Характеристика дети с нарушением речи: Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи.

Содержание

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи.

Психолого-педагогическая характеристика

детей с нарушением речи.

Для детей с нарушениями речи характерно недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь). Особые трудности этих процессов на уровне произвольности и осознанности. Интеллектуальное отставание имеет у детей вторичный характер, поскольку оно образуется вследствие недоразвития речи, всех ее компонентов.

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.

Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Им необходимо больше времени для понимания инструкции к заданию, для формирования представлений и понятий об окружающем. Требуется несколько повторений, разъяснения, наводящие вопросы.

У большинства детей с заиканием нарушений связанных с интеллектуальным отставанием не наблюдается.

Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Эти дети реагируют медленнее, не могут быстро сосредоточиться и могут иметь сложности с самоорганизацией и управлением своим пространством. Они долго не включаются в выполнение задания. Эти дети испытывают трудности при обучении чтению, а так же при переработке, сохранении и использовании информации полученной при чтении. Некоторым сложно уловить рифму и у них возникают сложности с заучиванием стихов.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками, субъективная неудовлетворенность, нарушения самооценки, неадаптивность к фрустрации, снижение резистентности к стрессу и как следствие недостаточная социальная адаптация.

Особые образовательные потребности.

К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:

• выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;

• организация обязательной логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;

• получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;

• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

• создание условий, нормализующих (компенсирующих) состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении детей с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения;

• получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

• возможность адаптации образовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

• индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР;

• постоянный (пошаговый) мониторинг результативности академического компонента образования и наращивания жизненной компетенции учащихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;

• применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

• возможность обучаться на дому при наличии медицинских показаний;

• профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов;

• обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;

• психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями.

Характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями речи | Консультация по логопедии (старшая группа):

      ДИЗАРТРИЯ — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

    Основные проявления дизартрии:
— расстройство артикуляции звуков (речь нечеткая, смазанная)
— нарушение голосообразования
— изменение темпа и ритма речи
— изменение интонации.

   Выше перечисленные проявления дизартрии проявляются в разной степени и в различных комбинациях в зависимости от локализации поражения в центральной или периферической нервной системе, от тяжести нарушения, от времени возникновения дефекта.

     Выделяют так называемую стертую форму дизартрии . Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Проявляется стертая дизартрия в стойких расстройствах звукопроизношения и просодики речи, возникающие, вследствие не выраженного микроорганического поражения головного мозга

При данных дефектов логопеды встречаются с большими трудностями и период постановки и автоматизации звуков в речи. Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

СТЕРТАЯ ДИЗАРТРИЯ

    Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов.

Дети, имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи.

     Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

  Чаще всего стертая дизартрия диагностируется после пяти лет. Детям, чья симптоматика соответствует стертой дизартрии, необходимо проконсультироваться у у невролога для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включать в себя: медицинское воздействие, психолого-педагогическую помощь, логопедическую работу.

    Для раннего выявления этой формы дизартрии и правильной организации комплексного воздействия необходимо знать симптомы и причины возникновения, характеризующие это нарушение .

    Причинами возникновения стертой дизартрии могут быть:

отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;

инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности

асфиксия новорожденных;

стремительные или затяжные роды;

длительный безводный период;

механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

       В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).

    Развитие после года, как правило, у всех бывает благополучным, невропатологи больше не наблюдают этих детей, и ребенок считается здоровым.

    При обследовании детей 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы:

Общая моторика: дети неловкие, ограничен объем активных движений, быстро утомляемость при нагрузках. Неустойчиво стоят на одной ноге. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т.д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а так же при переключаемости движений.

   Мелкая моторика рук: дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. В работах по аппликации прослеживаются трудности пространственного расположения элементов. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию,, например «замок» — сложить кисти вместе, переплетая пальцы: «колечки» — поочередно соединить с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец и другие упражнения пальчиковой гимнастики.

    Со слов мам, многие дети до 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы.

   У детей школьного возраста в первом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками 9плохой подчерк, медленный темп письма, «зеркальное» письмо, замены букв).

    Особенности артикуляторного аппарата:

У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются следующие особенности артикуляторного аппарата.

  Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: вялые губы, углы рта опущены, во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности тонкий, находиться на дне рта, вялый, кончик языка мало активный. При нагрузках (логопедической гимнастике) мышечная слабость увеличивается.

   Спастичность мышц проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица на ощупь твердые, напряженные. Губы в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут сделать трубочку из губ. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.

  Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках. Например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку прокатываются волны в продольном или поперечном направлении. В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляторного аппарата.

  Апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений артикуляторного аппарата или переключении от одного движения к другому. У некоторых детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

  Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастике (при удержании позы, переключении с одного упражнения на другое)

   Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются саливацией, не сглатывают слюну.

   Дети со стертой дизартрией по заданию выполняют все движения из логопедической гимнастики, но качество этих движений страдает: смазанность, нечеткость движений, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, быстрая утомляемость мышц и др. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

    Звукопроизношение при стертой дизартрии характеризуется: смешением, искажением, заменой и отсутствием звуков, т. е . те же варианты что и при дислалии . Звуки при стертой дизартрии ставятся теми же способами что и при дислалии, но долго не автоматизируются и не вводятся речь. Наиболее распространенным дефектом звукопроизношения являются нарушения свистящих и шипящих. Достаточно часто отмечается межзубное произнесение, боковые призвуки. Дети испытывают трудности при произношении слов со сложной слоговой структурой, упрощают звуконаполняемость, опуская некоторые звуки при стечении согласных . (митионей вместо милиционер).

  Просодика. Интонационно-выразительная окраска речи детей со стертой дизартрией резко снижена. Страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется носовой оттенок. Темп речи чаще ускорен.      При рассказывании стихотворений речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчива, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса (ребенок не может по подражанию менять высоту голоса, имитируя голоса животных: коровы, собаки и пр.)

  У некоторых детей речевой выдох укорочен, и они говорят на вдохе. В этом случае речь становиться захлебывающейся. Довольно часто выявляются дети (с хорошим самоконтролем), у которых при обследовании речи отклонений в звукопроизношении не проявляется, т . к. произносят слова они скандировано, т.е по слогам, а на первое место выступает только нарушение просодики.

  Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционную работу с ребенком.

  На начальных этапах предусматривается работ по нормализации моторики артикуляторного аппарата — логопедический массаж, логопедическая гимнастика. Обязательна работа по укреплению голоса и дыхания.

  Обязательным элементом логопедической работы является развитие мелкой моторики рук.

Особенности развития детей с нарушением речи

У детей, имеющих речевые расстройства, часто сохранны физический слух и интеллектуальное развитие. Эти нарушения могут проявляться как в искажении произношения, так и в трудностях c коммуникацией. Симптоматика проявления дефекта зависит от степени тяжести нарушения.

СодержаниеСвернуть

У таких детей имеются трудности не только в речевом развитии, но и в формировании высших психических функций (ВПФ) и неврологические проявления. Поэтому коррекционная работа строится комплексно, чтобы она была наиболее эффективной и результативной.

Нормы речевого развития

Прежде чем переходить к изучению отклонений, необходимо знать нормальное развитие речевого онтогенеза. Родителям стоит обращать внимание еще в первые месяцы жизни малыша на его поведение и любые проявления вербальных реакций. В этот период он взаимодействует с окружающими при помощи крика. В норме крик имеет чистое звучание, достаточно громкий и интонационно окрашенный.

К 2-3 месяцам появляется гуление. Оно состоит из гласных звуков и некоторых согласных. Малыш может гулить один, но когда появляется взрослый, гуление становится интонационно окрашенным. Это первое подобие диалога между ним и другими людьми.

К 6 месяцам стадия гуления сменяется лепетом. Малыш начинает произносить первые слоги, принимаемые большинством родителей за первые слова. Лепетные слова сначала произносятся кратко и случайно. Затем малыш лепечет все чаще, и появляются уже лепетные цепочки. Такая речь не является содержательной, но именно она становится основой для дальнейшего гармоничного речевого развития.

Первые слова появляются к 1-1,5 годам. В этот период взрослым очень важно поддерживать своего малыша в его стремлении к освоению языка. К 2 годам малыш общается с окружающими простыми фразами, а к 3 – его предложения становятся все распространеннее.

В период с 2 до 3 лет происходит резкое увеличение словарного запаса, потому ребенок начинает все активнее познавать окружающий мир. Окружающие люди лучше понимают детскую речь, хотя малыш еще не овладел правильным произношением всех звуков. У детей в этом возрасте отмечаются еще нарушения слоговой структуры, потому что они только начинают осваивать произношение трудных и длинных слов.

К 4 годам должно быть сформировано произношение всех звуков, исключением является сонорная группа. Ребенок общается распространенными предложениями, в своей речи чаще использует притяжательные прилагательные и местоимения. Происходит освоение простых грамматических категорий, он согласовывает слова в предложении, образует новые при помощи суффиксального способа. В этом возрасте нарушений слоговой структуры не наблюдается.

К 5-6 годам дети осваивают произношение сонорных звуков. Они уже умеют составлять логические цепочки, учатся приводить доводы, сравнивают и анализируют свойства предметов. Речь становится все более выразительной, дети учатся управлять своим голосом. Они могут пересказывать короткие сказки, самостоятельно или с небольшой помощью взрослых составлять краткий рассказ.

К 6-7 годам детская речь практически ничем не отличается от разговора взрослого. Ребенок активно использует наречия, числительные. Составляет предложения с использованием предлогов и союзов. Также происходит усвоение рассказов-описаний. В этот период детей начинают готовить к школе, чтобы они полностью освоили фонетическую и грамматическую составляющую родного языка.

Нормы психофизического развития

До 1 года ведущая деятельность малыша – эмоциональное общение. Поэтому в этот период мама должна много и эмоционально общаться с ребенком. К 2 месяцам появляется комплекс оживления на появление родных: появляются двигательные реакции, улыбка. В 6 месяцев малыш выделяет маму среди других людей.

Кроме эмоционального общения, взрослые занимаются развитием моторной сферы малыша. В этот период у него особенно разит хватательный рефлекс. Задача взрослых – вызвать у малыша интерес к выполнению действий с игрушками.

В период от 1 до 3 лет ведущая деятельность ребенка – предметно-манипулятивная. Малыш овладевает навыками самообслуживания, учится держать карандаш, вырезать простые фигуры из бумаги. Ребенок активнее взаимодействует с окружающими людьми. Особенность его общения в этот период – это связь с предметной деятельностью.

В возрасте 3-х лет ребенок начинает осознавать себя как личность, сравнивает с другими. Малыш стремится все делать самостоятельно, задает больше вопросов об окружающем мире. Он уже умеет считать (минимум до 3-х), знает названия простых геометрических фигур, учится сравнивать и анализировать предметы.

К 4 годам дети овладевают более сложными дифференцированными движениями пальцев рук (застегивают пуговицы, завязывают шнурки и т. д.). Ребенок активнее взаимодействует со сверстниками, в общении уже проявляется социальная направленность. Объем памяти увеличивается, поэтому в этом возрасте с ним нужно разучивать стихотворения.

Пятилетние дети помогают взрослым, начинают играть в сюжетно-ролевые игры. В этом возрасте уже можно ставить театрализованные представления. К 6-7 годам у ребенка должна быть хорошо развита моторная сфера, а именно – координация движений; он легко ориентируется в пространстве. В данный период дети должны уметь оценивать свои поступки и окружающих. Концентрация внимания увеличивается; они могут запоминать достаточно большой поток информации; становятся усидчивее.

Особенности детей с речевыми нарушениями

За логопедической помощью родители чаще всего обращаются в возрасте 3-х лет, когда малыш должен общаться предложениями. Исключением являются дети с органической ринолалией, потому что с ними занимаются специалисты с первых месяцев жизни. Предпосылки речевых расстройств можно заметить еще в раннем возрасте.

Крик у таких малышей тихий или слишком пронзительный, сопровождающийся всхлипывающими нотками, невыразительный. У детей с отставанием в речевом развитии стадия лепета длится дольше. А у алаликов лепетные слова и цепочки присутствуют в речи и в возрасте 2-3-х лет. Они не проходят стадию гуления, поэтому для общения не могут использовать слова и фразы.

Стадии лепета и гуления отличаются невыразительностью сочетаний слогов, непостоянством их использования. Малыш не использует их как средство коммуникации. Первые слова могут появиться только к 2 годам, а фразовая речь – к 3. При этом она будет аграмматичной, малопонятной для окружающих.

У детей с нарушениями речи словарный запас резко отстает от нормы. В речи мало используют прилагательные, глагольную лексику. Практически не употребляют наречия и числительные. Нарушение звукопроизношения носит чаще всего полиморфный характер (искажение сразу нескольких групп звуков). Из-за чего речь звучит нечетко, малопонятно.

Такие дети могут не проговаривать окончания, искажают слоговую структуру слова. Развернутые ответы могут давать только с помощью взрослого, при этом будут допускать грамматические ошибки. Их речь отличается общей невыразительностью, неумением управлять модуляциями голоса. Дошкольнику с трудом дается заучивание стихотворений, пересказ небольших произведений. Речь будет отличаться монотонностью, запинками, нарушениями темпо-ритмической составляющей.

При алалии у детей может не быть слов даже к 3 годам. Поэтому для общения с окружающими они активно используют мимику и жесты. Их речь практически состоит только из лепетных слов и цепочек, поэтому начинать работу с алаликами нужно как можно раньше.

У детей с заиканием трудности с темпо-ритмической составляющей. Их речь отличается запинками, повторением слогов и растягиванием гласных. При особо сложном течении заикания ребенок может даже не договорить фразу до конца. Из-за особенностей этого нарушения, возникают большие сложности при составлении рассказов и использовании сложных развернутых предложений.

Психофизиологические особенности детей с нарушениями речи

У них недостаточно сформирована моторная сфера. Они с трудом овладевают тонкими дифференцированными движениями пальцев рук; отличаются неловкостью, плохо координируют свои движения. Главным признаком того, что у малыша может быть нарушение речи – это повышенная активность или апатичность, заторможенность.

У детей с речевыми проблемами отстают в развитии и ВПФ. Внимание отличается неустойчивостью, есть сложности с его переключением. Они не могут правильно распределить внимание между практическими действиями и речевым высказыванием. Наблюдается низкий уровень самоконтроля, трудно сосредоточиться на выполнении задания.

Нарушено и мнестическое развитие – страдает память. Низкий уровень развития слуховой памяти. При этом не сильно отстает от нормы зрительная, и в большей степени сохранно логическое запоминание.

Отстает в развитии наглядно-образное мышление. У детей вызывает сложность сравнение предметов, их классификация. Низкий уровень сформированности внутренней речи, что сказывается на построении высказываний.

Такие дети отличаются неустойчивостью эмоционального поведения, быстрой утомляемостью. Из-за отставания в речевом развитии у них низкая потребность в общении с окружающими. Они редко принимают участие в играх с детьми, потому что не понимают правил. Нарушения эмоционально-волевой сферы сказываются на гармоничном развитии личности.

Чем раньше родители заметят, что их ребенок отстает от сверстников в развитии, тем раньше будет начата коррекционная работа. Речь связана с моторной и эмоционально-волевой сферой, ВПФ. Поэтому коррекционная работа построена на комплексном подходе, что дает возможность эффективно помочь ребенку.

Характеристика и особенности речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи (ОНР) − тяжелое нарушение речи при условии первично сохранного слуха и интеллекта. Вследствие него нарушаются все структурные компоненты речи, а конкретно: фонетика, фонематика, лексика, грамматический строй. ОНР может выступать отдельным нарушением или являться результатом других, более сложных дефектов. Характеристика детей с общим недоразвитием речи состоит из психологического и педагогического аспектов.

СодержаниеСвернуть

Впервые особенности развития речи детей с общим недоразвитием речи обозначились Р. Е. Левиной. Она же предложила условно разделить ОНР на три уровня по мере выраженности речевой недоразвитости.

Психологическая характеристика при ОНР

Дошкольники, имеющие общее недоразвитие речи, отличаются невысоким уровнем становления ведущих свойств внимания. Наблюдается слабая устойчивость внимания, невозможность его распределения. Речевой дефект негативно действует на формирование памяти. Регулярно забываются сложные инструкции, опускаются части поручений, меняется последовательность выполнения. Распространены повторения при описании предметов, изображений.

Есть отставание от ровесников в развитости наглядно-образного мышления, проблемы овладения аналитико-синтетическим процессом, сравнением. Таким дошкольникам присущи трудности при обучении по программам общеобразовательных учреждений.

Характеристика детей с ОНР затрагивает и моторную деятельность. Им свойственна нарушенная координация тяжелых движений, низкая скорость и ловкость у большего числа дошкольников. Они плохо перекидывают мяч из одной руки в другую, прыгают на одной ноге, не могут танцевать под музыку, опираясь на ритм.

По особому формируется мелкая моторика. Это заметно при выполнении простых действий, таких как застегивание одежды, завязывание шнурков.

Изначально сохранные интеллектуальные способности тормозятся в формировании из-за первичной речевой патологии. Но в процессе коррекционной работы происходит корректировка и становление мыслительных процессов.

Характеристика речи при ОНР I уровня

При ОНР I уровня отсутствует большинство звуков. Чаще всего не нарушенными остаются звуки раннего онтогенеза. Сохранные звуки отличаются нестойкостью использования. В речи лидирующее место занимают короткие слова из одного или двух слогов. Пытаясь произнести более длинное слово, ребенок пропускает слоги.

Детям тяжело дается различение даже неречевых звуков, далеких по звучанию. Резко ограничен как пассивный, так и активный словарный запас. Малыши в основном общаются невербально, у них прекрасно развита мимика, жесты, интонация.

При словесном общении используются фразы-звукоподражания, их обрывки, слова, не похожие ни на какие другие, «облегченные, детские», используемые кем-то из старших в разговорах. Одно и то же слово может использоваться для обозначения нескольких понятий. У дошкольника нет фразовой речи, а также монолога. ОНР I уровня диагностируется в трехлетнем возрасте.

Характеристика речи детей с ОНР II уровня

У лиц, имеющих ОНР II степени, отмечаются тяжелые нарушения в звукопроизношении (до 20 дефектных звуков). Характерны все типы его нарушений: дошкольники заменяют звуки, искажают их, смешивают и пропускают. Они осознают значение слова, но не могут повторить слоги в верной последовательности.

В двух-, трехсложных словах дети с ОНР II уровня повторяют один и тот же звук или слог (персеверация), переставляют их местами (парафазия), заменяют звук на следующий за ним (антиципация), смешивают отрывки нескольких слов (контаминация), вставляют добавочные части, сокращают количество слогов (элизия). Они отлично справляются с различением неречевых звучаний, но ошибаются при дифференциации речевых звуков, далеких по звучанию.

Детям недоступно освоение элементарных основ грамоты. Пассивный словарь скуден, в активном словарном запасе много именных частей речи, присутствуют наречия и глаголы. Недоступным для них является словообразование, которое заменяется словоизменением. Предложения строятся из 2-4 слов с допуском аграмматизмов, связная речь обычно заменяется перечислением событий, предметов. Диагностируется ОНР II степени после четырехлетнего возраста.

Характеристика речи при ОНР III уровня

При ОНР III уровня разбег проблемных звуков от 2 до 20. Характеризуется всеми типами нарушения звукопроизношения. Слоговая структура искажается по тому же принципу, что и при II уровне, но проблемно употребление слов из большого числа слогов. Трудно даются пятисложные слова.

Дети различают звуки, далекие по звучанию и произношению, но затрудняются при дифференциации приближенных по параметрам звуков. Начинают знакомство с процессами чтения и письма. У детей остается скудный пассивный словарь. Активного словарного запаса хватает для бытовых ситуаций. Присущи множественные замены слов, похожих по смыслу. Типично неверное понимание и употребление обобщающих понятий.

Становится доступным словообразование. Но при образовании слов дошкольник допускает много ошибок: неверно использует суффиксы, неправильно подбирает основу. Для монолога свойственен малый объем, пропуск больших частей, инверсии, нарушение логических и временных связей.

Гораздо реже появляются ошибки в словоизменительных процессах. Диагностируется ОНР III уровня после 5 лет.

Характеристика речи детей с НОНР

С недавнего времени обосабливают IV уровень ОНР или НОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи). У дошкольников с НОНР отсутствуют серьезные проблемы со звукопроизношением, но при быстрой речи звуки смешиваются, либо заменяются. Повествования невнятны, невыразительны, вялые.

Словарный запас таких детей не отличается от словаря сверстников без речевых проблем. Для связной речи типичным становится «зацикливание» на незначительных деталях и пропуски главных, повторение отдельных моментов. Рассказы малоинформативны. Диагностируется НОНР с 6 лет.

Нарушение речи у детей: виды, причины и исправление

Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.

СодержаниеСвернуть

Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок практически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.

Признаки задержки речевого развития

Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с неблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.

В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.

Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».

У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.

Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.

Признаки нарушений речи в дошкольный период

В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный характер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.

Признаки нарушения речевого развития:

  • В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
  • Нарушение звукопроизношения.
  • Неправильное согласование слов в предложении.
  • В речи ребенка преобладают простые предложения.
  • Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
  • Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.

Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.

Причины речевых нарушений

Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:

  • Внутриутробные патологии.
  • Родовые травмы.
  • Послеродовые патологии.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия.

Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.

Внутриутробные патологии

Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:

  • Гипоксия плода.
  • Инфекционные заболевания матери.
  • Травмы живота во время беременности.
  • Употребление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
  • Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
  • Стресс.
  • Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.

Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.

Родовые травмы

К ним относятся:

  • Асфиксия.
  • Травмы, полученные малышом во время родов.
  • Младенцы с маленьким весом.

В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.

Послеродовые патологии

К ним относятся:

  • Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
  • Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
  • Травмы артикуляционного аппарата.

Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.

Генетическая предрасположенность

Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.

Неблагоприятные социально-бытовые условия

На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.

Классификация речевых нарушений

В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.

Психолого-педагогическая

Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.

Нарушения средств общения:

  • Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР  или фонетическое нарушение речи.
  • Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
  • Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.

В логопедии существует три уровня речевого развития:

  • 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
  • 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный характер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
  • 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.

Нарушения использования средств общения:

  • Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.

Медицинская классификация

В этой группе опираются на медицинские критерии.

Нарушения голосообразования или фонации

У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:

  • Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
  • Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
  • Нарушение силы голоса – фонастения.
  • Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.

Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.

Нарушения темпа и ритма речи

Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи

Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:

  • Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
  • Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
  • Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.

При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.

Структурно-семантические расстройства

Это самые сложные речевые нарушения, характеризующиеся тем, что у человека практически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.

Нарушения письма и чтения

  • Дисграфия − нарушение письма, характеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
  • Аграфия − полная невозможность освоения письма.
  • Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.

Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.

Особенности диагностики

Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.

Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:

  • отоларингологу;
  • ортодонту;
  • неврологу;
  • дефектологу.

После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.

Рекомендации

Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:

  1. С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
  2. Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
  3. Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
  4. На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
  5. Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.

Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой

понятия, основные критерии, советы педагогам и воспитателям

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи используется при разработке ФГОС в системе дошкольного образования. Государственные стандарты особенно важны для учета индивидуальных потребностей каждого ребенка, которые определяются на основании состояния здоровья и прочих жизненных обстоятельств. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи позволяет понять, какие условия необходимо создать для того, чтобы каждый ребенок, отнесенный к этой категории, смог получить качественное образование.

Навыки владения речью у детей

Успешная социализация ребенка невозможна без общения. В то же время достичь необходимых результатов в коммуникации со взрослыми и сверстниками могут только те дети, которые владеют устной речью на достаточном уровне.

Всепоглощающие информационные и технологические процессы не самым благоприятным образом отражаются на развитии общения среди детей младшего возраста. Наряду с заболеваниями центральной нервной системы, нарушениями слуха, негативно на социализации и всестороннем развитии ребенка отражается увлеченность компьютерными играми, мультфильмами. Такие дети часто отстраняются от коллектива, им сложно научиться понимать чувства родных и близких, со временем возникают трудности при взаимодействии с окружающими.

Учитывая психологические особенности детей с нарушением речи, достаточно сложно выбрать подходящий способ успешной социализации для таких малышей. В первую очередь требуется научить ребенка воспринимать себя как самостоятельного субъекта речевой деятельности, сформировать умение взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Численность детей, имеющих нарушения речи, увеличивается с каждым годом. Чаще всего такие малыши проходят обучение в учреждениях общеразвивающего типа. Поэтому каждый воспитатель в детском саду должен иметь представление о психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями речи, уметь различать виды отклонений, знать об их особенностях и правилах работы с такими малышами. Современный педагог должен уметь выстраивать педагогический процесс и учитывать возрастные особенности, образовательные потребности, возможности каждого ребенка, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья – иными словами, делать все необходимое для успешной адаптации и социализации малышей с нарушениями речи.

Характерные признаки и сопутствующие симптомы

Рассмотрим клинико-психологическую характеристику детей с нарушениями речи. Отклонения в психоэмоциональном состоянии у малышей с такими расстройствами чаще вызваны функциональными или органическими причинами. В преимущественном числе случаев дети с речевыми нарушениями имеют патологии центральной нервной системы.

Органические поражения мозга являются причиной ряда характерных особенностей в работе организма и самочувствии малышей. Большинство из них:

  • не переносит жаркую и душную погоду;
  • страдает от укачивания при езде в автомобиле, автобусе и других видах транспорта;
  • жалуется на тошноту, головные боли, головокружения.

У многих детей выявляют нарушение вестибулярного аппарата, координации и артикуляционных движений. Малыши с речевыми отклонениями быстро устают от однообразного вида деятельности. Как правило, ребенок, имеющий проблемы с речью, раздражителен, возбудим, расторможен. Обычно он не сидит долго на одном месте, постоянно что-то теребит в руках, болтает ногами.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи предполагает отсутствие эмоциональной устойчивости – настроение у них меняется за считанные минуты. Может иметь место упадническое настроение с проявлениями агрессии, тревожности, беспокойства. Заторможенность и вялость у малышей, которые имеют проблемы в общении с окружающими, встречаются редко. К концу дня симптомы расстройства центральной нервной системы усиливаются, проявляясь:

  • головными болями;
  • бессонницей или, наоборот, сонливостью;
  • отсутствием усидчивости;
  • повышением работоспособности.

Нарушения речи у детей школьного возраста

В педагогических характеристиках школьников с нарушениями речи отмечается их постоянная двигательная активность. Они постоянно ходят по классу, могут вставать на уроке и игнорировать замечания учителя. Память и внимательность у школьников плохо развиты, наблюдается невысокий уровень понимания словесных конструкций, недостаточно качественно работает регулирующая функция речи.

Дети с речевыми отклонениями неуправляемы, педагогам сложно контролировать их поведение, заниматься на протяжении длительного времени познавательной деятельностью, ребята владеют низким уровнем умственной работоспособности. Психическое состояние у таких малышей крайне неустойчиво, но в период психосоматического благополучия они нередко достигают значительных результатов в учебе.

На фоне функциональных отклонений в работе ЦНС у детей часто возникают невротические реакции, они могут бурно реагировать на замечания педагога и неуважительно относиться к своим одноклассникам. Поведение школьников нередко характеризуют агрессией и повышенной возбудимостью, однако в некоторых случаях такие дети бывают застенчивы, нерешительны, пугливы.

Какими бывают речевые нарушения

Создание психологической характеристики детей с нарушениями речи зависит от типа расстройства. Условно проблемы, связанные с произношением и общением, разделяют на несколько категорий:

  • отклонения при произношении звуков – дислалия, дизартрия, ринолалия;
  • системные расстройства, при которых отмечаются проблемы лексического, фонетического, грамматического характера – афазия, алалия;
  • сбой темпа и ритмичности речи – заикание, тахилалия, брадилалия;
  • проблемы с голосом – дисфония, афония.

Психологи и педагоги все нарушения речи относят к фонетико-фонематическому отклонению, общему недоразвитию речи и коммуникативным дисфункциям. Характеристика психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями речи зависит от вида отклонения.

Что такое дислалия?

Говоря кратко о психологических особенностях детей с нарушениями речи разного типа, сложно охарактеризовать каждую разновидность речевого дефекта. Обратим внимание на самые распространенные отклонения.

Например, дислалия встречается чаще других разновидностей нарушений речи. Суть этого расстройства заключается в неверном произношении звуков, что выражается в их замене, искажении. При наличии такого дефекта ребенок не способен опознавать звуки, что приводит к неправильному восприятию слогов. Таким образом, дислалия препятствует правильному восприятию слов как самим говорящим, так и человеком, который его слушает.

Весьма распространенным является ошибочное воспроизведение звонких и шумных в качестве парных им глухих. Например, «ж» слышится как «ш», «д» – как «т», «з» – как «с» и др. Многие дети не различают свистящие и шипящие звуки, переднеязычные и заднеязычные, язычные твердые и мягкие.

Другой распространенный вид нарушения речи – дизартрия

Дизартрия – это измененное произношение, которое возникает в результате органического поражения головного мозга или периферической нервной системы. Главной отличительной особенностью дизартрии является то, что при этом нарушении страдает воспроизведение не каких-то отдельных звуков, а все произносительные функции.

Такие дети обладают ограниченной подвижностью мускулов лица. При речи и мимике лицо ребенка остается замороженным, на нем слабо отражаются эмоции, переживания, либо не отражаются вовсе. Речь у малышей с таким нарушением нечеткая, смазанная, звукопроизношение слабое, тихое. При дизартрии нарушается дыхательный ритм. Речь теряет плавность — то ускоряясь, то замедляясь.

Характерной особенностью этого отклонения является дефект звукопроизношения и голоса, который сочетается со сбоями в моторике и речевом дыхании. В сравнении с дислалией, дизартрии свойственно нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Причем гласные как будто специально удлиняются ребенком таким образом, что в итоге все они приближены по звучанию к нейтральным звукам «а» или «о». При дизартрии согласные звуки в начале или в конце слова произносятся с некоторым напряжением, иногда они слышны с призвуками. Также у детей наблюдаются мелодико-интонационные несоответствия, нарушения грамматического строя.

Принципы работы с такими детьми

Изучение психологических особенностей детей с нарушениями речи имеет огромное значение при выполнении требований программы воспитания и обучения в общеобразовательной системе. В индивидуальный план обучения ребенка с нарушениями речи обязательно включаются упражнения, выполнение которых направлено на устранение дефектов сенсорной, интеллектуальной сферы, которые являются причинами речевых нарушений. При этом задача педагога заключается в том, чтобы направлять все свои силы на развитие и улучшение работы сохранных анализаторов.

Преподаватель или воспитатель должен создавать все необходимые условия для развития памяти, внимания, всех форм мышления. Особое внимание следует уделять развитию познавательного интереса у ребенка. С учетом психологических особенностей у детей с нарушениями речи, кратко о которых сказать достаточно сложно, в первую очередь важно сформировать познавательную активность.

На фоне речевых нарушений у ребенка отсутствуют полноценные коммуникативные контакты со сверстниками, взрослыми. Отсюда вытекает еще одна задача педагога – создать благоприятную обстановку в детском коллективе, дать возможность каждому ребенку поверить в себя, минимизировать отрицательные переживания, связанные с речевыми нарушениями.

Значение логопедических занятий

В педагогической характеристике детей с нарушениями речи есть место для обязательного раздела по логопедической работе. Программа данного направления нацелена на преодоление общей недоразвитости речи и формирование коммуникативных навыков. Основной упор здесь делается на правильность произношения гласных и согласных звуков, слоговых структур, грамматически корректного воспроизведения услышанных фраз, предложений.

Логопед следит за динамикой речевой деятельности на каждом этапе процесса коррекционного обучения. Специалист должен наблюдать за тем, как дети проявляют себя в речи, происходят ли позитивные сдвиги: следят ли дети за собственной речью, стараются ли исправлять собственные речевые дефекты, придерживаются ли заданных грамматических форм и т. д.

С учетом педагогических особенностей детей с нарушением речи стоит отметить, насколько важно тактично указывать ребенку на его ошибки. Корректным исправление можно считать тогда, когда педагог дает правильный образец вместо повторения неверной формы или слова. Указывать на факт ошибки бессмысленно, важно другое: ребенку необходимо запоминать правильные варианты произношения и, работая над собой, достигать поставленных целей. Дети должны улавливать замечания педагога и уметь слышать, распознавать грамматические и фонетические ошибки в своей речи, стремиться к самостоятельному исправлению. С этой целью педагог должен работать над привлечением внимания ребенка к его произношению.

В процессе логопедических занятий следует учитывать индивидуальные особенности школьников с нарушениями речи. С педагогической точки зрения, дети старше 7-8 лет лучше контролируют свои эмоции, приобретают навыки самоконтроля и самокритики, поэтому прерывать речь ученика для исправления его ошибок не нужно. Более целесообразным и эффективным способом в логопедии считается метод отсроченного исправления: необходимо дать ребенку высказаться и, когда он окончит, тактично указать на допущенные недочеты.

Зная о психологических особенностях школьников с нарушениями речи, педагог должен ставить перед собой задачу стать образцом для таких детей. Его речь должна быть внятной и четкой, состоять не из сложных конструкций, вводных слов и прочих элементов, которые усложняют восприятие речи.

Как заниматься с детьми дошкольного возраста

Детям младше семи лет особенно интересны темы, связанные с животными, явлениями природы. Малыши учатся выделять детали, характерные для того или иного времени года. Именно поэтому для формирования их речевых навыков обязательными являются практическое взаимодействие с предметами, принятие участия в различной деятельности, наблюдения за природными явлениями.

Упражнения по развитию логики и памяти должны присутствовать в качестве тренировочных элементов в методическом блоке по каждой новой теме. Для дошкольников эффективными считаются упражнения, которые помогают научить детей правильно сравнивать предметы и выделять их общие признаки, группировать по конкретным чертам или назначению. Причем важно, чтобы в процессе ребенок учился давать точные ответы на поставленные вопросы.

В основе занятий с дошкольниками лежат знания детей об окружающей среде. Среди тематик, в которых проводятся обучающие дидактические игры, стоит отметить:

  • элементы одежды;
  • названия профессий;
  • посуду и кухонные принадлежности;
  • овощи и фрукты;
  • игрушки;
  • времена года.

Заключение

Педагог, который работает с детьми, имеющими речевые дефекты, должен в своей профессиональной деятельности учитывать несколько основных моментов:

  • индивидуальные нарушения речи и коммуникабельности у каждого ученика, воспитанника;
  • физические и психологические возможности детей соответствующей возрастной категории;
  • характерологические нюансы.

В процессе осуществления коррекционной работы педагогу следует уделять повышенное внимание развитию у детей внимания и памяти, так как они тесно связаны с речевыми способностями. Для дошкольников эффективным обучение будет в том случае, если проводить его в игровой форме. Также важно включать в программу развития упражнения на развитие моторики рук и совершенствование словесно-логического мышления. Нельзя прекращать работу над оттачиванием эмоционально-волевых качеств, ведь неуверенность в себе, агрессивность, легкая возбудимость нередко являются следствием речевых нарушений.

Применение психологической характеристики школьников с нарушениями речи позволяет создать максимально комфортные условия для коррекционного обучения в игровой форме с использованием специальных атрибутов, зонирования пространства и других способов работы с детьми. Для школьников игра должна носить процессуальный характер и не лишаться творческого подхода. При этом следует учитывать, что педагогу, принимающему участие в игре, желательно брать на себя исполнение второстепенных ролей, ведь дети более активно включаются в процесс, если им выпадают роли первого плана. При таком сценарии они становятся более раскованными, действуют активнее и изобретательнее.

Нарушения слуха — Проект IDEAL

Определение

Закон об улучшении образования для лиц с ограниченными возможностями 2004 года, ранее называвшийся Законом об образовании инвалидов (PL 94-142), включает «нарушение слуха» и «глухоту» как две категории, в соответствии с которыми дети с ограниченными возможностями могут иметь право на специальное образование. и связанное с этим сервисное программирование. Хотя термин «нарушение слуха» часто используется в общем для описания широкого спектра нарушений слуха, включая глухоту, в правилах IDEA потеря слуха и глухота определяются отдельно.

Нарушение слуха (называемое нарушением слуха в Техасе) определяется IDEA как «нарушение слуха, постоянное или неустойчивое, которое отрицательно влияет на успеваемость ребенка».

Глухота определяется как «нарушение слуха настолько серьезное, что ребенок не может обрабатывать лингвистическую информацию через слух, с усилением или без него».

Таким образом, глухоту можно рассматривать как состояние, которое не позволяет человеку воспринимать звук во всех или в большинстве его форм.Напротив, ребенок с потерей слуха обычно может реагировать на слуховые раздражители, включая речь.

Распространенность

Министерство образования США сообщает, что в 2003-2004 учебном году услуги специального образования получили 5 971 495 учащихся. Из этого числа примерно 1,2%, или 71 903 студента, получили услуги специального образования на основе классификации нарушений слуха.

Характеристики

Существует четыре основных типа потери слуха, которые классифицируются в зависимости от места нарушения слуховой системы.Эти нарушения слуха могут быть вызваны генетическими или наследственными факторами, инфекциями, аномалиями развития или экологическими / травматическими факторами.

Кондуктивная потеря слуха вызвана повреждением или препятствием в наружном или среднем ухе, которое мешает эффективному прохождению звука через эти камеры. Большинство потерь проводимости можно лечить медикаментами; однако повторяющиеся кондуктивные потери могут повлиять на языковое развитие детей.

Сенсорно-невральная потеря слуха вызывается повреждением внутреннего уха (улитки) или слухового нерва, который передает импульсы в мозг.Сенсоневральная потеря слуха имеет тенденцию быть более серьезной, постоянной и обычно влияет на развитие устной речи.

Смешанная потеря слуха — это сочетание кондуктивной и нейросенсорной тугоухости.

Нарушения центрального слуха — это результат нарушения или дисфункции центральной слуховой системы между стволом головного мозга и слуховой корой головного мозга.

Полезно знать, что звук измеряется его громкостью или интенсивностью (измеряется в единицах, называемых децибелами, дБ), а также его частотой или высотой звука (измеряется в единицах, называемых герцами, Гц).Нарушения слуха могут возникать в одной или обеих областях и могут возникать только в одном ухе или в обоих ушах. Потеря слуха обычно описывается как легкая, легкая, умеренная, тяжелая или глубокая, в зависимости от того, насколько хорошо человек может слышать интенсивность или частоту, в наибольшей степени связанные с речью. Как правило, глухими считаются только дети, которые не могут слышать звуки мощностью менее 90 децибел (дБ).

Влияние на обучение

Различия в причинах, начале, степени и типах потери слуха, а также в семейных и образовательных ситуациях приводят к появлению большого количества людей с нарушениями слуха.Однако учащиеся с нарушениями слуха обычно испытывают серьезные проблемы с социальным и интеллектуальным развитием, речью и языком, а также успеваемостью.

Социальное развитие: Социально-эмоциональное развитие детей с нарушением слуха происходит по той же схеме развития, что и дети без потери слуха. Однако, поскольку социально-эмоциональное развитие во многом зависит от общения, ученик с нарушением слуха не может участвовать в совместной игре или учебной деятельности.Без общей системы общения это отрицательно сказывается на способности заводить дружбу.

Интеллект: Исследования показали, что люди с нарушениями слуха обладают нормальными когнитивными способностями при отсутствии каких-либо сопутствующих нарушений. Похоже, что любые трудности в успеваемости тесно связаны с разговором, чтением и письмом на английском языке, а не с уровнем интеллекта.

Речь и язык: Речевые и языковые навыки являются областями развития, в наибольшей степени затрагиваемыми людьми с нарушением слуха, особенно глухими от рождения.Для людей с легкой или умеренной потерей слуха эффект может быть минимальным, особенно при ранней диагностике и лечении. Дети с более серьезными нарушениями слуха и глухотой не могут получить доступ к слуховой обратной связи, что нарушает нормальное развитие речи и языка.

Образовательная успеваемость: успеваемость учащихся с нарушением слуха может быть значительно ниже, чем у их сверстников. Учащимся с нарушением слуха очень сложно добиться успеха в образовательной системе, которая в первую очередь зависит от устного и письменного языка для передачи знаний.

Стратегии обучения

Студентам с нарушениями слуха предоставляются услуги специального образования различными профессионалами. Сюда входят следующие специально обученные специалисты:

  • Аудиологи — это профессионалы, занимающиеся диагностикой, лечением и лечением людей с потерей слуха.
  • Учителя для слабослышащих — это специально обученные педагоги, которые оказывают образовательную поддержку учащимся, семье и другим педагогам.
  • Речевые патологи лечат речевые и языковые расстройства.
  • Переводчики — это специально обученные люди, которые передают учащемуся все, что говорится в классе, используя такие коммуникативные процессы, как повторение, язык жестов, дактилоскопия, язык тела и словесное выражение.

Детям с нарушением слуха будет намного труднее, чем детям с нормальным слухом, изучить словарный запас, грамматику, порядок слов, идиоматические выражения и другие аспекты вербального общения.Для глухих или страдающих серьезной потерей слуха детей раннее, последовательное и сознательное использование видимых способов общения (таких как язык жестов, дактилоскопия и речевые подсказки) и / или усиление и слуховая / устная тренировка могут помочь уменьшить эту задержку речи.

К четырем или пяти годам большинство глухих детей зачисляются в школу на полный рабочий день и практикуют специальную работу по общению и языковому развитию. Учителям и другим специалистам важно работать вместе, чтобы научить ребенка использовать свой остаточный слух в максимально возможной степени, даже если предпочтительным средством общения является какой-либо вид видимого общения.Поскольку подавляющее большинство глухих детей (более 90%) рождаются от слышащих родителей, программы должны содержать инструкции для родителей о последствиях глухоты в семье.

Другие специальные стратегии и услуги включают:

  • Регулярное обучение речи, языка и слуха от специалиста
  • Использование усилительных систем
  • услуги переводчика для студентов, использующих один или несколько способов визуальной коммуникации
  • удобные места в классе для облегчения чтения речи
  • фильмов / видео с субтитрами
  • помощь делопроизводителя, который делает письменные заметки, чтобы учащийся с потерей слуха мог полностью выполнять инструкции
  • Обучение учителей и сверстников альтернативным методам общения, таким как язык жестов

Люди с потерей слуха используют устные или ручные средства общения или их комбинацию:

  • Устное общение включает речь, чтение речи и использование остаточного слуха
  • Ручное общение включает язык жестов, дактилоскопию и / или речь по подсказкам
  • Тотальное общение как метод обучения представляет собой комбинацию устного метода плюс язык жестов, дактилоскопию и речевые подсказки

Вспомогательные технологии

Современные технологии предоставили возможность учащимся с нарушениями слуха получить доступ к общеобразовательной программе.К ним относятся:

Слуховые аппараты и устройства для обучения слуху: Слуховые аппараты — один из самых известных типов устройств, используемых людьми с нарушениями слуха. Существует множество слуховых аппаратов, но все они предназначены для усиления звука. К устройствам для обучения слуху относятся такие устройства, как FM-системы. FM-системы более просты, чем слуховые аппараты. Чтобы использовать FM-систему, учитель говорит в микрофон, а ученик использует наушники или динамики.

Компьютеры: существует множество специальных программ для учащихся с нарушениями слуха.Эти программы могут дополнять обучение, предлагая речевые упражнения, слуховое обучение, обучение жестовому языку, а также чтение и изучение языка.

Устройства оповещения: многие повседневные устройства были адаптированы для людей с нарушениями слуха, включая такие предметы, как часы, дверные звонки, пожарные сигнализации, школьные звонки и будильники. Вместо

Общение с глухими и слабослышащими детьми

Переключить навигацию

икоммуникатная терапия

  • Дом
  • Детское отделение
    • Развитие речи и языка ребенка
      • Вехи развития речи и языка ребенка — этапы развития
        • Вехи — развитие речи и языка 0-12 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 12 — 18 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 18–24 месяца
        • Вехи развития речи и языка 24–30 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 30–36 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 36–48 месяцев
        • Речь и Вехи развития речи 48-60 месяцев
        • Вехи развития речи и языка 60-72 месяца
        • Вехи развития речи и языка 72+ месяца
      • Развитие речи и языковых навыков вашего ребенка
      • Мероприятия по развитию навыков речи и языка
    • 90 047 Нарушения и задержки речи, языка, слуха, грамотности и общения у детей

      • Речевые затруднения и расстройства

свойств речи.Устная и письменная речь

Речь делится на две основные противоположности друг другу и в некоторых отношениях совпадают по типу. Это устная и письменная речь. Они различались по своему историческому развитию, поэтому открывают разные принципы организации языковых средств. Общелитературные языковые средства, сочетающие в себе такие виды, как устная и письменная речь, являются основой образования и функционирования синонимических рядов. Разделение их книжно-письменных и словесно-разговорных средств используется в полном наборе по своему типу, а наоборот они получают доступ с определенными ограничениями.

Устная речь

Устная речь является основным фактором, объединяющим различные разновидности, на которые делится устная речь. Свойства письменной речи реализуются в разновидностях книжно-письменного типа. Конечно, форма — не единственный фактор объединения. Но в устно-разговорной речи он предопределяет формирование и функционирование специфических языковых средств, которые отличаются от письменной устной речи. Свойства речи связаны с характером ее образования. Рассмотрим это подробнее.

Различия в формировании устной и письменной речи

Различие форм основано на глубинном психофизиологическом различии. Психологи обнаружили, что механизмы формирования и восприятия устной и письменной речи не совпадают. При формировании письменной речи всегда есть время подумать о формальном плане высказывания, благодаря чему степень его структурированности высока.

Соответственно, и когда чтение всегда можно остановиться, задумайтесь о написанном более глубоко, сопроводите его своими личными ассоциациями.Это позволяет как писателю, так и читателю переводить необходимую информацию из ОЗУ в долгосрочную. Не то, чтобы говорить и слушать. Его особенности — это звучание, исторически первичной устной речи. Свойства речи в этом случае определяются тем, что это своего рода поток, который только своим воспроизведением может быть прерван говорящим в соответствии с его намерениями закончить или приостановить информацию. Слушатель должен в своем приеме вовремя следовать за говорящим, и он не всегда бывает там, где ему нужно, можно остановиться для более глубокого размышления.Следовательно, кратковременная память действует в основном при восприятии устной речи. Свойства речи в этом случае заключаются в том, что она спонтанная, разовая, ее нельзя повторить повторно в том виде, в котором она уже была произнесена.

Автоматизация

При изучении иностранного языка во время подготовки к уроку можно заранее подготовить каждое предложение, но на уроке это не сработает: задача спонтанного производства требует заново в плавном потоке речи выдавать речевые фрагменты.Особенностью устной речи является то, что она не может быть полностью подготовлена, она производится в значительной степени автоматизированным способом. Если динамик его будет сильно контролировать, он потеряет качество спонтанности и естественности. В полной мере контролировать себя можно только в медленной обучающей речи с ее неестественным темпом, выдающим ее неоригинальность.

Оценка письменного текста

Из произведенной спонтанной устной речи следует различать простую оценку письменного текста, выполняемую дикторами, артистами, а иногда и дикторами.Такая оценка ничего не меняет в тексте, и хотя звучит, но остается такой же, как было написано. При этом сохраняется характеристика письменной речи, все ее свойства. С устной точки зрения в нем проявляется только интонационный контур и возможная фонетическая выразительность. То есть акустические свойства звуков речи различаются. Интересно наблюдать за Е.А. Брызгуновой, которая сравнила актерское озвучивание одного и того же текста: они различались. Это означает, что как только появляется элемент устной речи, в данном случае интонации, возникают расхождения из-за индивидуализации.

Индивидуальность

Устное общение всегда индивидуально. Что касается письма, это не общее качество всех разновидностей. Индивидуальная только художественная речь и отчасти речь нестрогих газетных жанров. Каждый выступающий по-своему характеризует человека как личность, исходя из его психологических, социальных, даже профессиональных характеристик и общей культуры. Это касается не только разговорной речи. В парламенте, например, выступление каждого депутата подчеркивает его личные качества и интеллектуальные способности, дает его социальный портрет.Устная связная речь часто значит для слушателя больше, чем информация, содержащаяся в презентации, для которой происходит представление.

Особенности устной речи

Если обратиться к факторам разделения, существующим в устно-разговорной форме, то окажется, что помимо тех, что в книжно-письменной форме, есть еще некоторые дополнительные. Некоторые свойства устной речи являются общими для всего устно-разговорного типа и свойственны ему в отличие от книжно-письменной, разделяющей современный русский литературный язык на две части.Другие участвуют в различении разновидностей наиболее устного типа. Перечислим эти дополнительные факторы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *