История бренда: Коко Шанель

Женщина-легенда Коко Шанель всегда была очень скрытной и таинственной и создавала о себе яркий миф, который так и не раскрыла до конца. Именно она в середине 20-х годов прошлого века заявила, что мода – это «маленькое черное платье». Женщины самых разных сословий и достатка были так покорены дизайнерской смелостью мадемуазель, что, не раздумывая надели привычно «траурный» наряд, мгновенно став безупречно элегантными и невероятно привлекательными. Она не изобретала маленького черного платья, как любила не раз повторять – она просто сделала его актуальным и модным, признаком роскоши, элегантности и хорошего вкуса. Понятие «стиль Шанель» прочно утвердилось в словаре мировой моды. Сама она говорила: «Стиль – прежде всего. Мода выходит из моды. Стиль – никогда!»



О ее детстве известно крайне мало. Габриель «Коко» Шанель родилась 19 августа 1883 года в городе Сомюр на западе Франции. Отцом ее был торговец носками Альбер Шанель, матерью – женщина без определенных занятий из среды овернских крестьян по имени Жанна Деволь. Дочка рыночных торговцев, Габриэль не имела никакой связи ни с культурой, ни с искусством, создав себя постоянным самообразованием и позволив жизни огранить ее выдающийся талант коммерсанта. Всю жизнь Мадемуазель боялась, что журналисты узнают о ее внебрачном происхождении, о том, что ее мать умерла от астмы и истощения, и о том, что отец бросил ее, сдав в 12-летнем возрасте в католический приют в Обазине, под тем предлогом, что просто не в состоянии прокормить. Когда девушке исполнилось 20 лет, она вышла из приюта и при помощи монахинь подыскала себе работу приказчицы в галантерейном магазине в городе Мулен. Элементарные навыки шитья, которые девушка получила в приюте, помогли Габриель заслужить уважение новых хозяев и заказчиков: она просто мастерски шила пока еще далекую от моды женскую и детскую одежду. В свободное время Шанель пела кафе-шантане, часто исполняя модный в то время шлягер: «Кто видал Коко у Трокадеро?» Отсюда и приставка к имени «Коко». Хотя сама Шанель, не любившая вспоминать о своей неудавшейся певческой карьере, объясняла происхождение этого прозвища иначе. По ее словам «коко» - это ласковое прозвище, которым отец называл ее в детстве [по-французски «коко» означает цыпленок]».



Презрение к собственному происхождению и нищете, в которой она росла, определят стремление Шанель любыми путями добиться успеха и признания. В городке, где работала Шанель, в то время расквартировался кавалерийский полк. В среде приютских девочек тогда бытовало убеждение, что будущее женщины заключено в мужчине. Так считала и сама Шанель и поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился Этьен Бальсан, молодой осиротевший буржуа с приличным наследством, он сразу попал в поле зрения Коко, на несколько лет став главным мужчиной в ее жизни. Однако у Этьена кроме Габриэль были и другие женщины, а сама Коко, пресытившись ролью содержанки и наслушавшись рассказов о Париже, в конце концов, нашла себе более подходящего мужчину в лице дуга Бальсана, молодого англичанина Артура Кейпела по прозвищу Бой.



Не раздумывая сменив замок Бальсана на холостяцкую квартиру Артура в Париже, Коко при финансовой поддержке нового друга открыла собственный магазин по продаже шляпок. Недостатка в клиентках у девушки не было, ведь у Боя было множество любовниц, у каждой из которых в свою очередь такое же множество подруг. Дело Шанель оказалось настолько успешным, что уже в конце 1910 года при неизменно поддержке Артура Кейпела, она открыла собственное ателье со смелой вывеской «Моды Шанель», расположившееся на улице Камбон. Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет ассоциироваться исключительно с ее именем.



В 1913 году Коко открыла бутик шляпок в Довиле. Хотя магазин модных дамских аксессуаров процветал, его хозяйка мечтала разработать собственную линию женской одежды. Поскольку профессиональной портнихой Шанель никогда не была, ей нельзя было заниматься пошивом «настоящего» женского платья. Изобретательная Коко нашла из этой ситуации весьма оригинальный выход: она просто стала шить платья из джерси – ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, причем сделала на этом состояние. Принцип упрощения Шанель использовала во всех своих творениях. Создавая очередной наряд, она просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко обратила на себя внимание, стремительно ворвавшись в мир моды с уникальным, ранее немыслимым для женщин стилем, в котором женственные изгибы уступят место почти мужской строгости. Все просто – за образец при создании своих моделей Шанель брала себя, а женственностью форм Мадемуазель никогда не отличалась. Заниженная талия, платье-рубашка, брюки для женщин и пляжная пижама – вот те элементы женского гардероба, которые появились на свет, благодаря стремлению Шанель к практичности и простоте. Именно практичность и простота составляет основу стиля от Шанель. К слову о женских брюках. Сама Шанель, хоть и ввела моду на этот предмет гардероба, брюки носила редко, полагая, что женщина никогда не будет выглядеть в них также хорошо, как мужчина.



В 1919 году в жизни Великой Шанель случилась страшная беда: Артур Кейпел погиб в автомобильной катастрофе. По одной из версий эта трагедия, прервавшая на некоторое время личную жизнь Коко, стала началом ее знаменитых экспериментов с черной тканью. Острословы утверждают, что Шанель ввела в моду черный цвет, чтобы одеть в траур по своему возлюбленному всех женщин Франции, потому что сама она, не будучи официальной женой Артура, не имела права носить по нему траур.



Первые модели «маленького черного платья» были длиной до колен, с прямым силуэтом и шились из забытого в наши дни креп-марокена. Их отличали четко выверенный крой, узкие рукава до запястий и революционная длина юбки. К слову, Шанель считала, что подол платья не должен быть выше колена, поскольку редкая женщина может похвастаться безупречной красотой этой части тела. У коктейльных вариантов платья был U-образный вырез, а вечерние отличались глубоким декольте на спине. Такие платья платьями традиционно дополнялись длинными нитками жемчуга или цветной бижутерии, боа, маленькими жакетиками и крошечными шляпками. Журналисты прозвали новинку «La Ford», что было весьма символично: оба изобретения были современны, удобны и изысканны. А вот модницы того времени поначалу прозвали платье «анекдотом, казусом и даже недоразумением», хотя уже через полгода выстраивались за нарядом в очереди, делая заказы а ателье Коко. По сей день дизайнеры всего мира создают множество вариаций одного из главных шедевров от Шанель, каждый раз подтверждая, что маленькое черное платье никогда не выйдет из моды.



После революции 1917 года в Европу хлынул огромный поток русских беженцев, которые в большинстве своем предпочитали селиться на Атлантическом побережье Франции, в Биарицце, где у них еще до революции были дачи. Летом 1920 года Шанель как раз открыла здесь большой дом моделей, обеспечив себя зажиточной русской клиентурой. В среде русской эмиграции мадам Шанель встретила племянника последнего русского императора – Великого князя Дмитрия Павловича. Эта встреча стала началом так называемого «русского периода» в творчестве Шанель, когда мадам с удовольствием шила вещи в русском стиле: отделанные мехом вышитые манто, косоворотки с оригинальными вышивками и другие наряды, доплненные деталями русского народного костюма. Князь отличался одной удивительной особенностью – он питал особую слабость к женщинам старше себя. Возможно, именно поэтому завязался его бурный роман с Коко, скоротечный, но все же плодотворный. Их главным совместным детищем стали знаменитые духи Шанель №5.



Все началось с того, что мадемуазель, в голове которой всегда витало множество коммерческих идей, задумала создать собственную парфюмерную линию. Но так как она попросту не знала, что такое парфюмерия, ей нужен был человек, разбирающийся в искусстве составления парфюмерных композиции. И тут судьба приготовила ей сюрприз. Среди знакомых ее любовника князя Дмитрия был выдающийся русский парфюмер с французскими корнями Эрнест Бо, отец которого долгие годы работал при Императорском дворе. Бежавший от революции Бо отчаянно нуждался в работе и когда к нему приехали Шанель с Дмитрием Павловичем и заказали несколько ароматов на выбор, талантливый химик с энтузиазмом принялся за создание новых духов. Через год кропотливой работы Эрнест представил на суд своей клиентки 5 пробирок с образцами новых ароматов. Больше всего Шанель понравился запах под номером 5, к тому же именно пятерку Коко считала своим счастливым числом, что и решило судьбу будущего бестселлера парфюмерии. Этот запах стал первым ароматом, синтезированным из 80 компонентов, и не повторявшим запах конкретного цветка, как это было принято раньше. Сам создатель, Эрнест Бо позже напишет в своем дневнике, что вложил в эти духи «воспоминания о России, о финских озерах около Петербурга, и о букетах ялтинской мимозы».



В мире парфюмерии духи произведи фурор, который можно объяснить не только качеством и новизной составляющих, но и необычной презентацией. Вместо флакона с диковинным орнаментом, богатой гравировкой и какой-нибудь фигуркой на крышке, как диктовала мода того времени, уникальная парфюмерная композиция была заключена в хрустальный флакон прямоугольной формы с очень скромной этикеткой. Единственным украшением простой «упаковки» была пробка, граненая под изумруд и мягко закругленные грани самого флакона. По легенде на эту предельно простую форму Шанель вдохновил штоф русской водки, преподнесенный в подарок ее любимым русским князем. Успех «Шанель № 5» пережил создателей легендарного аромата, утвердив духи в статусе самого продаваемого парфюма на планете.



Шанель была не только одним из самых влиятельных модельеров своего времени, но и превосходным коммерсантом. Когда духи Шанель № 5 уже были готовы, она не стала помещать их в витрину своего бутика, а просто подарила несколько флакончиков свои знакомым. Естественно, попробовав новинку, дамы немедленно рассказывали о ней подругам. В результате – к моменту появления новых духов в магазинах, новость о Шанель № 5 облетела всех потенциальных клиенток Шанель, которые выстроились за необычным ароматом в длинные очереди.



Еще в начале 1920-х годов Шанель увлеклась изготовлением искусственных драгоценностей, которые сама называла «фантазийной бижутерией». Она была не первой, кто подумал о том, чтобы смешать в своих аксессуарах натуральные камни со стразами, но стала первой, кто осмелися воплотить эту идею в жизнь. Именно Коко ввела моду на бижутерию, носить которую до нее считалось дурным тоном. Хотя многочисленные поклонники одаривали Шанель несметным количеством драгоценностей, всей этой роскоши она предпочитала искусственные камни, сделав их частью наряда каждой женщины. По поводу золота и драгоценных камней она порой с сарказмом замечала: «самые красивые украшения заставляют меня думать о морщинах, о дряблой коже богатых вдов, о костлявых пальцах, о смерти, о завещаниях …». По ее мнению, украшать себя драгоценностями «все равно, что носить вокруг шей банковский чек». Так началась ее война с теми дамами, которые носили настоящие украшения, выставляя напоказ богатство мужей или любовников. В это время Коко активно общалась с миром парижской богемы: в числе ее хороших знакомых были художник Пабло Пикассо, известный балетный импресарио Сергей Дягилев, композитор Игорь Стравинский, поэт Пьер Реверди, драматург Жаном Кокто и другие. Общаясь с известной модельершей подчас просто из любопытства, многие из них с удивлением обнаруживали, что Коко – неглупая, остроумная, оригинально мыслящая женщина; недаром Пикассо назвал ее «самой рассудительной женщиной на свете».
История Chanel
Мужчин в ней привлекала не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Когда к середине 20-х годов поклонники Мадемуазель по разным причинам покинули ее, в жизни Коко появился герцог Вестминстерский, роман с которым длился целых 14 лет. Эта непривычно долгая для Мадемуазель любовная история не только ввела ее в мир английской аристократии, но и нашла отражение в моделях Шанель того времени: «Я взяла английскую мужественность и сделала ее женственной», говорила мадемуазель Шанель. Газеты писали, что никогда еще не было в ее коллекциях столько твида, блуз и жилетов в полоску, столько костюмов жокеев и яхтсменов, спортивных пальто и непромокаемых плащей. Габриель переняла и английскую любовь к свитерам, к изумлению законодателей мод, дополнив их настоящими драгоценностями. «Английский период» Мадемуазель закончился, когда она, будучи уже зрелой женщиной не смогла родить герцогу наследника, уйдя от любовного разочарования в работу.



В апреле 1931 года Шанель приехала в Голливуд по приглашению продюсссера Сэма Голдвина. Киномагнат делал ставку на оглушительный успех фильмов, в которых актеры будут одеты в костюмы от Шанель, но не учел одну важную вещь. У киноиндустрии свои законы, и она требовала спецэффектов и даже некоторой броскости, в то время, как наряды Шанель – воплощение простоты и элегантности. Даже, если фильм получал превосходную рецензию критиков, о нарядах в ней почти не упоминалось, в связи с чем Голдвин и Шанель прекратили свое сотрудничество.



В 1940 году, когда Шанель была в зените славы, судьба подарила ей новую любовь в лице атташе германского посольства Ганса Гюнтера фон Динклаге. Они поселились в доме над ее магазином - единственным уцелевшим кусочком империи мод, насчитывавшей до войны 6 тыс. сотрудников. Все предприятия Коко закрыла осенью 1939 года, после того, как сотрудницы Дома Шанель вышли на забастовку, требуя «какого-то профсоюза». Вторая мировая война стала для нее прекрасной возможностью поквитаться с неблагодарными работниками и уволить их всех. В оккупированном Париже Шанель презентовала весьма патриотичную коллекцию одежды в сине-бело-красных тонах (цветах государственного флага Франции), а затем решила взять реванш за вынужденное безделье и приняла участие в переговорах о заключении мира между западными союзниками и Германией, используя личные связи с У. Черчилем. Успеха эта миссия, как известно, не имела.



После освобождения Парижа новые власти потребовали от Шанель немедленного отъезда из Франции. Ходили слухи, что так легко отделаться за связи с оккупантами Шанель удалось благодаря покровительству Черчилля, который лично попросил генерала де Голля проявить некоторую забывчивость в отношении Мадемуазель. Шанель покинула Париж и на добрый десяток лет вынужденно ушла в тень, оставив профессиональное поле новому поколению модельеров.
Шанель закалывает на манекенщице свое знаменитое черное платье
Шанель закалывает на манекенщице свое знаменитое черное платье
До 1953 года Коко жила в Швейцарии, а затем вернулась в Париж, в котором молодые модницы знали «Шанель» как марку духов и не более того. Неудивительно, что первая же коллекция, представленная после возвращения Мадемуазель, вызвала у критиков шок и недоумение. Все они ждали от Шанель чего-то нового, а она предложила лишь неизменный черный и все те же силуэты, в которых так называемые знатоки не смогли разглядеть неувядающую элегантность мадемуазель Коко. Шанель в очередной раз нашла выход. То, что не поняли в Париже, было слегка переработано и показано американцам, которые устроили француженке бурную овацию, наградив в 1955 году Оскаром в мире моды и признав Шанель самым влиятельным дизайнером ХХ века. Можно сказать, что в это время в США состоялся триумф «маленького черного платья», ставшего символом эпохи. Новое поколение модниц почло за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным Домом в мировой индустрии моды.
История Chanel
Стиль Шанель был настолько ясным и простым, что, зная лишь несколько характерных признаков этого стиля, таких как сдержанная цветовая гамма, простые силуэтные линии и полоска (чаще горизонтальная) можно было повторить его, создав образ, никогда не теряющий актуальности. Стиль Великой Мадемуазель предполагал, что если на костюме были пуговицы, то они обязательно застегивались. Функциональность и удобство такого костюма традиционно дополняли туфли на низком каблуке с поперечной полоской в носочной части, помогавшей зрительно уменьшить ногу. Что касается юбок от Шанель, они обязательно закрывали колени и снабжались карманами, куда дама могла положить сигареты. К слову, Шанель первой стала носить сумку через плечо.



Мадемуазель умерла 10 января 1971 года в возрасте 87 лет. Рядом с ней, несмотря на множество людей, окружавших Шанель при жизни, оказалась только горничная. Хотя доходы ее империи составляли 160 миллионов долларов в год, в гардеробе Великой Мадемуазель было найдено всего три наряда, которые она сама непременно назвала бы образцом элегантности. Похоронили Коко Шанель, согласно ее завещанию, не в Париже, а в швейцарской Лозанне, где, по ее словам, у нее возникало чувство защищенности.



Чтобы ни создавалось под брендом Chanel, одежда Haute Couture или модели класса высокое часовое искусство, компания во всем сохраняет безупречный стиль, неподвластный влиянию времени. Сдержанные по дизайну часы Chanel, воплотившие богатый опыт швейцарских часовых мастеров – средоточие той элегантности, которой отличаются все творения марки.



Когда Коко Шанель представила в 1926 году свое маленькое черное платье, а чуть позже практичные женские костюмы с брюками, она попросту перевернула те принципы, на которых строилась женская мода того времени. Простота и оригинальность ее украшений из бриллиантов, впервые представленных в 1932 году, не оставила равнодушной ни одну модницу эпохи Великой Мадемуазель. В 1955 году в Далласе женщина-легенда получила Оскар в мире моды, как самый влиятельный модельер ХХ века. Несмотря на то, что Шанель ушла из жизни в 1971 году, за 16 лет до того, как были созданы первые часы под маркой ее имени, бессмертный дух непокорной бунтарки обрел воплощение в часовой продукции бренда.



В 1983 году креативным директором модного дома Chanel становится Карл Лагерфельд, сделавший для компании то, что было не под силу ни одному дизайнеру. Лагерфельд вернул бренду прежнюю известность и шарм, сохранив уникальный стиль основательницы модного дома и вдохнув в него новую жизнь. Дизайнер ушел от старых силуэтных линий, пополнив коллекции Chanel кожаными шортами и юбками-мини и призвав модниц всего мира без стеснения демонстрировать свои прелестные ножки. Новые предметы женского гардероба украшались элементами из традиционного арсенала Chanel: металлическими пуговицами, цепочками и т.п. Под руководством Карла Лагерфельда в 1987 году была выпущена первая линия часов Chanel, созданная по замыслу Жака Эллё (Jacques Helleu). Дебютные часы Chanel получили символичное название Première и воплотили в себе стилевые традиции бренда. Модель в одночасье стала и визитной карточкой марки, и ее пропуском в мир высокого часового искусства. Прямоугольный корпус со скошенными боковыми гранями вызывал двойные ассоциации, с одной стороны напоминая форму пробки от флакона знаменитых духов Chanel № 5, с другой – очертания Вандомской площади. Необычный силуэт с легким налетом ретро в сочетании с плетеным кожаным ремешком или витым золотым браслетом отсылал к незыблемым канонам стиля Chanel, получившим в часах Première новую жизнь. Простые силуэтные линии превратили эту модель в универсальные часы, популярность которых, как и популярность других творений дома Chanel никогда не зависела от того, что диктовала мода. Вскоре после премьеры в Париже, на авеню Монтень 40 (40 avenue Montaigne) был открыт первый часовой бутик Chanel.



В 1993 году Chanel приобретает в собственность известную швейцарскую мануфактуру G&F Châtelain, специализировавшуюся на производстве часовых корпусов. Здесь, в мастерских Ла-Шо-де-Фона, колыбели швейцарского часового искусства, рождаются на свет все часы марки. Творческая искра мастеров мануфактуры получает воплощение в инновационных моделях часов. Весь процесс создания, от производства корпусов и браслетов, до установки высокоточного швейцарского механизма в корпус контролируется при помощи самого современного оборудования, что не мешает Chanel опираться на лучшие часовые традиции.



В это же время Жак Элле задумывает создать часы, которые стали бы данью памяти великой Габриэль Шанель. После семи лет творческих поисков, в 2000 году на свет появилась одна из культовых моделей дома Chanel – J12. Вдохновленные морской стихией часы J12 превратили высокотехнологичную керамику в по-настоящему дорогой материал, выделив модели, объединившие моду и часовое искусство в отдельное направление, функционирующее по своим законам. Через три года линию часов в корпусах из черной керамики дополнили модели, облаченные в керамику ослепительно белого цвета. Так, Chanel вывела на авансцену часового искусства столь близкий сердцу основательницы модного дома тандем белого и черного. В этих часах нашло отражение единство вечных противоположностей: дня и ночи, мужского и женского, силы и элегантности, тайны и полной ясности. J12 стала первопроходцем не только в области использования керамики: эти модели в стиле унисекс превосходно отвечали духу Габриэль Шанель, которая любила носить мужские часы, каждый раз бросая вызов устоявшимся привычкам и обычаям. Сегодня культовые часы от Chanel представлены в классической и ювелирной версиях, а также в варианте, дополненном разного рода усложнениями.



В 2005 году в рамках коллекции J12 был представлен первый турбийон. Впервые в истории часового дела часы с турбийоном были оснащены керамической платиной и заключены в корпус из высокотехнологичной керамики.



Еще через 3 года, упрочив свой статус в мире высокого часового искусства, Chanel при поддержке компании Audemars Piguet создает собственный мануфактурный механизм – автоматический калибр 3125, оснащенный ротором из керамики.



К 10-летию коллекции J12 Chanel презентует уникальную новинку, в которой нашел отражение собственный взгляд Chanel на то, какими должны быть современные механические часы, как с точки зрения эстетики, так и в плане функциональности. Модель J12 Rétrograde Mystérieuse обозначила новый этап триумфального шествия Chanel по миру высокого часового искусства и открыла еще не изведанные возможности создания современных часов. Разработка данной модели была поручена известному специалисту в области создания сложных часов – Джулио Паппи (Giulio Papi) из APRP
Команда Паппи блестяще справилась с поставленной перед ними задачей, создав часы, которые объединили практичный и элегантный стиль Chanel с концептуально сложным механизмом. В часах J12 Rétrograde Mystérieuse был использован принцип ретроградного движения минутной стрелки, которая перемещалась по циферблату сначала вперед до заводной головки, расположенной на отметке 3 часа, а затем назад, до обратной стороны заводной головки. Индикацию минут во время обратного движения стрелки облегчал цифровой дисплей, расположенный между 5 и 6 часами. Заводную головку при этом можно было убрать в циферблат. Строго говоря, на часовом рынке появилась модель с уникальным тройным усложнением (турбийон, ретроградная минутная стрелка и убирающаяся в циферблат заводная головка), достойном отдельной статьи в словаре высокого часового искусства.



В 2011 году компания Chanel вновь использовала керамику, на этот раз в сочетании с титаном. Необычная комбинация материалов и применение новой техники полировки при помощи алмазной пудры позволили не только сделать часы намного легче, но и добиться абсолютно уникального цвета, который в зависимости от угла падения солнечных лучей менялся от платиново-серого до оттенка грозового неба. Модели J12 Chromatic – это еще одно доказательство того, что компания Chanel умеет быть на шаг впереди времени, а культовая модель бренда, J12, вот уже 15 лет не перестает открывать перед модным домом новые горизонты для творчества.



Линия часов Première, ставшая дебютом модного дома на часовом поприще, прошла проверку временем, не потеряв ни капли своей умопомрачительной притягательности. Первая модель Première была выпущена в 1987 году, но и сегодня, почти 30 лет спустя магия этих часов влюбляет в себя ценителей неувядающей элегантности. Независимо от того, в каком размере, материале и с какой отделкой представлены эти часы (инкрустированные модели или модели, сохранившие строгость исполнения), в их дизайне воплощена потрясающая творческая смелость, виртуозное часовое мастерство и филигранное владение техниками высокого ювелирного искусства.



Говоря о творческой смелости создателей современных версий Première нельзя не упомянуть о модели Première Triple Tour, выпущенной в 2011 году. Знакомые всем поклонникам Chanel силуэтные линии корпуса на этот раз дополнял необычный кожаный ремешок в три обхвата, навевающий ассоциации с цепочкой от сумочки Chanel. Еще через 2 года на свет появилась доработанная версия модели Première образца 1987 года. Профиль часов стал более утонченным, силуэт – более вытянутым, а ремешок-цепочка был представлен в более удобном размере. Образ новинки как нельзя лучше воплотил в себе квинтэссенцию стиля Chanel.



Габриэль Шанель с легкостью меняла предназначение и функции своих творений, превращая исконно мужские предметы гардероба в удобные и практичные вещи для женщин. Из этого искусства противостояния рождались на свет не только наряды Мадемуазель Коко, но и другие вещи, которым суждено было стать легендами: духи Шанель № 5, сумочка 2.55. Часы J12 и Première, хотя и были созданы после смерти Коко Шанель, прекрасно воплотили в себе философию нон-конформизма, столь близкую сердцу Великой кутюрье.