Что значит детский рисунок? | Азбука воспитания
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. В рисунках отражаются все проблемы и еще не заданные вопросы детей. Рисует ребенок так, как он видит и цвет, и форму предметов, и их отношения, а это и позволяет нам, взрослым, извлечь полезный урок. Научившись «читать» рисунки своего ребенка, мы сможем понять, где и когда допустили ошибку в его воспитании и можно ли ее исправить.
Рисуя — играем…
Психологи утверждают, что рисунок для ребенка — не искусство, а его речь: он «говорит» о вещах, ситуациях с помощью картинок, пока его речь — и устная и письменная ‑еще бедна и несовершенна. И эта роль рисунка сохраняется лет до десяти, пока не появится ряд иных средств выражения, а собственные рисунки не покажутся ребенку смешными и неуклюжими. Но от пяти до десяти лет — это «золотой век» детского рисунка, подготовка к которому начинается с двух лет. «Настоящий» же рисунок появляется года в четыре. В это время уже каждый рисунок можно рассматривать с точки зрения освоения ребенком основных графических факторов: пространства, линии, цвета.
Обычно рисунок занимает все пространство бумаги. Часто замыслам ребенка становится тесно на листе, и они выходят за его пределы на стол, стену, пол. Только со временем — лет в пять — научится ребенок придерживаться границ листа. Если же этого не произошло, полезно обратиться к рисованию с помощью метода разделения пространства на квадраты. Потренируйте ребенка в копировании рисунков. Самое главное в таком упражнении — обратить его внимание на пересекающиеся линии как на образце для копирования, так и на чистом листе бумаги: это те «опоры», которые должны помочь удержать изображение в определенном, указанном месте листа.
Считается, что до четырех лет ребенок может рисовать, как ему заблагорассудится: человеческие фигурки и предметы могут быть увеличенными или уменьшенными, дорисованными или недорисованными, расположенными в любом месте на листе бумаги — внимание маленького рисовальщика еще очень рассеянно и перескакивает с одного предмета на другой. Поэтому появляется множество незаконченных рисунков или таких, где одни каракули «налезают» на другие. Не огорчайтесь: рисовать для ребенка — значит говорить: сразу и обо всем.
Но вот ребенку исполняется четыре года, и его рисунки уже можно использовать как своеобразный личный дневник. Помните, самый важный для малыша объект, как правило, располагается в центре рисунка, все остальное вращается вокруг него, и это может быть все, что угодно.
Иногда родители сетуют на такое несовершенство детских рисунков: на них представлено то, чего, по нашему взрослому разумению, просто не может быть. Типичный пример — эффект «прозрачности»: ребенок изображает то, что не может быть видно на изображении (пример — дом с предметами внутри). В этом нет ничего «ненормального», напротив, порадуйтесь тому, что ваш малыш знает и как устроен дом, и какие вещи скрываются за его непроницаемыми для взгляда стенами.
Рисуя — учимся…
Чаще всего в рисунке ребенок использует линию. Она появляется уже в «мараниях» двухлетнего художника, становясь со временем более совершенной основой настоящего рисунка.
Рисование — сложная работа для малыша: надо научиться передвигать карандаш в нужном направлении пока еще непослушными пальчиками под контролем глаз, тоже не до конца усвоивших важность своей роли — контролировать движения руки. И это помимо чисто «художественных» задач: «нарисовать кота Ваську, у которого пушистый хвост, острые когти и который бегает так быстро, как ракета, — не догонишь ни за что».
Рисование — очень серьезная работа: развивая руку, мы развиваем мозг. Загляните в любой учебник по психологии и убедитесь в их нерушимой нервно-психической связи. Поэтому помогите своему малышу освоиться с карандашами и фломастерами. Существует много хороших книг и альбомов для раскрашивания, в которых, проводя разнообразные линии, ребенок учится психомоторной координации.
Если вашему ребенку уже исполнилось четыре года, обратите внимание на то, какие линии составляют его рисунки. Степень нажима, умение провести линию под разным углом могут говорить и о развитии ручных навыков, и об эмоциональном самочувствии. Неровные прерывистые, спускающиеся линии подскажут внимательным родителям, что ребенка что-то беспокоит или вызывает неуверенность в себе. «Колючие, агрессивные» линии могут появиться в ответ на ваше излишне жесткое «управление» и т.д. Помните: особенности рисунков вашего ребенка — это повод задуматься над своей стратегией воспитания, а не стимул к директивному указанию «не смей проводить такую линию!». Нельзя воздействовать на результат — уже готовый рисунок — это своеобразный экран, отражающий мысли и переживания вашего ребенка.
Рисуя — чувствуем…
Отношение к цвету — объект многочисленных исследований психологов. Ограничимся некоторыми замечаниями, необходимыми для понимания того, что чувствует и думает ребенок, рисуя. Считают, что человек обладает врожденным чувством цвета. Одни предпочитают оттенки красного, другие — синего. Большую роль играют и условия жизни ребенка (сельская местность или город), и принадлежность к определенной культуре. Психологи установили, что каждый цвет несет в себе определенный символ: страха, горя, гнева, любви. Однако, не все однозначно — в разных культурах один и тот же цвет имеет разное значение: в Китае, например, цвет траура и печали — белый, а лиловый цвет во многих странах является символом любви и счастья.
Вначале ребенок использует небольшой набор карандашей или красок — это основные цвета: красный, синий, зеленый. Причем каждый цвет, каждый оттенок — открытие, которое завораживает, новый цвет кажется самым красивым, самым привлекательным. Один трехлетний мальчик, открывший для себя оранжевый цвет, на вопрос: «Какие глазки у твоей маленькой сестрички?» убежденно отвечал «оранжевые».
Постепенно выбор цвета при рисовании будет все более осознанным, подчиняясь задачам художественного изображения. Не стоит, однако, ждать, когда чувство цвета спонтанно разовьется у ребенка, ему можно в этом помочь: как можно раньше дайте наборы разноцветных карандашей, фломастеров, обращая его внимание на оттенки. Поощряйте желание ребенка экспериментировать с цветом. Дайте ему почувствовать разницу между красным и зеленым яблоком, между ласковым и бурным морем и т.д., но делайте это ненавязчиво, не директивно и наберитесь терпения, если богатство цветовой палитры появится не сразу. Если ребенок рисует синего кота, возможно, он просто развлекается, а не сочетает выбранный им цвет с рисуемым объектом, так как сочетаемость цвета с объектом его пока совсем не интересует. Если ребенок окрашивает человеческую фигурку красным, это может означать — в зависимости от обстоятельств — как агрессивность, страх, так и хорошее настроение, праздник. Строго установленных закономерностей здесь нет — их вам может заменить ваше знание своего ребенка.
Попросите ребенка рассказать, с какими чувствами ассоциируются цвета его собственных рисунков (или иллюстраций в книгах и журналах). Когда он раскрашивает рисунок, поинтересуйтесь, какой запах у этого предмета, горячий он или холодный, шероховатый или гладкий, с чем еще его можно сравнить? Или, наоборот, попросите ребенка нарисовать что-то блестящее, холодное, прозрачное. Пусть ребенок попробует передать все эти характеристики предмета с помощью своего рисунка, используя соответствующий цвет, линии, расположение на листе…. Отметьте для себя постоянные сочетания цвета и чувства вашего ребенка — вот вы и получили своеобразное пособие для уточнения переживаний малыша. Только учтите, язык цвета очень переменчив.
Во время занятий с ребенком не проявляйте излишней настойчивости, обучая тому, «как надо». Объясняйте так, чтобы ребенок больше спрашивал. Приходится иногда сожалеть, что современным мамам и папам частично известны некоторые психологические тайны — что-то рассказали знакомые, что-то прочитали сами, а в результате: «Почему ты рисуешь такие руки и зубы? Психолог сказал, что это нехорошо!».
Или известен случай, когда педагог, своеобразно понимая свои профессиональные задачи, запретил своему ученику использовать черную краску в акварелях, а мальчик, проведя фиолетовую линию, подписал под ней: черная!
От теории к практике
Начнем с самого главного в рисунках детей. Человеческая фигура — один из излюбленных объектов детского творчества. Примерно в 70 случаях из 100 она будет в центре внимания маленького рисовальщика. «Виноват» в этом современный уклад жизни: пока не полностью и не во всем, к счастью, человека заменили машины, пока еще ребенок с рождения окружен любящими мамой, папой, бабушками и т.д. Уже с первой улыбкой, обращенной к вам, малыш не только обожаемое всеми домашними существо, его улыбка — первый успешно сданный экзамен на готовность к общению.
Теперь от вас во многом зависит, чтобы интерес к людям у него не ослабевал. Это очень важно для социализации ребенка, да и просто потому, что по-настоящему человек бывает счастлив только когда любит и любим, когда его понимают и он понимает, сочувствует людям. А это своего рода талант и развивать его нужно как можно раньше. О неблагополучии в его развитии вам могут рассказать рисунки, где изображение всевозможных машин оттеснит или полностью затмит портреты членов семьи, которые, в лучшем случае, будут выступать как незначительные придатки к ним.
Если вы собираете и храните рисунки своего малыша, вы можете заметить, как меняется с возрастом изображение человека: от круга или овала, представляющего голову с присоединенными к ней руками и ногами (такие рисунки 3–4‑летних детей получили название «головоногов») к выделению и правильному прорисовыванию отдельных частей тела — рук, ног и деталей одежды. Как правило, к шести годам ребенок, уже вполне овладев навыками изображения человеческой фигуры в довольно сложных пространственных ракурсах, переходит к сложным рисункам, с максимально насыщенным разнообразным фоном: машинами, животными, вещами, передавая с их помощью профессию или занятие персонажа.
С возрастом совершенствуется не только техника изображения фигуры человека. Все чаще ребенок, неосознанно или вполне сознавая, выражает свое отношение к нему. Маленький художник пристально всматривается в людей и в самого себя.
А какую пищу для воображения дают автопортреты, постегивая прогнозы родителей в отношении будущих профессиональных увлечений ребенка или черт его характера. Чрезвычайно интересно следить за эволюцией автопортретов ребенка: как постепенно с возрастом меняются его вкусы и пристрастия, что главное выделяет он в себе в тот или иной период жизни.
И здесь стоит упомянуть о первой влюбленности старших дошкольников, весьма сведущих в этом возрасте в вопросах симпатии и антипатии. Шестилетние дети могут использовать богатейшую палитру изобразительных средств для выражения своего особого отношения. Девочки, как правило, рисуют необыкновенные наряды и букеты цветов, а мальчики, не могут устоять перед искушением приукрасить образ техническими атрибутами.
Иногда дети рисуют людей абсолютно одинаковыми. Это может быть связано с некоторой задержкой эмоционального развития, но чаще объясняется одинаковостью социальных ролей изображаемых людей. Так, например, младшие школьники нередко изображают одинаковыми ребят своего класса: все они ученики и это в них самое главное на этот момент.
Об особом отношении ребенка к изображенным людям говорит, помимо цвета, и внимание к таким деталям, как украшения, бантики, рюшечки, оборочки, пуговицы, карманы, медали и т.д. Таких подробностей одежды, украшений на изображении любимого человека больше, чем у нелюбимого.
Немало полезной информации об отношениях в семье можно почерпнуть из детских рисунков. Обилие мам, готовящих обед, накрывающих на стол или убирающих квартиру и пап, читающих на диване, ремонтирующих машину, говорит о современном обществе и распределении ролей в нем не меньше, чем картины «взрослых» художников. Представ в роли «заядлых реалистов», дети не перестают быть фантазерами. Им очень нравятся задания, в которых нужно изобразить себя и своих близких в виде каких-либо животных. Предложив ребенку такое задание, будьте мудры и терпимы, даже если он изобразил вас в облике животного, совершенно вам не симпатичного. Одна мама обиделась и не стала выяснять, почему сынишка изобразил ее в виде змеи. А ведь стоило бы расспросить его: может быть, своим рисунком он хотел подчеркнуть мудрость мамы или ее грациозность. Ну а если пояснения малыша вас не обрадуют лестными сравнениями, задумайтесь над причинами этого: может быть, где-то вы допустили ошибку, были чересчур, по его мнению, жестки и несправедливы. Попытайтесь понять, стать чуточку терпимее, мягче, и тогда вы не получите рисунок своей семьи, в центре которого не кто-то из родных а, например, громадных размеров попугай или собака, ибо именно они, а не вы занимают центральное место в жизни ребенка.
Как часто мы, не задумываясь, говорим: «кручусь, как белка», «устал, как собака», «тружусь, как пчелка». Удивительно ли после этого появление таких рисунков: трудяга-мама в виде лошадки с притороченной к седлу метлой, мечется по дому, папа пчелкой улетает куда-то прочь, младший брат в виде каркающий вороны, летает возле мамы, а сам автор рисунка в образе жалящей кобры подползает к ней за своей порцией внимания.
Иногда в рисунках детей кто-то из близких или он сам отсутствует, а ребенок поясняет это таким образом «мама гуляет с сестренкой» или «я — у бабушки». Так реагируют старшие сестренки или братишки на появление в семье младших. Это тревожный сигнал для родителей: ребенок чувствует себя обделенным, изолированным от замечательного события, свершившегося в семье — появления в ней «новенького». Смелее включайте старшего в свои заботы о малыше, пусть он убедиться, что ваша любовь не разделилась, а усилилась.
На первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков — не такая уж сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущимися простотой и изяществом метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных проявлений и особенностей. Кроме того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту. Пусть поможет разобраться!
Автор: Ганошенко Наталья Ивановна, кандидат психологических наук
Источник: Журнал “Виноград”
Как расшифровать детский рисунок
Зачем анализировать детские рисунки
Уровень взаимопонимания и доверия в семье зависит в первую очередь от взрослых. Дружеская атмосфера открытости и стремления к диалогу сама по себе возникнуть не может. Ее требуется создавать и заботливо поддерживать. Завязка отношений внутри семьи происходит в самом раннем возрасте, когда ребенок еще не способен поделиться впечатлениями, рассказать о переживании или страхе. Приемы мониторинга, применяемые для взрослых, в данном случае малоэффективны. Неточность результатов тестирований и анкетирований наблюдается даже у школьников, часто отвечающих на вопросы не думая или под чужим влиянием.
Рисунок, созданный ребенком без помощи и вмешательства взрослых членов семьи, – редкая возможность увидеть реальное состояние формирующейся психики.
Расшифровка детских рисунков дает возможность проводить мини-анализ и принимать меры, обнаруживая тревожные симптомы. Ребенок даже не обратит внимание на проводящуюся работу, а значит будет избавлен от очередного стресса.
Рисуночная диагностика показывает:
- соответствие уровня личностного развития фактическому возрасту;
- симпатии и антипатии в семье и детском коллективе;
- приоритеты и фундамент формирующегося характера;
- страхи и скрываемые переживания;
- тайные желания.
Психология детских рисунков – наука, овладев которой можно научиться понимать своего ребенка без слов.
Как определить уровень развития ребенка через рисунок
Каждому возрасту, если речь не идет о гениальных детях, соответствуют характерные изобразительные приемы и черты. Оценка качества первых шедевров дает возможность соотнести уровень развития малыша с его возрастом. Рисование, как один из любимых всеми детьми видов деятельности, прекрасная возможность развивать навыки и словарный запас ребенка, тут же оценивая эффективность занятий.
Обязательным условием является невмешательство в процесс рисования. Психология детских рисунков не искажена только в случае полного отсутствия у юного художника внешних подсказок. Получив задание нарисовать дерево, ребенок не должен ориентироваться ни на аналогичные иллюстрации в книге, ни на советы взрослых, ни на схемы и пошаговые инструкции. Даже от прямого ответа на вопрос о том, как нарисовать тот или иной объект, лучше тактично уйти. Достаточно предложить ребенку «придумать» этот элемент самостоятельно. Рисунок должен стать отражением именно его личности, тогда и результаты анализа будут корректными.
- Рисунок ребенка до 3-х лет чаще всего состоит из цветовых пятен и линий. Именно цвет и становится основным объектом расшифровки для психолога. К трем годам элементы обретают характерные контуры, а при изображении близких людей даже детали фигуры. Изображение семьи может выглядеть как набор «огурчиков» и палочек, но ноги и руки у героев уже явно отражены.
- Сюжет характерен для возраста 4-5 лет. Ребенок способен рассказать, что именно он изобразил, а также предысторию нарисованного. Затруднения с передачей сюжета должны навести родителей на мысль о необходимости больше времени уделять развитию речевых навыков. К 5 годам на рисунках появляются лица, члены семьи получают характерные черты, их одежда и сопутствующие предметы обрастают деталями. Именно детали и их пропорции становятся объектом изучения и анализа.
- Рисунок ребенка 6-7 лет отражает уже не только его фантазию, но и навыки. В ход идут всевозможные схемы рисования. Вычленить собственное «Я» из изображения семьи в виде любимых мультяшных пони уже значительно сложнее. Расшифровка детского рисунка спотыкается о копирование почерка подружки или педагога. Для получения корректных результатов необходимо оценить картину в целом, учесть и расстановку объектов, и их размеры, и их взаимоотношения в рамках иллюстрации. Относительная пропорциональность объектов и их элементов характерна только 7-8 летнему возрасту.
Расшифровка скрытого смысла в детских рисунках
Анализ рисунков ребенка похож на разгадывание головоломки. Детально провести его может только квалифицированный психолог, но элементарные принципы расшифровки обязан освоить каждый родитель.
Цвет
Первый изобразительный прием и наиболее важный. Малыши редко смешивают краски, поэтому анализ основывается на основных цветах. Преобладание одного тона во всей картине говорит об озабоченности малыша каким-либо событием или явлением. Обилие красок – о разносторонних интересах и отсутствии занимающей все помыслы проблемы.
- Темный рисунок с обилием черноты, серого и бордо, получившийся таким не в силу отсутствия других красок, говорит депрессии и мучающих страхах.
- О хорошем настроении сигнализирует насыщенность желтым и оранжевым.
- Красный – символ быстрой возбудимости и даже агрессии, но делать вывод о таких склонностях надо только после анализа остальных деталей.
- Синий и его оттенки выдают погруженную в себя личность, а зеленый – признак скуки. Регулярно пользующегося травяными оттенками дошкольника явно стоит отдать в секцию, даже если какую-либо он уже посещает.
- Фиолетовый – цвет фантазеров.
- Коричневый – признак беспокойства и проблем с самооценкой.
В то же время, психология детского рисунка не так проста. Многие мамы, начитавшись книг, в ужасе тащат ребенка к психологу, заметив в его творчестве преобладание черного. Да, этот цвет считается признаком тревожности, но он же и говорит о стремлении контрастом выделить значимый объект.
Графика – не признак проблем, а проявление тяги к дисциплине, особенно, если других оснований для беспокойства нет.
Композиция
Взаимоотношения объектов внутри рисунка ребенка – зеркало его мыслей. Члены семьи, плотно прижавшиеся друг к другу, символизируют взаимопонимание. Родителям, обнаружившим себя в уголке рисунка ребенка, стоит задуматься о выделении большего времени для общения.
В центре и наиболее крупно всегда будет изображен самый значимый человек.
Пустой центр говорит о заниженной самооценке и внутренней опустошенности. Изображение на этой позиции неодушевленных предметов говорит об обеспокоенности материальным положением. Фантазера выдает привычка рисовать фигуры не закрепленными на твердой поверхности. Избыточно прорисованная линия земли говорит о неуверенности в своих силах.
Члены семьи, изображенные крупно и детально, имеют на ребенка большее влияние. Отсутствие кого-то из родственников на изображении говорит о конфликте. Подсознательно ребенок пытается выкинуть этого члена семьи из своей головы и жизни. Сцепленные руки нарисованных говорят о близости и доверии.
Часто подтекст детского рисунка понятен интуитивно. О состоянии комфорта говорят размеры деталей относительно предложенного полотна. Эгоистичную натуру выдаст заполненность пространства автопортретом. На рисунке внутренне одинокого ребенка и его «аватар» будет одиноким и маленьким, возможно зажатым в угол.
Тоненькие ручки и ножки демонстрируют понимание обеспокоенность собственной физической слабостью. Большая голова на рисунке ребенка – признак погруженности в себя. Излишняя нарядность собственной фигуры предупреждает родителей, о важности оценки окружающих для конкретного юного художника.
Манера изображения и характерные черты
С техниками рисования дети практически не знакомы, поэтому манера письма отражает внутренний мир не меньше, чем цвет и композиция. Уравновешенный малыш покрывает бумагу равными по нажиму штрихами, его линии спокойны. Прерывистость, неравномерность нажима, поломки карандаша и скачки с одного объекта на другой говорят о тревожности и гиперактивности. Капризный малыш и вовсе может не закончить рисунок, игнорируя все уговоры.
Изображение членов семьи выдает восприятие каждого из них ребенком. Строгость папы проявится в жесткой параллельной штриховке, легкомысленность сестры – в прорисовывании ее кудряшек, даже если в действительности у нее прямые волосы.
Тревожные сигналы в рисунке ребенка
Психология детского рисунка – лакмус для родителей, возможность быстро заметить проблему и отреагировать.
- Преобладание коричневых цветов может говорить о проблемах со здоровьем ребенка, которые еще не дали о себе знать, возможно, что он чувствует слабость, часто устает.
- Тщательно изображенные большие глаза говорят о скрытых страхах. Их отсутствие, как и отсутствие рта, предупреждает о проблемах в общении.
- Члены семьи, которых ребенок помещает на противоположную от своей фигуры сторону листа, должны задуматься о восстановлении доверия.
- Фантастические миры с эльфами и внеземными существами, которые так умиляют родителей, часто говорят о дискомфорте в реальном мире.
- Появление животных с четко прорисованными клыками и когтями – признак подавляемой агрессии.
- Самый тревожный признак – отсутствие самого ребенка в картине с изображением семьи. Он не находит себе места в родном доме, что и отражает подсознательно на картине.
В заключение
Корректность информации, полученной от расшифровки детских рисунков, обеспечивается выполнением нескольких условий.
- Ребенку предоставляется максимум цветов и лист бумаги большого размера;
- Рисунок выполняется карандашами, дающими возможность оценить нажим;
- Ребенку не дается каких-либо подсказок во время работы, он предоставлен самому себе.
Обсуждение с ребенком нарисованного также поможет членам семьи больше узнать о его душевном состоянии.
Психология детского рисунка
Психическое развитие, Творческое развитие
Оценить психологическое состояние ребёнка, порой очень сложная задача, ведь маленьких детей многое происходит исключительно на уровне подсознания, например, ребёнок боится отца, а может и ненавидит его в глубине души, но он слишком мал, чтобы понимать эти ощущения и, на вопрос об этом, наверняка ничего не ответит. Под внешней беспечностью, может скрываться целая буря эмоций. Как же определить, что на самом деле происходит с малышом? Всё очень просто – для этого существует психология детского рисунка, детский рисунок расскажет обо всём, что творится на душе у малыша.
Расшифровка детского рисунка семьи
Рисуем семью.Расшифровка детского рисунка семьи даёт представление о том, как ребёнок относится к тому или иному члену семьи. Достаточно просто дать ему карандаши, листок бумаги и попросить нарисовать свою семью. Дети любят рисовать и малыш охотно возьмётся за выполнение задания. Остаётся лишь узнать значение детских рисунков в психологии.
Желательно потихоньку наблюдать за процессом рисования. Чаще всего малыш начинает рисовать свою семью с человека, который для него наиболее авторитетен и значим. Если все нарисованные люди крохотного роста, это означает, что у ребёнка крайне низкая самооценка, если фигурки нарисованы вверху листа, это говорить о том, что малыш не доволен своим положением в семье и, подсознательно, стремиться исправить ситуацию. Если напротив, все нарисованы внизу, это свидетельствует о низком уровне притязаний ребёнка. Любимый член семьи, обычно, рисуется не только первым, но и прорисован лучше остальных.
Расстояние между нарисованными людьми, символизирует близость в семье. Если все люди расположены рядом друг с другом, значит в семье царят дружеские, доверительные отношения, особенно это очевидно, если между фигурками нет предметов и они держатся за руки. Если же расстояние большое, между людьми имеются различные предметы или все заняты чем-то своим, это говорит о том, что семья разобщена и в ней нет особой близости и теплоты.
Изображение самого малыша, поведает о нём практически всё, что нужно знать. Итак, если ребёнок изобразил себя ростом наравне, а то и выше чем взрослые, он чувствует себя особенным, уникальным и очень важным. Излишне маленький рост свидетельствует об ощущении униженности. Наличие шляпы, говорит о необходимости защиты. О закрытости ребёнка говорят не прорисованные черты его лица. Внутренняя агрессия изображается открытым ртом с зубами, а страхи, большими глазами. Широко расставленные ноги, говорят о том, что малыш уверен в себе, а убранные за спину или в карманы руки, напротив, о неуверенности. Дети редко рисуют уши, но если они всё же изображены, это значит, что малыш и правда слушается родителей и их слова для него имеют большой вес.
На детских рисунках почти всегда есть солнце, это символ тепла и благополучия. Но если на рисунке изображён кто-то, кто отгораживает малыша от солнца, скорее всего этот человек в жизни лишает его комфорта и теплоты.
Преобладание на рисунке всевозможных предметов, говорит о том, что семья ориентирована на материальное, а не духовное.
Очень плохо, если на рисунке нет кого-то из членов семьи, а ещё хуже, когда нет самого ребёнка. В первом случае это означает безразличие или неприязнь к отсутствующему члену семьи, а во втором, что ребёнок чувствует себя ненужным в этой семье.
Присутствие на рисунке лишних людей, говорит о том, что ребёнку не комфортно и он желает что-нибудь поменять.
Фигурка нарисованная резкими и прерывистыми линиями, изображает самого неприятного для ребёнка члена семьи, в то время как все те, кого малыш люби, будут нарисованы мягкими и плавными линиями.
Нарисованный домик
Ещё одним тестом в психологии детского рисунка является рисунок дома.
Если дом нарисован большой, значит ребёнок открытый, гостеприимный, общительный. Если имеется лестница, ведущая в глухую стену, значит в семье есть скрытый конфликт. Нарисованный где-то вдалеке дом, говорит о том, что ребёнок ощущает себя отверженным и одиноким. Если вокруг дома много разных построек – ребёнок находится в тревожном состоянии.
В домике прорисована задняя стена – ребёнок стремиться держать себя в руках, контролируя эмоции. Если у стен нет основы, ребёнок витает в облаках, связь с реальностью слаба. У стен нижние конуры прорисованы особо чётко – малыш испытывает тревогу, затруднения. Прозрачные стены говорят о жажде лидерства, а тонкие боковые линии о нервном истощении.
Большие открытые двери – признак общительности, но если они очень большие, это может говорить о зависимости от других. Маленькие двери, говорят о неуверенности в себе. Если дверей много, нарисованы и задние и боковые – ребёнок стремится к одиночеству, а если их и вовсе нет, у ребёнка трудности с общением.
Много окон, означает жажду общения, а большое окно – символ общительности. Занавески на окнах – закрытость, а решётки – закомплексованность. Если окна нарисованы лишь на верхнем этаже, ребёнок живёт в мире фантазий и далёк от реальности.
Крыша, представляющая собой жирную линию, говорит о том, что ребёнок фантазёр. Если крыша не сочетается с основной стеной, ребёнок не может отыскать своего места в жизни. Карниз, выведенный за пределы крыши, означает, что ребёнок стремиться защититься от собственных страхов.
Спрятанная с другой стороны крыши труба, означает, что ребёнок стремится избегать эмоционального сближения с родными. Тонкая струйка дыма, говорит о недостатки общения с родителями, а густой дым о внутреннем напряжении.
Расшифровка детского рисунка дом, даёт понимание того, насколько ребёнок общительный, что ему ближе, фантазии или реальность и т. д.
Развитие ребёнка определяется рисунком человека
Расшифровывая детский рисунок человека в полный рост, можно определить насколько ребёнок соответствует по уровню развития своему возрасту.
Ребёнку даётся задание, в котором он должен нарисовать человека в полный рост, после чего проводится подсчёт баллов.
По 1 баллу начисляют за наличие шеи, бровей, ушей, пальцев, одежды, ступней или обуви, волос или шапки. Если пальцев по 5 штук, то добавляется ещё 1 балл. За пластичность человека добавляют 8 баллов, если же пластичность изображена частично, то 4 балла. В случае, когда руки и ноги изображены 2мя линиями, начисляется ещё 2 балла.
В итоге получается результат от 0 и до 30. Для каждого возраста, свой идеальный результат. Данный тест говорит об умственном развитии ребёнка и выявляет отстающих детей.
Итак, детский рисунок способен о многом рассказать и всё же, здесь очень много допущений. Например, ребёнок живущий в частном доме и наблюдавший дым из трубы, может рисовать густой дым, лишь повторяя увиденное. Тем не менее, детский рисунок практически единственный способ узнать, что же на самом деле творится в душе маленького человека, именно поэтому придаётся особое значение детским рисункам в психологии.
Развитие детского рисунка — Детская психология
Развитие детских рисунков
Нельзя не отметить, что Пиаже специально рассматривал развитие детского рисунка как одно из направлений интеллектуального развития. Он считал, что детский рисунок — это форма символического отражения ребенком действительности. В развитии картины Пиаже выделил несколько этапов. Первую стадию (продолжительностью от одного года до двух лет) можно назвать пред-воображаемой (или стадией каракуля), когда ребенок на самом деле ничего не изображает, а просто оставляет следы, выполняя объективные действия.К концу этого этапа ребенок начинает визуально контролировать процесс рисования. Затем ребенок случайно заучивает в каракулях знакомые ему предметы, т.е.придает рисунку ее символическое значение.
На втором этапе (от двух с половиной до трех лет до пятисот лет) ребенок переходит на имитационную фигуру . Теперь дошкольник хочет изобразить какой-то конкретный предмет. Сначала это рисунки, пропитанные кругами (напоминающие человеческое лицо), затем — прямые линии, другие геометрические фигуры (отражающие предметы вокруг ребенка).На рисунке разворачиваются динамические отношения (прыгает и уходит). Хотя рисунок в технике тоже несовершенный, для художника он имеет совсем другое значение. Этот этап развития завершается примерно через пять-шесть лет, когда ребенок переходит к так называемым «правдоподобным образам». Для этого периода характерен «интеллектуальный реализм»: изображены основные черты модели, но не учтена визуальная перспектива. Например, у человека, видимого в профиль, будет второй глаз, потому что у человека два глаза, или у всадника в дополнение к его видимой ноге будет нога, которую можно увидеть сквозь лошадь.Точно так же вы можете увидеть картофель в земле, где он находится, или пищу в желудке человека. Кроме того, на этом этапе изображения непропорциональны (например, над домом можно нарисовать машину и т. Д.).
Если на предыдущем этапе ребенок с большей вероятностью изобразил то, что он знает об объекте, то к восьми-девяти годам изображение становится более реалистичным и пластичным. Происходит переход к «визуальному (визуальному) реализму». Теперь изображается только то, что видно наблюдателю с одной точки зрения.У профиля теперь один глаз, если смотреть сбоку, и скрытые части объекта теперь не отображаются. Кроме того, объекты на заднем плане отображаются меньшего размера (как если бы они приближались к линии горизонта) по сравнению с объектами на переднем плане. Объекты на рисунке организованы в соответствии с общим планом (осями координат) и геометрическими пропорциями. Однако такие изменения сопровождаются наличием контурного изображения (отсутствие светотени).
Если с позиции Дж.Детская фигура Пиаже несовершенна, так как она подвержена несовершенной логике, то в теории гештальта детская фигура, как и картина зрелого художника, имеет четкую структуру, и поэтому может быть проанализирована наравне с ней. По мнению американского психолога Р. Арнхейма, детский рисунок следует оценивать не по степени соответствия «принципу реализма», а по тому, насколько выражена логика развертывания изображения.
Карлу Густаву Юнгу принадлежит открытие того факта, что образы, возникающие в сознании людей на разных континентах, одинаковы.Келлог, работник детского сада в Сан-Франциско, воодушевленный этим открытием, за несколько десятилетий собрал более 200 000 детских рисунков из 14 стран и убедился в справедливости суждений швейцарского психиатра. Анализ рисунков позволил уверенно констатировать наличие достаточно высокого уровня зрительного развития у детей двухлетнего возраста. Интересно в этой связи одна из гипотез такой общности. Как мы уже отмечали, Р.Арнхейм считал, что развитие рисунка основано на биологических причинах. Когда М. Кнолль ознакомился с коллекцией рисунков детей, собранной Р. Келлогом, он был удивлен, что узоры детских рисунков до трех лет соответствуют структуре фосфенов, наблюдаемой взрослыми.
Современные исследования показывают, что при соответствующем обучении дошкольники значительно улучшают свой имидж. Таким образом, схематичность образа, трактуемая логикой Пиаже как признак несовершенства интеллекта ребенка, интерпретируется как попытка дошкольника изобразить существенное.Поэтому детские рисунки можно рассматривать как результат предпочтений в изображении собственных знаний детей по-особенному, а также технического несовершенства исполнения задуманного (следует отметить недостаточный произвол дошкольников, который выражается в нехватке места для «нерелевантных» деталей). Следует отметить, что детализированные и реалистичные изображения, которые присутствуют у умственно отсталых дошкольников, достигших высот в рисовании, не всегда могут свидетельствовать об общем высоком уровне интеллектуального развития.
Важность творчества в дошкольном образовании
Когда мы рассматриваем основные навыки, необходимые детям для успешной учебы, мы в основном думаем об основных навыках: говорении, чтении, письме, счете и так далее. Многие родители считают, что творчество — это внутренняя способность определенных людей с необычными талантами. На самом деле это не так — творчество не имеет ничего общего с артистическими или музыкальными талантами. Это способ мышления и самовыражения.Речь идет об открытии и изобретении нового, что побуждает нас проявлять изобретательность и изобретательность.
Kids — прирожденные новаторы с ярким воображением и уникальной манерой самовыражения. С самого раннего возраста дети проявляют способность бросать вызов, задавать вопросы и открывать. В погоне за новыми идеями они открывают свой разум и сердце, экспериментируют с идеями и налаживают связи. У детей есть способность видеть вещи с новой точки зрения, улавливать проблему, о существовании которой никто не может даже подумать, и принимать необычное, но эффективное решение для ее решения.
Каждый ребенок рождается творческим и одаренным, но эту способность можно ограничить, если у детей нет возможности проявить творческий подход и высвободить свою творческую энергию. Им нужны возможности и материалы, дающие творческий опыт. Творческие занятия для детей бесконечны. Чем более разнообразный и многогранный опыт получают дети, тем более широкий диапазон творческого самовыражения они приобретают в ранние годы.
Важность творчества для развития ребенка
Поощрение детей пробовать новые вещи и идеи является решающим фактором их интеллектуального, физического и эмоционального роста.Все, что дети испытывают и изучают о себе, влияет на их дальнейшее развитие.
• Физическое развитие
Различные виды декоративно-прикладного искусства позволяют детям стимулировать движение, развивать мелкую моторику, контроль и координацию. Когда дети манипулируют инструментами и исследуют конструкцию и сборку, они неосознанно участвуют в физическом взаимодействии с миром. Они используют чувства, чтобы узнавать об окружающей среде и связываться с тем, что они уже знают.Например, во время рисования или раскрашивания бумаги дети узнают, как держать кисть и управлять ею, а также определяют свои предпочтения относительно использования правой (или левой) руки.
• Эмоциональное развитие
Дети младшего возраста могут использовать различные искусства и инструменты, чтобы выражать свои мысли, которые они еще не могут выразить устно. Таким образом, искусство может помочь детям высвободить свои чувства, поместив их в определенное произведение искусства. Такие занятия также позволяют детям гордиться своими достижениями и овладевать окружающей средой, когда они что-то создают.Кроме того, дети обретают уверенность в своих силах и повышают самооценку.
• Интеллектуальное развитие
На базовом уровне они развивают концентрацию и способности измерять и сортировать предметы. Чтобы разобраться в окружающем мире, дети задают себе несколько основных вопросов и занимаются деятельностью, которая способствует пониманию некоторых основных концепций. По мере взросления дети учатся критически мыслить и решать проблемы. В этом отношении творческая учебная программа для дошкольных учреждений учит молодых учеников рассматривать альтернативы, анализировать их и решать, как применять их в соответствующем контексте.
• Социальное развитие
Находясь вместе в творческой среде, дети учатся делиться и взаимодействовать друг с другом. Это основные аспекты социального обучения. Пение, танцы и актерское мастерство подразумевают развитие необходимых социальных навыков, таких как общение, сочувствие и уважение.
Искусство и ремесла для развития творческих способностей детей
• Изобразительное искусство
Детям младшего возраста нравится экспериментировать с красками, тестом, глиной, клеем и бумагой, чтобы рисовать простые фигуры и формы.Такие изобразительные искусства, как рисование, живопись и конструирование, тесно связаны с детским зрительным восприятием и когнитивной обработкой.
По мере того как дети развиваются художественно и приобретают навыки изобразительного искусства, они развивают свое мастерство от сочетания простых форм и фигур до сознательного моделирования. На самом деле дети могут экспериментировать с пластилином, но ничего особенного не производят. Ребенку важно знать, что то, что он скроет, великолепно, даже если это всего лишь линия на бумаге. В детском творчестве не может быть плохого опыта.Они исследуют мир уникальным образом — все, что они создали, достойно быть произведением искусства.
• Музыка
Обучение музыке — неотъемлемая часть творческой программы дошкольного образования . Детям присуща любовь к музыке. Им нравится петь и слушать мелодичные песни с повторами и ритмами. Пение помогает детям почувствовать разницу между медленным и быстрым, громким и тихим. Во время занятий музыкой они знакомятся с музыкальными инструментами и развивают понимание того, как производится звук и как он изменяется (в зависимости от музыкального инструмента).Благодаря музыкальной творческой деятельности для детей юные ученики учатся самоконтролю и концентрации, а также развивают чувство командной работы.
• Танец
Дети всегда активны, и занятия танцами — хороший способ превратить их неиссякаемую энергию в нечто творческое и ритмичное. Танцевальные движения помогают детям развивать воображение и крупную моторику, поскольку они трясутся и машут под музыку. Дополнительную ценность для детского танцевального опыта могут предоставить такие материалы, как ленты и растяжки, шарфы и браслеты.
• Драма
Детям нравится драма как форма самовыражения, особенно когда они достигают возраста начальной школы. На этом этапе развития у детей есть сильное воображение, и они готовы участвовать в небольших драматических постановках. Дошкольники обычно используют песни и рассказы как краеугольный камень своей драматической пьесы. Исполнительское искусство в качестве активных участников или зрителей помогает детям развивать воображение и осмысливать мир как таковой.Дети также могут участвовать в ролевых играх, которые подразумевают разыгрывание историй с игривым экспериментированием идей и эмоций.
Детский творческий потенциал проявляется, когда они постоянно знакомятся с новыми вещами вокруг себя. Креативность можно поощрять с помощью разнообразных игровых действий, задействующих как можно больше органов чувств. Будучи творческими по натуре, детям нужно физическое пространство и время, чтобы выражать себя, справляться со своими чувствами и вести себя творчески во всем, что они делают.
Библиотека Genesis
- RU
- ФОРУМ
Карта сайта
Сообщение об ошибке - СКАЧАТЬ
Зеркала
Libgen.rs (бывший Gen.lib.rus.ec)
Зеркало Tor (только файлы)
Libgen.lc
Libgen.pw
Z-библиотека
BookFI.netP2P
Торренты
Usenet (* .nzb)Дампы базы данных
libgen.rs
lgdumps.xyz зеркалоДругое
Настольное приложение Libgen
- ЗАГРУЗИТЬ
Загрузить научно-популярный контент
Загрузить художественный контент
Загрузить научную статью
(Логин: пароль посмотрите карту сайта на форуме)
- ПОСЛЕДНИЙ
Последние добавленные
Последнее изменение
RSS
API - ДРУГОЕ
Комиксы
Художественная литература
Журналы
Стандарты
Полнотекстовый поиск в контенте LG
- ТЕМЫ
- Технологии
- Аэрокосмическое оборудование
- Автоматика
- Связь: телекоммуникации
- Связь
- Строительство
- Строительство: цементная промышленность
- Строительство: Ремонт и внутреннее оформление: Сауны
- Строительство: Ремонт и внутреннее оформление
- Строительство: вентиляция и кондиционирование
- Электроника: Электроника
- Электроника: волоконная оптика
- Электроника: оборудование
- Электроника: Бытовая электроника
- Электроника: микропроцессорная техника
- Электроника: Радио
- Электроника: Робототехника
- Электроника: обработка сигналов
- Электроника: телекоммуникации
- Электроника: ТВ.Видео
- Электроника: VLSI
- Электроника
- Энергия: Возобновляемые источники энергии
- Энергия
- Пищевая промышленность
- Топливные технологии
- Тепло
- промышленное оборудование и технологии
- Промышленность: Металлургия
- Инструмент
- Легкая промышленность
- Материалы
- Машиностроение
- Металлургия
- Метрология
- Военная техника: Оружие
- Военная техника
- Ракеты
- Нанотехнологии
- Нефтегазовые технологии: трубопроводы
- Нефтегазовые технологии
- Патентное дело.Изобретательность. Инновация
- Издательство
- Холодильное оборудование
- Нормативная документация
- Охрана и безопасность
- Космические науки
- Транспорт
- Транспорт: авиация
- Транспорт: автомобили, мотоциклы
- Транспорт: железная дорога
- Транспорт: Корабли
- Очистка воды
- Арт
- Кинотеатр
- Дизайн: Архитектура
- Графика
- Музыка
- Музыка: гитара
- Фото
- Биология
- Антропология
- Антропология: эволюция
- Биостатистика
- Биотехнологии
- Биофизика
- Биохимия
- Биохимия: энолог
- Экология
- Естествознание
- Генетика
- Микробиология
- Молекулярный
- Молекулярная система: биоинформатика
- Растения: сельское и лесное хозяйство
- Вирусология
- Зоология
- Зоология: палеонтология
- Зоология: рыбы
- Бизнес
- Бухгалтерский учет
- Электронная коммерция
- Логистика
- Менеджмент
- Маркетинг
- Маркетинг: реклама
- Менеджмент: Управление проектами
- MLM
- Ответственность и деловая этика
- Торговля
- Химия
- Аналитическая химия
- Химическая промышленность
- Неорганическая химия
- Материалы
- Органическая химия
- Пиротехника и взрывчатые вещества
- Фармакология
- Физическая химия
- Технологии
.