Значение детских рисунков в психологии: Что значит детский рисунок? | Азбука воспитания

Содержание

Что значит детский рисунок? | Азбука воспитания

Дети очень любят рисо­вать. Они изоб­ра­жают на бумаге все, что чув­ствуют и заме­чают вокруг. В рисун­ках отра­жа­ются все про­блемы и еще не задан­ные вопросы детей. Рисует ребе­нок так, как он видит и цвет, и форму пред­ме­тов, и их отно­ше­ния, а это и поз­во­ляет нам, взрос­лым, извлечь полез­ный урок. Научив­шись «читать» рисунки сво­его ребенка, мы смо­жем понять, где и когда допу­стили ошибку в его вос­пи­та­нии и можно ли ее исправить.

Рисуя — играем…

Пси­хо­логи утвер­ждают, что рису­нок для ребенка — не искус­ство, а его речь: он «гово­рит» о вещах, ситу­а­циях с помо­щью кар­ти­нок, пока его речь — и уст­ная и пись­мен­ная ‑еще бедна и несо­вер­шенна. И эта роль рисунка сохра­ня­ется лет до десяти, пока не появится ряд иных средств выра­же­ния, а соб­ствен­ные рисунки не пока­жутся ребенку смеш­ными и неук­лю­жими. Но от пяти до десяти лет — это «золо­той век» дет­ского рисунка, под­го­товка к кото­рому начи­на­ется с двух лет. «Насто­я­щий» же рису­нок появ­ля­ется года в четыре. В это время уже каж­дый рису­нок можно рас­смат­ри­вать с точки зре­ния осво­е­ния ребен­ком основ­ных гра­фи­че­ских фак­то­ров: про­стран­ства, линии, цвета.

Обычно рису­нок зани­мает все про­стран­ство бумаги. Часто замыс­лам ребенка ста­но­вится тесно на листе, и они выхо­дят за его пре­делы на стол, стену, пол. Только со вре­ме­нем — лет в пять — научится ребе­нок при­дер­жи­ваться гра­ниц листа. Если же этого не про­изо­шло, полезно обра­титься к рисо­ва­нию с помо­щью метода раз­де­ле­ния про­стран­ства на квад­раты. Потре­ни­руйте ребенка в копи­ро­ва­нии рисун­ков. Самое глав­ное в таком упраж­не­нии — обра­тить его вни­ма­ние на пере­се­ка­ю­щи­еся линии как на образце для копи­ро­ва­ния, так и на чистом листе бумаги: это те «опоры», кото­рые должны помочь удер­жать изоб­ра­же­ние в опре­де­лен­ном, ука­зан­ном месте листа.

Счи­та­ется, что до четы­рех лет ребе­нок может рисо­вать, как ему забла­го­рас­су­дится: чело­ве­че­ские фигурки и пред­меты могут быть уве­ли­чен­ными или умень­шен­ными, дори­со­ван­ными или недо­ри­со­ван­ными, рас­по­ло­жен­ными в любом месте на листе бумаги — вни­ма­ние малень­кого рисо­валь­щика еще очень рас­се­янно и пере­ска­ки­вает с одного пред­мета на дру­гой. Поэтому появ­ля­ется мно­же­ство неза­кон­чен­ных рисун­ков или таких, где одни кара­кули «нале­зают» на дру­гие. Не огор­чай­тесь: рисо­вать для ребенка — зна­чит гово­рить: сразу и обо всем.

Но вот ребенку испол­ня­ется четыре года, и его рисунки уже можно исполь­зо­вать как свое­об­раз­ный лич­ный днев­ник. Помните, самый важ­ный для малыша объ­ект, как пра­вило, рас­по­ла­га­ется в цен­тре рисунка, все осталь­ное вра­ща­ется вокруг него, и это может быть все, что угодно.

Ино­гда роди­тели сетуют на такое несо­вер­шен­ство дет­ских рисун­ков: на них пред­став­лено то, чего, по нашему взрос­лому разу­ме­нию, про­сто не может быть. Типич­ный при­мер — эффект «про­зрач­но­сти»: ребе­нок изоб­ра­жает то, что не может быть видно на изоб­ра­же­нии (при­мер — дом с пред­ме­тами внутри). В этом нет ничего «ненор­маль­ного», напро­тив, пора­дуй­тесь тому, что ваш малыш знает и как устроен дом, и какие вещи скры­ва­ются за его непро­ни­ца­е­мыми для взгляда стенами.

Рисуя — учимся…

Чаще всего в рисунке ребе­нок исполь­зует линию. Она появ­ля­ется уже в «мара­ниях» двух­лет­него худож­ника, ста­но­вясь со вре­ме­нем более совер­шен­ной осно­вой насто­я­щего рисунка.

Рисо­ва­ние — слож­ная работа для малыша: надо научиться пере­дви­гать каран­даш в нуж­ном направ­ле­нии пока еще непо­слуш­ными паль­чи­ками под кон­тро­лем глаз, тоже не до конца усво­ив­ших важ­ность своей роли — кон­тро­ли­ро­вать дви­же­ния руки. И это помимо чисто «худо­же­ствен­ных» задач: «нари­со­вать кота Ваську, у кото­рого пуши­стый хвост, ост­рые когти и кото­рый бегает так быстро, как ракета, — не дого­нишь ни за что».

Рисо­ва­ние — очень серьез­ная работа: раз­ви­вая руку, мы раз­ви­ваем мозг. Загля­ните в любой учеб­ник по пси­хо­ло­гии и убе­ди­тесь в их неру­ши­мой нервно-пси­хи­че­ской связи. Поэтому помо­гите сво­ему малышу осво­иться с каран­да­шами и фло­ма­сте­рами. Суще­ствует много хоро­ших книг и аль­бо­мов для рас­кра­ши­ва­ния, в кото­рых, про­водя раз­но­об­раз­ные линии, ребе­нок учится пси­хо­мо­тор­ной координации.

Если вашему ребенку уже испол­ни­лось четыре года, обра­тите вни­ма­ние на то, какие линии состав­ляют его рисунки. Сте­пень нажима, уме­ние про­ве­сти линию под раз­ным углом могут гово­рить и о раз­ви­тии руч­ных навы­ков, и об эмо­ци­о­наль­ном само­чув­ствии. Неров­ные пре­ры­ви­стые, спус­ка­ю­щи­еся линии под­ска­жут вни­ма­тель­ным роди­те­лям, что ребенка что-то бес­по­коит или вызы­вает неуве­рен­ность в себе. «Колю­чие, агрес­сив­ные» линии могут появиться в ответ на ваше излишне жест­кое «управ­ле­ние» и т.д. Помните: осо­бен­но­сти рисун­ков вашего ребенка — это повод заду­маться над своей стра­те­гией вос­пи­та­ния, а не сти­мул к дирек­тив­ному ука­за­нию «не смей про­во­дить такую линию!». Нельзя воз­дей­ство­вать на резуль­тат — уже гото­вый рису­нок — это свое­об­раз­ный экран, отра­жа­ю­щий мысли и пере­жи­ва­ния вашего ребенка.

Рисуя — чувствуем…

Отно­ше­ние к цвету — объ­ект мно­го­чис­лен­ных иссле­до­ва­ний пси­хо­ло­гов. Огра­ни­чимся неко­то­рыми заме­ча­ни­ями, необ­хо­ди­мыми для пони­ма­ния того, что чув­ствует и думает ребе­нок, рисуя. Счи­тают, что чело­век обла­дает врож­ден­ным чув­ством цвета. Одни пред­по­чи­тают оттенки крас­ного, дру­гие — синего. Боль­шую роль играют и усло­вия жизни ребенка (сель­ская мест­ность или город), и при­над­леж­ность к опре­де­лен­ной куль­туре. Пси­хо­логи уста­но­вили, что каж­дый цвет несет в себе опре­де­лен­ный сим­вол: страха, горя, гнева, любви. Однако, не все одно­значно — в раз­ных куль­ту­рах один и тот же цвет имеет раз­ное зна­че­ние: в Китае, напри­мер, цвет тра­ура и печали — белый, а лило­вый цвет во мно­гих стра­нах явля­ется сим­во­лом любви и счастья.

Вна­чале ребе­нок исполь­зует неболь­шой набор каран­да­шей или кра­сок — это основ­ные цвета: крас­ный, синий, зеле­ный. При­чем каж­дый цвет, каж­дый отте­нок — откры­тие, кото­рое заво­ра­жи­вает, новый цвет кажется самым кра­си­вым, самым при­вле­ка­тель­ным. Один трех­лет­ний маль­чик, открыв­ший для себя оран­же­вый цвет, на вопрос: «Какие глазки у твоей малень­кой сест­рички?» убеж­денно отве­чал «оран­же­вые».

Посте­пенно выбор цвета при рисо­ва­нии будет все более осо­знан­ным, под­чи­ня­ясь зада­чам худо­же­ствен­ного изоб­ра­же­ния. Не стоит, однако, ждать, когда чув­ство цвета спон­танно разо­вьется у ребенка, ему можно в этом помочь: как можно раньше дайте наборы раз­но­цвет­ных каран­да­шей, фло­ма­сте­ров, обра­щая его вни­ма­ние на оттенки. Поощ­ряйте жела­ние ребенка экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с цве­том. Дайте ему почув­ство­вать раз­ницу между крас­ным и зеле­ным ябло­ком, между лас­ко­вым и бур­ным морем и т.д., но делайте это нена­вяз­чиво, не дирек­тивно и набе­ри­тесь тер­пе­ния, если богат­ство цве­то­вой палитры появится не сразу. Если ребе­нок рисует синего кота, воз­можно, он про­сто раз­вле­ка­ется, а не соче­тает выбран­ный им цвет с рису­е­мым объ­ек­том, так как соче­та­е­мость цвета с объ­ек­том его пока совсем не инте­ре­сует. Если ребе­нок окра­ши­вает чело­ве­че­скую фигурку крас­ным, это может озна­чать — в зави­си­мо­сти от обсто­я­тельств — как агрес­сив­ность, страх, так и хоро­шее настро­е­ние, празд­ник. Строго уста­нов­лен­ных зако­но­мер­но­стей здесь нет — их вам может заме­нить ваше зна­ние сво­его ребенка.

Попро­сите ребенка рас­ска­зать, с какими чув­ствами ассо­ци­и­ру­ются цвета его соб­ствен­ных рисун­ков (или иллю­стра­ций в кни­гах и жур­на­лах). Когда он рас­кра­ши­вает рису­нок, поин­те­ре­суй­тесь, какой запах у этого пред­мета, горя­чий он или холод­ный, шеро­хо­ва­тый или глад­кий, с чем еще его можно срав­нить? Или, наобо­рот, попро­сите ребенка нари­со­вать что-то бле­стя­щее, холод­ное, про­зрач­ное. Пусть ребе­нок попро­бует пере­дать все эти харак­те­ри­стики пред­мета с помо­щью сво­его рисунка, исполь­зуя соот­вет­ству­ю­щий цвет, линии, рас­по­ло­же­ние на листе…. Отметьте для себя посто­ян­ные соче­та­ния цвета и чув­ства вашего ребенка — вот вы и полу­чили свое­об­раз­ное посо­бие для уточ­не­ния пере­жи­ва­ний малыша. Только учтите, язык цвета очень переменчив.

Во время заня­тий с ребен­ком не про­яв­ляйте излиш­ней настой­чи­во­сти, обу­чая тому, «как надо». Объ­яс­няйте так, чтобы ребе­нок больше спра­ши­вал. При­хо­дится ино­гда сожа­леть, что совре­мен­ным мамам и папам частично известны неко­то­рые пси­хо­ло­ги­че­ские тайны — что-то рас­ска­зали зна­ко­мые, что-то про­чи­тали сами, а в резуль­тате: «Почему ты рису­ешь такие руки и зубы? Пси­хо­лог ска­зал, что это нехорошо!».

Или изве­стен слу­чай, когда педа­гог, свое­об­разно пони­мая свои про­фес­си­о­наль­ные задачи, запре­тил сво­ему уче­нику исполь­зо­вать чер­ную краску в аква­ре­лях, а маль­чик, про­ведя фио­ле­то­вую линию, под­пи­сал под ней: черная!

От тео­рии к практике

Нач­нем с самого глав­ного в рисун­ках детей. Чело­ве­че­ская фигура — один из излюб­лен­ных объ­ек­тов дет­ского твор­че­ства. При­мерно в 70 слу­чаях из 100 она будет в цен­тре вни­ма­ния малень­кого рисо­валь­щика. «Вино­ват» в этом совре­мен­ный уклад жизни: пока не пол­но­стью и не во всем, к сча­стью, чело­века заме­нили машины, пока еще ребе­нок с рож­де­ния окру­жен любя­щими мамой, папой, бабуш­ками и т.д. Уже с пер­вой улыб­кой, обра­щен­ной к вам, малыш не только обо­жа­е­мое всеми домаш­ними суще­ство, его улыбка — пер­вый успешно сдан­ный экза­мен на готов­ность к общению.

Теперь от вас во мно­гом зави­сит, чтобы инте­рес к людям у него не осла­бе­вал. Это очень важно для соци­а­ли­за­ции ребенка, да и про­сто потому, что по-насто­я­щему чело­век бывает счаст­лив только когда любит и любим, когда его пони­мают и он пони­мает, сочув­ствует людям. А это сво­его рода талант и раз­ви­вать его нужно как можно раньше. О небла­го­по­лу­чии в его раз­ви­тии вам могут рас­ска­зать рисунки, где изоб­ра­же­ние все­воз­мож­ных машин оттес­нит или пол­но­стью затмит порт­реты чле­нов семьи, кото­рые, в луч­шем слу­чае, будут высту­пать как незна­чи­тель­ные при­датки к ним.

Если вы соби­ра­ете и хра­ните рисунки сво­его малыша, вы можете заме­тить, как меня­ется с воз­рас­том изоб­ра­же­ние чело­века: от круга или овала, пред­став­ля­ю­щего голову с при­со­еди­нен­ными к ней руками и ногами (такие рисунки 3–4‑летних детей полу­чили назва­ние «голо­во­но­гов») к выде­ле­нию и пра­виль­ному про­ри­со­вы­ва­нию отдель­ных частей тела — рук, ног и дета­лей одежды. Как пра­вило, к шести годам ребе­нок, уже вполне овла­дев навы­ками изоб­ра­же­ния чело­ве­че­ской фигуры в довольно слож­ных про­стран­ствен­ных ракур­сах, пере­хо­дит к слож­ным рисун­кам, с мак­си­мально насы­щен­ным раз­но­об­раз­ным фоном: маши­нами, живот­ными, вещами, пере­да­вая с их помо­щью про­фес­сию или заня­тие персонажа.

С воз­рас­том совер­шен­ству­ется не только тех­ника изоб­ра­же­ния фигуры чело­века. Все чаще ребе­нок, неосо­знанно или вполне созна­вая, выра­жает свое отно­ше­ние к нему. Малень­кий худож­ник при­стально всмат­ри­ва­ется в людей и в самого себя.

А какую пищу для вооб­ра­же­ния дают авто­порт­реты, посте­ги­вая про­гнозы роди­те­лей в отно­ше­нии буду­щих про­фес­си­о­наль­ных увле­че­ний ребенка или черт его харак­тера. Чрез­вы­чайно инте­ресно сле­дить за эво­лю­цией авто­порт­ре­тов ребенка: как посте­пенно с воз­рас­том меня­ются его вкусы и при­стра­стия, что глав­ное выде­ляет он в себе в тот или иной период жизни.

И здесь стоит упо­мя­нуть о пер­вой влюб­лен­но­сти стар­ших дошколь­ни­ков, весьма све­ду­щих в этом воз­расте в вопро­сах сим­па­тии и анти­па­тии. Шести­лет­ние дети могут исполь­зо­вать бога­тей­шую палитру изоб­ра­зи­тель­ных средств для выра­же­ния сво­его осо­бого отно­ше­ния. Девочки, как пра­вило, рисуют необык­но­вен­ные наряды и букеты цве­тов, а маль­чики, не могут усто­ять перед иску­ше­нием при­укра­сить образ тех­ни­че­скими атрибутами.

Ино­гда дети рисуют людей абсо­лютно оди­на­ко­выми. Это может быть свя­зано с неко­то­рой задерж­кой эмо­ци­о­наль­ного раз­ви­тия, но чаще объ­яс­ня­ется оди­на­ко­во­стью соци­аль­ных ролей изоб­ра­жа­е­мых людей. Так, напри­мер, млад­шие школь­ники нередко изоб­ра­жают оди­на­ко­выми ребят сво­его класса: все они уче­ники и это в них самое глав­ное на этот момент.

Об осо­бом отно­ше­нии ребенка к изоб­ра­жен­ным людям гово­рит, помимо цвета, и вни­ма­ние к таким дета­лям, как укра­ше­ния, бан­тики, рюшечки, обо­рочки, пуго­вицы, кар­маны, медали и т.д. Таких подроб­но­стей одежды, укра­ше­ний на изоб­ра­же­нии люби­мого чело­века больше, чем у нелюбимого.

Немало полез­ной инфор­ма­ции об отно­ше­ниях в семье можно почерп­нуть из дет­ских рисун­ков. Оби­лие мам, гото­вя­щих обед, накры­ва­ю­щих на стол или уби­ра­ю­щих квар­тиру и пап, чита­ю­щих на диване, ремон­ти­ру­ю­щих машину, гово­рит о совре­мен­ном обще­стве и рас­пре­де­ле­нии ролей в нем не меньше, чем кар­тины «взрос­лых» худож­ни­ков. Пред­став в роли «заяд­лых реа­ли­стов», дети не пере­стают быть фан­та­зе­рами. Им очень нра­вятся зада­ния, в кото­рых нужно изоб­ра­зить себя и своих близ­ких в виде каких-либо живот­ных. Пред­ло­жив ребенку такое зада­ние, будьте мудры и тер­пимы, даже если он изоб­ра­зил вас в облике живот­ного, совер­шенно вам не сим­па­тич­ного. Одна мама оби­де­лась и не стала выяс­нять, почему сынишка изоб­ра­зил ее в виде змеи. А ведь сто­ило бы рас­спро­сить его: может быть, своим рисун­ком он хотел под­черк­нуть муд­рость мамы или ее гра­ци­оз­ность. Ну а если пояс­не­ния малыша вас не обра­дуют лест­ными срав­не­ни­ями, заду­май­тесь над при­чи­нами этого: может быть, где-то вы допу­стили ошибку, были черес­чур, по его мне­нию, жестки и неспра­вед­ливы. Попы­тай­тесь понять, стать чуточку тер­пи­мее, мягче, и тогда вы не полу­чите рису­нок своей семьи, в цен­тре кото­рого не кто-то из род­ных а, напри­мер, гро­мад­ных раз­ме­ров попу­гай или собака, ибо именно они, а не вы зани­мают цен­траль­ное место в жизни ребенка.

Как часто мы, не заду­мы­ва­ясь, гово­рим: «кру­чусь, как белка», «устал, как собака», «тру­жусь, как пчелка». Уди­ви­тельно ли после этого появ­ле­ние таких рисун­ков: тру­дяга-мама в виде лошадки с при­то­ро­чен­ной к седлу мет­лой, мечется по дому, папа пчел­кой уле­тает куда-то прочь, млад­ший брат в виде кар­ка­ю­щий вороны, летает возле мамы, а сам автор рисунка в образе жаля­щей кобры под­пол­зает к ней за своей пор­цией внимания.

Ино­гда в рисун­ках детей кто-то из близ­ких или он сам отсут­ствует, а ребе­нок пояс­няет это таким обра­зом «мама гуляет с сест­рен­кой» или «я — у бабушки». Так реа­ги­руют стар­шие сест­ренки или бра­тишки на появ­ле­ние в семье млад­ших. Это тре­вож­ный сиг­нал для роди­те­лей: ребе­нок чув­ствует себя обде­лен­ным, изо­ли­ро­ван­ным от заме­ча­тель­ного собы­тия, свер­шив­ше­гося в семье — появ­ле­ния в ней «новень­кого». Сме­лее вклю­чайте стар­шего в свои заботы о малыше, пусть он убе­диться, что ваша любовь не раз­де­ли­лась, а усилилась.

На пер­вый взгляд, может пока­заться, что ана­лиз дет­ских рисун­ков — не такая уж слож­ная задача. Однако хоте­лось бы предо­сте­речь роди­те­лей от жест­ких фор­му­ли­ро­вок и поста­новки пси­хо­ло­ги­че­ского диа­гноза. Ведь за кажу­щи­мися про­сто­той и изя­ще­ством метода стоит мно­же­ство нюан­сов, вза­и­мо­свя­зей отдель­ных про­яв­ле­ний и осо­бен­но­стей. Кроме того, чело­век, ана­ли­зи­ру­ю­щий рису­нок, рас­смат­ри­вает его через призму сво­его лич­ного опыта и состо­я­ния в дан­ный момент вре­мени. Поэтому не стоит само­сто­я­тельно делать далеко иду­щих выво­дов. А если что-то в рисунке ребенка насто­ро­жило или оза­да­чило роди­те­лей, лучше не откла­ды­вать визит к спе­ци­а­ли­сту. Пусть помо­жет разобраться!

Автор: Гано­шенко Ната­лья Ива­новна, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук

Источ­ник: Жур­нал “Вино­град”

Как расшифровать детский рисунок

Зачем анализировать детские рисунки

Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.

Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.

Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.

Рисуночная диагностика показывает:

  1. соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
  2. симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
  3. приоритеты и фундамент формирующегося характера;
  4. страхи и скрываемые переживания;
  5. тайные желания.

Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.

Как определить уровень развития ребенка через рисунок

Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.

Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.

  • Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
  • Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
  • Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.

Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках

Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.

Цвет

Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.

  • Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
  • О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
  • Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
  • Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
  • Фиолетовый – цвет фантазеров.
  • Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.

В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.

Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.

Композиция

Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.

В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.

Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.

Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.

Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.

Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.

Манера изображения и характерные черты

С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.

Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.

Тревожные сигналы в рисунке ребенка

Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.

  • Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
  • Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
  • Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
  • Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
  • Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
  • Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.

В заключение

Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.

  1. Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
  2. Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
  3. Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.

Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.

Психология детского рисунка

 Психическое развитие, Творческое развитие



 

    Оценить психологическое состояние ребёнка, порой очень сложная задача, ведь маленьких детей многое происходит исключительно на уровне подсознания, например, ребёнок боится отца, а может и ненавидит его в глубине души, но он слишком мал, чтобы понимать эти ощущения и, на вопрос об этом, наверняка ничего не ответит. Под внешней беспечностью, может скрываться целая буря эмоций. Как же определить, что на самом деле происходит с малышом? Всё очень просто – для этого существует психология детского рисунка, детский рисунок расскажет обо всём, что творится на душе у малыша.

Расшифровка детского рисунка семьи

Рисуем семью.Расшифровка детского рисунка семьи даёт представление о том, как ребёнок относится к тому или иному члену семьи. Достаточно просто дать ему карандаши, листок бумаги и попросить нарисовать свою семью. Дети любят рисовать и малыш охотно возьмётся за выполнение задания. Остаётся лишь узнать значение детских рисунков в психологии.

Желательно потихоньку наблюдать за процессом рисования. Чаще всего малыш начинает рисовать свою семью с человека, который для него наиболее авторитетен и значим. Если все нарисованные люди крохотного роста, это означает, что у ребёнка крайне низкая самооценка, если фигурки нарисованы вверху листа, это говорить о том, что малыш не доволен своим положением в семье и, подсознательно, стремиться исправить ситуацию. Если напротив, все нарисованы внизу, это свидетельствует о низком уровне притязаний ребёнка. Любимый член семьи, обычно, рисуется не только первым, но и прорисован лучше остальных.

Расстояние между нарисованными людьми, символизирует близость в семье. Если все люди расположены рядом друг с другом, значит в семье царят дружеские, доверительные отношения, особенно это очевидно, если между фигурками нет предметов и они держатся за руки. Если же расстояние большое, между людьми имеются различные предметы или все заняты чем-то своим, это говорит о том, что семья разобщена и в ней нет особой близости и теплоты.

Изображение самого малыша, поведает о нём практически всё, что нужно знать. Итак, если ребёнок изобразил себя ростом наравне, а то и выше чем взрослые, он чувствует себя особенным, уникальным и очень важным. Излишне маленький рост свидетельствует об ощущении униженности. Наличие шляпы, говорит о необходимости защиты. О закрытости ребёнка говорят не прорисованные черты его лица. Внутренняя агрессия изображается открытым ртом с зубами, а страхи, большими глазами. Широко расставленные ноги, говорят о том, что малыш уверен в себе, а убранные за спину или в карманы руки, напротив, о неуверенности. Дети редко рисуют уши, но если они всё же изображены, это значит, что малыш и правда слушается родителей и их слова для него имеют большой вес.

На детских рисунках почти всегда есть солнце, это символ тепла и благополучия. Но если на рисунке изображён кто-то, кто отгораживает малыша от солнца, скорее всего этот человек в жизни лишает его комфорта и теплоты.

Преобладание на рисунке всевозможных предметов, говорит о том, что семья ориентирована на материальное, а не духовное.

Очень плохо, если на рисунке нет кого-то из членов семьи, а ещё хуже, когда нет самого ребёнка. В первом случае это означает безразличие или неприязнь к отсутствующему члену семьи, а во втором, что ребёнок чувствует себя ненужным в этой семье.

Присутствие на рисунке лишних людей, говорит о том, что ребёнку не комфортно и он желает что-нибудь поменять.

Фигурка нарисованная резкими и прерывистыми линиями, изображает самого неприятного для ребёнка члена семьи, в то время как все те, кого малыш люби, будут нарисованы мягкими и плавными линиями.

Нарисованный домик

Ещё одним тестом в психологии детского рисунка является рисунок дома.

Если дом нарисован большой, значит ребёнок открытый, гостеприимный, общительный. Если имеется лестница, ведущая в глухую стену, значит в семье есть скрытый конфликт. Нарисованный где-то вдалеке дом, говорит о том, что ребёнок ощущает себя отверженным и одиноким. Если вокруг дома много разных построек – ребёнок находится в тревожном состоянии.

В домике прорисована задняя стена – ребёнок стремиться держать себя в руках, контролируя эмоции. Если у стен нет основы, ребёнок витает в облаках, связь с реальностью слаба. У стен нижние конуры прорисованы особо чётко – малыш испытывает тревогу, затруднения. Прозрачные стены говорят о жажде лидерства, а тонкие боковые линии о нервном истощении.

Большие открытые двери – признак общительности, но если они очень большие, это может говорить о зависимости от других. Маленькие двери, говорят о неуверенности в себе. Если дверей много, нарисованы и задние и боковые – ребёнок стремится к одиночеству, а если их и вовсе нет, у ребёнка трудности с общением.

Много окон, означает жажду общения, а большое окно – символ общительности. Занавески на окнах – закрытость, а решётки – закомплексованность. Если окна нарисованы лишь на верхнем этаже, ребёнок живёт в мире фантазий и далёк от реальности.

Крыша, представляющая собой жирную линию, говорит о том, что ребёнок фантазёр. Если крыша не сочетается с основной стеной, ребёнок не может отыскать своего места в жизни. Карниз, выведенный за пределы крыши, означает, что ребёнок стремиться защититься от собственных страхов.

Спрятанная с другой стороны крыши труба, означает, что ребёнок стремится избегать эмоционального сближения с родными. Тонкая струйка дыма, говорит о недостатки общения с родителями, а густой дым о внутреннем напряжении.

Расшифровка детского рисунка дом, даёт понимание того, насколько ребёнок общительный, что ему ближе, фантазии или реальность и т. д.

Развитие ребёнка определяется рисунком человека

Расшифровывая детский рисунок человека в полный рост, можно определить насколько ребёнок соответствует по уровню развития своему возрасту.

Ребёнку даётся задание, в котором он должен нарисовать человека в полный рост, после чего проводится подсчёт баллов.

По 1 баллу начисляют за наличие шеи, бровей, ушей, пальцев, одежды, ступней или обуви, волос или шапки. Если пальцев по 5 штук, то добавляется ещё 1 балл. За пластичность человека добавляют 8 баллов, если же пластичность изображена частично, то 4 балла.  В случае, когда руки и ноги изображены 2мя линиями, начисляется ещё 2 балла.

В итоге получается результат от 0 и до 30. Для каждого возраста, свой идеальный результат. Данный тест говорит об умственном развитии ребёнка и выявляет отстающих детей.

Итак, детский рисунок способен о многом рассказать и всё же, здесь очень много допущений. Например, ребёнок живущий в частном доме и наблюдавший дым из трубы, может рисовать густой дым, лишь повторяя увиденное. Тем не менее, детский рисунок практически единственный способ узнать, что же на самом деле творится в душе маленького человека, именно поэтому придаётся особое значение детским рисункам в психологии.

Развитие детского рисунка — Детская психология

Развитие детских рисунков

Нельзя не отметить, что Пиаже специально рассматривал развитие детского рисунка как одно из направлений интеллектуального развития. Он считал, что детский рисунок — это форма символического отражения ребенком действительности. В развитии картины Пиаже выделил несколько этапов. Первую стадию (продолжительностью от одного года до двух лет) можно назвать пред-воображаемой (или стадией каракуля), когда ребенок на самом деле ничего не изображает, а просто оставляет следы, выполняя объективные действия.К концу этого этапа ребенок начинает визуально контролировать процесс рисования. Затем ребенок случайно заучивает в каракулях знакомые ему предметы, т.е.придает рисунку ее символическое значение.

На втором этапе (от двух с половиной до трех лет до пятисот лет) ребенок переходит на имитационную фигуру . Теперь дошкольник хочет изобразить какой-то конкретный предмет. Сначала это рисунки, пропитанные кругами (напоминающие человеческое лицо), затем — прямые линии, другие геометрические фигуры (отражающие предметы вокруг ребенка).На рисунке разворачиваются динамические отношения (прыгает и уходит). Хотя рисунок в технике тоже несовершенный, для художника он имеет совсем другое значение. Этот этап развития завершается примерно через пять-шесть лет, когда ребенок переходит к так называемым «правдоподобным образам». Для этого периода характерен «интеллектуальный реализм»: изображены основные черты модели, но не учтена визуальная перспектива. Например, у человека, видимого в профиль, будет второй глаз, потому что у человека два глаза, или у всадника в дополнение к его видимой ноге будет нога, которую можно увидеть сквозь лошадь.Точно так же вы можете увидеть картофель в земле, где он находится, или пищу в желудке человека. Кроме того, на этом этапе изображения непропорциональны (например, над домом можно нарисовать машину и т. Д.).

Если на предыдущем этапе ребенок с большей вероятностью изобразил то, что он знает об объекте, то к восьми-девяти годам изображение становится более реалистичным и пластичным. Происходит переход к «визуальному (визуальному) реализму». Теперь изображается только то, что видно наблюдателю с одной точки зрения.У профиля теперь один глаз, если смотреть сбоку, и скрытые части объекта теперь не отображаются. Кроме того, объекты на заднем плане отображаются меньшего размера (как если бы они приближались к линии горизонта) по сравнению с объектами на переднем плане. Объекты на рисунке организованы в соответствии с общим планом (осями координат) и геометрическими пропорциями. Однако такие изменения сопровождаются наличием контурного изображения (отсутствие светотени).

Если с позиции Дж.Детская фигура Пиаже несовершенна, так как она подвержена несовершенной логике, то в теории гештальта детская фигура, как и картина зрелого художника, имеет четкую структуру, и поэтому может быть проанализирована наравне с ней. По мнению американского психолога Р. Арнхейма, детский рисунок следует оценивать не по степени соответствия «принципу реализма», а по тому, насколько выражена логика развертывания изображения.

Карлу Густаву Юнгу принадлежит открытие того факта, что образы, возникающие в сознании людей на разных континентах, одинаковы.Келлог, работник детского сада в Сан-Франциско, воодушевленный этим открытием, за несколько десятилетий собрал более 200 000 детских рисунков из 14 стран и убедился в справедливости суждений швейцарского психиатра. Анализ рисунков позволил уверенно констатировать наличие достаточно высокого уровня зрительного развития у детей двухлетнего возраста. Интересно в этой связи одна из гипотез такой общности. Как мы уже отмечали, Р.Арнхейм считал, что развитие рисунка основано на биологических причинах. Когда М. Кнолль ознакомился с коллекцией рисунков детей, собранной Р. Келлогом, он был удивлен, что узоры детских рисунков до трех лет соответствуют структуре фосфенов, наблюдаемой взрослыми.

Современные исследования показывают, что при соответствующем обучении дошкольники значительно улучшают свой имидж. Таким образом, схематичность образа, трактуемая логикой Пиаже как признак несовершенства интеллекта ребенка, интерпретируется как попытка дошкольника изобразить существенное.Поэтому детские рисунки можно рассматривать как результат предпочтений в изображении собственных знаний детей по-особенному, а также технического несовершенства исполнения задуманного (следует отметить недостаточный произвол дошкольников, который выражается в нехватке места для «нерелевантных» деталей). Следует отметить, что детализированные и реалистичные изображения, которые присутствуют у умственно отсталых дошкольников, достигших высот в рисовании, не всегда могут свидетельствовать об общем высоком уровне интеллектуального развития.

Важность творчества в дошкольном образовании

Когда мы рассматриваем основные навыки, необходимые детям для успешной учебы, мы в основном думаем об основных навыках: говорении, чтении, письме, счете и так далее. Многие родители считают, что творчество — это внутренняя способность определенных людей с необычными талантами. На самом деле это не так — творчество не имеет ничего общего с артистическими или музыкальными талантами. Это способ мышления и самовыражения.Речь идет об открытии и изобретении нового, что побуждает нас проявлять изобретательность и изобретательность.

Kids — прирожденные новаторы с ярким воображением и уникальной манерой самовыражения. С самого раннего возраста дети проявляют способность бросать вызов, задавать вопросы и открывать. В погоне за новыми идеями они открывают свой разум и сердце, экспериментируют с идеями и налаживают связи. У детей есть способность видеть вещи с новой точки зрения, улавливать проблему, о существовании которой никто не может даже подумать, и принимать необычное, но эффективное решение для ее решения.

Каждый ребенок рождается творческим и одаренным, но эту способность можно ограничить, если у детей нет возможности проявить творческий подход и высвободить свою творческую энергию. Им нужны возможности и материалы, дающие творческий опыт. Творческие занятия для детей бесконечны. Чем более разнообразный и многогранный опыт получают дети, тем более широкий диапазон творческого самовыражения они приобретают в ранние годы.

Важность творчества для развития ребенка

Поощрение детей пробовать новые вещи и идеи является решающим фактором их интеллектуального, физического и эмоционального роста.Все, что дети испытывают и изучают о себе, влияет на их дальнейшее развитие.

Физическое развитие

Различные виды декоративно-прикладного искусства позволяют детям стимулировать движение, развивать мелкую моторику, контроль и координацию. Когда дети манипулируют инструментами и исследуют конструкцию и сборку, они неосознанно участвуют в физическом взаимодействии с миром. Они используют чувства, чтобы узнавать об окружающей среде и связываться с тем, что они уже знают.Например, во время рисования или раскрашивания бумаги дети узнают, как держать кисть и управлять ею, а также определяют свои предпочтения относительно использования правой (или левой) руки.

Эмоциональное развитие

Дети младшего возраста могут использовать различные искусства и инструменты, чтобы выражать свои мысли, которые они еще не могут выразить устно. Таким образом, искусство может помочь детям высвободить свои чувства, поместив их в определенное произведение искусства. Такие занятия также позволяют детям гордиться своими достижениями и овладевать окружающей средой, когда они что-то создают.Кроме того, дети обретают уверенность в своих силах и повышают самооценку.

Интеллектуальное развитие

На базовом уровне они развивают концентрацию и способности измерять и сортировать предметы. Чтобы разобраться в окружающем мире, дети задают себе несколько основных вопросов и занимаются деятельностью, которая способствует пониманию некоторых основных концепций. По мере взросления дети учатся критически мыслить и решать проблемы. В этом отношении творческая учебная программа для дошкольных учреждений учит молодых учеников рассматривать альтернативы, анализировать их и решать, как применять их в соответствующем контексте.

Социальное развитие

Находясь вместе в творческой среде, дети учатся делиться и взаимодействовать друг с другом. Это основные аспекты социального обучения. Пение, танцы и актерское мастерство подразумевают развитие необходимых социальных навыков, таких как общение, сочувствие и уважение.

Искусство и ремесла для развития творческих способностей детей

Изобразительное искусство

Детям младшего возраста нравится экспериментировать с красками, тестом, глиной, клеем и бумагой, чтобы рисовать простые фигуры и формы.Такие изобразительные искусства, как рисование, живопись и конструирование, тесно связаны с детским зрительным восприятием и когнитивной обработкой.

По мере того как дети развиваются художественно и приобретают навыки изобразительного искусства, они развивают свое мастерство от сочетания простых форм и фигур до сознательного моделирования. На самом деле дети могут экспериментировать с пластилином, но ничего особенного не производят. Ребенку важно знать, что то, что он скроет, великолепно, даже если это всего лишь линия на бумаге. В детском творчестве не может быть плохого опыта.Они исследуют мир уникальным образом — все, что они создали, достойно быть произведением искусства.

Музыка

Обучение музыке — неотъемлемая часть творческой программы дошкольного образования . Детям присуща любовь к музыке. Им нравится петь и слушать мелодичные песни с повторами и ритмами. Пение помогает детям почувствовать разницу между медленным и быстрым, громким и тихим. Во время занятий музыкой они знакомятся с музыкальными инструментами и развивают понимание того, как производится звук и как он изменяется (в зависимости от музыкального инструмента).Благодаря музыкальной творческой деятельности для детей юные ученики учатся самоконтролю и концентрации, а также развивают чувство командной работы.

Танец

Дети всегда активны, и занятия танцами — хороший способ превратить их неиссякаемую энергию в нечто творческое и ритмичное. Танцевальные движения помогают детям развивать воображение и крупную моторику, поскольку они трясутся и машут под музыку. Дополнительную ценность для детского танцевального опыта могут предоставить такие материалы, как ленты и растяжки, шарфы и браслеты.

Драма

Детям нравится драма как форма самовыражения, особенно когда они достигают возраста начальной школы. На этом этапе развития у детей есть сильное воображение, и они готовы участвовать в небольших драматических постановках. Дошкольники обычно используют песни и рассказы как краеугольный камень своей драматической пьесы. Исполнительское искусство в качестве активных участников или зрителей помогает детям развивать воображение и осмысливать мир как таковой.Дети также могут участвовать в ролевых играх, которые подразумевают разыгрывание историй с игривым экспериментированием идей и эмоций.

Детский творческий потенциал проявляется, когда они постоянно знакомятся с новыми вещами вокруг себя. Креативность можно поощрять с помощью разнообразных игровых действий, задействующих как можно больше органов чувств. Будучи творческими по натуре, детям нужно физическое пространство и время, чтобы выражать себя, справляться со своими чувствами и вести себя творчески во всем, что они делают.

Библиотека Genesis

  • RU
  • ФОРУМ

    Карта сайта
    Сообщение об ошибке

  • СКАЧАТЬ

    Зеркала

    Libgen.rs (бывший Gen.lib.rus.ec)
    Зеркало Tor (только файлы)
    Libgen.lc
    Libgen.pw
    Z-библиотека
    BookFI.net

    P2P

    Торренты
    Usenet (* .nzb)

    Дампы базы данных

    libgen.rs
    lgdumps.xyz зеркало

    Другое

    Настольное приложение Libgen

  • ЗАГРУЗИТЬ

      Загрузить научно-популярный контент

      Загрузить художественный контент

      Загрузить научную статью

      (Логин: пароль посмотрите карту сайта на форуме)

  • ПОСЛЕДНИЙ

      Последние добавленные

      Последнее изменение
      RSS
      API

  • ДРУГОЕ

      Комиксы

      Художественная литература

      Журналы

      Стандарты

      Полнотекстовый поиск в контенте LG

  • ТЕМЫ
    • Технологии
      • Аэрокосмическое оборудование
      • Автоматика
      • Связь: телекоммуникации
      • Связь
      • Строительство
      • Строительство: цементная промышленность
      • Строительство: Ремонт и внутреннее оформление: Сауны
      • Строительство: Ремонт и внутреннее оформление
      • Строительство: вентиляция и кондиционирование
      • Электроника: Электроника
      • Электроника: волоконная оптика
      • Электроника: оборудование
      • Электроника: Бытовая электроника
      • Электроника: микропроцессорная техника
      • Электроника: Радио
      • Электроника: Робототехника
      • Электроника: обработка сигналов
      • Электроника: телекоммуникации
      • Электроника: ТВ.Видео
      • Электроника: VLSI
      • Электроника
      • Энергия: Возобновляемые источники энергии
      • Энергия
      • Пищевая промышленность
      • Топливные технологии
      • Тепло
      • промышленное оборудование и технологии
      • Промышленность: Металлургия
      • Инструмент
      • Легкая промышленность
      • Материалы
      • Машиностроение
      • Металлургия
      • Метрология
      • Военная техника: Оружие
      • Военная техника
      • Ракеты
      • Нанотехнологии
      • Нефтегазовые технологии: трубопроводы
      • Нефтегазовые технологии
      • Патентное дело.Изобретательность. Инновация
      • Издательство
      • Холодильное оборудование
      • Нормативная документация
      • Охрана и безопасность
      • Космические науки
      • Транспорт
      • Транспорт: авиация
      • Транспорт: автомобили, мотоциклы
      • Транспорт: железная дорога
      • Транспорт: Корабли
      • Очистка воды
    • Арт
      • Кинотеатр
      • Дизайн: Архитектура
      • Графика
      • Музыка
      • Музыка: гитара
      • Фото
    • Биология
      • Антропология
      • Антропология: эволюция
      • Биостатистика
      • Биотехнологии
      • Биофизика
      • Биохимия
      • Биохимия: энолог
      • Экология
      • Естествознание
      • Генетика
      • Микробиология
      • Молекулярный
      • Молекулярная система: биоинформатика
      • Растения: сельское и лесное хозяйство
      • Вирусология
      • Зоология
      • Зоология: палеонтология
      • Зоология: рыбы
    • Бизнес
      • Бухгалтерский учет
      • Электронная коммерция
      • Логистика
      • Менеджмент
      • Маркетинг
      • Маркетинг: реклама
      • Менеджмент: Управление проектами
      • MLM
      • Ответственность и деловая этика
      • Торговля
    • Химия
      • Аналитическая химия
      • Химическая промышленность
      • Неорганическая химия
      • Материалы
      • Органическая химия
      • Пиротехника и взрывчатые вещества
      • Фармакология
      • Физическая химия

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *