История бренда : Breguet

Когда речь заходит о Breguet, говорят не просто о часах. Говорят о высоком часовом искусстве. Том самом, что граничит с наукой, определяя уникальный статус Breguet в часовой индустрии. В швейцарском часовом деле марка является своего рода домом высокой моды, за плечами которого стоит богатейшая история, окруженная тайнами и легендами. Сохраняя верность принципам, заложившим основу репутации дома, компания, основанная в 1775 году Авраамом-Луи Бреге (Abraham-Louis Breguet) (1747-1823) зарекомендовала себя, как эталон в области производства швейцарских часов.
Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчиль, Виктор Гюго, Алекмандр Пушкин
Наполеон Бонапарт, Уинстон Черчиль, Виктор Гюго, Алекмандр Пушкин
Людовик XVI (Louis XVI), Наполеон Бонапарт (Napoléon Bonaparte), королева Виктория, Черчилль (Churchill) – вот лишь некоторые известные личности, которые питали слабость к часам Breguet и являлись преданными клиентами одноименного часового дома. Стендаль (Stendhal), Бальзак (Balzac), Гюго (Hugo), Дюма (Alexandre Dumas) и Пушкин увековечили часовой дом в своих произведениях.
Мастерская Breguet на Quai de l
Мастерская Breguet на Quai de l'Horloge
Всё началось в 1775 году. Едва получив диплом часовщика и только-только связав себя узами брака, 28-летний уроженец города Невшатель (Neuchâtel) Авраам-Луи Бреге ввязывается в довольно рискованную авантюру. Молодой и малоизвестный в то время мастер открывает маленькое часовое ателье на Ке-д’Орлож (quai de l'Horloge). Пройдет совсем немного времени и эта мастерская, расположенная на острове Сите (l'île de la Cité) в самом сердце Парижа, превратится в одно из главных мест зарождения канонов часовой моды, а самого Бреге сделает, пожалуй, самым влиятельным человеком в своей области. А пока за плечами отчаянного часовщика лишь обучение в колледже Версаля, где под надзором аббата Жана-Франсуа Мари (Joseph-François Marie), Фердинанда Берту (Ferdinand Berthoud) и Жана-Антуана Лепина (Jean-Antoine Lépine), А. Л. Бреге получил огромный багаж знаний не только в области математики и механики но и был посвящен в тонкости часового дела.
Образец первых "вечных часов" Бреге
Не довольствуясь ролью простого исполнителя, Бреге совершенствует свои знания, привнося в полученный в юности опыт свой собственный стиль.



Элегантность, красота и точность творений Бреге начинает приносить ему популярность. Слава о Бреге, как об одном из талантливейших часовых мастеров Франции, дошла даже до экспертов королевского двора. Звездным же часом молодого швейцарского мастера можно назвать 1780 год. Год создания вечного механизма – изобретения, позволявшего осуществлять подзавод часов за счет движений их владельца и выводившего детище Бреге в ранг неоспоримых лидеров в часовом деле. Популярность революционного новшества не обошла стороной и часы самого герцога Орлеанского, с восхищением отзывавшегося о гениальном изобретении. Создание механизма автоматического подзавода открыло перед детищем Бреге новые горизонты, сделав мастера частью узкого круга приближенных к монаршим особам. Заказы полились рекой, а из желающих приобрести часы от Breguet на острове Сите выстраивались длинные очереди.
Мария-Антуанетта (1755-1793)
В 1783 году А. Л. Бреге, самый модный на тот момент часовой мастер Франции, продолжая завоевывать расположение самых важных персон королевского двора, получает, возможно, самый важный заказ в своей карьере. Не только потому, что заказчиком была королева Франции Мария-Антуанетта (Marie-Antoinette), но прежде всего потому, что эта высокопоставленная особа была женщиной.


Вообще, стоит отметить, что в истории развития часового дома Breguet женщины сыграли особую роль. В отличие от броской и претенциозной роскоши женских часов конца XVIII века, творения создателя первого противоударного устройства очаровали представительниц прекрасного пола своей функциональной простотой и безукоризненным исполнением. Вслед за Марией-Антуанеттой в период с 1783 по 1813 годы часы от Breguet заказали себе маркиза де Кондорсе (marquise de Condorcet), императрицы Жозефина (Joséphine) и Мария-Луиза (Marie-Louise), а также королева Неаполитанская. Но с именем французской королевы связана отдельная глава в истории марки.
Копия часов n° 160
Итак, в 1783 году швейцарский часовщик получает тайный заказ: неизвестный офицер из личной гвардии королевы заказывает для Марии-Антуанетты особенные часы. Они должны соответствовать статусу Ее Величества и быть эталоном красоты и изысканности. Изобретатель пружины боя для часов с репетиром получает карт-бланш: никаких ограничений по времени и финансам, часы должны быть сделаны из золота и включать в себя все мыслимые и немыслимые усложнения. Так началась история главного шедевра Великого мастера .


Часы n° 160, названные по имени заказчицы "Marie-Antoinette", зададут ритм карьере мэтра Бреге и переживут своего создателя на несколько лет. Авраам-Луи Бреге уйдет из жизни в 1823 году, в Париже, а «самые сложные часы в мире» появятся на свет только в 1827: дело мастера завершит его сын, Антуан-Луи (Antoine-Louis Breguet), который возглавит семейное предприятие после кончины отца.
Копия часов n° 160
К сожалению, когда долгожданный заказ был готов, таинственный офицер канул в лету, а Мария-Антуанетта была казнена, так и не увидев великолепные часы, ставшие эталоном мастерства Breguet.
На этом в истории часов можно было бы поставить жирную точку. Но неожиданно для многих часы "Marie-Antoinette", которые должны были находиться в стенах дома Breguet, в 1838 году всплывают в частной коллекции маркиза де ля Груа (marquis de la Groye), принесшего раритет в ремонтную мастерскую часового дома. Кем был этот маркиз и как в его руках оказался столь ценный артефакт? Покупка? Подарок семьи Бреге? Даже сегодня, спустя более 170 лет, это тайна, покрытая мраком. Одно известно точно: странный маркиз, бывший уже тогда в весьма почтенном возрасте, так и никогда больше не вернулся за часами.
Луи-Клеман Бреге (1804-1883)
Модель, сделанная по заказу самой королевы, надолго останется в собственности потомков основателя швейцарского часового бренда. Это время станет не самым лучшим в истории марки. Продажи некогда самого модного часового дома Франции упадут до минимума: если на пике популярности дом Breguet продавал по 300-400 часов в год, то в 1833 году эта цифра едва достигала 50 экземпляров. В этом году семейное дело возглавил внук Авраама-Луи Бреге, Луи-Клеман Бреге (Louis-Clément Breguet), для которого груз славы гениального деда оказался тяжелой ношей. Ни он, ни его отец не имели того чувства стиля и развитой коммерческой жилки, которую так ценили монаршие особы Европы, поэтому единственное, что могло спасти компанию от краха – это ставка на накопленный за годы работы опыт, культуру и уникальное наследие марки. Гильоширование ручной работы, вороненые стрелки, чистота силуэтных линий и безупречный классический стиль – вот те ценности, которые, несмотря на слегка потускневший от времени ореол великого изобретателя, сохраняют за Breguet статус элитного часового бренда.
Возрождение



Как показывает время, за крупными брендами всегда стоит богатая на события и переломные решения история. Это касается и компании Breguet: пройдя через эпоху войн и капризы переменчивой моды часовой дом с двухсотлетней историей нуждался в обновлении, которое не затронуло бы те принципы и ценности, на которых строился когда-то успех бренда. Мастерам одной из старейших швейцарских мануфактур потребовалось приложить немало сил и умения для сохранения своих позиций.



Так в 1870 году руководство семейным предприятием взял на себя старший мастер компании Эдвард Браун (Edward Brown). Не являясь членом семьи Бреге, но испытывая огромное уважения к ее истории, этот человек не только сохранил традиции и стиль бренда, но и немало способствовал его развитию.



На протяжении ста лет дом Breguet оставался собственностью семьи Браун, пока в 1970 году новыми хозяевами компании не стали парижские ювелиры Пьер и Жак Шоме (Pierre и Jacques Chaumet). Возложив на плечи молодого менеджера фирмы Франсуа Боде (François Bodet) развитие Breguet, братья Chaumet не могли и предположить, что именно этот человек войдет в историю дома А. Л. Бреге, как фигура, возродившая его былую славу. На фоне новой волны успеха с компанией случилась весьма неприятная история. В 1983 году часы n° 160 "Marie-Antoinette" ставшими символом дома Breguet, вновь заставили говорить о себе. Находясь на очередной выставке под охраной в музее Майер (Иерусалим) часы таинственным образом исчезли. Несмотря на все усилия Интерпола и многочисленные операции полиции, самые сложные часы XVIII века так и не были найдены.
История Breguet
Чтобы восполнить чудовищную утрату, компания Breguet, которая с 1999 года входит в состав Swatch-group, начинает масштабный проект по реконструкции Marie-Antoinette с использованием материалов и технологий XVIII века. И без того титаническая работа осложняется тем, что у мастеров дома нет почти никаких документов, на которые можно было бы опереться в процессе реконструкции. Тем не менее, старт проекту по воскрешению самых сложных часов XVIII века был дан в 2005. По иронии судьбы в ноябре 2007 года, когда копия королевских часов была уже почти готова предстать перед публикой, в Иерусалиме при весьма загадочных обстоятельствах неожиданно объявился потерянный оригинал. Как по волшебству. Через 24 года после громкой кражи и 224 года после тайного заказа доверенным лицом французской королевы.
Некоторые вехи истории



За 240 лет существования компании Breguet копилку достижений швейцарского часового бренда пополнили более 200 патентов. Среди двух сотен запатентованных изобретений особое место занимает турбийон, патент создание которого, полученный в 1801 году, вознес Breguet на Олимп новаторов того времени. Усложненный турбийоном механизм позволял нивелировать влияние земного притяжения на точность хода часов, превратив их в более совершенный инструмент для измерения времени.



Через несколько лет после невероятного открытия, когда балом еще безраздельно правили карманные часы, А. Л. Бреге, по заказу королевы Неаполитанской Каролины Мюрат (Caroline Murat) создаст уникальную вещь: первые наручные часы в корпусе необычной овальной формы. Носить часы на руке позволял браслет, выполненный из покрытого золотом конского волоса. Это изобретение, увидевшее свет в 1812 году, перевернуло устоявшуюся концепцию часов на цепочке, обозначив начало новой эры измерения времени. Так,из утилитарного предмета, который традиционно прятали в карман, часы превратились в предмет роскоши, который не только дамы, но и мужчины стали демонстративно носить на запястье.
Часы Breguet с рифленой головкой
Часы Breguet с рифленой головкой
Это не единственное изобретение Бреге, существенно облегчившее процесс считывания времени, внеся в него опрелеленную долю комфорта. В 1830 году сын изобретателя турбийона продал графу Шарлю де Л’Еспину (Charles de L’Espine) первые часы, оснащенные ремонтуаром без ключа, который сегодня принято называть заводной головкой. Часы Breguet N°4952 были снабжены рифленой головкой, которая поворачивалась слева направо большим и указательным пальцами до упора и выполняла две функции: настройку времени и завод механизма. Так появился современный механизм подзавода.
В наши дни мастера Breguet тоже не почивают на лаврах, сохраняя первопроходнический дух отца-основателя бренда и оттачивая самые разные грани часового искусства. Специалисты швейцарского часового дома стояли у истоков первого механизма, оснащенного функцией двух часовых поясов с системой мгновенного переключения. Новая интерпретация дорожных часов позволяла переключаться между двумя часовыми поясами простым нажатием кнопки.



Параллельно с созданием дорожных часов с двумя часовыми поясами, команда Breguet работала над усовершенствованием системы баланс-спираль. Использование в колебательной системе облегченных кремниевых деталей позволило увеличить частоту колебаний баланса до 72 000 пк/час, что в свою очередь сделало часы еще более точными.
Кремний, благодаря выраженным антимагнитным свойствам позволил инженерам Breguet внедрить в часовой механизм систему магнитов для улучшения рабочих характеристик часов. Так, на свет появилась модель Classique La Musicale, оснащенная первым магнитным регулятором в истории часового дела. Баланс на магнитах увеличил срок службы часов, помог устранить ненужные шумовые эффекты в работе репетира и тратил гораздо меньше энергии. При этом точность хода часов существенно улучшилась.



Использование намагничивающихся элементов, которое до сего момента любому опытному часовщику показалось бы просто глупостью, открыло мастерам микромеханики новые горизонты. В ноябре 2010 года компания Breguet представила патент на магнитный стержень. Оснастив механизм часов двумя накладными камнями с мощными микромагнитами на каждом конце оси баланса, часовые мастера Breguet создали динамически стабильную систему, которая сама выполняла корректировки. Принцип работы системы довольно прост. Один из магнитов в паре обладает большей силой, создавая тем самым градиент магнитного поля. Таким образом, внутри оси баланса создается индукционный магнитный поток, приводящий к появлению силы притяжения, которая поддерживает конец оси баланса в постоянном контакте с накладным камнем. Поддерживаемая такой «искусственной гравитацией», ось баланса перестает реагировать на изменение положения часов в пространстве, обеспечивая постоянство вращения.



Первые часы с магнитным стержнем увидели свет в 2012 году (La Classique Chronométrie 7727).
Компания Breguet сегодня



Марк А. Хайек (Marc Alexander Hayek)

Актуальность бренда в наши дни объясняется мощным новаторским потенциалом специалистов компании. Креативность и изобретательность мастеров Breguet не иссякла с годами, а лишь возросла, благодаря грамотному управлению Николаса Г. Хайека (Nicolas G. Hayek), под чьим чутким руководством с 1999 года количество выданных компании патентов превысило число патентов основателя марки Авраама-Луи Бреге. После смерти Николаса Хайека один из самых ценных брендов холдинга Swatch Group возглавил его сын Марк А. Хайек (Marc A. Hayek). Помимо Breguet господин Хайек возглавляет конкурирующую компанию Blancpain и входит в совет директоров марки Tiffany & Co. По словам Хайека управление конкурирующими брендами только на пользу каждому из них, так как в условиях постоянного соперничества каждая марка «продолжает совершенствоваться и сохраняет индивидуальность».