История бренда: Panerai

Cреди моделей часов, которые вызывают в душе настоящего коллекционера особый трепет, есть не только швейцарские хронометры. Отдельную нишу на Олимпе высокого часового искусства занимают коренные «итальянцы» Officine Panerai, или, как их попросту называют в кулуарах часовой индустрии, Panerai.
Панераи



Джованни Панераи (1825-1897)
История семьи Панераи началась в 1860 году во Флоренции. Здесь, под солнцем Тосканы, на Золотом мосту, который сегодня известен под названием Старый мост (Ponte Vecchio), Джованни Панераи (Giovanni Panerai) откроет первый часовой магазин в городе. Через несколько лет внук Джованни, Гвидо (1873-1934), вдохнет в семейное дело новую жизнь и активно займется развитием предприятия. Часовую династию продолжит сын Гвидо, Джузеппе (1903-1972), который положит начало долгому и крепкому сотрудничеству с королевскими ВМС Италии. Именно ему часовой мир обязан появлением на свет знаменитых моделей Radiomir и Luminor. После смерти Джузеппе Панераи и его сестры Марии управление историческим бутиком марки возьмет на себя вдова часовщика Мария Тереза Абетти Панераи (Maria Teresa Abetti Panerai), ставшая последним представителем семьи Панераи, принимавшим непосредственное участие в делах компании.
Истоки бренда



Джованни Панераи на фоне своего бутика
Построенный в 1860 году на одной из колонн знаменитого моста Понте-Веккьо первый во Флоренции магазин часов мирно соседствовал с лавкой мясника, цирюльника, торговца овощами и фруктами и магазинчиком, где продавали жареные каштаны. Открытие первого во Флоренции часового бутика ознаменовало собой начало сотрудничества со старейшими часовыми домами Швейцарии. В 1876 году из-за реконструкции моста магазин Джованни Панераи вынужден был переехать. К слову, бутик не единожды менял место прописки, пока, наконец, не обосновался там, где находится по сей день: в Архиепископском дворце на 3 Пьяцца Сан-Джованни (Piazza San-Giovanni).



С годами маленькая лавка, открытая Джованни Панераи, превратилась в довольно крупное предприятие, занимавшееся продажей часов, сопутствующих аксессуаров и инструментов, а также заменой и реализацией различных часовых составляющих. Важным этапом в истории Panerai стало открытие ремонтной мастерской, которая впоследствии превратилась в первую во Флоренции часовую школу. Получив здесь необходимые знания и опыт в часовом деле, новоиспеченные часовщики помогали со сбором и ремонтом приходивших из Швейцарии часов. Собранная под одной крышей команда талантливейших часовщиков стояла у истоков тесного и плодотворного сотрудничества между итальянскими и швейцарскими мастерами. В 1900 году магазин семейства Панераи официально стал называться Orologeria Svizzera (Швейцарские Часы).
Бутик Officine Panerai на Пьяцца Сан-Джованни
Будучи по натуре человеком находчивым, Гвидо Панераи понимает, что, для того, чтобы бизнес пошел в гору, нужно делать ставку на непосредственное общение с клиентом и уже в начале ХХ века начинает десятками тысяч издавать рекламные каталоги, рассылая их магазинам и удаленным клиентам, чтобы те могли оформить заказ по почте. В это же время Гвидо заключает договор с итальянской железной дорогой на взаимовыгодных условиях: железнодорожники получили возможность приобретать часы в рассрочку (плата за них вносилась по частям и удерживалась из жалованья работника).
Патент на Radiomir
Коммерческая деятельность семьи Панераи быстро набирала обороты. Высокое качество услуг и безупречная репутация позволили Orologeria Svizzera стать официальным дистрибьютором таких швейцарских марок, как Rolex, Vacheron Constantin, а позже и Patek Philippe.



В период руководства Гвидо Панераи, внука основателя компании, Panerai становится официальным поставщиком Королевских ВМС Италии. Отвечая требованиям военных, в 1916 году дом Panerai создает особый светоотражающий порошок на основе радия. Свойства инновационной разработки были подробно описаны в приложении к патенту, оформленному 23 марта 1916 года во Франции. Radiomir, который отличался высокой видимостью и превосходными адгезионными свойствами (адгезия – сцепление поверхностей разнородных твёрдых и/или жидких тел), стал неотъемлемым спутником разнообразной продукции дома Panerai. А патент 1916 года обозначил собой начало длинной череды инноваций и аттестатов, яркими вехами отметивших богатую историю итало-швейцарского бренда.



Двадцатью годами позже, в 1936-ом, на свет появится одноименная модель, предназначенная для экипировки аквалангистов Первой подводной бригады коммандос Королевских ВМС Италии (Primo Gruppo Sommergibili). Современные версии часов сохранили большую часть особенностей, характерных для исторических прототипов: широкий корпус в форме подушечки, люминесцентные часовые метки, припаянные к корпусу крепления (ремешка) и водостойкий ремешок, достаточно длинный, чтобы его можно было с легкостью надеть на гидрокостюм.
Подводники Primo Gruppo Sommergibili в часах Panerai
Деятельность флорентийских мастерских компании потихоньку переводилась на рельсы тесного сотрудничества с итальянскими ВМС, которым компания поставляла точные наручные хронографы. Некоторые механизмы даже подвергались доработке с тем, чтобы полностью соответствовать высоким техническим требованиям военных.



В начале ХХ века Panerai проводит диверсификацию производства и инициирует выпуск специальных линз и оптики для министерства обороны. Во время первой мировой войны компания Гвидо Панераи «Meccanica di Precisione» также занималась выпуском объективов Ronconi, главной характеристикой которых была яркая подсветка позволявшая использовать вооружение в условиях абсолютной темноты. Компания занималась также поставкой объективов для винтовок, пушек и торпед. Однако сотрудничество между Officine Panerai и итальянским военно-морским флотом этим не ограничивалось: флорентийские мастерские выполняли заказы на изготовление механических калькуляторов и систем наведения для торпедных аппаратов, а также изготавливали механизмы для торпедных мин замедленного действия. Во время Второй мировой войны и без того крепкое сотрудничество стало особенно плодотворным.
Слева направо: фонарь для подводника, таймер для торпеды, механический калькулятор для расчета угла спуска торпеды
Слева направо: фонарь для подводника, таймер для торпеды, механический калькулятор для расчета угла спуска торпеды
Помимо систем наведения и механизмов замедленного действия, фирма поставляла подводникам светосигнальное оборудование. Officine Panerai заняла лидирующие позиции в производстве люминесцентных, флуоресцентных и фосфоресцентных измерительных приборов, которые защищены множеством патентов.
Рождение Radiomir



Первая модель Radiomir
Хотя первые модели Radiomir увидели свет в 1935 году (специальный заказ военных), их появление держалось в секрете почти два года, пока часы проходили проверку в виде целой серии сложных тестов. Оснащенные 47-миллиметровым корпусом в форме подушечки, первые Radiomir не имели никаких надписей на циферблате и производились исключительно с использованием корпуса и механизма, изготовленных компанией Rolex по техническим требованиям самого Джузеппе Панераи.



Представленные заказчику в 1936 году, первые профессиональные часы для дайверов стали своеобразной точкой отсчета для целой серии экспериментов и инновационных доработок. Самые важные изменения произошли в структуре циферблата и заводной головки. Циферблат, получивший название «сэндвич», состоял из двух наложенных друг на друга пластин, в одной из которых были вырезаны 4 крупные арабские цифры и довольно длинные часовые индексы. Образовавшиеся в результате «резервуары» заполняли фосфоресцирующим составом, позволявшим с легкостью определить точное время даже в абсолютной темноте. Чтобы обеспечить часам большую герметичность, традиционная завинчивающаяся заводная головка была преобразована в механизм, управляемый рычажком на боковой стороне корпуса. Новая разработка была запатентована в Италии (1956) и США (1960) и стала одним из признаков фирменного стиля Panerai.
Циферблат типа «сэндвич», чертеж устройства защиты заводной головки и модель Luminor ref.6152/1(50-егг)
Циферблат типа «сэндвич», чертеж устройства защиты заводной головки и модель Luminor ref.6152/1(50-егг)
Производство моделей Radiomir и Luminor (от названия нового люминофора на базе трития, заменившего собой радий), ориентированное исключительно на нужды военных, выходит на новый виток в начале 50-х годов с появлением нового заказчика в лице Египетского военно-морского флота.
Модель Officine Panerai Egiziano
Модель Officine Panerai Egiziano
Так на свет появились массивные и удивительно прочные дайверские часы Egiziano, отличительной особенностью которых стал диаметр корпуса 60мм. Безель моделей оснащался градуированной шкалой для точного расчета времени погружения. Первые же «гражданские» модели марки появятся только через 40 лет: в 1993 году Officine Panerai представит свою первую коллекцию из трех лимитированных серий, адресованных широкой публике. В нее войдут модели Luminor, Luminor Marina и Mare Nostrum. Последняя модель представляла собой хронограф, прототип которого был разработан в 40-х годах и никогда не выпускался в серийном производстве.



С тех пор компания не прекращает своих новаторских изысканий, разрабатывая новые калибры с завидным для конкурентов постоянством и впечатляющей скоростью.



Особенно важным, если не сказать переломным, для марки стал 2002 год. Во-первых, в 2002 году компания запустила проект по разработке первого калибра собственного производства, во-вторых, в том же году была открыта первая швейцарская мануфактура марки. Расположенная недалеко от озера Невшатель, колыбели старейших часовых традиций Швейцарии, мануфактура Panerai собрала в своих стенах все виды деятельности компании, тем самым обеспечив себе возможность регулярно удивлять весь мир эксклюзивными моделями часов, в которых гармонично сочетаются традиции и инновации.



Калибр P.2002 появился на свет в 2005 году и стал своеобразной данью уважения механизму с 8-часовым запасом хода, разработанному маркой в 40-х годах прошлого века. Для Panerai этот калибр отметил начало новой эры, эры ориентированной на швейцарское часовое искусство и получившей материальное воплощение в целой серии мануфактурных механизмов, уникальных как по функциональным, так и по эстетическим качествам.



Для Panerai мануфактура в Невшателе стала синонимом тех ценностей, которыми марка руководствуется и при создании современных моделей: неподражаемый дизайн, верность истории бренда и постоянных поиск дизайнерских и инженерных решений, позволяющих сочетать визуальную простоту и самые высокие технические требования.



Желая отдать дань уважения швейцарским часовым мастерам, Panerai представила утонченную интерпретацию одного из самых трудоемких усложнений категории высокое часовое искусство – турбийона, оснастив данной функцией механизмы P.2005 P.2005/G и P.2005/S, установленные в моделях Lo Scienziato и Astronomo. Как настоящее, так и будущее компании ориентировано не только на производство высококачественных мануфактурных механизмов, но и на научные изыскания в разработке новых материалов.
Модель Lo Scienziato
Модель Lo Scienziato
Одним из главных центров научно-исследовательской работы бренда стала мануфактура Officine Panerai в Пьер-а-Боте. Ее открытие, состоявшееся в 2014 году, наглядно продемонстрировало всему миру, что флорентийская марка занимает одну из лидирующих позиций в мире элитных спортивных часов.
Эволюция названия и появление фирменного логотипа



Название фирмы с 1925 года
1905 год – Гвидо Панераи создает компанию "Guido Panerai - Meccanica di Precisione".



1925 год – к управлению компанией подключается Джузепепе Панераи. С этого момента продукция мастерских Panerai выходит под названием "Guido Panerai e Figlio" («Гвидо Панераи и сын»).



1972 год – после смерти Гвидо Панераи управление компанией, а вместе с ним и статус поставщика итальянских ВМС, переходят в руки инженера Дино Цеи (Dino Zei). Смена руководства влечет за собой очередную смену названия. Наименование «Officine Panerai S.r.L.» впервые появится на циферблатах часов Panerai.
Логотип со стрелками OP
Логотип со стрелками OP
1980 год – рождение логотипа со стрелками OP.



Дино Цеи не понравился вариант логотипа, спроектированного флорентийским конструкторским бюро, и впоследствии идея итальянских конструкторов была доработана до того варианта, который сегодня известен всему миру. К заглавным буквам ОР Цеи добавил две разнонаправленные стрелки, которые символизировали продукцию бренда, предназначенную для использования на воде и под водой (стрелка вниз), а также на суше и в воздухе (стрелка вверх)



1997 год - Officine Panerai становится собственностью Richemont Group. Управление компанией переходит в руки Анджело Бонати (Angelo Bonati), человека, который сыграл немаловажную роль в развитии компании.
Новая глава в истории бренда




Анджело Бонати
«Искусство оставаться в рамках классического стиля означает возможность выйти за пределы времени, расположившись в идеальном времени и пространстве тех нерушимых ценностей, которые не могут изменить ни часы, ни даже годы». Вот таким кредо вдохновил Франко Колоньи своего напарника Анджело Бонати. Козырями нового шефа Panerai стали врожденный талант маркетолога, живой ум, глубокие знания в часовой области и … чувство юмора, которому не страшны никакие жизненные невзгоды. Год за годом Бонати планомерно превращал марку «одного продукта» в компанию по производству элитных часов. Опираясь на генетические коды марки, Бонати создал линейку настоящих хранителей времени, «лабораторию идей», в которой поклонники часового искусства неизменно находят отражение особой атмосферы мастерских на Пьяцца Сан-Джованни.



Чтобы подчеркнуть извечное стремление Panerai к совершенству, компания оснащает корпуса своих крупноформатных моделей легендарными калибрами других швейцарских марок, такими, как El Primero (Zenith) или Angelus (Jaeger-LeCoultre). И даже, если в один прекрасный день, желая привлечь на свою сторону прекрасную половину человечества, Panerai вдруг выпустит коллекцию дамских часов, усыпанных бриллиантами, марка все равно вернется к той изысканной простоте и строгости линий, которые стали прочным фундаментом ее успеха.
Слева направо: калибры El Primero и Angelus
Слева направо: калибры El Primero и Angelus
Более 150 лет истории, пройденной нестандартными тропами, оригинальный дизайн, уникальные лимитированные издания и высококачественные мануфактурные калибры – в копилке итало-швейцарского бренда есть все, чтобы марка Officine Panerai полюбилась самым придирчивым коллекционерам, что, к слову, и происходит с завидным постоянством на протяжении не одного десятка лет.