослого, он только сравнит их. Воспитанник детского дома в I.В кабинете Залысиной очень стеснялись искать отклик на его эмоции; его усилия были направлены в основном на привлечение хорошего внимания взрослого. Формирование потребности в сочувствии начинается в младенчестве и невозможно без развитого эмоционального состояния.

Деформации подвержено также общение приемного ребенка со взрослыми. Для него характерна острая потребность ребенка в таком общении. А. Прихожан и Н. Толстых пишут: «Выражая выраженное стремление к общению со взрослыми и в то же время сильно от них зависимые, воспитанники интернатов проявляют агрессивность по отношению к взрослым».Подавленная потребность в общении в сочетании с неспособностью взять на себя ответственность за урегулирование конфликта, как правило, формирует у приемного ребенка в учреждении «потребительское» отношение к взрослым и тенденцию ожидать и даже требовать, чтобы его проблемы решали окружающие. Приемные дети в детских учреждениях менее успешны в разрешении конфликтов в отношениях со взрослыми и товарищами. Агрессивность, желание обвинять других, неспособность и нежелание признать свою вину, то есть преобладание защитного поведения в конфликтных ситуациях — этот все еще неполный перечень черт, характерных для детей, выросших вне семьи, делает их неспособными к продуктивному разрешению конфликтов.Эти особенности порождают у детей-сирот «защитные условия», поскольку ребенок, вместо того чтобы мыслить творчески, стремится использовать известные ему шаблоны; вместо того, чтобы обучаться произвольному поведению, он руководствуется внешним контролем; вместо желания самому справиться с трудной ситуацией он склонен проявлять аффективный ответ, обижаться и перекладывать ответственность на других.

Эти особенности не исчерпывают всех характеристик, участвующих в формировании эмоций и воли у ребенка, лишенного семейной заботы.

В настоящее время специалисты, в том числе психологи, педагоги, психиатры, зафиксировали опасную тенденцию в развитии большинства детских государственных учреждений. Несколько лет, проведенных ребенком в обычном детском доме или школе-интернате, приводят к атрофии функций регулирующего блока мозга. У такого человека отсутствует внутренняя программа; он может реагировать только на актуальные раздражители и живет по принципу «здесь и сейчас». Такое поведение в той или иной степени характерно для всех детей и даже некоторых взрослых, но преобладает у детей, лишенных устойчивых личных отношений.Этот синдром проявляется в неспособности человека самостоятельно выполнять серию последовательных действий, для которых необходимо, чтобы его внимание переключалось с одного вида деятельности на другой, в то время как его память удерживала конечную цель его деятельности. Семейные дети начинают осваивать волевое поведение в отличие от полевого уже после 3 лет. Детям необходимо осваивать сложные пошаговые действия со своей логикой, порядком и смыслом, делая это вместе со взрослыми. Но главное они осваивают не столько через обучение взрослых, сколько через совместную жизнь и самостоятельную ассимиляцию, основанную на подражании взрослым.Нарушение в развитии эмоций и воли ребенка-сиротского приюта приведет позже, когда он должен будет покинуть приют, к его неспособности установить прочные личные связи, позволяющие ему создать семью и овладеть своим призванием. Слаборазвитые чувства и эмоции обычно негативно сказываются на духовном развитии ребенка. Протоиерей Василий Зеньковский описывает семейное чувство как психологическую колыбель религиозных чувств ребенка, заявляя: «Религиозное питание ребенка возможно только в семье; только семья создает духовную среду, в которой ребенку легко жить в Боге ».

В настоящее время необходимы профессионально согласованные действия целого коллектива специалистов по преодолению катастрофических последствий отсталости ребенка, воспитанного вне семьи. Только в этом случае можно обеспечить эффективную психическую и эмоциональную реабилитацию ребенка и позволить ему в дальнейшем вести самостоятельную жизнь, зарабатывая себе на жизнь профессиональным, а не попрошайничеством или другой ненадлежащей, а иногда и преступной торговлей, чтобы иметь семья и воспитание детей (в настоящее время около 80% воспитанников детских домов в России рождаются из воспитанников детских домов).Создание такой системы воспитания детей-сирот — задача сложная и затратная.

Ковалевский православный детский дом в Нерехте под Костромой, которым руководит протоиерей Андрей Воронин, работает по уникальной образовательной концепции. Она включает организацию семейных приемных групп мальчиков разного возраста (в приюте живут только мальчики, а «привязанные» к нему девочки воспитываются в приемных семьях). У каждой из этих семейных групп или «семей» есть собственная квартира со всеми атрибутами современного семейного жилища, такими как кухня, ванная и туалет, комнаты для двух или трех детей, комнатные растения и домашние животные. Кроме того, у каждой семьи есть свой огород, плоды которого не только летом едят, но и консервируют на зиму дети, работающие вместе с наставниками. В приюте есть хорошо оборудованный спортзал, компьютерный класс, домашний храм и актовый зал с настоящим камином, в котором собираются все обитатели детского дома для торжеств и приема гостей. Кроме того, этот детский дом организует как неотъемлемую часть своей жизни экстремальные горные походы, рафтинг-туры, зимние походы под руководством опытных спелеологов, альпинистов и лично под руководством выпускника географического факультета МГУ отца Андрея.Наши личные наблюдения и результаты тестов по рисованию, проведенных с детьми до и после походов, а также интервью, проведенных в экстремальных ситуациях во время двух совместных походов, позволили сделать следующий вывод. Помещение ребенка из детского дома в экстремальные условия в сохраненной природной среде — мощный фактор, который помогает определенным образом исправить искажения в его эмоциональном и волевом развитии, характерные для институционального воспитания. Ознакомившись с системой, которую поддерживает Ковалевский детский дом, мы узнали от отца Андрея, что его первоначальной инициативой до создания детского дома было обращение к жителям Нерехты с просьбой принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в своих семьях.Тем, кто взял на воспитание детей, гарантирована медико-педагогическая поддержка в их воспитании и решении возникающих в процессе проблем. Оказалось, что брать детей никто не хотел. Так возникла идея создать православный детский дом. Пример Ковалевского детского дома показал, что восполнение отсутствия семейного воспитания требует огромных средств, несравнимых с теми, которые выделяются семьям с приемными детьми, опекунами или опекунами. Он также указал на необходимость особой организации процесса воспитания.Эта специальная организация предполагает присутствие коррекционных психологов, психиатров, социальных педагогов и многих других специалистов. Все, что дается ребенку абсолютно естественно в любой нормальной семье, можно дать ему в детском доме только в специально созданной и исключительно благоприятной атмосфере.

Эти соображения проясняют цель и стратегию развития общественно-церковной системы воспитания детей, лишенных родительской опеки. В первую очередь, это развитие института приемных семей.Церковность таких семей, духовная жизнь взрослых и детей в них — благотворные источники, благотворно влияющие не только на приемных детей, но и на самих родителей. В Базовой социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 г., говорится: : «Роль семьи в формировании личности исключительна; его нельзя заменить другими социальными институтами. Разрушение семейных отношений неизбежно сочетается с нарушением нормального развития детей и оставляет прочный, в некоторой степени неизгладимый отпечаток на всей их последующей жизни ».

Подчеркивая необходимость оказания духовной и материальной помощи безнадзорным детям, в Базовой социальной концепции утверждается, что важнейшей обязанностью Церкви является укрепление семьи и предотвращение разрушения традиционных отношений между родителями и детьми. Формирование семьи в современном мире может найти поддержку только в духовных основах семейного союза. Другие механизмы закрепления семейных уз в условиях светского уклада малоэффективны.Особенности развития детей в учреждениях могут быть минимизированы умением приемных детей создавать собственные семьи. Трагедия демографической ситуации в России заключается еще и в том, что человек, лишенный опыта семейной жизни, фактически не может воспитывать собственных детей. Порочный круг воспроизводства детей-сирот можно разорвать только созданием для ребенка атмосферы семейного окружения. Роль Церкви в укреплении семейных уз в современной России очевидна.Семья, живущая церковной жизнью, в которой всех членов семьи объединяет настоящая любовь, которая «не радуется неправде, но радуется истине, все обнимает и всему доверяет» — такая семья способна воспитывать не только рожденных детей. в нем, но и приемных сирот. Конечно, родители должны пройти тщательную подготовку к принятию ребенка в свою семью. Им потребуются профессиональные консультации юристов, врачей, педагогов и психологов. В настоящее время уже существует множество школ для приемных родителей.Эти школы помогают тем, кто взял на воспитание детей-сирот, вместе преодолеть трудности, возникающие в таком непростом процессе, как реабилитация ребенка в учреждении. Так, Московская епархиальная комиссия по социальной работе уже несколько лет проводит Свято-Димитриевский православный курс по подготовке воспитателей, попечителей, воспитателей и приемных родителей в детских домах. Слушатели курса знакомятся с православным учением о браке и воспитании детей, а также с медицинскими, правовыми, психологическими и педагогическими аспектами ухода за сиротами.

В России уже несколько лет работает проект «Навстречу новой семье». Это способствует развитию семейных форм обучения безнадзорных детей. Коллектив проекта, особенно его главный специалист, г-жа Г. Красницкая, поддерживает сотрудничество с православными организациями по уходу, помогая им профессиональными советами и рекомендациями по созданию атмосферы семейного воспитания для безнадзорных детей. По словам г-жи Красницкой, которая сама усыновила 10-летнюю девочку, знание механизмов психологической, педагогической и социальной реабилитации ребенка, лишенного родительской заботы и любви, помогает справиться с возникающими трудностями на девяносто процентов.Но для остальных десяти процентов, в которых бессильны знания, остаются только вера, надежда и милосердие.

Т.В. Склярова, Д.П.
Заведующий кафедрой социальной педагогики
Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет

Библиография

  1. Возрастные особенности психического развития детей, Сборник научных трудов, под ред. Дубровина И.В., Лисина М.И. Москва, 1982.
  2. Особенности развития ребенка, лишенного родительской опеки: Дети с неправильным поведением, под ред.Мухина В.С., Москва 1989.
  3. А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. Дети без семьи. Москва, Педагогика, 1990.
  4. Лишенный родительской опеки: Хрестоматия, изд. В. С. Мухина. Москва 1991.
  5. Очерки развития детей, оставшихся без попечения родителей, под ред. М. Н. Лазутова, Москва 1994.
  6. Воспитание и развитие детей в детском доме, Москва 1996.
  7. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Вы.А. Стребелева, Москва 1998.
  8. И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, А. А. Фурманова. Психологическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Книга для психологов, Издательство Teseus, Минск, 1999.
  9. М. Кордонский. Бездомная страна. http://www.russ.ru/ist_sovr/20030317_mk.html.
  10. В. А. Варивдин, И. П. Клемантович. Управление системой социальной защиты детства. Учебное пособие. Москва 2004.

К началу страницы

16.01.2006

Образование в России ()

ОБРАЗОВАНИЕ В
РОССИЯ

Каждый гражданин России имеет право на бесплатное образование. До
ходя в школу, дети могут ходить в детские сады или
детские сады. В шестилетнем возрасте дети начинают ходить в школу.
Сначала они ходят в начальную школу, где учатся читать, писать
и посчитайте. Начальная школа оканчивается в 3 классе. Затем ученики
пойти в среднюю школу.После 9 класса ученики идут в школу.
экзамены и получить школьный аттестат. После этого они могут выбрать
либо остаться в школе, либо пойти в колледж, чтобы получить профессию.
Большинство учеников остаются в школе и заканчивают ее со школьным аттестатом.
что позволяет им поступать в высшие учебные заведения.
После окончания школы ученики могут продолжить обучение в высших учебных заведениях.
В России много институтов и университетов. Oни
предлагаем различные факультеты, которые абитуриент может выбрать в соответствии с
к его или ее способностям.Поступить в институт сложно.
Абитуриенты должны посещать университетские курсы, а затем пройти вход
Экзамены. В настоящее время вводится новая система экзаменов.
Так называемый общий государственный экзамен позволяет ученикам поступать на любые
Русский вуз, если они получат за это хорошие и отличные оценки.
Эта система еще не утверждена, но в некоторых регионах
Россия уже работает. Ученики сдают этот экзамен после
11 класс.
Студенты российских вузов обычно имеют пятилетний стаж.
исследования.В конце каждого семестра студенты получают
Экзаменационная сессия и сдача экзаменов. Если студенты сдают экзамены
ну, они получают стипендию, выплачиваемую государством. В большинстве
выпускники вузов и институтов должны сдать
Государственные экзамены и защита выпускного проекта. После окончания
из высшего учебного заведения они могут продолжить
учится и поступает в аспирантуру. После защиты
диссертации они получают степень магистра.В медицинских вузах
студенты обычно учатся 6 лет.

Словарь:
способность [a’bihti]
разрешить sb делать что-то [‘1] — —
посещать курсы [a’tend’koisiz]
Гражданин [‘сайт],
защитить диссертацию [di’fendadiss: teij (3) n]

отдел [ди’пайтмант]
вступительный экзамен [, entr (3) ns ig’zaem]
абитуриент [‘абитуриент]
экзаменационная сессия [ig’z £ emi’nerj (3) n sej (3) n]

финальный проект [^!]
выпускник [‘graedjuat]
выпускник [‘grgedjueit ^ ram] ()
высшее учебное заведение [linsti’tju: J (3) n
()
представьте [jntra’djus]. кул]
стипендия [‘skttlajrp]
школьный аттестат [‘skulsa’tifikit]
средняя школа [‘sek (3) nd (3) n, sku: l]
семестр [си’места]
урегулировать [setl] ()

Вопросы:
1. Какое право имеют российские дети?
2. Когда дети начинают ходить в школу? Что они могут посетить
перед школой?
3. Чем занимаются дети в начальной школе?
4.Что может делать ученик после окончания средней школы?
5. Сдаются ли у учеников экзамены после 11 класса?
6. Какая новая система вводится в российское образование?
Что в нем особенного?
7. Что нужно сделать абитуриенту, чтобы поступить в вуз
образование?
8. Сдаются ли студенты экзамены в период
учится в университете?
9. Что должны сделать студенты, чтобы закончить учебное заведение
высшее образование?
10.Что они могут делать после выпуска?

Дети, школа и COVID-19 | RIVM

Политика тестирования для детей до 8-й группы (последний год начальной школы) была обновлена ​​6 января. Это поможет нам более четко увидеть, как вирус распространяется среди детей, включая распространение новых вариантов. В результате не исключено, что количество протестированных детей и впервые зарегистрированных инфекций в этих возрастных группах может немного увеличиться в предстоящий период.Политика тестирования детей в старшей школе (в возрасте 13 лет и старше) не изменилась, поэтому изменения в количестве тестов и зарегистрированных инфекциях у детей в возрасте 13 лет и старше позволят лучше понять изменения в количестве COVID-19. инфекции.

На приведенном ниже рисунке показано количество людей с положительным результатом теста, о которых было сообщено в GGD. Также отображаются соответствующие проценты. Хотя дети в возрасте от 0 до 17 лет составляют 20,7% населения, они составляют меньший процент людей с положительным результатом теста на COVID-19.

В таблице ниже показаны случаи госпитализации, сообщенные GGD. Необязательно сообщать о госпитализации из-за COVID-19, поэтому эти цифры ниже, чем количество людей, фактически госпитализированных из-за COVID-19.

1 июня — 17 сентября 18 сентября — 4 января
Возрастная группа Количество госпитализаций В процентах Количество госпитализаций В процентах
0 до 3 14 2.0% 102 1,3%
4–11 3 0,4% 17 0,2%
12–17 4 0,6% 24 0,3%
Взрослые 677 97,0% 7 761 98,2%
Всего 698 7 904

Двое детей умерли от COVID-19 в Нидерландах.Эти случаи касались детей с серьезными заболеваниями.

С 1 июня 2020 года все голландцы с (легкими) симптомами могут пройти тестирование на COVID-19. Рисунок ниже основан на данных с тестовых полос GGD.

Из рисунка видно, что процент положительных тестов у детей в возрасте 4-11 и 12-17 лет выше, чем у взрослых после 18 сентября. Процент положительных тестов у детей в возрасте от 0 до 3 лет и детей в возрасте от 4 до 11 лет искажен на цифре с 18 сентября из-за изменения политики тестирования в этих возрастных группах.Вероятно, до этого процент положительных тестов в этих возрастных группах был выше; в то время маленьких детей тестировали в первую очередь в рамках расследования источников и контактов или в рамках расследования вспышек.

С 31 августа 2020 года по 10 января 2021 года были протестированы более 3

человек, работающих в сфере образования или ухода за детьми. 9% этих тестов были положительными. Этот процент ниже, чем 14% из более чем 3,7 миллиона взрослых, прошедших тестирование на тестовых дорожках за тот же период.

Распространение COVID-19 между людьми одной возрастной группы

При сообщении о человеке, у которого есть COVID-19, также можно сообщить, какой другой человек с COVID-19 является вероятным источником инфекции. Эти данные показывают, что вирус в основном распространяется между людьми примерно одного возраста. На приведенном ниже рисунке показаны данные (до 5 января 2021 года) о 188 496 парных людях с COVID-19 с указанием возраста как источника, так и человека, которого они заразили. Передача вируса происходит в основном между людьми примерно одного возраста и реже между родителями и детьми (всех возрастов).

Когда количество новых случаев заражения очень велико, GGD не всегда могут вести обширный поиск источников и контактов. По этой причине приведенная выше информация не всегда актуальна. Как только GGD снова смогут проводить обширное отслеживание источников и контактов, можно будет возобновить исследования распространения вируса между людьми той же возрастной группы. Нет никаких оснований предполагать, что многое изменилось в распространении вируса между людьми одной возрастной группы.

Зараженные контакты в зависимости от возраста пациента-источника

Муниципальные службы общественного здравоохранения (GGD) проводят поиск источника и контактов для человека, у которого есть COVID-19. Они следят за контактами человека-источника и проверяют его на наличие симптомов. В период с 29 июня по 6 сентября (с 27 по 36 недели) более 62 000 контактов были отслежены в рамках поиска источников и контактов. На приведенном ниже рисунке показано абсолютное количество (инфицированных / неинфицированных или непроверенных) контактов в соответствии с возрастом источника.Почти половина контактов имела источник в возрастной группе 18-29 лет, а 7,7% имели источник в возрасте до 18 лет.

На приведенной ниже диаграмме показано возрастное распределение исходного лица. Из общего числа инфицированных контактов 0,3% (n = 14) имели источник в возрасте до 4 лет, 0,7% (n = 36) имели источник в возрасте от 4 до 11 лет, а 4,6% имели источник в возрасте 12 лет. 17 лет. Источником подавляющего большинства инфицированных (94,4%) было 18 лет и старше.

В период с середины августа по ноябрь муниципальные службы общественного здравоохранения (GGD) не смогли провести обширное отслеживание источников и контактов из-за большого числа новых случаев заражения. По этой причине информация выше не может быть обновлена. Как только GGD смогут снова провести обширное отслеживание источников и контактов, можно будет возобновить исследования процента детей, которые являются источниками инфекции. А пока нет оснований предполагать, что процент детей-источников изменился.

Инфицированные дети в приемных врачах общей практики

Около 40 практикующих врачей в Нидерландах регистрируют количество пациентов, посещающих клинику с гриппоподобными симптомами; это станции мониторинга Nivel .У некоторых из этих пациентов берут мазок из носа и горла с помощью ватного тампона; Полученная культура исследуется в лаборатории на наличие вирусов, в том числе коронавируса SARS-CoV-2. Инфекция COVID-19 была обнаружена у трех из 210 обследованных пациентов в возрасте до 18 лет (1,4%). Из 1236 взрослых, прошедших тестирование, 98 оказались положительными (7,9%). Это основано на данных с февраля 2020 года по 4 января 2021 года.

COVID-19 в голландских семьях

Весной 2020 г. , RIVM Национальный институт общественного здравоохранения и окружающей среды
провели исследование, чтобы узнать больше о людях, инфицированных COVID-19, и их близких.В сотрудничестве с муниципальными службами общественного здравоохранения (GGD) в этом исследовании приняли участие различные семьи. Всего до середины апреля в нем приняли участие 54 домохозяйства, в которых участвовало 239 человек, включая 185 членов домохозяйств. Теперь результаты этого исследования известны. В этом семейном исследовании ни в одной из 54 участвовавших семей не было обнаружено никаких указаний на то, что ребенок младше 12 лет был источником COVID-19 в семье, и только в одной семье, в которой он был старшим ребенком ( в возрасте 12-17 лет).

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *