Особенности психофизического развития детей с ОВЗ
Тема:Особенности психофизического развития детей с ОВЗ.
В социальной и возрастной психологии особое внимание уделяется всестороннему развитию детей дошкольного возраста. Данный период характеризуется перестройкой и закладкой новой системы психологических функций, меняется мировоззрение и отношение к окружающему миру, происходит становление внутренней регуляции поведения, социальное развитие, которое основано на взаимодействии ребенка с другими детьми.
Данный период можно охарактеризовать также как период фактического формирования будущей личности, этап становления и развития важных личностных и поведенческих механизмов. Если в раннем возрасте действия и поступки детей координируются взрослыми, то в дошкольном возрасте они начинают самостоятельно определять и осознавать собственное поведение. Стоит отметить и то, что каждый возрастной период имеет свои особенности и специфику развития, которая основана, прежде всего, на взаимодействии с окружающим миром.
Стоит отметить, что правильное физическое и психологическое развитие дошкольников во многом определяет их физическое здоровье, активность, психологическую устойчивость и дальнейшее формирование личности.
Психофизическое развитие — это понятие, содержащее в себе 2 важные, равноценные составляющие — психическое развитие и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма (жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.; развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, ), которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Исторически сложилось, что о физическом развитии судят главным образом по внешним морфологическим характеристикам. Однако, ценность таких данных неизмеримо возрастает в сочетании с данными о функциональных параметрах организма. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния.
Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.
Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
На основании педагогического опыта и имеющихся психолого-физиологических исследований принято выделять следующие возрастные этапы психического развития детей от 0 до 7 лет: младенческий — от рождения до 1 года, преддошкольный — от 1 до 3 лет, дошкольный — от 3 до 7 лет.
Психофизические особенности развития детей в норме.
Этап 1, младенческий — от рождения до 1 года.
Уже к моменту рождения у ребенка сформированы врожденные безусловные рефлексы, на базе которых в младенческом возрасте формируется ряд подготовительных стадий для психофизического развития, в частности для развития моторики и речи. К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова и лепечет сам, становится способным произносить первые слова, хотя они нередко отличаются от слов, которыми пользуются взрослые, поскольку ребенок дает предметам и действиям свое собственное Этап 2, преддошкольный — от 1 до 3 лет.
В преддошкольном возрасте происходят особенно большие сдвиги в развитии, имеющие исключительное значение для формирования психических функций. Ребенок в этом возрасте в связи с развитием моторики, началом ходьбы активно действует с предметами, игрушками, усваивает в известной мере способы употребления различных предметов, что значительно расширяет его познавательный опыт. Особенно интенсивно в этом возрасте развивается речь (к концу третьего года словарь ребенка достигает примерно 1000 слов), которая играет исключительную роль в перестройке, совершенствовании и обогащении средств общения ребенка с окружающими, в восприятии и познании окружающего мира. Развитие речи обусловливает развитие мышления, поскольку слово соотносится с вещами, предметами и действиями. Имеющийся у ребенка уровень развития позволяет выполнять простейшие словесные указания взрослых. В свою очередь уровень развития мышления способствует обогащению словарного запаса и развитию речи в целом.
Этап 3, дошкольный — от 3 до 7 лет.
В дошкольном возрасте особенно интенсивно идет развитие психических функции и свойств личности. В этот период совершенствуется двигательная сфера. Движения становятся более координированными, ловкими, уверенными, что расширяет круг практической деятельности ребенка. Ребенок этого возраста способен к элементарному самообслуживанию и выполнению простейших обязанностей по дому или в детском саду, в состоянии справиться с такими видами деятельности, как лепка, рисование, наклеивание, вырезывание. Однако тонкие, наиболее дифференцированные движения пальцев рук развиты еще недостаточно. Так же в физическом развитии в этом возрасте несколько замедляется процесс роста, но активно совершенствуются функциональные возможности органов и систем. В 5 -6 лет начинается смена молочных зубов на постоянные. ребенок переходит на режим питания взрослого. В этом возрасте развиваются тонкие навыки: умение кататься на двухколесном велосипеде, на коньках, танцевать.
Исключительно бурно у дошкольника идет речевое развитие. К трехлетнему возрасту нормально развивающиеся дети обычно овладевают всей системой звуков родного языка и основными формами его грамматического строя. Значительно обогащается словарный запас, который к шести годам составляет свыше 3500 слов. В связи с расширением форм общения ребенка с окружающими у него появляется связная речь. В этом же возрасте начинает формироваться регулирующая функция речи. Такого уровня речевого и психического развития ребенок достигает в процессе речевого общения, активной деятельности, взаимодействия с внешней средой. Восприятие дошкольника приобретает черты самостоятельного целенаправленного процесса. Усиленно развивается непроизвольное запоминание и постепенно начинают складываться первые элементы произвольного активного запоминания.
Наш детский сад, помимо детей, имеющих развитие в норме, посещают дошкольники, имеющие ограниченные возможности здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Психофизическое развитие этой категории детей имеет свои особенности.
Особенности психофизического развития у детей с задержкой психического развития.
Этап 1, младенческий — от рождения до 1 года.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хроническая гипоксия плода вследствие плацентарной недостаточности, травмы во время беременности и при родах, генетические факторы, асфиксия, нейроинфекции, недостатки питания и хронические соматические заболевания, а также травмы мозга в ранний период жизни ребенка. При такой ситуации первые симптомы ЗПР могут проявиться во младенческом возрасте и иметь вид соматовегетативной реакции на различные вредности в возрасте от 0 до 1года. Для этого уровня реагирования характерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами (могут присутствовать рвота, колебания температуры, отсутствие аппетита, вздутие живота, потливость и др.)
К концу первого года жизни ребенок недостаточно крепок физически, развитие речи так же запаздывает.
Этап 2, преддошкольный — от 1 до 3 лет.
Трудно выделить определенные особенности психофизического развития детей с ЗПР и в преддошкольном возрасте т.к. чем более ранний возраст мы рассматриваем, тем менее сформированы психические процессы, меньше дифференцирована психическая деятельность, в результате чего обнаруживается много сходных проявлений отставания в развитии при таких близких по причинам возникновения недостатков, как задержка психического развития, легкая степень умственной отсталости, общее недоразвитие речи, а иногда и глубокая педагогическая запущенность (социально-культурная депривация). При трех первых недостатках развития наиболее часто встречающимся этиологическим фактором являются слабо (или —при умственной отсталости — умеренно) выраженные повреждения мозга, дисфункции мозга. Различия состоят в том, что в случае умственной отсталости эти повреждения имеют разлитой характер; при задержке психического развития они либо значительно слабее выражены, либо захватывают не всю кору, либо и то и другое наблюдается одновременно; а при общем недоразвитии речи органическая и функциональная недостаточность, являясь парциальной, затрагивает только речевые зоны коры. При социально-культурной депривации, в наибольшей степени, обнаруживающейся у детей-сирот, проведших все свое детство в доме ребенка и дошкольном детском доме, отставание в развитии, даже при отсутствии органического повреждения мозга, возникает вследствие крайне недостаточной внешней стимуляции созревающего мозга. Он недостаточно «упражняется», мало работает, остается функционально недоразвитым.
Слабая выраженность остаточной органической или функциональной недостаточности (в сравнении с умственной отсталостью) является благоприятной почвой для коррекции, особенно при создании условий, максимально стимулирующих развитие. И чем раньше такие условия создаются, тем успешнее корригируются недостатки развития, преодолевается отставание.
Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.
О недостатках речи у многих детей с задержкой психического развития свидетельствует прежде всего запоздалое появление первых слов и первых фраз. Затем отмечается замедленное расширение словаря и овладение грамматическим строем.
Этап 3, дошкольный — от 3 до 7 лет.
Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений, — поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 4—5 лет, т.е. разница в 2—3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников. Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии, да и «главное занятие» этого возраста — игровая деятельность — у них тоже еще недостаточно сформирована. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз руки и пальцев , устанавливаемых взрослым.
Недостатки внимания детей с задержкой психического развития в значительной мере связаны с низкой работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с органической недостаточностью центральной нервной системы.
Дошкольники с задержкой психического развития обладают худшей памятью, чем их нормально развивающиеся сверстники. Однако экспериментальные исследования показывают, что различия между детьми этих двух групп по средним показателям не всегда значительны.
По уровню сформированности всех трех (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического) видов мышления дети с ЗПР отстают от нормально развивающихся сверстников.
Особенности психофизического развития у детей с ТНР.
Этап 1, младенческий — от рождения до 1 года.
К концу первого года жизни ребенок начинает делать первые шаги, понимает, хотя и ограниченно, некоторые обращенные к нему слова. У детей с ТНР время появления первых слов обычно задерживается до 3-4 лет, но в то же время происходит накопление пассивного словаря.
Этап 2, преддошкольный — от 1 до 3 лет.
Первичная патология речи отражается на развитии мышления, тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию речевого интеллекта. В физическом развитии
отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе. Заметны отставания в двигательной сфере.
Этап 3, дошкольный — от 3 до 7 лет.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Появление речи: первые слова проявляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает.
Присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна, каждый имеет свои особенности психофизического развития и поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Статья по физкультуре: Развитие психофизических качеств дошкольников.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Яменский детский сад
Выступление на семинаре:
«Развитие психофизических
качеств у дошкольников»
выполнила: педагог-психолог
МКДОУ Яменского д/с
Князева Ю.И.
2016г.
Развитие физических, а правильнее, все же сказать, психофизических качеств (или двигательных способностей) — одна из важнейших сторон физического воспитания дошкольников. Посудите сами, ни одно из пяти, предложенных теорией и методикой физического воспитания человека, основных двигательных способностей (или физических качеств): быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости, не говоря уже о смежных: силовых или скоростных видах выносливости; координации или скоростных качеств, попросту, не могут быть реализованы без участия нервной системы человека. Они все — есть результат проявления тех или иных двигательных функций организма, деятельность которых контролируется его центральной нервной системой (ЦНС).
Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них в конкретном возрасте те или иные психофизические качества. К наиболее предпочтительным и доступным из них для дошкольного возраста относится развитие: скоростных двигательных качеств (или быстроты), общей и силовой видов выносливости, ловкости, ее производной — координации, гибкости, а также скоростно-силовых качеств. Однако в дошкольном возрасте в силу несовершенства физиологических структур организма ребенка скоростную выносливость и силу как психофизические качества развивать крайне сложно, а потому нецелесообразно. Первое, в силу слабости физиологических структур организма, второе — по причине отсутствия достаточной мышечной массы ребенка.
Весьма неоднозначным является утверждение отдельных авторов о том, что психофизические качества можно воспитывать, как, например, выносливость, гибкость, силу и другие. Если учесть, что воспитание уже по определению есть целенаправленный педагогический процесс воздействия на личность посредством семьи, среды и системы образования с целью приобщения последнего к общепринятым ценностям конкретного общества, в котором эта личность живет непосредственно. Психофизические же качества не могут быть результатом воспитания, поскольку не являются личностными. Они скорее, характеризуют способность организма человека к функциональному единству психомоторики и его ресурсных физиологических возможностей, являясь, как раз, результатом естественных качественных изменений функций организма человека, т.е. развития. Кроме того, психофизические качества имеют определенную физиологическую, а некоторые (например, гибкость и быстрота) даже генетическую обусловленность и зависят не столько от воздействия семьи, среды и системы образования, сколько от морфофункционального состояния определенных физиологических систем, генетического кода и конституциональных особенностей организма конкретного человека, а потому не могут воспитываться, а только развиваться. Ребенок, пришедший в учреждение дошкольного образования, уже имеет определенный уровень развития общей выносливости, гибкости, ловкости и других психофизических качеств. Следовательно, их развитие не начинается и не заканчивается в детском саду. Мы лишь профессионально обеспечиваем в этот период динамику темпов развития психофизических качеств ребенка, создавая для этого оптимальные организационно-педагогические и психологические условия. Воспитывать можно потребность (как одно из личностных качеств) ребенка в движениях, здоровом образе жизни и т.д. И это совершенно оправдано, поскольку речь идет о некоей (комплексно формируемой семьей, средой и системой образования) норме отношения ребенка к движениям, его мотивации (желания или нежелания), и в соответствие с этим, поведения. А всякая воспитываемая в человеке личностно-поведенческая норма — есть категория нравственности
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный промежуток времени. Быстрота развивается в процессе обучения ребенка основным движениям. Для развития скоростных качеств Е.Н.Вавилова предлагает использовать упражнения в быстром и медленном беге: чередование бега в максимальном темпе на короткие дистанции с переходом на более спокойный темп. Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мышечное усилие в соответствии с заданным темпом. В игровой деятельности на занятиях используется бег из усложненных стартовых положений (сидя, стоя на одном колене, сидя на корточках и т.д.).
Сила — психофизическое качество, которое необходимо для преодоления внешнего сопротивления или противодействия ему путем мышечных усилий. Для развития силы необходимо развивать быстроту движений и умение проявлять быструю силу, т.е. проявлять скоростно-силовые качества. Этому способствуют прыжки, бег (на 30 м), метание на дальность Е.Н.Вавилова предлагает также применять спрыгивания с небольшой высоты с последующим отскоком вверх или вперед, вспрыгивание на возвышение с места или с небольшого разбега, прыжок вверх из приседа, прыжки на месте и с продвижением вперед, чередуя умеренный и быстрый темп, на двух ногах через линии из лент скакалок или палки.
Выносливость — это способность человека обусловленное время выполнять заданный режим физической работы без снижения ее эффективности.Применительно к детям дошкольного возраста выносливость рассматривается как способность организма выполнять мышечную работу небольшой (50% от максимальной) и средней (60%) интенсивности в течение продолжительного времени. Под развитием выносливости у дошкольников понимаются занятия физическими упражнениями достаточно длительное время (в соответствии с возрастными нормами двигательной активности), но не предполагается целенаправленное развитие выносливости в отдельных видах движений, например в беге, плавании. В дошкольном возрасте лучшими средствами в развитии выносливости являются разнообразные динамические упражнения, особенно на воздухе: ходьба, бег, передвижение на лыжах, катание на санках, велосипеде, плавание. Для развития статической выносливости применяют различные изометрические упражнения. Изометрическими (статическими) называются те упражнения, при которых длина работающей мышцы не меняется.
Гибкость (подвижность в суставах). Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и степенью подвижности его звеньев. По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах). Динамические активные упражнения включают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, маховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивных можно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолением внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.).Статические активные упражнения предполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суставы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом состоянии мышцы находятся до 5 — 10 с. Статические пассивные упражнения включают в себя удержание положения тела или отдельных его частей с помощью внешних сил.
Ловкость — способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. При формировании ловкости необходимо правильно выбрать методику обучения ребенка движению; подвижные игры на развитие ловкости должны включать упражнения на координацию, а игры — игровые упражнения. Так, например, игровыми упражнениями на координацию движения и внимания могут быть следующие игры: «Зоопарк», «Игрушки» и др.; общеразвивающими упражнениями на координацию движений и внимания: «Поспеши, но не ошибись» и т.д. Большое место в развитии ловкости занимают такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Запрещенное движение», «Тень», «Фокины дети», «Зеркало», относящиеся к «Школе мяча».
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств способствует улучшению других психофизических качеств. Их развитие требует пристального внимания педагогов и соблюдения ими следующих правил:
— помоги, но не навреди;
— заинтересуй, но не настаивай;
— каждый ребенок индивидуален.
Статья (средняя группа) по теме: Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни
Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни
Это возраст дальнейшего развития способностей. Ребёнок занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становятся более длительными и сложными.
Ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуем ему мы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя.
Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку. Ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него.
Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходства и различия между ними.
К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками, осознании своего положения среди них. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, проявить внимание, сочувствие.
Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении.
На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иною деятельность (игру), детей, с кем играть.
А теперь я хочу остановиться на наиболее информативном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка. Характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники,
удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становися предметом активности детей. Они удачно ими тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с дру гом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Восприятие
Ребенок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках.
Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.
Может назвать различия двух фигур разной формы.
Может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.
Мышление
Ребенок может по предложенной схеме сделать несложную постройку (из кубиков).
Узнают предметы на схематических изображениях. Ребенок может найти выход из простого лабиринта (2-3 перегородки). Классифицирует, обобщает простые слова, может выделить главные признаки.
Воображение
Ребенок может дорисовать начальное изображение, дополнить его деталями.
Может сочинить самостоятельно небольшую сказку или историю на заданную тему.
Внимание
Ребенок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут.
Ребенок может действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры.
К 5-годам можно предложить следующую игру на внимание: на листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников. Предложить закрасить один вид геометрических фигур, например треугольник.
Память
Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 5 названий предметов. Ребенок запоминает поручения взрослого (2-3 последовательных действия).
Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?
Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять и учитывать особенности данного возраста, оценить его собственные индивидуальные возможности.
Доклад «Особенности психофизического развития подростков»
БОУ ЧР «Ибресинская специальная общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии
ДОКЛАД НА МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«Особенности психофизического развития подростков»
Воспитатель:
Пидукова
Лариса Николаевна
п. Ибреси
Психофизическое развитие это понятие содержащее в себе 2 важные равноценные составляющие — психическое и физическое развитие. В детстве эти 2 составляющие связаны наиболее тесно и, обеспечивая ребенку полноценное психофизическое развитие мы создаем прочный фундамент для полноценного развития на последующих этапах жизни. И так, психическое и физическое развитие — это две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны одного и того же процесса.
В основе оценки физического развития лежат параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, а также степень развития функциональных способностей его организма, которые зависят от дифференцировки и зрелости клеточных элементов органов и тканей, функциональных способностей нервной системы и эндокринного аппарата. Именно поэтому для объективной оценки физического развития, морфологические параметры следует рассматривать совместно с показателями функционального состояния. Психическое развитие — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций, изменение их количественных и качественных характеристик и в тоже время преобразование уже существующих форм психики.
Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Психофизический инфантилизм представляет собой запаздывание темпа физического и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5–2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения. Их психофизиологические особенности, своеобразие познавательной деятельности и поведения приводят к тому, что содержание и методы обучения, темп работы и требования общеобразовательной школы оказываются для них непосильными.
Психофизическое развитие включает ряд возрастных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.
Мы сегодня остановимся на подростковом периуде.
Развитие подростка – это начало поиска себя, своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности. Признаки и формы проявления повышенной тревожности подростков
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
Прежде всего:
· За то, чтобы перестать быть ребенком;
· За прекращение посягательства на его неприкосновенность;
· За утверждение среди сверстников;
· Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Правила, которые должны соблюдать родители подростка и педагоги:
· Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
· Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне, · Следует помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Подростковую психику иногда называют периодом «гормональной дури».
Поиск и становление своего «Я» — это высвобождение от влияния взрослых и общения со сверстниками. Подростковый возраст олигофренов существенно отличается от развития своих нормально развивающихся сверстников.
Подростки олигофрены, как правило, характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений, и познания. Особенности психического развития школьников с нарушением интеллекта, возрастные изменения, связанные с перестройкой организма ребёнка, особенно в подростковом возрасте, существенно затрудняют усвоение детьми нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений. При неблагоприятных условиях жизни у школьников с нарушением интеллекта могут возникать трудности в поведении. У школьников с нарушением интеллекта нарушены так же и волевые процессы. Многие школьники безынициативны, не могут самостоятельно руководить своей деятельностью, подчинить её определённой цели. В характеристике эмоционально-волевой сферы следует выделить эмоциональную неустойчивость, изменчивость, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностную незрелость в целом. Существуют проблемы в неумение наладить продуктивные отношения с окружающими, отклоняющийся тип поведения, низкая или неадекватно завышенная самооценка у детей с нарушением иртеллекта может способствовать развитию негативных личностных отношений и антисоциальных тенденций в подростковом возрасте. Умственно отсталые подростки 14 лет отличаются лучшим развитием (по сравнению с другими психическими проявлениями) наблюдательности и способности оперировать числами и худшим развитием кратковременной и оперативной памяти, социальной зрелости
Таким образом, подростки, воспитывающиеся в школе — интернате ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся подросткам и их сверстникам. Развитие олигофренов определяется биологическими и социальными факторами. К числу биологических факторов относятся тяжесть дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Учитывать их необходимо при организации специального педагогического воздействия. Социальные факторы – это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время и, конечно, же школа.
Специальное обучение, направленное на развитие детей с нарушением интеллекта, предусматривает в первую очередь формирование у них высших психических процессов, особенно – мышления.
Для социальной адаптации подростка очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т. е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают, и не всегда отвечают на заданный вопрос.
В одних случаях – молчат, в других отвечают невпопад. Развернутые ответы, состоящие из одного – двух распространенных предложений, от них можно услышать не часто.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. В условиях нарушения психики усиливается роль влечений как недифференцированных и недостаточно осознаваемых потребностей при формировании поведения ребенка (Д.Н. Исаев, [4.,254]) Влечения при этом могут быть не только усилены, но и развращены. Усиление роли влечений в структуре поведения ребенка, не является редкостью. Интеллектуальная недостаточность не позволяет адекватно оценить последствия нарушений поведения. По мере приближения к половой зрелости активность детей с нарушением интеллекта возрастает, они, так или иначе, осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами. В рамках целостного подхода следует рассматривать проблему нарушения формирования полоролевой идентичности как фактор, осложняющий адаптацию детей с нарушениями интеллекта. И в этом возрасте стоит обращать особое внимание на поведение подростков. Так же в подростковом возрасте мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость — подлостью, любовь к себе — насилием над другими.
Девочки-подростки созревают физически раньше, чем мальчики, поэтому девочки хотят общаться с мальчиками более старшего возраста.
Подростковый период это период развития личности и интеграции в общество.
Важным качеством личности является более или менее объективное отношение человека к себе, его самооценка, которая у детей с нарушениями интеллекта, формируется медленнее, чем у нормально развивающихся сверстников. Значительную трудность представляет собой воспитание у учащихся адекватной самооценки, так как большинство подростков с интеллектуальной недостаточностью проявляют склонность к завышенной самооценке. В условиях специального обучения самооценка у учащихся корригируется и к моменту окончания школы приближается к адекватной. Исследования и наблюдения показали, что после окончания специальной (коррекционной) школы подростки с нарушением интеллекта интегрируются в окружающую среду, приспосабливаясь к ней с различной степенью успеха.
Дети с особенностями психофизического развития
Психофизическое развитие детей – собирательный термин, включающий в себя 2 составляющих: физическое состояние и особенности формирования психики. Оба показателя тесно связаны между собой, и, как правило, отклонения от нормы одного из параметров в раннем возрасте обязательно влечет за собой изменения другого. Психофизическое состояние ребенка оценивают в соответствии с общепринятыми нормами, учитывая возрастные особенности и индивидуальные условия формирования.
Понятие и виды ОПФР
Дети с особенностями психофизического развития (ОФПР) – это категория с нарушениями физического и психологического развития, которые влияют на общее состояние организма и создают сложности в адаптации к окружающему миру и социуму.
Примечание. ОПФР – термин, принятый на государственном уровне в республике Белоруссия. В России на законодательном уровне закреплен термин «Ограниченные возможности здоровья».
Как проявляется ОПФР
Особенности психофизического развития детей с ОВЗ определяют их образ жизни и круг общения. Способность ребят к образованию, самореализации зависит от интенсивности поражения, но для большинства из них характерны следующие качества:
- Выполняя доступные по возрасту действия, нуждаются в помощи взрослого.
- Отсутствует или резко ограничен интерес к окружающему миру, при этом болезненно реагируют на любые изменения во внешней среде (смена обстановки, поведение окружающих).
- Проблемы с координацией, мелкой моторикой, вниманием, отставание в формировании речи, мышления.
- Нервозность, тревожность, высокое психомышечное напряжение.
В плане физического роста оценивают антропометрические показатели тела (рост, вес, пропорции), функциональные показатели (объем легких, сила кистей обеих рук и так далее). Обращают внимание на процентное соотношение мускулатуры, подкожно-жировой клетчатки, оценивают мышечный тонус, опорно-двигательную систему, отмечают нарушения осанки. Совокупность морфологических параметров и функциональных показателей помогает определить состояние эндокринной и нервной системы, внутренних органов и тканей.
Психическое состояние предполагает изменение процессов осознания и реакции на окружающий мир с течением времени, появление новых качеств и функций, преобразование уже сложившихся психических характеристик. Обнаруженные сочетанные нарушения определяют характер ограничения возможностей здоровья у маленьких пациентов.
Варианты патологии в зависимости от интенсивности поражения
Выраженность патологических изменений влияет на дальнейшую адаптацию маленьких пациентов с ОВЗ и определяет размер оказываемой им помощи.
Категории детей с особенностями психофизического развития:
- дошкольники и подростки, испытывающие трудности в получении образования;
- обучающиеся в коррекционных или интеграционных классах;
- нуждающиеся в сопровождение психолога-педагога;
- инвалиды, чьи способности к обучению резко ограничены.
Степень ограничения возможностей здоровья определяется сложностью и выраженностью психофизических изменений.
Классификация ОПФР в зависимости от этиологии и зоны поражения
В соответствии с причинами, которые привели к нарушениям физического и психического развития, различают врожденные и приобретенные процессы. Врожденными называют патологии внутриутробного развития вследствие инфекционных поражений матери или наследственные заболевания. К приобретенным относят родовые травмы, послеродовые поражения, которые приводят к осложнениям и сказываются на психофизическом формировании детей.
Эти аномалии приводят к определенным изменениям в работе органов и систем органов, вызывают сочетанные патологические изменения различных отделов.
Особенности развития детей с психофизическими нарушениями:
- Интеллектуальная недостаточность (олигофрения) – такие дети отстают в физическом росте, у них снижен интерес к окружающему миру, отмечаются нарушения слуха, речевого аппарата.
- Нарушения функции артикуляционного аппарата – наблюдается задержка формирования психических процессов, снижение памяти, неустойчивость внимания, сложности с логическим мышлением.
- Снижение и потеря слуха – страдает речь, нарушается память, наблюдаются изменения в формировании мышления.
- Нарушения зрения формируют ранимую, обидчивую личность, общение и адекватная оценка окружающих людей страдают, детям сложнее наладить коммуникативные процессы.
- Патологии развития опорно-двигательной системы (ДЦП) – у таких детей развивается психический инфантилизм, наблюдается отставание в развитии, неспособность работать в коллективе.
- Нарушения и заболевания психики (ЗПР) приводят к отставанию в формировании мышления, рассеивается внимание, память слабеет, страдает работоспособность.
Важно! Как правило, отклонения в области физического развития со временем ведут к нарушениям психики, и наоборот, неспособность детей с аномалиями психологического состояния вести полноценный образ жизни влияет на функционирование органов и систем.
Психофизическое развитие в зависимости от возраста
Возрастные особенности психофизического развития детей учитывают при постановке диагноза и определении объема психологической и педагогической помощи.
Выделяют несколько этапов психофизического развития в зависимости от возраста:
Важно! Правильное воспитание и психологическая поддержка детей с особенностями психофизического развития важна на любом этапе, любовь и забота родителей вместе с качественной работой специалиста во многом помогают облегчить адаптацию таких ребят к окружающему миру.
Этап | Возраст | Особенности |
Младенчество | От рождения до года | В этот период выявляют аномалии слуха, зрения, нарушения развития двигательного аппарата (не всегда), определяют неврологический статус. |
Преддошкольный возраст | 1 – 3 года | В этом возрасте дети начинают активно познавать мир. Видны основные психофизические нарушения: зрения и слуха, нарушения речи, опорно-двигательной системы, задержка психического развития. |
Дошкольный возраст | 3 – 7 лет | На фоне постановки диагноза определяют категорию, к которой относятся дети с ОПФР. Развивающие занятия на этом этапе помогают снизить выраженность особенности психофизического развития детей дошкольного возраста |
Младший школьный возраст | 7 – 12 лет | В зависимости от выраженности ОПФР дети обучаются, занимаются с психологами и педагогами. Важно помочь таким ребятам адаптироваться к условиям социума, снизить психоэмоциональную нагрузку. |
Подростковый период | От 12 лет | На фоне гормональной перестройки организма возрастает психоэмоциональное напряжение, период быстрого роста сопровождается физиологическими нарушениями. Сложный и ответственный период, требующий максимального внимания к психофизическому состоянию детей. |
Воспитание и обучение детей с ОПФР
Проблемами воспитания и обучения дошкольников и подростков с ОПФР занимается коррекционная педагогика – наука, изучающая возможность максимально развить способности ребенка в зависимости от его уровня развития и восприятия. Обучение детей с особенностями психофизического развития происходит с использованием современных методов и техник, с привлечением педагогов и психологов, специализирующихся в решении этой проблемы.
Коррекционная педагогика учитывает индивидуальные особенности ребят, в ее основу заложены принципы гуманизации, интеграции и фундаментализации. Это означает, что целью данной науки служит возможность сделать жизнь человека с ОВЗ полноценной и достойной, при этом как в дошкольном, так и в старшем возрасте применяют формы совместного обучения и воспитания обычных детей и ребят с ОПФР. При этом, необходимо тщательное изучение и анализ различных отклонений в развитии и вариантов коррекции этих патологий.
Развитие психофизических качеств дошкольников предполагает формирование навыков социальной адаптации, общения в коллективе, диалогового характера взаимоотношений. В этом возрасте начинают коррекцию отклонений (нарушения речи, двигательной активности, познавательных процессов).
Психофизическое развитие дошкольника во многом определяет его дальнейшее обучение. Основными принципами воспитания служат:
- Антропологический подход – целью образования служит личность человека с ее индивидуальными особенностями. Такой подход влияет на содержание обучения: существуют свои стандарты для каждой нозологической группы.
- Гуманистическая позиция педагога, которая заключается в стремлении понять каждого ребенка и принять его со всеми особенностями.
- Синергетический подход позволяет согласовать и усилить влияние отдельных частей специального обучения и общую национальную систему образования.
- Социально-ориентированный подход, который обеспечивает выпускнику адаптацию к обществу.
- Экологичность – уважение внутреннего мира детей, создание в процессе обучения доверительных отношений.
- Культурологический подход подразумевает формирование социального опыта с учетом норм цивилизации и культуры.
Комплексность и универсальность специализированной коррекционной педагогики дает возможность детям с ОПФР получить достойное образование и максимально развить свои способности.
Видео
001
Психофизическое развитие детей до года
Физическое и психическое развитие детей всегда волнует родителей. Основными критериями правильного развития малыша до года являются рост, вес, окружность грудной клетки и головы, а также активность. Если ребенок по каким-либо показателям начинает отставать от своей возрастной группы, родители начинают волноваться, стараясь, нагнать убежавших вперед сверстников. Надо ли это делать? Какие существуют отклонения от нормы? Как нужно оценивать психофизическое развитие детей?
Психическое развитие ребенка
Период младенчества – один из самых важных в развитии ребенка. Именно в первые 18 месяцев закладывается глубинное чувство доверия к людям, которое очень легко подорвать своими неумелыми действиями.
Первый год жизни напрямую связан с матерью. Увы, но ребенка, только что появившегося на свет, воспринимают не как личность со своими потребностями, а больше как сладкого, пухленького «пупсика», которому нужно дать вовремя попить, поесть, немного с ним поиграть, а потом убаюкать и уложить спать.
Между тем, ребенок рождается с активным восприятием реальности, с огромным желанием установить контакт с мамой, а вслед за ней – с окружающим миром. Это его самое большое желание, его базовая потребность, и малыш хочет реализовать ее в первую очередь. Другое дело, что его потребность в общении до поры до времени скрывается в маленьком теле, которым кроха еще не очень умеет владеть, да и озвучить свои желания он тоже не может.
Понаблюдайте за новорожденным, как он реагирует на человеческий голос – в норме в полгода ребенок поворачивает голову на звук и пытается поймать взгляд мамы. И когда это ему удается, он чрезвычайно радуется этой возможности общения, пусть пока и невербального. В раннем возрасте ребенок учится откликаться на свое имя, различать голоса, интонации, настроение говорящего, выражать собственные эмоции с помощью звуков и мимики.
Ошибки, приведшие к различным психологическим травмам, в основном совершаются в первый год жизни малышей их мамами, с которыми они эмоционально сильно связаны. Не даром практически во всех семьях успокоить ребенка может только мама. Порой это является основной претензией к мужу: «Почему ты не в состоянии успокоить его? Я так устала!» Мамы забывают, что для малыша в первый год жизни наибольшее значение имеют отношения именно с мамой, энергию папы ему предстоит познать несколько позже. Однако это не означает, что ответственность лежит только на плечах мамы, на отце она также лежит, даже в большей степени. Если мама не ощущает поддержку, не чувствует себя защищенной, она становится неуравновешенной, взвинченной. Автоматически это настроение передается ребенку с ее молоком, через руки, взгляды. Малыш будет копировать эмоции мамы, которые будут выражаться в беспокойстве, плаче, плохом аппетите и сне.
Если малыш видит раздраженную маму, которая с вымученной улыбкой говорит: «Сладкий мой!», то воспринимает все сигналы одновременно – и напряжение, и улыбку сквозь слезы, и желание скрыть свое истинное состояние. Но что самое удивительное – все эти эмоции кроха адресует себе. Он думает, что во всех бедах виноват именно он. И это чувство может быть пронесено через всю жизнь. Отсюда берет свои корни отношение к миру по сценарию «жертва-агрессор». Годовалые малыши еще не умеют перекладывать ответственность на других, им кажется, что весь мир крутиться вокруг них, а значит все эмоции тоже связаны только с ним. Все органы чувств малыша направлены на маму, он буквально сканирует ее и делает выводы обо всем белом свете, исходя из настроения самого дорогого и пока единственного на свете существа.
Помните, что его психическое развитие напрямую зависит от вас и вашего настроения. Любая нетерпимость, невнимательность или наоборот излишняя взбудораженность по отношению к малышу всегда приносят отрицательный результат.
Физическое развитие ребенка
Рост, вес, а также пропорциональное развитие отдельных частей тела являются основными показателями того, что физическое развитие ребенка идет нормально. Существуют таблицы, по которым дается оценка физического развития детей, но они не всегда бывают верными, так как степень физического развития зависит и от генетических особенностей, и от социальной среды.
Существуют эндогенные и экзогенные факторы, оказывающие влияние на вес, рост, размеры головы и грудной клетки малыша. К первым относят эндокринные железы, поскольку именно они вырабатывают гормоны, влияющие на рост – соматотропный гормон гипофиза (СТГ), гормоны щитовидной железы и инсулин. Ко вторым относятся условия, в которых пребывает ребенок: своевременное и достаточное питание, возможность двигаться, получение в достаточном количестве свежего воздуха и новых впечатлений и т.д.
Особенности физического развития детей могут быть связаны со следующими факторами: родился ли малыш доношенным, какой рост и вес имели его родители при рождении, получает ли он питание в достаточном для его возраста количестве, нет ли каких-либо нарушений, отклонений и заболеваний. Если малыш не соответствует указанным в таблицах показателям, это не значит, что он плохо развивается.
Психофизическое развитие детей – общие показатели
Рост.
К тому моменту, как малышу исполнится год, его рост должен составлять 72-75 см, т.е. в среднем здоровый малыш прибавляет в росте за первый год 25 см. Эти показатели опираются на рост при рождении 48-52 см. Но, естественно, если родители малыша низкорослые, то его показатели могут быть ниже нормы.
Вес.
К 6 месяцам вес малыша должен удвоиться, а к году – утроиться. Средние показатели массы тела годовалых малышей колеблются около 10-10,5 кг. Но тут тоже есть свои подводные камни. Недоношенные малыши набирают вес медленнее, но к году уже догоняют своих доношенных ровесников. Также на вес влияет и генетика, то есть, если родители имеют худощавое телосложение, то и ребенок будет худощавым, и слишком большая прибавка в весе может быть сигналом начинающегося эндокринного заболевания. Естественно, на вес влияет количество еды. Не следует малыша закармливать. Он сам знает, сколько и когда ему нужно съесть пищи.
Прибавка роста и массы тела у детей первого года жизни
В заключении хочется сказать, что физическое и психическое развитие ребенка зависит не только от того что и как он ест, но и от вашей любви. Доказано, если ребенка любят, если с ним занимаются, его развитие идет быстрее.
Автор: Елена Чуденцова
Материал (младшая группа) на тему: ДОКЛАД на тему: «Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни».
Департамент образования города Москвы
Северное окружное управление образования
ГБОУ гимназия №1409 СП «Гармония»
ДОКЛАД
На тему: «Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни».
Подготовила и провела: Сидорова С.В.
Воспитатель высшей категории.
Москва
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Поэтому пребывание ребенка в детском саду организуется так, чтобы каждый получил возможность участвовать в разнообразной деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, элементарном труде, в творческой деятельности (имитации, подражании образам животных, танцевальной импровизации и т.п.). Насыщенная и разнообразная деятельность младших дошкольников в детском саду является основной для решения всех воспитательных задач.
Общие задачи воспитания младшего дошкольника состоят в следующем:
- Способствовать благоприятной адаптации малышей в детском саду, установлению добрых отношений с воспитателем и детьми в группе, устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка.
- Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями, культурно-гигиеническими навыками, развитие потребности в активной двигательной деятельности.
- Способствовать развитию познавательно активности детей, обогащать представления детей об окружающих предметах и явлениях, учить выделять некоторые особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.
- Способствовать развитию детской самостоятельности, овладению детьми разнообразными способами действий, приобретению ими навыков элементарного самообслуживания, самостоятельной игровой деятельности и общения.
- Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей.
- Развивать интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельностного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт игрового общения.
- Способствовать развитию воображения и творческих проявлений детей, интереса к участию в художественной деятельности с элементами творчества, радости от реализации своих замыслов и желаний.
Создание здорового образа жизни для ребенка в детском саду является первоосновной его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребенок трех-четырех летнего возраста обычно бывает подвижным, жизнерадостным, любознательным. Он много играет, двигается, с удовольствием принимает участие во всех делах.
Здоровый образ жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели, оборудования, светового и температурного режима в помещении возрастной группы, выбора наиболее целесообразного режима для детей, систематического закаливания. Продуманная организация питания, сна, содержательной деятельности каждого ребенка обеспечивает его хорошее самочувствие и активность, предупреждает утомляемость и перевозбуждение. Предметом особого внимания является психическое самочувствие ребенка в детском саду. Необходимо поддерживать положительные эмоции, выражать каждому ребенку участие. Поддержку, интерес к его замыслам и действиям. Если ребенок идет неохотно в детский сад, скучает, не проявляет активности, это значит, что воспитатель не сумел найти правильного подхода к малышу и следует увеличить «дозу» ласки, заботы и внимания, чтобы ребенок вновь стал веселым и жизнерадостным. Отрицательные эмоции становятся благоприятным фоном для соматических и психических нарушений, снижения детской самостоятельности и работоспособности.
В приобщении малышей к здоровому образу жизни особо значимо овладение ими основами гигиенической и двигательной культуры.
Приобщение к основам гигиенической культуры происходит через приобретение детьми культурно-гигиенических навыков: ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам и другим предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке. Понимать, что старшие радуются, когда дети самостоятельно одеваются, связанные с выполнением гигиенических процессов умывания, купания, ухода за внешним видом. Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать, пока не разжевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших). Знать стихи о чистоте, опрятности, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки, на которых дети умываются, помогают друг другу одеваться, ухаживать за игрушками и т.д.
Воспитание основ гигиенической культуры происходит успешно, если ребенок испытывает положительные эмоции и поощряется взрослыми.
Здоровый образ жизни в детском саду предполагает приобщение детей к двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание.
Консультация по психофизическому развитию детей
Понимание и поощрение правильной стимуляции для каждого ребенка
Хорошее физическое и умственное развитие детей с раннего детства имеет важное значение в их жизни.
С помощью морфопсихологии, изучая лицо, мы видим психологическое состояние ребенка и большинство микромутаций в головном мозге, которые еще не развились, которые, если не лечить должным образом на ранней стадии, могут быть необратимыми.Прежде всего, раннее морфопсихологическое лечение гарантирует, что они будут физически и умственно активными, а это, в свою очередь, определит их дальнейшую судьбу. Сила воли заключается в психофизиологической силе человека.
Это activatity / неактивность будет продолжать постепенно в соответствии с питательной средой для развития их скелетно-мышечной системы.
Своевременная морфопсихологическая консультация может иметь решающее значение в жизни и судьбе маленького ребенка.
Обратитесь за консультацией:
Доктор Хулиан Габарре
Телефон. 93487 35 45
[email protected]
c / Pau Claris 120, 3º 2ª (08009 — Барселона)
Контактная форма
.
Frontiers | Сознание людей и животных: последние достижения и направления на будущее
Мелани Боли 1,2,3 * , Анил К. Сет 4,5 , Мелани Уилк 6,7 , Пол Ингмундсон 8 , Бернард Баарс 9 , Стивен Laureys 3 , Дэвид Б. Эдельман 10 и Наоцугу Цучия 11,12
- 1 Кафедра неврологии, Университет Висконсина, Мэдисон, Висконсин, США
- 2 Отделение психиатрии, Центр сна и сознания, Университет Висконсина, Мэдисон, Висконсин, США
- 3 Coma Science Group, Циклотронный исследовательский центр и отделение неврологии, Льежский университет и больница CHU Sart Tilman, Льеж, Бельгия
- 4 Центр науки о сознании Саклера, Университет Сассекса, Брайтон, Великобритания
- 5 Департамент информатики, Университет Сассекса, Брайтон, Великобритания
- 6 Кафедра когнитивной неврологии, Медицинская школа Университета Геттингена, Геттинген, Германия
- 7 Немецкий центр приматов, Институт исследований приматов им. Лейбница, Геттинген, Германия
- 8 Mind Science Foundation, Сан-Антонио, Техас, США
- 9 Институт неврологии, Ла-Хойя, Калифорния, США
- 10 Наука и математика, Bennington College, Bennington, VT, USA
- 11 Факультет медицины, сестринского дела и медицинских наук, Школа психологии и психиатрии, Университет Монаша, Клейтон, Виктория, Австралия
- 12 Декодирование и управление мозговой информацией, Японское агентство по науке и технологиям, Тиёда-ку, Токио, Япония
Эта совместная статья отражает личные взгляды авторов на заслуживающие внимания достижения в области нейробиологии сознания за последние 10 лет и предлагает то, что, по нашему мнению, может быть многообещающим в будущем.Он основан на небольшой конференции на курорте Самосет в Рокпорте, штат Мэн, США, в июле 2012 года, организованной Фондом науки о разуме в Сан-Антонио, штат Техас. Здесь мы суммируем недавние достижения в нашем понимании субъективности у людей и других животных, включая эмпирические, прикладные, технические и концептуальные идеи. К ним относятся доказательства важности лобно-теменной связи и процессов «сверху вниз», которые позволяют информации эффективно перемещаться по удаленным кортикальным областям, а также многочисленные диссоциации между сознанием и когнитивными функциями, такими как внимание, в люди.Кроме того, мы описываем развитие парадигм ментальных образов, которые позволили выявить скрытое осознавание у нечувствительных субъектов. Исследования сознания животных, не относящиеся к человеку, также засвидетельствовали существенные успехи в изучении особой роли корковых областей и таламуса более высокого порядка для сознания благодаря важным технологическим усовершенствованиям. Кроме того, был достигнут значительный прогресс в понимании познания у беспозвоночных, относящегося к возможным состояниям сознания. Наконец, значительные успехи были достигнуты в теориях сознания, а также в их сравнении с доступными доказательствами.Наряду с обзором этих результатов каждый автор предлагает будущие направления исследований в своей области исследований.
Введение
Благодаря множеству технических и концептуальных достижений, нейробиология сознания за последнее десятилетие добилась значительного прогресса. Во время встречи летом 2012 года мы практиковались в сложном упражнении по обобщению того, что, по нашему мнению, было наиболее выдающимися достижениями в этой области и что, по нашему мнению, представляет собой многообещающие пути для дальнейшего прогресса.В конце встречи мы решили, что результаты этого обсуждения могут быть интересны другим исследователям в этой области и потенциально могут спровоцировать стимулирующий и плодотворный диалог. Недавние новаторские исследования изображений мозга позволили ученым и клиницистам обнаружить присутствие сознания у некоторых пациентов, которые, по существующим клиническим критериям, по-видимому, потеряли сознание. Фактическая потеря сознания из-за различных причин обычно сопровождается нарушением способности мозга интегрировать нейронную активность в отдаленных областях, особенно через нисходящую или реентерабельную связь, поддерживаемую целостностью лобно-теменных областей.У нормальных здоровых людей содержание сознания исследовалось в основном с помощью психофизических и нейровизуализационных методов, и было обнаружено, что сознание может быть недостаточным или необходимым для высокоуровневых когнитивных функций, таких как внимание, когнитивный контроль и волеизъявление, по крайней мере, в простой форме . Исследования сознания животных, не относящиеся к человеку, также свидетельствуют о новаторских достижениях в изучении содержимого сознания за счет использования парадигм перцептивного соперничества и выяснения эффекта обратимой таламической и корковой инактивации.Мы также рассматриваем недавний прогресс в наших знаниях о филогенетическом происхождении сознания посредством сравнительных исследований познания у беспозвоночных. Наконец, в последние годы мы стали свидетелями крупных теоретических достижений и признаков сближения теорий и доказательств. Учитывая прогресс, достигнутый за последнее десятилетие, ближайшие годы, без сомнения, останутся захватывающими временами для исследователей, стремящихся углубить наше понимание нейробиологической основы сознательного опыта.
Достижения науки о сознании у людей и животных: 10-летняя ретроспектива
В этом разделе мы опишем то, что, по нашему мнению, является важным достижением науки о сознании за последние 10 лет.Сначала мы представим краткий обзор достижений, достигнутых в изучении измененных уровней сознания (то есть уровней, вызванных повреждением мозга, анестезией, судорогами или во время сна). Затем мы обсудим некоторые основные концептуальные и практические достижения в изучении нейронных коррелятов сознательного содержимого у здоровых бодрствующих добровольцев (ВГА). Отражая эти два вопроса, важно с самого начала провести различие между поиском нейронных коррелятов или оснований сознательного уровня и сознательного контента .Это различие будет повторяться в ходе нашего обсуждения. Мы также рассмотрим важнейшие вопросы и достижения в изучении содержимого сознания животных, не являющихся людьми. Наконец, мы обсудим несколько нейробиологических теорий, которые стали все более влиятельными за последнее десятилетие, сосредоточив внимание на том, как каждая из них индивидуально решает проблему сознания. Из-за нехватки места здесь не будут затронуты несколько важных тем: (i) нейробиология сознательной самости, включая «внетелесные» переживания, и другие манипуляции с опытом «владения телом», (ii) связанные понятия эмоций, намерения, воли, действия и предполагаемой роли сознания в социальном познании (Frith and Frith, 2007), (iii) расстройства сознательного содержания (такие как галлюцинации, бред и психоневрологические состояния в целом), (iv) воздействие психотропных веществ на сознание и (v) изменения в содержании сознания в медитативных, гипнотических и подобных состояниях.
Измененные уровни сознания у людей
Изучение измененных уровней сознания, таких как кома или анестезия, дало клинические, этические и даже юридические мотивы для нейробиологического исследования сознания (Laureys and Schiff, 2012) (Рисунок 1). Лучшее понимание связей между сознанием и мозгом действительно необходимо, чтобы лучше охарактеризовать нейронные маркеры сознания в этих состояниях (Boly et al., 2009). Лучшее понимание может также облегчить новые методы лечения пациентов с тяжелыми повреждениями головного мозга (Schiff, 2010).Наконец, вопрос осведомленности под наркозом заслуживает более пристального внимания, особенно с учетом доказательств того, что такие эпизоды обычно можно пропустить, применяя различные методы, используемые в настоящее время для мониторинга функции мозга под седативными препаратами (Avidan et al., 2011).
Рисунок 1. Уровень и содержание сознания. Уровень сознания может быть отделен от поведения, которое традиционно рассматривается как признаки бдительности или возбуждения (например, открытие глаз, следование командам и т. Д.)). Обычно высокий уровень сознания связан с расширенным диапазоном сознательного содержания. Остается неясным, возможен ли высокий уровень сознания без какого-либо сознательного содержания. Взято из книги Laureys (2005), любезно предоставлено Джулио Тонони.
Последние достижения в области функциональной визуализации и электрофизиологических методов (включая функциональную МРТ, ЭЭГ и внутричерепные записи), применяемые в этих контекстах, значительно расширили наши знания о нейронных коррелятах уровня сознания у людей.Соответственно, некоторые невыплаченные достижения в этой области кратко излагаются ниже.
Пациенты с тяжелым поражением головного мозга: кома, вегетативное состояние (VS) и состояния минимального сознания (MCS)
Исследование измененных состояний сознания из-за повреждения головного мозга значительно выиграло от определения состояния минимального сознания (MCS), предоставленного Giacino et al. (2002). С момента введения этого определения ряд исследований показал значительные различия в функции мозга между популяциями пациентов с вегетативным и минимально сознательным состоянием (Boly, 2011).Функция мозга у пациентов в вегетативном состоянии (VS) очень похожа на таковую во время сна и анестезии и характеризуется нарушением функции таламуса и лобно-теменных областей коры (Laureys et al., 2000a, b, 2002; Laureys, 2005). Напротив, функция мозга при MCS намного ближе к той, что наблюдается при HAV, с сохранением функциональной связи (временная корреляция
.
Психофизика | Britannica
Психофизика , изучение количественных отношений между психологическими событиями и физическими событиями или, более конкретно, между ощущениями и стимулами, которые их вызывают.
Физическая наука позволяет, по крайней мере для некоторых органов чувств, точно измерить в физической шкале величину стимула. Путем определения величины стимула, достаточной для того, чтобы вызвать ощущение (или реакцию), можно указать минимальный воспринимаемый стимул или абсолютный порог стимула (значение стимула) для различных органов чувств.Центральное исследование психофизики относится к поиску законного количественного отношения между стимулом и ощущением для диапазона стимулов между этими пределами.
Психофизика была основана немецким ученым и философом Густавом Теодором Фехнером. Он придумал это слово, разработал основные методы, провел сложные психофизические эксперименты и начал линию исследований, которые до сих пор существуют в экспериментальной психологии. Классическую книгу Фехнера « Elemente der Psychophysik » (1860) можно рассматривать как начало не только психофизики, но и экспериментальной психологии.
Получив образование в области физики, Фехнер в более поздние годы заинтересовался метафизикой и искал способ связать духовное с физическим миром. Он натолкнулся на понятие измерения ощущения по отношению к его стимулу. Немецкий физиолог Эрнст Генрих Вебер обнаружил, что величина изменения величины данного стимула, необходимая для получения едва заметного изменения ощущений, всегда имеет примерно постоянное отношение к общей величине стимула. Этот факт, собственно говоря, является законом Вебера: если два веса отличаются на едва заметную величину, когда они разделены заданным приращением, то при увеличении весов приращение должно быть пропорционально увеличено, чтобы разница оставалась заметной.Фехнер применил закон Вебера к измерению ощущения по отношению к стимулу. Получившаяся формула Фехнер назвал законом Вебера (часто называемым законом Фехнера-Вебера). Он выражает простое соотношение, согласно которому величина стимула должна быть увеличена геометрически, если величина ощущения должна увеличиваться арифметически. Для физиологов и многих философов это позволило измерить ощущение по отношению к измеряемому стимулу и тем самым создало возможность научной количественной психологии.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня
Совсем недавно психофизики предложили оценивать психические величины путем экспериментов с прямым масштабированием, а не путем построения шкалы ощущений, основанной на дискриминационных суждениях.
Психофизические методы сегодня используются в исследованиях ощущений и в практических областях, таких как сравнение и оценка продуктов (например, табака, парфюмерии и спиртных напитков), а также в психологическом тестировании и тестировании персонала.
.
Что такое психофизика? (с рисунком)
Психофизика — это подраздел психологии, изучающий взаимосвязь между физическими стимулами и субъективными реакциями или восприятием. Термин «психофизика» был придуман основателем этой области, Густавом Теодором Фехнером, в 1860 году. Ранее ученые, в том числе немецкий физиолог Эрнст Генрих Вебер и средневековый ученый Альхазен, проводили аналогичные эксперименты, хотя область не была четко определена до работы Фехнера. Эксперименты могут быть сосредоточены на любой сенсорной системе: слух, вкус, осязание, запах или зрение.
Освещение разной яркости можно использовать в психофизических экспериментах.
Объективно измеримые стимулы используются в психофизических экспериментах, например, свет различной яркости или звуки различной громкости. Порог или лимин — это точка, в которой субъект может обнаружить стимул или изменение стимула.Стимулы, попадающие ниже порогового значения, считаются сублиминальными или необнаруживаемыми.
Абсолютный порог или порог обнаружения — это точка, в которой субъект может обнаружить наличие стимула, а порог различия — это величина различий, воспринимаемых между двумя стимулами.Например, порог различия можно проверить, попросив испытуемого отрегулировать звук до тех пор, пока он не станет таким же, как другой, а затем измерить разницу между двумя звуками. Точка субъективного равенства (PSE) — это точка, в которой испытуемый считает два стимула одинаковыми, в то время как просто заметная разница (JND) или разница (DL) — это разница между стимулами, воспринимаемыми в 50% случаев.
Классические психофизические эксперименты могут принимать различные формы.Они могут использовать метод возрастания границ, при котором стимулы предъявляются, начиная с очень низкого, необнаруживаемого уровня, а затем постепенно увеличиваются, чтобы отметить точку, в которой они становятся заметными. Другой метод — это метод постоянных стимулов, при котором стимулы вводятся в случайном порядке, а не по возрастанию. Метод настройки требует, чтобы субъект манипулировал стимулами до тех пор, пока они не станут едва различимы на фоне, или пока они не станут такими же или почти не отличаются от других стимулов.
К новым методам психофизических экспериментов относятся так называемые лестничные процедуры, впервые примененные венгерским биофизиком Георгом фон Бекеши в 1960 году. В экспериментах с использованием лестничных процедур стимулы сначала предъявляются на высоком, обнаруживаемом уровне.Интенсивность снижается до тех пор, пока субъект не ошибется в ее восприятии. После ошибки шкала меняется на противоположную, с увеличением интенсивности, пока испытуемый не ответит правильно. В этот момент интенсивность снова уменьшается. Затем значения разворотов усредняются. Лестничный метод помогает экспериментаторам сузиться на пороге.
.