TAG Heuer - история бренда


TAG Heuer, это не просто швейцарская часовая компания, выпускающая престижные спортивные наручные часы и хронометры. Это еще и революционер в часовом деле, ежегодно потрясающий воображение своих поклонников во всем мире.



Компания является подразделением крупнейшего в мире холдинга по производству предметов роскоши LVMH (Moet Hennessy — Louis Vuitton S.A.), а своим названием обязана сочетанию аббревиатуры Techniques d Avant Garde (TAG) и фамилии своего основателя Эдуарда Хоейра.



В 1860 году в возрасте 20 лет молодой человек по имени Эдуард Хойер основал дилерскую контору в Сен-Имье, крохотном местечке, затерянном в горах. Дела у молодого торговца пошли хорошо и уже через 4 года он позволил себе снять апартаменты в Бьенне с висящей у входа табличкой «E.Heuer & Compagnie». Вскоре его фирма превратилась в полноценную часовую компанию, а спустя немного времени в историю часового дела навсегда вошли два его изобретения. Первое из них было разработано в 1869 году – это система завода часов с помощью заводной головки вместо традиционного ключа. А в 1887 году он изобрел деталь, соединяющую механизм часов с модулем хронографа (oscillating pinion), которая до сих пор используется в современных часах. Собственно, хронографы стали его любимой разработкой и именно Эдуард Хойер стал первым часовщиком, наладившим серийный выпуск хронографов. Хронографы принесли E.Heuer & Compagnie первое международное признание — серебряный диплом Всемирной выставки в Париже 1889 года. Умер талантливый часовщик и в 1892-м, оставив семье состояние в 552 750 франков.



Продолжателями семейного бизнеса стали его сыновья Жюль и Шарль. В 1902-м братья выкупили долю акционеров, и семейное дело стало называться просто Heuer — без Compaigne. В это время спрос на хронографы резко возрос, и братья полностью сосредоточились на их производстве. Особого внимания заслуживают докторский хронограф с пульсомером (1910), один из первых бортовых хронографов под названием Time of Trip, который можно было вмонтировать в приборные панели первых летательных аппаратов и автомобилей. В то время граф Цеппелин начал строить свои легендарные дирижабли и после тщательной экспертизы современных хронографов остановил свой выбор на приборах компании Heuer. Во всяком случае во время своего первого трансамериканского 8106-километрового полета на дирижабле Zeppelin ZR III пилот Гуго Эккенер контролировал время по Time of Trip. Немного позже, в 1929 году механика Heuer пригодилась и во время кругосветного путешествия на Graf Zeppelin.



В 1916-м Heuer отметилась величайшим мировым рекордом, создав Microsplit — первый механический хронограф, способный измерять время с точностью до 1/100 секунды. Заслуги не остались незамеченными и вскоре компания стала официальным хронометристом Олимпийских игр в Антверпене (1920), Париже (1924) и Амстердаме (1928). Не менее успешна была и другая разновидность бортового хронографа — Autavia с 8-ми часовым запасом хода.



В 1930-м братья запатентовали водонепроницаемый корпус, а затем автоматические часы. Наручные часы Heuer носили Дуайт Эйзенхауэр, Гарри Трумэн, Генри Форд, принц Уильям, тайский король Бхумибол и многие-многие другие, поскольку Heuer выпускали хронографы практически для всех. Например, модель Autograph помогала летчикам, Mareograph — рыбакам, Seafarer — яхтсменам (кстати, уникальные механические индикатор прилива и индикатор с обратным 5-минутным отсчетом до старта были впервые применены именно в нем).



В середине 50-х годов в компанию «пришел» блестящий представитель нового поколения семьи Хойер — Джек, который занимает пост почетного председателя по сей день.



Джек Хойер с детства был фанатом автогонок, и дружба компании с миром автоспорта стала еще крепче. Впоследствии она выльется в спонсорство «Формулы-1» и изобретение уникальной использующейся по сей день системы ACITS — Automatic Car Identification and Timing system (1976).



Но настоящим прорывом в истории марки стал наручный хронограф Carrera, навеянный молодому Хойеру легендарной La Carrera Panamericana Rally Mexico — гонкой по Панамериканскому шоссе от Гватемалы до США. В знаменитых автомобильных гонках пятидесятых годов Carrera Panamericana принимали участие многие выдающиеся гонщики. В 1953 году победу в этой гонке одержал Хуан Мануэль Фанхио, знаменитый аргентинский гонщик и пятикратный чемпион мира в гонках Формулы 1. В честь этого легендарного автопробега TAG Heuer выпускает в 1963 году хронограф Carrera, сочетающий в себе спортивный стиль и элегантность. Это был безусловный успех. Часы стали более современными, но сохранили строгую элегантность. Часы Carrera идеально воплощают живую память об эпохе "джентльменских гонок".



Хронограф с классическим колонным колесом и ручным заводом Heuer Carrera на базе калибра Valjoux 72 с боковым секундным циферблатом, 12-часовым и 30-минутным счетчиками стал сенсацией по обе стороны океана. Американцы полюбили Carrera за ультрасовременный дизайн и принадлежность к престижному бренду Heuer. Европейцам также понравился дизайн, а еще больше то, что Carrera ассоциировалась с далекой сказочной райской жизнью за океаном. Небольшое изменение дизайна (секундная шкала разместилась на фланце, а тахиметрическая — вынесена за обычную разметку) помогло создать свободный циферблат с огромными функциональными счетчиками. Спортивные сложные часы приобрели оттенок аристократической сдержанности.



Немаловажную роль во всемирном успехе модели сыграла и ее доступная цена. На хронограф в стальном корпусе Джек Хойер установил ценник в 70 долларов, модель с 20-микронной позолотой стоила 90 долларов, а самая роскошная золотая версия — всего лишь 240. Пафосные старомодные хронографы других именитых швейцарских брендов стоили как минимум в 10 раз дороже.



Carrera издавалась практически без каких-либо дизайнерских изменений вплоть до кварцевого кризиса — конца 70-х, — когда в моду вошли роскошные, по понятиям того времени, подушкообразные корпуса. Позже на базе Carrera была выпущена и наручная версия Autavia. А в 1969 году произошло событие, благодаря которому Carrera навсегда вошла в анналы часового искусства. На выставке в Базеле был презентован первый автоматический хронограф в мире. Механизм Caliber 11 был создан совместно компаниями Heuer, Breitling, Hamilton и Dubois Depraz, которые на месяц опередили конкурентов в лице Zenith и Movado. Так как генератором идей и организатором работ был Джек Хойер, за ним историки и закрепили первенство в создании автоматического хронографа.



Идеи Хойера всегда намного опережали время и были порой абсолютно непонятны окружающим. Такими, например, как предпринятая в начале 80-х попытка создать концерн на базе часовых компаний Heuer & Со, Leonidas и Piaget, похожий на нынешнюю Swatch Group. Попытка была неудачна, Хойера даже отстранили от управления. В 1985 году компанию приобрела научно-исследовательская фирма Techniques d'Avant Garde (TAG), и с тех пор она называется TAG Heuer.



В 1999-м контрольный пакет акций TAG Heuer приобрел концерн LVMH и поручил оперативное руководство молодому энергичному бизнесмену Жану-Кристофу Бабену, который немедленно вернул в Совет директоров Джека Хойера, назначив почетным председателем компании. В его обязанности входит восстановление ДНК бренда, налаживание связи между молодым и старым поколениями сотрудников компании, возвращение прежней клиентуры.



В новейшее время, которое многие в компании называют «революционным», в модельном ряду TAG Heuer помимо Carrera появилось множество новых коллекций: недорогая демократичная Formula-1, практичная Link, спортивные Aquaracer и Professional Sport, аристократические Monaco и Monza, концептуальные Microtimer и Mercedes SLR... Удивительно, но все они пользуются огромным успехом. Недаром TAG Heuer наряду с Rolex, Cartier и Omega входит в четверку мировых лидеров по продажам. И в этом также есть немалая заслуга славного праправнука Эдуарда Хойера. Именно его слово в дискуссиях по поводу облика или технической оснащенности той или иной модели оказывается решающим.