10 способов развить навыки устной речи — Учёба.ру
Человек, который говорит красиво и грамотно, как правило, становится более успешным в профессиональном плане и чаще добивается поставленных целей. Правильная речь в современном мире крайне важна для построения карьеры. Вот почему в 9 и 11 классах сейчас вводится новая, устная часть экзамена по русскому языку: именно она сможет показать, насколько хорошо выпускники умеют выражать свои мысли, складывать слова в предложения и доносить смысл до слушателей.
В рамках устной части оцениваться на ОГЭ и ЕГЭ будут связность речи, последовательность изложения, богатство словарного запаса, точность выражения мысли, цельность смысла высказывания, разнообразие грамматических конструкций. Кроме того, нужно будет продемонстрировать умение задавать вопросы и владение невербальными способами общения — мимикой и жестами. Куда бежать, чтобы все это освоить, если со словами у вас беда?
1. Читать художественную литературу
Когда вы читаете книги, полезно не только следить за сюжетом и развитием событий, но и обращать внимание на то, какими словами автор описывает героев, природу, интерьер и предметы. Как строятся его предложения? Какие эпитеты и метафоры используются в тексте? Внимание к таким деталям и пересказ прочитанного поможет лучше запомнить литературные приемы и научиться применять их в собственной речи.
2. Слушать аудиокниги
Аудиокниги — отличный выход, если нужно справиться со школьной программой или просто приятно провести время. Обращать внимание при их прослушивании нужно на то, как профессиональные актеры используют интонацию, логическое ударение, темп речи и тембр голоса, как с помощью пауз создается нужный эффект. Грамотная, но монотонная и невыразительная речь не поможет завоевать внимание аудитории. Интонация иногда может сказать больше, чем слова, — вот почему люди чаще доверяют не прямому смыслу фразы, а тому, как именно она была произнесена. С помощью интонации человек иногда осознанно, а иногда и непроизвольно передает мысли, чувства и настроение. А прочувствовать ее важность поможет простое упражнение: произнести любое слово (например, «молодец» или «хорош!») три-четыре раза с разной интонацией.
3. Следить за своей речью
Важно избавиться от слов-паразитов — таких как «ну», «как бы» и «в общем». Справиться с ними поможет система «штрафов»: если запретное слово произнесено, то нужно выполнить пять приседаний, например. Или можно заключить пари с друзьями: кто дольше обойдется без «паразитов».
4. Тренироваться
Для тренировки ораторских навыков выбрать можно любую тему, объект или предмет. Нужно говорить об этом не менее пяти минут — красиво, образно, используя метафоры и интонацию. Можно усложнить задание и произносить оду выбранному предмету, начиная ее, скажем, так: «О, мой диван!». За счет подобных тренировок речь постепенно сделается более уверенной, подбирать нужные слова станет проще, и можно будет увеличить время выполнения упражнения.
5. Развивать воображение
Чтобы научиться хорошо говорить, нужно воспитывать в себе способность нестандартно мыслить. Это поможет стать интересным рассказчиком с оригинальным ходом мыслей. Чтобы потренироваться, стоит попробовать найти как можно больше общего между двумя на первый взгляд не связанными друг с другом предметами или понятиями. Например, что общего у стола и кота? Еще можно придумывать свои продолжения крылатым фразам и афоризмам. Например, продолжить фразу: «Вся наша жизнь — …». Шекспир закончил ее словом «игра», а какие варианты еще можно придумать и обосновать?
6. Подружиться с фразеологическим словарем
Полезно взять за правило каждое утро изучать одно крылатое выражение (например, «дело в шляпе», «нос повесить», «рукой подать») и стараться применить его в течение дня в речи хотя бы один раз. Фразеологизмы придают эмоциональную окраску речи, делают ее выразительной и интересной.
7. Играть в настольные игры
Речь, конечно, идет об играх, которые развивают словарный запас: например, Scrabble и «Табу». В первой нужно составлять слова по принципу кроссворда, стараясь набрать как можно больше очков. В ходе игры можно узнать много новых слов и их значение. Есть мобильная версия, которая называется «Эрудит»: она поможет с пользой провести время в дороге или в ожидании.
Игра «Табу» — командная, в ней нужно объяснить то или иное слово, не называя ни его само, ни связанных с ним запретных выражений — «табу». Вот, например, как объяснить слово «береза», не используя слова «дерево», «листва», «береста», «сережки», «сок»? Вариантами могут быть «символ ностальгии», «любимое дерево Есенина».
8. Украшать речь прилагательными
Научиться этому поможет такое упражнение. Нужно взять любое существительное — например «стол» — и придумать к нему 10 прилагательных, с которыми оно употребляется. Например, «обеденный», «деревянный», «круглый», «старый», «антикварный» и т. д. А потом — не менее 10 прилагательных, с которыми это существительное употребить нельзя, — например, «дождливый», «разговорчивый», «детективный» и т. п. Вторая часть задания намного труднее — и смешнее.
9. Учиться задавать интересные вопросы
Можно взять любую тему: например, любимая телепередача, — и задать по ней не менее 10 вопросов, начиная их со слов «почему», «зачем», «каким образом», «с чем это связано», «как вы относитесь» и т. д. На них нельзя ответить «да» или «нет», и они дают возможность собеседнику высказать свое мнение развернуто. Хорошо отрабатывать это задание в паре, меняясь ролями.
10. Смотреть публичные выступления
Полезно знакомиться с чужими лекциями, а также с фильмами и спектаклями и наблюдать за использованием невербальных способов общения — мимики и жестов. Хорошим упражнением является просмотр фильмов с выключенным звуком, когда нужно понять без слов, о чем идет речь и какие чувства испытывает персонаж. Можно тренироваться перед зеркалом, представляя себя актером немого кино и пытаясь выразить гнев, тоску или радость без единого звука.
Все новости о ЕГЭ: расписание ЕГЭ-2019, структура экзамена и советы экспертов, подбор вуза и специальности по предметам ЕГЭ — в разделе «ЕГЭ» «Учёба.ру».
Формирование и развитие устной речи учащихся на уроках русского языка. | Статья по русскому языку по теме:
Содержание
- Теоретические основы методики развития речи учащихся.
- Предмет методики развития речи.
- Язык и речь.
- Формы речи. Виды речи.
- Этапы порождения речи.
- Этапы речевого акта.
- Методическая система развития речи учащихся.
- Закономерности усвоения речи.
- Принципы речевого развития.
- Коммуникативный принцип обучения языку.
- Когнитивный принцип.
- Принцип градуальности.
- Принцип единства изучения языка и обучения речи.
- Принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи.
- Принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора.
- Методы и приемы развития речи учащихся.
- Типология речевых упражнений.
- Урок развития речи.
- Типология уроков развития речи.
- Тематический план уроков развития речи во 2 классе.
- Развитие речи и содержание обучения родному языку.
- Культура речи. Упражнения по культуре речи.
- Обогащения словаря учащихся.
- Словарный запас.
- Фразеологизмы.
- Синонимы
- Антонимы
- Изложение
- Сочинение
- Дидактический материал по развитию речи.
- Определение границ предложений
- Связный текст.
- Составь рассказ.
- Ответы на вопросы.
- Рассказ по вопросам.
- Рассказ по картинкам и вопросам.
- Рассказ по началу.
- Рассказ по серии картин.
- Свободные диктанты.
- Составление плана.
- Деление рассказа на части.
- Найди значение слова.
- Повторение слов.
- Термины.
- Антонимы.
- Синонимы.
- Фразеологизмы.
- Краткий школьный словарь иностранных слов.
- Наречия и наречные выражения.
- Сочинения.
- Изложения.
- Практическая часть. Уроки.
- Список литературы.
1. Теоретические основы методики развития речи учащихся.
- Предмет методики развития речи
Развитие речи – это не только обогащение словаря и грамматического строя, не только воспитание культуры речи и развитие навыков речевой деятельности во всех ее видах – это еще и развитие чувства языка и языковой интуиции, а в итоге – это развитие всех компонентов языковой способности.
Задачи методики развития речи:
- изучение закономерностей усвоения речи;
- исследование принципов и методов речевого развития школьников;
- определение содержания школьного обучения родному языку, которое способствовало бы речевому развитию ребенка;
- создание методической системы речевого развития учащихся.
- Язык и речь
В лингвистике принято различать понятия язык и речь. Впервые это различие ввел в лингвистическую науку швейцарский ученый Фердинанд де Соссюр. Он считал язык и речь двумя сторонами более общего явления – речевой деятельности. Данные явления взаимно связаны и не существуют друг без друга, в то же время между ними существуют различия, которые сводятся к следующему.
Язык – это система знаков, служащая средством человеческого общения и мышления.
Речь – это деятельность человека по использованию языка в целях общения и мышления.
1. Речь – это явление реальное, существующее в действительности либо в устной, либо в письменной форме. Язык же представляет собой явление потенциальное, что означает возможность для человека с детства овладеть языком. Человек, чтобы овладеть языком, должен находиться в условиях человеческого общества, где ему обеспечена речевая среда.
2. Язык – явление социальное. Он возник в человеческом обществе из потребностей людей общаться, передавать свои мысли и опыт. Речь же – индивидуальное явление, ибо каждый человек выражает свои мысли, чувства, свою волю.
3. Поскольку речь индивидуальна, она субъективна; язык же объективен: его нормы обязательны для всех говорящих на данном языке.
4. Речь ситуативно обусловлена, а язык независим от ситуации общения. Речь всегда целенаправленна и обусловлена ситуацией общения. Следует обучать детей выбору языковых средств, исходя из конкретной ситуации общения.
1.3 Формы речи. Виды речи.
Язык и речь – это две стороны речевой деятельности, которая включает в себя два противоположных процесса – процесс порождения речи и процесс ее восприятия.
Речь существует в двух формах – устной и письменной. При этом устная форма речи первична, письменная – вторична.
Устная речь – громко произносимая и воспринимаемая на слух, а письменная – это речь, закодированная с помощью графических знаков и воспринимаемая с помощью органов зрения.
Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: интонацией, темпом, силой и тембром звучания, паузами и логическим ударением.
В современном обществе возрастает роль письменной речи и усиливается ее влияние на речь устную; быстро развиваются варианты устной речи, опирающиеся на письменную: доклады; выступления, теле- и радиопередачи.
К устной форме речи относятся такие виды речевой деятельности (виды речи), как говорение и слушание.
К письменной форме речи относятся такие виды речевой деятельности, как письмо и чтение.
1.4 Этапы порождения речи.
Речь – это деятельность по использованию языка в целях общения.
Принято выделять четыре этапа любой деятельности:
- этап ориентировки в условиях деятельности;
- этап выработки плана действия в соответствие с результатами ориентировки;
- этап осуществления этого плана;
- этап контроля.
Рассмотрим структуру речевого акта.
1.Этап ориентировки. Речевой акт возможен только тогда, когда сложилась или специально создана речевая ситуация, ситуация общения. Речевые ситуации бывают естественные, которые складываются в результате общения людей, и искусственные, которые создаются специально в целях обучения и речевого развития.
Задача учителя – создавать такие речевые ситуации на уроке, которые обладали бы большим развивающим потенциалом и порождали бы у учащихся мотив речи.
Речь, являясь средством мышления, оказывает решающее влияние на общее развитие и одновременно зависит от этого развития.
2. Этап планирования. На этом этапе происходит определение темы высказывания и основной мысли. Кроме того, определяется и план высказывания в целом, его структура, композиция.
3. Этап реализации высказывания. Он состоит из двух частей:
а) Лексическое и грамматическое структурирование. Это выбор слов для высказывания. Лексическое структурирование осуществляется путем извлечения из памяти говорящего сначала частей речи, а затем внутри частей речи происходит отбор тематической лексики, т.е. слов, соответствующих теме данного высказывания и избранному стилю речи. Грамматическое конструирование – это расположение отобранных слов в нужной последовательности и их грамматическое связывание.
4. Этап контроля. Говорящий оценивает результат своей речи, ее эффект.
1.5 Этапы речевого акта.
1.Ориентировка. Детей следует обучать ориентировке в ситуации общения, на основе которой затем будут выбраны определенные языковые средства.
2. Планирование. Планированию будущего высказывания всегда придавалось большое значение. Умения определить тему, основную мысль текста, являются основными речевыми умениями, которые формируются в процессе обучения родному языку.
3. Реализация.
а) в процессе обучения языку следует обогащать лексический запас и грамматический строй речи учащихся.
б) следует обучать детей нормам устной и письменной речи, уделяя особое внимание орфоэпии, орфографии, обучению интонации и средствам выразительности.
4. Контроль. В школе важно вести работу по предупреждению и устранению речевых ошибок, целенаправленно формировать навыки осознанного чтения и понимания текстов.
Вывод: в формировании и развитии нуждается звуковой строй речи, лексико-грамматический строй (обогащение словарного запаса и грамматического строя), связная речь.
2. Методическая система развития речи учащихся
Цели развития речи:
Ради чего и зачем учить?
Средства обучения:
Пособия, методические рекомендации, тесты, дидактический материал
Формы организации обучения,
типология и структура уроков развития речи
Принципы:
Градуальность;
Целостность;
единства изучения языка и обучения речи
Содержание обучения:
Речевые понятия, коммуникативные умения, опыт речевой деятельности
2.1 Закономерности усвоения речи.
Ученый-методист Л.П. Федоренко открыла и сформулировала основные закономерности усвоения речи:
- от натренированности мускулатуры органов речи;
- от понимания ребенком лексических и грамматических значений языковых единиц;
- от развития у ребенка восприимчивости к выразительности речи;
- от развития чувства языка как способности запоминать нормы употребления языковых единиц в речи;
- усвоение письменной речи обусловлено развитием речи устной;
- темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы ребенка.
2.2 Принципы речевого развития.
Среди важных дидактических принципов следует назвать принцип преемственности и перспективности, принцип непрерывности, системности.
Важнейшие функции языка – функция общения, познания и мышления, функция передачи знаний и культуры из поколения в поколение.
Совокупность частнометодических принципов речевого развития составляют: принцип градуальности, принцип опоры на алгоритмы речи, принцип единства изучения языка и обучения речи, принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя.
2.2.1 Коммуникативный принцип обучения языку
Коммуникативность как одно из личностных качеств называется среди важнейших в структуре личности, а формирование и развитие этого качества – одной из проблем обучения русскому языку.
Не случайно в государственных стандартах по русскому языку уделено значительное место задаче формирования коммуникативной компетенции учащихся. Решение этой задачи предполагает не только усвоение знаний о речи, ее функциях, но и развитие умений в области четырех основных видов речевой деятельности (говорения, слушания и понимания, чтения, письма).
Разрабатывая средства формирования речевых умений и навыков школьников, следует помнить о двух сторонах работы над развитием речи:
- формирование у учащихся правильной речи;
- формирование хорошей, коммуникативной речи.
2.2.2. Когнитивный принцип
Связь языка и мышления является важнейшей закономерностью, из которой вытекает когнитивный принцип развития речи.
Отсюда следует, что процесс речевого развития, должен быть неразрывно связан с развитием мышления, с обучением таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщения. Следует так организовать процесс обучения родному языку, чтобы для ребенка он был связан с познанием окружающего мира, культуры и самого себя.
2.2.3. Принцип градуальности
Этот принцип – важнейший принцип развивающего обучения родному языку и речи.
Градуальность – это расчлененность системы обучения на несколько комплексов (средств, методов, форм, приемов одного типа), ориентированных на разные этапы обучения, с постепенным нарастанием объема сообщаемых знаний, с усложнением их характера и форм подачи в зависимости от ступени обучения, от степени развития речи учащихся.
Градуальность – это точная «дозировка» учебной информации и точный отбор оптимальных методов обучения.
Принцип градуальности лежит в основе отбора дидактического материала для уроков развития речи.
Принцип градуальности определяет:
- соответствие приемов и методов возрастным особенностям детей;
- соответствие средств обучения этапу обучения;
- степень доступности используемых средств для конкретной группы учащихся в соответствие с уровнем развития их речи.
2.2.4. Принцип единства изучения языка и обучения речи.
Этот принцип предполагает обучение единицам языка в единстве значения, формы и функции. Развивающий эффект речевой среды значительно выше там, где изучение языка и обучения речи представляют собою единый учебный процесс на уроках русского языка.
2.2.5. Принцип целостности процесса формирования лексико-грамматического строя речи.
Данный принцип определяет необходимость формирования лексического запаса и грамматического строя речи в единстве и взаимосвязи.
Одним из этапов порождения высказывания является процесс отбора лексики для выражения мысли и одновременное грамматическое связывание слов. Методически важно вести изучение слова в единстве его значения и его функции в речи.
2.2.6. Принцип сопоставления и дифференциации единиц языка в процессе речевого выбора.
Лингвистической закономерностью является наличие в языке парных (бинарных) явлений и понятий.
Из этой закономерности вытекает методический принцип сопоставления и дифференциации единиц языка.
Так, бинарными являются понятия:
устная/ письменная речь;
гласные/согласный звуки;
ударный/безударный гласный;
простое/сложное
одушевленное/неодушевленное
Усвоение таких понятий по принципу сопоставления и дифференциации обеспечивает формирование лингвистической компетенции учащихся. На этом принципе основано изучение синонимии, антонимии.
Этот принцип необходим на всех уровнях языковой способности:
- на лексическом (выбор слова)
- на грамматическом
- на уровне текста (выбор типа текстов, стиля)
2.3 Методы и приемы развития речи учащихся
Рецептивный | Репродуктивный | Продуктивный | ||
Полный | Неполный | Исследовательский | Творческий | |
Приемы | ||||
Рассказ учителя. | Изложение и пересказ текста. | Проблемное изложение знаний. | Сочинение по заданной теме. | |
Чтение правил и памяток. | Работа с деформированным текстом. | Самостоятельное толкование значения слов. | Создание текста на аналогичную тему. | |
Наблюдение над языком и речью. | Анализ слова, текста (по памятке). | Определение темы, основной мысли. | Сочинение загадок, историй, пословиц. | |
Показ алгоритма, порождение и восприятие текстов, применение текстов. | Подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов. | Составление плана, заголовка. | Сочинение продолжения известной сказки. |
В методической системе речевого развития школьников выделяют три типа методов.
- рецептивный – используется при формировании речеведческих понятий, знаний о речи и способах речевой деятельности;
- репродуктивный – направлен на овладение алгоритмами восприятия речи, используется при формировании речевых умений и навыков.
- Продуктивный – обеспечивает развитие умений в речевой деятельности и творческих речевых способностях учащихся.
2.4 Типология речевых упражнений.
1. Подготовительные упражнения.
Цель этих упражнений – обеспечить учащимся первичное восприятие слова: дать семантическое определение слову, пояснить особенности орфоэпии и орфографии.
2. Иллюстративные упражнения.
Их цель – продемонстрировать учащимся образцы употребления слова. Вставляя новое слово в предложение, повторяя вслух или записывая образцы словосочетаний и предложений, ребенок усваивает значение слова в данном конкретном контексте, овладевает его сочетаемостью.
3. Основные, закрепительные упражнения.
В результате этих упражнений дети овладевают связями слов, у учащихся вырабатываются умения подбирать к слову синонимы, антонимы.
Лексическая единица в результате разнообразных логических, лексико-грамматических, грамматико-орфографических, синтаксических, стилистических и др. упражнений предстает в единстве своих лексических и грамматических значений.
4. Повторительно-обобщающие упражнения.
Их цель – обеспечить усвоение многозначности слова, его закрепление не только в пассивном словаре, но и введение слова в активный лексический запас школьников. Например: составление предложений, подбор слов по теме.
5. Творческие упражнения
Цель таких упражнений – научить пользоваться изученными языковыми материалами в связной речи.
2.5 Урок развития речи
2.5.1 Типология уроков развития речи.
Урок русского языка – это, прежде всего урок развития речи и мышления учащихся. Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка.
Прежде всего, отличительным признаком урока развития речи является целенаправленная работа над основными видами речевой деятельности – письмом, говорением, чтением и слушанием.
Цели УРР по сравнению с традиционными для уроков русского языка значительно расширяются.
К ним относятся:
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение нормам языка, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла;
- выработка основных качеств «хорошей речи»;
- развитие мышления и формирование процессов мыслительной деятельности.
Способ усвоения знаний на УРР – не рецептивный, не репродуктивный, а преимущественно эвристический, исследовательский. Новое задание открывается учеником самостоятельно, в процессе наблюдения за речью.
В основе содержания обучения на УРР лежит система речеведческих понятий – система теоретических знаний о речи, ее формах, видах, свойствах. Упражнения представляет собой познавательные вопросы, которые подводят учащихся к теме занятия. Преобладание упражнений поискового и творческого характера способствует активизации мыслительной и речевой деятельность учащихся.
Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда входят такие элементы:
- введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;
- определение учебной задачи, нахождение способов и алгоритмов ее решения;
- организация учебной и речевой деятельности по восприятию высказываний в устной и письменной форме;
- выводы и обобщения относительно достигнутых целей речи.
Основные типы уроков развития речи.
- Урок объяснения учебного материала.
- Урок закрепления материала и формирования умений и навыков в различных видах речевой деятельности.
- Урок проверки знаний и умений.
- Урок работы над ошибками.
2.5.2 Тематический план уроков развития речи во 2 классе.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | Повторение изученного в 1 классе. Тема текста, основная мысль. Типы текста. Выразительное чтение. Интонация. Слово. Прямое и переносное значение слова. Изобразительные средства языка. Явное и скрытое сравнение. Загадка. Обучение сочинению загадок. Изобразительные средства языка. Олицетворение. Изложение с языковым разбором текста. Сочинение сказки. Стихотворная речь. 1,2,3,4,5 учись считалки сочинять Сочинение – описание по готовому началу, коллективно составленному плану. Связь между предложениями в тексте. Повторы в тексте и пути их устранения. Связь между предложениями в тексте. Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование текста. Структура текста. План. Виды плана. Культура общения. На дне рождения. Культура общения. Правила поведения в школе. |
3. Развитие речи и содержание обучения родному языку.
3.1 Культура речи
Формирование языковой компетенции предполагает обучение нормам родного языка и выработку умений руководствоваться этими нормами в речи.
Результатом такой целенаправленной работы является привитие культуры речи (точной, выразительной, чистой, уместной, логичной).
Содержание культурноречевой работы.
- Орфоэпические (нормы произношения и ударения).
- Лексические (нормы словоупотребления).
- Грамматические.
Упражнения по культуре речи
По-настоящему культурные люди говорят правильно – по правилам.
В каждом языке есть свои правила – нормы:
1. О каком правиле вежливого поведения говорится в отрывке из стихотворения С. Маршака.
… И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
2. Прочитай отрывок из стихотворения А. Барто.
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою –
В медведицу бурую.
Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный –
И грязной лапой в мед!
Мать твердит:
-Имей ввиду –
Так нельзя хватать еду!
А он как начал чавкать,
Измазался в меду.
Задание. Слово невежда обозначает человека необразованного, а словом невежа называют невежливого, некультурного человека. Как можно назвать медвежонка. Объясни.
3. Объясни значение слов. (В случае затруднения обратиться к толковому словарю)
Бережный и бережливый
Зайти и войти
4. Прочитай, вставляя подходящее по смыслу слово из скобок.
- Это может причинить…… (горе/радость)
- (Вперед/сначала)…… подумай, потом отвечай.
- Вы будете (сходить/выходить)……на следующей остановке.
- Быстрее (поезжай/ехай)……и возвращайся.
Ударение. Произношение слов.
- Прочитай пары слов. Поставь в них ударение на разных слогах.
Дорога – дорога. Сорок – сорок. Атлас – атлас.
Составь со словами предложения.
- Прочитай вслух. Найди и подчеркни «лишнее» слово, отличающееся от других произношением.
Нарочно, двоечник, отличник, яичница.
Объясни значение всех слов.
- Различай ударение.
Ледник – погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов Накладной. Прикрепляющийся сверху. Отзыв – устная или письменная характеристика чего-либо. Связной – посыльный для поддержания связи между воинскими частями. | Ледник – масса движущегося льда. Накладный – убыточный, невыгодный. Отзыв – распоряжение покинуть какой-либо пост. Связный – последовательный, логически стройный (например, рассказ) |
4. Прочитай.
Дорога ложка к обеду. Дорога голова на плечах. Дорога тень, когда жарок день. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Спиши. Подчеркни слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.
- Обогащение словаря учащихся.
Содержание обучения лексике и фразеологии.
При обучении лексике школьники знакомятся с такими лингвистическими понятиями как:
лексическое значение слова – прямое и переносное, слова однозначные и многозначные, синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Задача формирования языковой компетенции предполагает овладение нормами словоупотребления. В ходе обучения школьники приобретают навыки работы с основными толковыми словарями русского языка.
3.2.1. Обогащение словарного запаса.
Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и литературе.
Обогащение запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой.
Один из путей внутреннего, качественного развития учебного материала, возможно, состоит в систематическом изучении непонятной школьникам лексики родного языка. Обязательно нужно вести работу по изучению народнопоэтических слов, устаревших слов, книжной поэтической лексики, иначе эти слова не станут употребляться, и не будут никому понятны. Лексический материал дает основания для создания межпредметных связей русского языка с чтением, природоведением, рисованием.
Тематическая группа «Деревянное зодчество»
Деревянное зодчество — исконная часть русской народной культуры, а связанные с ним слова — неотъемлемая часть русского языка. К сожалению, с утратой деревянного зодчества в городе перестали глубоко и об разно восприниматься и соответствующие слова, Слово верея — «столб, на который навешиваются ворота» — вряд ли можно возродить в активном употреблении (хотя называемый объект не утрачен и не полу чил другого названия). Другие слова еще можно оживить, работая с ними на уроках.
1. Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок и влетел к ним в горницу ясен сокол. («Марья Маревна».)
Слово горница интересно, во-первых, по значению: «парадная, чистая комната в крестьянской избе на втором этаже», во-вторых, с точки зрения правописания бук вы и, в-третьих, неочевидными для учащих ся словообразовательными связями со сло вами горничная, горенка.
2. Много плакала княжна, много князь ее уговаривал, заповедовал не покидать высока терема. («Белая уточка».)
Слово терем обозначает поднятое, вы сокое жилое здание, замок, боярский в виде башни. Словарное слово, следует запом нить правописание второй буквы е.
3. Раз пошел старик в амбар крупку брать. («Солнце, месяц и Ворон Воронович».)
Слово амбар обозначает строение для складки зернового хлеба, муки. Следует за помнить правописание первой буквы а.
Чтобы проверить, как поняли дети объяснение учителя, можно предложить упражнение:
Соедини линией слово и его значение.
Амбар чистая комната на втором этаже.
Горница боярский замок в виде башни.
Терем постройка для хранения хлеба.
То же упражнение можно дополнить третьим рядом — картинками. Уроки труда и рисования, при желании, могут также послужить для образного наполнения зна чения слов амбар, горница, терем. Уроки москвоведения станут понятнее, если уча щиеся будут хорошо знать эти слова.
Тематическая группа «Степени родства»
Слова, называющие степени родства, одни из самых древних. Вместе с тем эти же слова быстро устаревающая часть сло варного запаса. Употреблявшиеся еще во времена Петра I слова стрый — «дядя по отцу» — или вуй — «дядя по матери» — окончательно утрачены. Не каждый взрос лый знает, чем отличаются слова зять, деверь, шурин сноха, невестка, золовка. Одна ко дети должны понимать слова бобыль, сватья. Они встречаются в произведениях круга детского чтения.
1. А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой обобрать его велят. (А.С. Пушкин.)
Слово сватья обозначает родственницу одного из супругов по отношению к род ственникам другого супруга. Родственные слова сват, сватать.
2. Раз зовет царевич своего дядьку. («Царь-девица».) В данном контексте слово дядька значит «воспитатель», но понимание этого затруднено многозначностью слова (дядька — «мужчина») и паронимом дядя.
3. — Здравствуй, кумушка-лисонька! Куда бежишь?
— Ой, не спрашивай, волк-куманек.
Слова кум (куманек) и кума (кумушка) обозначают «крестный отец и крестная мать по отношению друг к другу и родите лям крестника». Чтобы в полной мере объяснить значение этих слов, следует рас сказать о смысле крещения.
4.— Ну, любезный зятюшка, много же у тебя коней! («Сивка-бурка».)
Слово зять (зятюшка) обозначает мужа дочери или сестры.
5.— Я напущу на них голод, — младшая сноха говорит. («Иван — коровий сын».)
Слово сноха обозначает жену сына для его родителей.
6. Мачеха была ненавистная, отдыху падчерице не давала. («Дочь и падчерица».)
Слово падчерица обозначает неродную дочь одного из супругов.
Слово мачеха обозначает жену отца по отношению к его детям от прежнего брака.
Поскольку названия степеней родства образуют систему и чтобы дети точно усво или значения слов зять, сноха, сват, сва тья, можно использовать упражнение с опорой на схему.
Напиши над свободными стрелками слова зять, сноха, сват, сватья.
Система родственных отношений не сильно изменилась за те века, что существу ет русский язык: есть и снохи, и сватьи, и падчерицы, и мачехи. Но называющие их слова почему-то забываются. Возможно, поняв эти слова, дети приблизятся к пони манию семьи и родства, данному нам на шим языком.
Тематическая группа «Единицы величин»
Меры величины изучаются в начальной школе на уроках математики. Но это совре менные, общепонятные меры. В сказках и детской литературе школьники встретят много непонятных мер величины. Их легко пояснить, указав отношение к современной системе измерений. На уроках математики можно
«Развитие устной речи младших школьников»
Развитие устной речи младших школьников
Приятная для слуха
речь — своего рода музыка.
Аристотель
Одним из важнейших показателей уровня культурного человека, его интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается . И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребёнка, будет зависеть его успех в изучении предметов общеобразовательной школы.
Ребёнка надо учить языку – тем общим нормам, которые установил народ в процессе своей жизни, истории. Усваивая эти нормы, у ребёнка формируется речь, т. е. формируются его взгляды, формируется сам человек. Ведь речь нужна человеку, будь то взрослый или ребёнок, всегда, на каждом шагу, во всяком деле.
К сожалению, сегодня нам приходится часто наблюдать то, что повседневная речь младших школьников скудна, груба, примитивна, порой совершенно бессмысленна. Как неинтересно бывает мне, как учителю, другим детям, когда ученик отвечает урок скучно, нудно, монотонно. Многие ребята жалуются на себя: «Всё выучил, а выйду к доске – двух слов связать не могу». Беда у них в неумении говорить. Говорить хорошо, убедительно, точно, чётко, стройно, передавать неискажёнными свои мысли – дар огромного значения. Владеют им, к сожалению, не все. Вызвано это, разными обстоятельствами.
Во-первых, сегодня в семье по разным причинам недостаточно уделяется внимание речевому развитию ребёнка. Ребёнок чаще бывает предоставлен сам себе, его продуктивное общение со взрослыми заменяют музыка, компьютер, телевидение.
Во-вторых, всюду мы видим людей, демонстрирующих речь неточную, неполноценную, вульгарную, наполненную словами-паразитами: «это самое», «значит», «как бы» и т. п.
Необходимо знать, что на начальной ступени обучения устная речь детей сильнее и богаче их письменной, и в процессе обучения она играет основную роль.. Следовательно, развитие устной речи младших школьников – очень важная сторона работы по языку, т. к. на этой основе развивается умение излагать свои мысли в письменной форме. Учителю необходимо работать над развитием диалогической речи – формированием культуры речевого общения. Диалогическая речь имеет чрезвычайно большое значение, ибо способствует развитию социальных отношений у детей. Придя в школу, продолжается формирование культуры его речевого общения и формирование монологической речи.
Итак, развитие устной речи младших школьников сегодня – это формирование и становление языковой личности, которая вооружена терминами, усвоила нормы языка и имеет способность везде общаться. Это стало целью моей педагогической деятельности в работе по развитию устной речи детей.
Моя работа строится в трёх направлениях:
обучаю нормам языка, воспитываю культуру речи;
обогащаю словарный запас;
обучаю умениям устной речевой деятельности:
умение ориентироваться в ситуации общения: кому, зачем и что буду говорить;
умение последовательно излагать свои мысли: как буду говорить;
умение говорить строго на тему;
умение контролировать свою речью;
умение вносить коррективы в свою речь.
Требования к уровню развития речи младших школьников.
Работая над развитием речи детей, я следую тому, что устная речь детей должна удовлетворять известным требованиям. Во-первых, устная речь должна быть содержательной.Нельзя допускать, чтобы дети болтали,
хорошо не зная того предмета, явления или события, о котором они говорят. За словами, которые дети употребляют в речи, должны стоять конкретные предметы, явления. Самыми отрицательными признаками устной речи являются: 1) бессодержательность, пустота мысли; 2) вербализм, т. е. употребления слов, предметного значения которых говорящий не знает.
Во-вторых, устная речь должна отличаться логичностью, которая
проявляется в последовательном изложении мыслей. Последовательно изложить мысли – это прежде всего связно изложить по плану. Последовательно расположены и связно соединены должны быть отдельные предложения между собой. Важно, чтобы в устных ответах обучающихся не было пропусков существенно важных фактов, повторений, противоречий.
В-третьих, устная речь должна быть ясной, т. е. такой, чтобы она могла
быть понята одинаково всеми и без особых затруднений. Ясность зависит от
многих условий: насколько полно и последовательно изложены мысли, правильно построены предложения, в частности, насколько соответствует мысли порядок слов в предложении, правильно ли употреблены местоимения, предлоги, союзы и т. д. Ясность изложения часто нарушается употреблением иностранных слов и диалектизмов. Иначе сказать, ясности речи способствует её чистота – избегание просторечивых слов и слов-паразитов и правильность — соответствие литературной норме. В устной речи различают правильность орфоэпическую и произносительную (отчётливое выговаривание звуков). Соблюдение правил орфоэпии – это произносительные нормы языка, т. е. «карова», а не «корова», «канешно», а не «конечно», «што», а не «что» и т. д.
В-четвёртых, устная речь должна быть точной, т. е. по возможности правдиво изображать окружающую ребёнка действительность, верно передавать факты, умело выбирая для этой цели наилучшие языковые средства – слова и предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.
В-пятых, устная речь должна быть экспрессивной. Речь человека не бесстрастна, она всегда несёт в себе экспрессию – выразительность, отражающую эмоциональное состояние. Эмоциональная культура речи имеет огромное значение в жизни человека. Развитие устной речи младших школьников охватывает также работу над тем, ка кобращается ребёнок к другому человеку, как произносится сообщение, т. е. каковы интонация, громкость, темп — экспрессивность речи. Я к этим сторонам речи
ребёнка отношусь с пристальным вниманием, т. к. речь его может быть небрежной, чрезмерно быстрой или замедленной, слова могут произноситься угрюмо, вяло, тихо. По тому, как ребёнок говорит, как у него экспрессивная функция речи развита, могу судить о речевой среде, формирующей его речь. При этом нельзя забывать об удивительной подражательности детей.
Это значит, если учитель говорит, чётко произнося слова, если интонации интеллигентны (глубоки, многообразны), если у него хороший темп речи, то дети, несомненно, подражая, усвоят особенности речевой экспрессии учителя.
В-шестых, выразительность устной речи является одним из важных условий её правильного восприятия адресатом. Особенно широко используются в устной речи такие средства выразительности, как повышение и понижение голоса, логические ударения, паузы, мимика, жесты.
Выразительность устной речи делает её могущественным средством убеждения и побуждения. Поэтому, начиная с начальных классов, я стараюсь учить детей говорить выразительно. В то же время, учу детей быть экономнее в жестах, не увлекаться ими, т. к. жест должен сдержанно
дополнять устную информацию, привлекая к ней внимание. Если можно обойтись без жестов – не жестикулировать.
Данные требования тесно связаны между собой и в школьной системе выступают в комплексе. С первого класса постепенно я знакомлю обучающихся с этими требованиями.
Развитие речи и обучение правильному формулированию мыслей для разговоров
Быстрая, несвязная, непоследовательная речь свойственна, в основном, ребенку, школьнику или подростку. Взрослый может сформулировать мысли четким, логичным и ясным языком. Однако случаются такие моменты, когда взрослому человеку тяжело рассуждать и общаться, речевые проблемы дают о себе знать. В подобных ситуациях следует обрести умения и понять, как развить речь и повысить качество общения.
Публичное выступление перед большой аудиторией
Развитие речи взрослых людей
В современном мире проблема того, как развить свою речь и научиться говорить красиво, особенно актуальна не только для тех, кто картавит или шепелявит, а также для людей с хорошей дикцией и речью.
Для врожденных дефектов есть общие рекомендации посещения врача-логопеда, чтобы устранить недостатки и неумения правильно произносить звуки. Некоторым может понадобиться хирургическая операция, которая дает точную гарантию исключения патологий в будущем.
Развитие речи, как устной, так и письменной, необходимо каждому человеку. Нужно постоянно учиться, работать над собой, чтобы уметь убедительно изложить свои мысли и формулировать идеи. В этом помогут упражнения:
- Следует запасти богатый словарный запас. Выбрав прозаический текст и взяв лист бумаги, необходимо заменять слова в тексте синонимами. Для этого могут понадобиться словарь русского языка и словарь синонимов.
- Для развития логики следует работать над ключевыми словами. Выбрав из текста 5 и более любых слов, придумать с ними историю или небольшую зарисовку, используя воображение.
- Для обретения уверенной и эмоциональной речи необходимо встать перед зеркалом и прочесть сначала текст без эмоций, после – используя спектр уместных эмоций. Понаблюдать за собой, как это выглядит со стороны.
Эффективны тренировки перед зеркалом, глядя на себя со стороны
- Записать себя на диктофон. Несколько раз можно прочесть эмоционально и, глядя в текст. После попробовать воспроизвести его наизусть. Работать до тех пор, пока речь не покажется идеальной не только себе, но и собеседнику по субъективным ощущениям.
- Найти напарника и попробовать вести с ним диалог, основанный на 10 ключевых словах, которые предварительно следует выписать. Вести разговор до тех пор, пока речь не будет казаться натянутой и неестественной.
Важно! Сегодня можно пройти множество тренингов дистанционно или онлайн. Некоторые методики обещают научить красоте и культуре языка за короткие сроки. Компания «Лидер» предлагает пройти тренинг «Ваша грамотная речь за год» и получить сертификаты прохождения курса. По окончанию учащийся сможет заговорить красиво, ярко и научиться удерживать внимание слушателей.
Зачем учиться выражать свои мысли
Тому, как научиться выражать свои мысли, учат еще в школе. Однако не каждый ученик может ответить на вопрос, для чего это нужно. При грамотном изложении мыслей можно уважительно, лаконично и точно описать информацию так, чтобы собеседник мог без труда все понять. Грамотная речь показывает уровень образованности и начитанности, это ценно во все времена. Также ясная речь может без искажений отобразить мысли вслух или на бумаге.
Когда человек не грамотный в речевом плане, его сложно понять другим людям, он с трудом подбирает слова. В результате у него появляются страх перед общением, замкнутость и интровертность.
При неумении излагать свои мысли нелегко общаться с людьми даже по телефону
Обратите внимание! Если не уметь грамотно писать, это создаст сложности при оформлении бумаг, документов, договоров. При этом даже простое сообщение будет казаться смешным, вызывая казус при общении. Когда у человека нет грамотности в изложении мыслей, будет создаваться ощущение, что сказанного много, а смысла в этом нет.
Богатый словарный запас
Богатый словарный запас помогает красиво излагать мысли и преуспеть в жизни. Насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании человека.
Важность богатого словарного запаса велика, поскольку с его помощью можно свободно изъясняться, вести деловые переговоры и стремительно продвигаться к намеченным целям.
Знать много слов и уметь красиво говорить – не одно и то же. Словарный запас нужно пополнять обширным кругозором, знаниями, красивой речью и выразительностью.
Дикция
Дикцией называют четкое произношение слов и всех букв. Если дикция хорошая, то это благоприятным образом сказывается на восприятии человека окружающими людьми. Чтобы обрести понимание, как научиться грамотно вести диалог и разговаривать с людьми, следует изучить вопрос правильной дикции.
Она, как правило, не бывает четкой от природы. Ее возможно улучшать, как в детстве, так и во взрослом возрасте. Актерам, например, необходимо обладать отличной дикцией, поскольку от этого будет зависеть успех в карьере.
Все актеры должны обладать хорошей дикцией
10 упражнений для развития дикции:
- С орехами, конфетами во рту. С предметом язык не должен соприкасаться, его держат только зубы. Произносить сначала согласные звуки, затем – слоги с гласными, после – слова.
- Скороговорки. Акцентировать внимание на «проблемных» сочетаниях звуков.
- Артикуляции звуков «ш-ж», «к-г».
- Отработка звука «ц». Например, цапля – сабля.
- Сначала медленно, затем быстро произносить сочетания букв: тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ.
- Сначала медленно, затем быстро произносить слова: бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен.
- Тренировать произношение согласных в сочетаниях «к-к» (к Кларе), «в-в» (верх – вверх).
- Проработать звуки в форме игры звука, например, «забивать гвозди», при произношении реплик: гбду, гбды, гбдэ.
- Отрабатывать звуки в определенных конструкциях, например, яшма в замше замшела.
- Сначала медленно, затем быстро, но отчетливо произносить слова, следить за «трудными» стыками звуков: воспользовавшемуся, ревербератор, территориальная целостность.
Повседневный стиль речи
В том, как следует правильно выражать свои мысли и говорить в повседневной жизни, нет ничего сложного.
Самые главные помехи в построении красивой речи:
- Слова-паразиты. Сюда относятся: «ну», «это», «э», «типа» и прочие. Они вовсе не украшают речь, не имеют никакой смысловой нагрузки.
- Матерные слова. Глубоким заблуждением является факт, что мат сближает людей в компании. На самом деле позитивное впечатление в любом кругу людей произведет человек с грамотной речью без привлечения в нее матерных слов.
В компании всегда обращают внимание на человека с грамотной речью
- Сленг. В настоящее время создается впечатление, что сленг помогает шагать «в ногу со временем». Однако не все знакомы с новыми модными словами и попросту могут не понять оппонента. Если нет желания «отяжелять» общение, то сленга следует избегать.
Дополнительная информация. Всегда следует следить за тем, как строится разговор. Некоторые люди только открывают рот и произносят первое слово, а собеседник начинает непроизвольно морщиться. Дело может касаться не столько речи, сколько тембра голоса. Поэтому над звучанием голоса также следует работать.
Упражнения для формулирования мыслей
Ряд способов, которые помогут понять, как следует правильно выражать свои мысли:
- Чаще выступать на публике. Использовать любые возможности выступить с докладом, на совещании и собрании. Подготовиться, безусловно, следует заранее.
- Сначала попробовать изложить мысли письменно. Прежде, чем отправить электронное письмо, следует пробежаться по нему глазами, анализируя органичность предложений.
- Слушать хороших ораторов, читать качественные книги. Здесь могут быть и деловые книги, и художественные. Польза от чтения, как известно, недооценена. Это поможет пополнить словарный запас и внедрить новые разговорные конструкции в речь.
- Развивать свой мозг. Это означает правильно питаться, заниматься спортом, решать интеллектуальные задачи.
- Изучать приемы ораторского мастерства и риторики. Неплохими трудами для воплощения данной идеи будут книги Д. Карнеги.
- Следить, чтобы общение не становилось болтливостью. Многословность – это неумение излагать свои мысли.
- Принимать активное участие в дискуссиях, совещаниях. Это поможет научиться отстаивать свою позицию.
- Перед выступлением записывать себя на диктофон.
- Особую роль играет окружение человека. Поэтому, чтобы речь стала более разнообразной, следует общаться с такими людьми, у которых богатый словарный запас.
- Писать конспект выступления. Иметь перед выходом на публику структурированный план речи – деловой подход к делу.
- Не применять слишком изощренные слова и сложные предложения. Чем речь проще и интереснее, тем большее количество людей ее поймет.
Развивать привычку грамотно говорить не всегда легко, поэтому придется потрудиться. Однако следует помнить, что в конечном итоге можно существенно увеличить словарный запас, суметь выразить все свои мысли вслух без стеснения, улучшить разговорный язык с помощью внедрения в него новых слов.
Видео
Монологическая и диалогическая речь: виды устной речи, методы обучения, приемы. Как развивать монологическую и диалогическую речь в школе
Статья:
Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи.
Монологическая и диалогическая речь — что это? Определения и виды устной речи
Для начала тезисно напомним, что такое монолог и диалог, какие виды монологической и диалогической речи существуют в русском языке.
Монолог — это высказывание одного лица. Монолог относительно протяжен во времени, содержит разные по объему части текста, связанные между собой логически.
В методике русского языка принято выделять два типа монолога:
- Направленный — то есть, обращенный к собеседнику.
- Внутренний — речь для себя, без расчета на реакцию.
Существует и классификация монологов по цели высказывания:
- Информационный — служит для передачи информации. Это различного рода лекции, доклады, рапорты, сообщения и пр.
- Убеждающий — это разновидность направленного монолога, который подразумевает ответную реакцию и эмоционален по содержанию. Например, поздравления, торжественные, напутственные речи.
- Побуждающий — направленные на призыв к какому-либо действию: политические монологи, призывы, приказы, протесты.
Для разговорной речи характерны спонтанные монологи, для официальной — подготовленные, имеющие четкую структуру (вступление, основная часть, заключение).
Диалог — разговор двух и более лиц. В отличие от монолога разговор может прерываться, во многом зависит от эмоций, характера беседы и темы, редко состоит из законченных предложений.
В зависимости от степени участия собеседников выделяют следующие виды диалогической речи:
- Односторонний опрос — вопросы задает только один из собеседников. К такому виду относятся интервью, анкетирование, соцопрос.
- Двусторонний опрос — участники равнозначно участвуют в беседе (дискуссии, споры).
- Обмен мнениями — здесь нет никаких вопросов, только суждения и мнения.
В методике выделяют еще стандартные диалоги (или диалоги этикетного характера) — это диалоги, используемые в типовых ситуациях (продавец-покупатель, начальник-подчиненный и пр.)
Обзор методик и приемов, направленных на развитие связной монологической и диалогической речи
- Образец рассказывания — это живое, яркое описание предмета или явления, которое дается детям как образец для подражания. Этот прием обучения монологической речи применяют в начальной школе, когда демонстрируют как, например, должно звучать правило, описание события и т.д.
Образец должен быть кратким, доступным для понимания, легким для запоминания, произносится четко, громко, обязательно выразительно.
- Анализ образца рассказывания. Этот прием помогает осознать структуру речи, вычленить отдельные составляющие, поработать над интонацией. Часто практикуется в начальной школе. Например, можно взять любой диалог или монолог из прочитанного произведения и попросить учащихся обозначить, где вступление (начало разговора), где концовка. Отдельно ученики выделяют цветными карандашами ключевые слова, на которых нужно понизить или повысить интонацию.
- Совместное рассказывание — еще один прием для начального обучения. Здесь учитель начинает предложение, а ребенок его заканчивает. Либо они составляют монолог поочередно.
- Частичное рассказывание — знакомая всем методика, когда по части текста нужно восстановить его полностью Можно предлагать начало рассказа, середину, конец. Легче, если это будет событийный рассказ. В старших классах можно предлагать для частичного рассказывания тексты-размышления или абстрактные тексты-рассуждения.
- Рассказ по картине (предметной, сюжетной, пейзажа, серии картин) — один из наиболее действенных приемов, который помогает развивать связную монологическую речь. Из практики отмечено, что этот прием часто практикуют учителя русского языка в начальной и средней школе. Почему о нем забывают в старших классах? Ведь для старшеклассников и картины можно подобрать интересные, соответствующие возрасту, и условия создания рассказа усложнить.
- Пересказ — прием практикуется на всех уровнях обучения. А учить пересказу начинают уже в 1 классе. Прием эффективный, потому что позволяет развивать не только образность мышления, но и логичность изложения мысли. Пересказывая текст, ребенок учиться понимать его структуру, а запоминание наиболее ярких оборотов речи, предложений способствует развитию памяти и художественности речи.
- Дедуктивный метод — способ обучения диалогу. Часто используется на уроках иностранного языка, хотя вполне приемлем и на других уроках. Суть метода в том, что дается готовый диалог, как образец. Это может быть ситуативный диалог, этикетный, профессиональный, в котором использованы устойчивые выражения, характерные для данной ситуации. Образец тщательно изучают, а потом, на его основе составляют свой диалог.
Например, предстоит урок-суд. Для этого процесса характерны свои реплики и устойчивые выражения. Поэтому заранее с учениками изучают, как строится процесс судопроизводства, какие фразы наиболее употребительны, какие термины используются. Образец может быть предоставлен в виде текста, видеосюжета.
На основе дедуктивного метода появились такие методики, как ролевые игры, дискуссии, форумы, симпозиумы. Все они строятся на основе беседы, обучения диалогической речи, развивают умение вести спор, отстаивать свое мнение, мыслить аргументировано и связно излагать свои мысли.
- Индуктивный метод предполагает обучение диалогической речи «снизу-вверх». То есть сначала изучаются лексические и грамматические единицы, и только потом формируется диалог. К приемам этого метода относятся «Толстые и тонике вопросы», «Шесть шляп», приемы, обучающие структуре речи, составлению плана выступлений.
Формирование монологической речи и умение вести диалог — ключевая задача технологии развития критического мышления. Все приемы и стратегии в этой технологии так или иначе построены на обсуждении, на умении связно говорить и спорить, приводя аргументы и доказательства. Такие приемы, как Уголки, ПОПС-формула, Кубик Блума, Сюжетная таблица, Мысли по аналогии, ИДЕАЛ, Мудрые совы призваны развивать критическое мышление. А главное — обучают связной, логически выстроенной и аргументированной речи.
В заключение хотелось бы отметить, что обучение монологической и диалогической речи должно вестись на всех уровнях обучения. Бывает, что учителя в старших классах не уделяют этому вопросу должного внимания, полагая, что подросток 14-16 лет уже умеет говорить связно. Но помимо логичности изложения школа должна научить образности мышления, критичности суждений, умению вести дискуссии и споры. Поэтому используя те или иные приемы, предполагающие монологи и диалоги, желательно постоянно акцентировать внимания на требованиях к устной речи.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Обучение и развитие навыков устной речи
Возрастная психология, детская психология, воспитание детей
Toggle it
Child-psy
- Уроки понимания
- Когда ваш ребенок сводит вас с ума
- Когда мы чувствуем собственную беспомощность
- Хрустальный шарик детства
- Что знают специалисты о вашем ребенке
- Когда родительская любовь заходит слишком далеко
- Кое-кто не хочет, чтобы его обнимали
- Потребность в приватности
- Волшебное слово: «Жди!»
- Как много можно рассказать ребенку
- Обделены ли заботой и вниманием дети, матери которых работают?
- Усталость, граничащая с безумием
- Когда ребенок врет
- Мама, я боюсь!
- Если ваш ребенок грозится убежать
- Когда ребенок все время ноет
- Когда ребенок невоспитан
- Дети, подверженные несчастным случаям
- Правда и выдумки о привычках
- Не кусайте руку, которая вам протянута
- Почему дети не спят?
- Общаться с ребенком — как?
- Урок первый: Безусловное принятие
- Урок второй. Помощь родителей. Осторожно!
- Урок третий. «Давай вместе!»
- Урок четвертый. «А если не хочет?»
- Урок пятый. Как слушать ребенка.
- Урок шестой. Двенадцать против одного или что нам мешает слушать ребенка.
- Урок седьмой. Чувства родителей.
- Урок восьмой. Как разрешать конфликты.
- Урок девятый. А как насчет дисциплины?
- Урок десятый. «Кувшин» наших эмоций.
- Можно ли что-то поправить? Как?
- Капризничает? Значит, развивается!
- Как новорожденный ощущает свой мир
- 5-я неделя: мир меняющихся ощущений
- 8 недель : мир явлений
- 12-я неделя: мир плавных переходов
- 19-я неделя: мир событий
- 26-я неделя: мир взаимосвязей
- 37-я неделя: мир категорий
- 46-я неделя: мир последовательностей
- 55-я неделя: мир задач
- 64-я неделя, или почти 15 месяцев
- 75-я неделя, или 17 с небольшим месяцев
- Продолжаем общаться с ребенком. Так?
- Ребенок растет
- Живем вместе
- Наше общение
- Важные правила общения с детьми
- Жила была девочка, похожая на тебя…
Дорис Бретт
- Когда ваш ребенок сводит вас с ума
- Развитие ребенка
- Развитие речи
- Развитие речи ребенка от рождения до 6 месяцев
- Развитие речи ребенка от 6 до 12 месяцев
- Развитие речи ребенка от 1 года до 3 лет
- Развитие речи ребенка от 4 до 6 лет
- Развитие речи ребенка от 6 до 7 лет
- Если ребенок ругается матом
- Как развивать речь ребенка. От рождения до трех лет.
- Нормы развития
- Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев.
- Развитие ребенка от 0 до 3 месяцев
- Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев
- Развитие ребенка от 9 до 12 месяцев
- Кризис первого года.
- Как прибавить в росте и вырасти с своих глазах.
- Как научить ребенка …
- Как научить ребенка пользоваться туалетом
- Как научить детей контролировать гнев
- Как научить ребенка спокойно ложиться спать
- Как научить ребенка заботиться о зубах
- Как научить ребенка побороть страх
- Как научить ребенка не пачкать пеленки
- Первые шаги
- Когда ребенок начинает ходить на четвереньках
- Когда ребенок начинает активно двигаться
- Когда ребенок делает первые шаги
- Календарь развития ребенка
- Календарь развития ребёнка от рождения и до года
- Календарь развития ребёнка от года до 6 лет
- Физическое развитие детей до года
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 0 до года.
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 1 года до 3 лет
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 3 до 7 лет
- Таблица изменения роста и веса ребенка от 7 до 17 лет
- Норма роста и веса для подростков
- Гормоны роста человека (СТГ и ИФР)
- Тяжелая кость : сколько на самом деле весил скелет человека
- Ожирение у детей
- Психологическая зрелость
- Гимнастика для малышей
- Развитие внимания у детей дошкольного возраста
- Выявление способностей у детей и их развитие
- Развитие речи
- Азбука для родителей
- Дети нового поколения
- Дети Индиго. Особенности развития.
- Невероятные левши: понятия леворукость и левшество
- Одаренные дети: особенности психического развития
- Творчество и одаренность
- Половое воспитание
- Нагота
- Представления о поле
- Половые игры
- Половая уравновешенность
- Половой опыт
- Мастурбация
- Стереотипы мужественности — женственности у подростков
- О детской сексуальности и формирование полоролевой ориентации
- Что, как и когда говорить ребенку о сексе.
- Сексуальное воспитание: коротко о том, что должен знать ребенок.
- Об извращенцах, насильниках, преступниках и др. опасностях.
- Дети и эмоции.
- Как научить ребенка общаться
- Покончим с истериками
- Как победить буку?
- Миф о тихонях
- Как преодолеть застенчивость?
- Почему ребенку трудно со сверстниками
- Детские чувства
- Кормление и еда.
- Искусственное вскармливание
- Кормление по просьбе ребенка
- Кормление насильно
- Расставание с рожком
- Тошнота и рвота
- Еда
- В постель с рожком
- Семья
- Первый ребенок
- Единственный ребенок
- Второй ребенок
- Младший и средний ребенок
- Почему в семье разные дети?
- Младший ребенок
- Мать
- Отец
- Жизненный цикл семьи: Основные кризисы
- Приемный ребенок
- Распад семьи. Развод
- Соперничество братьев
- Родители и дети
- Родительская любовь
- Смерть близкого человека
- Средний ребенок
- Старший ребенок
- Близнецы
- Бабушка и дедушка
- Отчим
- Мачеха
- Ребенок без отца
- Дети развода: потеря любимого
- Близнецы в детском саду
- Близнецы идут в школу
- Близнецы в школе: проблемы обучения
- Дед Мороз
- О чем плачет ребенок?
- Пеленать или не пеленать ?
- Детский сад: за и против
- Детские капризы
- Игрушки
- Избалованные дети
- Комплекс вины
- Контроль за мочевым пузырем
- «паршивая овца» в семье
- Отвергнутый ребенок
- Отпуск
- Манежик
- Лечебные игры
- Левша
- Летний лагерь
- Наказание
- Когда мы говорим «Нельзя!»
- Наследсвенность
- Непослушание
- Неуверенность в себе
- Музыка
- Игра.
- Пассивное сопротивление
- Плохие сны
- Подарки
- Привилегии
- Дети нового поколения
Устный перевод
Устный перевод — это перевод звучащего устного языка в режиме реального времени.
Позволяет осуществлять продуктивное общение между представителями различных языковых культур. Структура передает содержание устной речи через лексику, грамматику и особенности интонационных структур. Как правило, существует две основных разновидности устного перевода:
- одновременных;
- подряд
Оба типа активно используются при общении на самых разных уровнях: от официальных выступлений до межличностного общения.Для соблюдения точности передачи информации и правильности применяемой лексики к устным переводам привлекаются переводчики определенной специализации, которые помимо навыков устной речи компетентны в той или иной области практики.
Особенности устной речи
Устный перевод, который условно подразделяется на синхронный и последовательный, имеет свои особенности.
Синхронный перевод считается наиболее сложной формой перевода.Речь говорящего идет в обычном темпе, на ее фоне переводчик-синхронист передает перевод. Таким образом, временной разрыв между исходной речью и переводом минимален.
Слушатели легко воспринимают перевод, как если бы говорящий говорил на их родном языке. Эта популярная форма устного перевода широко используется во время официальных выступлений, конференций и важных заявлений. Специалист может работать в режиме синхронного перевода максимум 20-30 минут, после чего его следует заменить.
Сфера применения:
- Официальные выступления различных официальных лиц;
- Переговоры, в том числе телефонные;
- Выступления в судебных заседаниях;
- Брифинги и конференции;
- Устные инструкции и пояснения;
- Экскурсии, описания и др.
Устный последовательный перевод предполагает передачу речи говорящего, а затем перевод ее в логических паузах.Как и синхронный перевод, последовательный используется как при официальном общении, так и при менее строгих формах общения: встречи, экскурсии, сопровождение делегаций и т. Д.
При последовательном переводе специалист может быть задействован на несколько часов подряд. Оплата его услуг почасовая.
Чтобы обеспечить точный перевод, переводчик должен владеть словарем в назначенной области, а также понимать специфику и тонкости этой области.
Если в отличие от письменного перевода устный перевод не подлежит исправлению, то требования к его качеству выше, чем к качеству письменного перевода. Специалист должен четко и точно передать слушателям мысли говорящего, а также содержание его речи с сохранением интонационных особенностей.
Услуги устного перевода в нашем бюро
В «Global Translation Service» работают профессионалы с отличными навыками синхронного перевода, большинство из которых имеют второе высшее образование, позволяющее работать в узкой специализации в области переводов.
Мы опираемся на устный последовательный и синхронный перевод с разных языков, которые конкурентоспособны по сравнению со средними муниципальными тарифами. Наши специалисты участвовали в мероприятиях, посвященных вопросам медицины, компьютерных технологий, строительства, экономики и бизнеса и многих других. Работая с нами, вы обеспечите точность и качество связи на любом ответственном мероприятии.
Различие между языком и речью, которое впервые было введено Фердинандом де Соссюр в его книге по общей лингвистике, с тех пор стало одним из краеугольных камней современной лингвистики.Хотя по-прежнему существуют разногласия по поводу точного определения границ между двумя сферами, его общая идея была принята большинством ученых. Итак, язык — это система фонологическая, лексическая и грамматическая, лежащая в основе всякого говорения. Это источник, на который должен опираться каждый говорящий и писатель, чтобы его поняли другие носители языка. Речь, с другой стороны, является проявлением языка или его использованием различными носителями и авторами данного языка.Таким образом, то, что мы имеем перед собой в устной или письменной форме в качестве материала для анализа, всегда является продуктом речи, а именно чем-то, что либо произнесено, либо написано каким-то отдельным оратором или писателем, а иногда и группой ораторов или писателей. Для ученого нет другого пути познания языка, кроме как через его речевые проявления. Поскольку здесь мы имеем дело только с грамматикой, мы не будем останавливаться на проблеме языковой системы в фонологии, орфографии и лексикологии, а сосредоточимся на системе грамматики и ее проявлениях в речи, где, конечно, это возможно. никогда не оказывались изолированными от фонологии и лексикологии. Таким образом, утверждая, что английские существительные различаются двумя числами, единственным и множественным, и что существует несколько способов выражения категории множественного числа в существительных, мы констатируем языковые факты, то есть элементы этой системы на который должен нарисовать носитель английского языка или писатель. Точно так же утверждение, что в английском языке есть фразы типа «наречие + прилагательное + существительное», безусловно, является утверждением о языке, а именно о синтаксической системе английского языка на уровне фраз.Таким образом, при построении таких конкретных фраз, как , очень хорошая погода, чрезвычайно интересный роман, поразительно неадекватный ответ, и т. Д., Говорящий как бы опирается на набор фраз, существующих в языке и знакомых его носителям, и он наполняет образец словами, выбирая их из набора слов, существующих в языке, в соответствии с мыслью или чувством и т. д., которые он хочет выразить. Например, конкретная фраза , поразительно неадекватный ответ, — это речевой факт, созданный отдельным говорящим для его собственных целей и основанный на знании: (а) рассматриваемого синтаксического образца и (б) слова, расположенные по шаблону. Возможно, можно сказать с некоторыми оговорками, что настоящие предложения, произносимые говорящим, являются результатом организации слов, взятых из словарного запаса языка, в соответствии с шаблоном, взятым из его грамматической системы. Таким образом, получается, что материал, который ученый берет для исследования, всегда является фактом речи. Если бы не такие факты речи, устные или письменные, лингвистическое исследование было бы невозможным. Таким образом, задача ученого — проанализировать имеющиеся в его распоряжении речевые факты таким образом, чтобы через них добраться до базовой языковой системы, без которой они не могли бы быть произведены. Дата: 28.02.2015; просмотр: 2873 |
Речевое общение — Журнал — Elsevier
Speech Communication — это публикация Европейской ассоциации по обработке сигналов (EURASIP), которую можно найти по адресу http://www.eurasip.org, и Международной ассоциации речевой коммуникации (ISCA), которую можно найти по адресу http: //www.isca-speech.org.
Речевое общение является междисциплинарным…
Прочитайте больше
Speech Communication — это публикация Европейской ассоциации по обработке сигналов (EURASIP), которую можно найти по адресу http://www.eurasip.org, и Международной ассоциации речевой коммуникации (ISCA), которую можно найти по адресу http: //www.isca-speech.org.
Speech Communication — это междисциплинарный журнал, основной задачей которого является удовлетворение потребности в быстром распространении и подробном обсуждении результатов фундаментальных и прикладных исследований.Чтобы установить рамки для взаимосвязи результатов из различных областей области, акцент будет сделан на точки зрения и темы трансдисциплинарного характера. Редакционная политика и техническое содержание журнала являются ответственностью редакторов и официальных представителей. Институциональные представители помогают редакторам в определении и контроле редакционной политики, а также в поддержании связей с научными ассоциациями, международными конгрессами и региональными мероприятиями.Редакционная коллегия способствует сбору материалов для публикации и помогает редакторам в редакционном процессе.
Редакционная политика:
Основными задачами журнала являются:
• представить форум для развития науки о речевом общении человека и человека и машины;
• стимулировать перекрестное оплодотворение между различными полями этой области;
• способствовать быстрому и широкому распространению научно обоснованных вкладов в этой области.
Охват темы:
Тематические области, охваченные в этом журнале, включают:
• Основы устного общения и диалога: моделирование процессов производства и восприятия; фонетика и фонология; синтаксис; семантика и прагматика речевого общения; познавательные аспекты.
• Модели и инструменты для изучения языка : функциональная организация и модели развития языковых способностей человека; приобретение и восстановление разговорной речи; дефекты речи и слуха и вспомогательные средства.
• Обработка речевого сигнала : анализ, кодирование, передача, улучшение, устойчивость к шуму.
• Модели для автоматической речевой связи : распознавание речи; языковая идентификация; распознавание говорящего; синтез речи; устный диалог.
• Разработка и оценка инструменты: одноязычные и многоязычные базы данных; методики оценки; специализированные программно-аппаратные комплексы; полевые эксперименты; развитие рынка.
• Мультимодальный интерфейс человек-компьютер : использование речевого ввода / вывода в сочетании с другими модальностями, например.